Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Паропоршневые электростанции заслужили научное признание!


 

Паропоршневые электростанции заслужили научное признание!

 

 

Неторопливой и величественной поступью, словно космическая ракета, поднимающаяся над стартовой площадкой, паровые машины внедрились в энергетическую науку России XXI века.

 

В современной России защищена первая диссертация, тематика которой связана, в частности, с предложениями по возвращению поршневых паровых машин в отечественную энергетику на современном технико-технологическом уровне как паропоршневых двигателей с высокими эксплуатационными характеристиками. Историческое событие произошло 26 июня этого года в стенах главного отраслевого вуза страны – Московского энергетического института (МЭИ).

Вообще, характер развития паровой машины в науке и практике как источника механической силы для энергетики представляется нелинейным: годы широкой применимости, периоды забвения и нового рождения. Автор этих строк попытался вспомнить такие эпизоды, ряд из которых незаслуженно забыт или малоизвестен. Однако после полувековой паузы техника пара и поршня снова возвратилась в отечественную науку и обретает реальность. Для российской энергетики нынешнего времени эти права сумел отстоять русский ученый и инженер Владимир Сергеевич Дубинин. 242 страничный труд «Совершенствование систем энергоснабжения в газифицированных регионах России на базе поршневых технологий» на соискание ученой степени кандидата технических наук выполнен им в Национальном исследовательском университете «МЭИ» на кафедре «Тепловые электрические станции» под руководством доктора технических наук, профессора МЭИ Альберта Александровича Беляева.

Защищена работа по научной специальности 05.14.01 «Энергетические системы и комплексы» в действующем при МЭИ диссертационном совете Д 212.157.14. Как официальные оппоненты соискателя выступили: доктор технических наук, профессор МЭИ Э. К. Аракелян и кандидат технических наук, ректор Московского института энергобезопасности и энергосбережения В. Д. Толмачев. Ведущую организацию представлял Институт энергетических исследований Российской академии наук (Москва). Необходимо особо подчеркнуть, что положительное решение упомянутого выше Совета было однозначным – ни одного голоса «против»! Примечателен и факт защиты этой научной работы именно в МЭИ, где шестьдесят лет назад была защищена последняя в нашей стране диссертация по поршневым паровым машинам (Кирсанов И. Н. Модернизация и реконструкция поршневых паровых машин: дис. канд. техн. наук / МЭИ. – М., 1953).

Обстоятельный научно-технический труд по современной поршневой энергетике посвящен многим ее вопросам в рамках заявленной темы и доступен для свободного ознакомления в информационно-компьютерной сети Internet на «Энергетическом сайте В. С. Дубинина» (www.energodub.ru). Автореферат диссертации выложен на интернет-портале МЭИ (http://www.mpei.ru ;/ LANG / RUS / Publish / InfoAcadCncl / 2013 / DubininVS.pdf). Поэтому далее рассмотрим лишь некоторые новостные ее аспекты по части того, что имеет отношение к тепловым электростанциям с паропоршневыми двигателями.

Во-первых, паропоршневые электростанции (см. многочисленные публикации в газетах «Энергетика и промышленность России» и «Тепловая энергетика» за 2012 2013 годы) заслужили «путевку» в российскую науку современности. Это следует из принятия положительного решения о защите работы на соискание ученой степени, являющегося, как известно, свидетельством признания научной общественностью результатов диссертационного исследования. А в последнем В. С. Дубинин как раз отводит паропоршневым электростанциям одно из центральных мест на арене энергетики страны.

Во-вторых, основные сведения по вопросам целесообразности и эффективности внедрения паропоршневых двигателей опубликованы соискателем как автором и в соавторстве с коллегами на страницах отечественных журналов «Промышленная энергетика» (№ 9 11 / 2005; 1, 9 / 2006; 1, 6 / 2007; 3, 7, 8 / 2008; 1 / 2010) и «Энергобезопасность и энергосбережение» (№ 6 / 2010), признаваемых Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ ведущими научными рецензируемыми изданиями. Кроме этого, тематика паропоршневых электростанций неоднократно освещалась В. С. Дубининым с единомышленниками для обсуждений в рамках научных конференций международного уровня и даже – в докладе «Сравнительная оценка газопоршневых, паротурбинных и паропоршневых электростанций» (электронная копия доступна по ссылке http://energodub.ru ;/ sites / default / files / 2013 / 03 / doklad.pdf) на секции «Малая и нетрадиционная энергетика» Научно-технического совета РАО «ЕЭС России» в Москве 23 октября 2007 года.

В-третьих, диссертацию В. С. Дубинина следует рассматривать как настоящий свод знаний в области истории и современного применения поршневых двигателей именно парового класса. А список литературы является просто кладезем библиографической информации по становлению в России научно-практических идей создания мини-ТЭЦ особенно на базе котельных с использованием паровых двигателей: лопаточных, винтовых (обе разновидности коммерциализованы) и поршневых (разрабатываются). Поэтому, при необходимости, можно более подробно углубиться в изучение заинтересовавшего вопроса.

В-четвертых, хотелось бы сказать о так называемом «методе В. С. Дубинина» по обеспечению высокоточного поддержания частоты напряжения (как в электрических розетках наших домов) на поршневых электростанциях при работе автономно от энергосистемы, в которой качество электроэнергии регламентируется ГОСТом Р 54149 2010. Автор диссертации разработал данный метод на основании подтвержденной им на практике собственной научной теории самостабилизации частоты вращения вала поршневого двигателя (турбина таким свойством не обладает) без (!) организации обратных связей. Одноименное с теорией явление в технике тоже было открыто В. С. Дубининым. Кстати, дальнейшим развитием этой теории занимается сегодня российский ученый Сергей Олегович Шкарупа (см. его статью в приложении 3 из монографии В. С. Дубинина «Обеспечение независимости электро- и теплоснабжения России от электрических сетей на базе поршневых технологий», выпущенной «Издательством Московского института энергобезопасности и энергосбережения» в 2009 году).

В-пятых, справедливости ради стоит заметить, что введенный в научно-технический оборот В. С. Дубининым термин «паропоршневой двигатель» (см. выше) является, по логике вещей, обобщающим по отношению ко всем работающим на паре поршневым двигателям. Например, если мы говорим об установке с паровым поршневым двигателем, равно как с паровой турбиной, то в лингвистически краткой форме выходит «паропоршневая установка» – по аналогии с «паротурбинной установкой». Поэтому уникализировать «двигатели от В. С. Дубинина и его коллег» было бы корректно известными в истории для достижения такой цели способами – назвать по фамилии конкретного изобретателя или месту, объединяющему создателей. Существовали же ракеты «ГИРД» (Группа изучения реактивного движения) и паровой двигатель «НАМИ-012» (Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт)... А у нас будут паропоршневые двигатели «Промтеплоэнергетика» (объединенная научная группа МАИ, ВИЭСХ, МЭИ, МИЭЭ, колледжа космического машиностроения и технологии Финансово-технологической академии).

В-шестых, диссертационная работа В. С. Дубинина безусловно представляет ценность не только в научном плане, но, разумеется, и с точки зрения возможности практического внедрения ее результатов. Так, еще до ее защиты, 17 мая этого года в Москве на заседании круглого стола «Обеспечение выполнения целевых показателей объема производства электрической энергии за счет использования биоресурсов, предусматриваемых распоряжением правительства РФ № 1 р от 8 января 2009 года» уже было рекомендовано просить Министерство образования и науки РФ включить в план работы последнего паропоршневую тематику. По данным Комитета по энергетической политике и энергоэффективности Российского союза промышленников и предпринимателей (www.rsppenergy.ru), речь идет о перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках по конверсии электростанций с двигателями внутреннего сгорания в многофункциональные энерготехнологические комплексы на базе гибридных энергоустановок: паропоршневой электростанции и малой ГЭС. Но путь от паропоршневой науки к практике в России – это тема отдельного рассказа.

 

Иван ТРОХИН

 


С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу ep@eprussia.ru



Информационный портал Энергетика и промышленность России - это:

Ежедневная новостная лента Новости энергетики.

Уникальная бесплатная электронная библиотека для специалистов.

Электронная версия и архив газеты Энергетика и промышленность России.

Новинки нормативно-технической литературы от издательств в разделе Книжный магазин.

Доска объявлений для предприятий, работающих в промышленно-энергетических отраслях.

Информация об отраслевых выставках, конференциях и семинарах в разделе Выставки.

Каталог сайтов компаний ТЭК и промышленности.

Наш портал может предложить рекламодателям следующие Услуги:
Участие в "Каталоге ЭПР" (в том числе регулярное самостоятельное размещение ваших новостей в ленте Новости компаний);
Размещение рекламных баннеров различных форматов на всех страницах портала;
Размещение рекламных статей.


В избранное