Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Россия не встала на счетчик: процесс внедрения учета в ЖКХ остался


 

Россия не встала на счетчик: процесс внедрения учета в ЖКХ остался без координатора

 

 

Российские регионы форсируют установку общедомовых приборов учета ресурсов, спеша выполнить требования федерального закона об энергосбережении и опасаясь нового взлета цен за «коммуналку».

 

Напомним, что, согласно закону, вступившему в силу в 2009 году, в срок до 1 июля 2013 года все многоквартирные дома должны быть оснащены общедомовыми счетчиками, при этом до 1 июля 2012 года за выполнение этой задачи отвечали управляющие многоквартирными домами компании, после указанной даты – ресурсоснабжающие организации. При этом «ресурсники» устанавливают приборы учета за свой счет и включают соответствующие расходы в квитанции с рассрочкой на пять лет.

Но реальные результаты заметно отстают от утвержденных «наверху» планов: согласно данным Министерства регионального развития, озвученных в августе минувшего года, оснащенность общедомовыми счетчиками электроэнергии составляет не более 45,8 процента, общедомовыми приборами учета тепловой энергии – около 30 процентов, общедомовыми приборами учета горячей воды – 28,8 процента. Судя по сообщениям с мест, до стопроцентной оснащенности общедомовыми счетчиками во многих регионах РФ по прежнему далеко.



РСО возражают Минрегиону

Именно проволочки и неясности с установкой общедомовых счетчиков стали важнейшей причиной роста платежей за общедомовые нужды и привели к временной «заморозке» платежей по ОДН на местах до тех пор, пока данный регион не будет «оприборен» полностью. Есть и другие риски, которые только начинают проявляться или вступят в силу в ближайшее время. Один из этих рисков – уменьшение шансов войти в федеральную программу по софинансированию капитального ремонта многоквартирных домов. Как напомнил в начале марта министр строительства Челябинской области Виктор Тупикин, для того, чтобы получить поддержку из центра, уровень оснащенности счетчиками должен достигнуть самое меньшее 75 процентов, в то время как в реальности он составляет менее 50 процентов.

Свой вариант ускорения процесса «оприборивания» выдвинул глава Минрегиона РФ Игорь Слюняев, предложивший включать расходы на установку приборов учета в инвестиционные программы ресурсоснабжающих компаний. Эта идея вызвала неоднозначную реакцию самих ресурсоснабжающих организаций (РСО), напомнивших о высокой стоимости подобных кампаний, дефиците собственных средств и кадров, о необходимости преодолевать недоверие граждан и о том, что такие задачи не решаются в сверхсжатые сроки. Как напомнил представитель Дальневосточной генерирующей компании, «даже при включении необходимых денежных средств в тариф на тепловую энергию и инвестиционную программу на установку всех приборов может понадобиться не менее четырех лет».

Но почему эта задача не была решена до 1 июля 2012 года, хотя теоретически об установке счетчиков должны были позаботиться сами граждане и управляющие организации, выполняющие решение общего собрания собственников? Нередко и те и другие воспринимали обязанности по установке приборов учета как дополнительную нагрузку, дающую очень отдаленные выгоды.

– По большому счету, управляющим компаниям это не нужно, – считает главный управляющий директор «Амурских коммунальных сетей» Наталия Куприна. – Установив прибор учета, они приобретают новые проблемы, с которыми на сегодняшний день они не готовы работать и, наверное, не хотят. Это ответственность за сохранность счетчика, контроль за его работоспособностью, проверка распределения по конкретным квартирам этого коммунального ресурса, выявление злоупотреблений «инициативных» граждан. Таких «умельцев», любителей поживиться за чужой счет, у нас великое множество. В ход идут, например, какие то скрутки, когда очень умелые люди на индивидуальный счетчик устанавливают ограничители и часть основной нагрузки – работа стиральной машины, плиты, электрочайника – идет на общедомовые нужды.



«Час Х» заставит действовать

Наш корреспондент обратился к непосредственным участникам рынка учета ресурсов с вопросом, как они оценивают причины проблем с «оприбориванием» российского ЖКХ и озвученные в последнее время инициативы по исправлению ситуации, в том числе предложения Минрегиона РФ, связанные с созданием института арбитров – независимых операторов коммерческого учета.

– Опыт функционирования розничных рынков коммунальных услуг указывает на существование принципиального конфликта интересов поставщиков и потребителей при введении коммерческого учета количества и качества поставляемых ресурсов, – подтверждает Лев Радченко, начальник отдела НП «Межрегиональный альянс энергооператоров», консультант экспертной секции «Системные технологии энергоучета, энергосбережения и энергетического сервиса» при Комитете по энергетике Государственной думы РФ. – Чаще всего этот конфликт обусловлен снижением доходов у поставщиков энергоресурсов и увеличением расходов у потребителей. Большое количество конфликтов возникает из за достоверности данных коммерческого учета, когда проявляется умышленное искажение данных в интересах того или иного субъекта рынка.

Много противоречий возникает и при установке приборов учета. В настоящее время в России действует порядок, когда приборы устанавливают и эксплуатируют не поставщики, а потребители энергоресурсов. Но в то же время право контролировать коммерческие измерения отдано продавцу.

На сегодняшний день в соответствии с законом наступил «час икс», когда ответственность за установку приборов от потребителя перешла к поставщику. Этот переход в настоящее время с точки зрения нормативно-правовых отношений наиболее уязвим, так как вызывает многочисленные вопросы и неопределенности. В первых редакциях закона об энергосбережении была прописана возможность установки приборов учета энергоресурсов за счет тарифа. Сейчас это положение исключено и предложено равными долями в течение 5 лет собирать платежи с населения, которое данные приборы не установило. Это решение с учетом существующих неплатежей ресурсоснабжающим организациям, вероятнее всего, приведет к увеличению задолженности потребителей перед поставщиками, если не будет разрешено включать эти затраты в тариф. На наш взгляд, целесообразно разрешить включение затрат на установку приборов учета как в тарифную составляющую, так и в содержание и ремонт общего имущества. При этом на местах администрация и поставщик энергоресурса должны сами определить наиболее безболезненный путь для населения.

– Такова ситуация с жилым фондом. А как обстоят дела с оснащением приборами учета бюджетных учреждений?

– Оснащенность приборами учета бюджетных учреждений во много раз выше, чем многоквартирных домов. Это связано с тем, что после принятия первого закона об энергосбережении администрации вынуждены были разрабатывать программы по энергосбережению, создавать фонды и центры по энергосбережению, куда направлялись бюджетные средства. Это позволило недотационным, а за счет федеральных средств – и дотационным субъектам РФ направить средства на реализацию программ энергосбережения в части установки приборов учета в бюджетных учреждениях, но сам процесс был долгий и мучительный.



Спешка дискредитирует закон

– Какие причины, на ваш взгляд, породили все эти недоработки, непонимание и противоречия? Как вышло, что процесс внедрения коммерческого учета в ЖКХ то и дело спотыкается о новые и новые препятствия?

– Требования коммерческого учета энергоресурсов у неспециалиста ассоциируются только с установкой приборов учета энергоресурсов. Это мешает увидеть всю проблему в целом – во всем многообразии экономических, технических, юридических и чисто человеческих отношений, возникающих в обществе при построении комплексных систем коммерческого учета производимых, транспортируемых и потребляемых энергоресурсов в муниципальных образованиях и субъектах РФ.

Под комплексностью системы коммерческого учета энергоресурсов мы понимаем, прежде всего, понятные, доступные и прозрачные права, обязанности и ответственность каждого участника сферы учета энергоресурсов – потребителя, поставщика, производителя энергоресурсов; наличие субъекта, экономически заинтересованного в ликвидации безучетного потребления энергоресурсов и развитии системы коммерческого учета энергоресурсов; преобразование сферы учета энергоресурсов в полноценный стабильный, социально ответственный и эффективный бизнес; стимулирование развития сферы учета энергоресурсов по всем направлениям, с получением максимального эффекта как для потребителей, так и для поставщиков энергоресурсов.

Первым препятствием в реализации требований закона № 261 «Об энергосбережении» по внедрению коммерческого учета энергоресурсов стала необходимость совершенствования правового регулирования.

За эти несколько лет в дополнение к закону вышло более сорока нормативных актов только на федеральном уровне, не считая региональных, тогда как другие страны отвели несколько десятилетий на разработку подобных документов. Эта спешка, безусловно, повлияла на их качество и привела к тому, что часть важнейших сфер экономики России осталась вне правового поля. Ряд документов нуждается в корректировке в связи с наличием грубых ошибок (например, постановление правительства № 1225, где приведены показатели, которые в принципе нельзя рассчитать из за отсутствия статистических данных).

В настоящее время на федеральном уровне действуют Правила учета энергоресурсов, разработанные в 1995 1996 гг. В то же время утвержденных правил коммерческого учета какого либо вида энергоресурса нет, хотя их разработка в электро- и теплоэнергетике ведется многие годы.

В федеральном законе об энергосбережении поставлена задача построения государственной информационной системы в области энергоэффективности, которая предусматривает также сбор информации о производимых, транспортируемых и потребляемых энергоресурсах в муниципальных образованиях и субъектах РФ. Ответственным за ее внедрение названо Министерство энергетики. Однако, как оказывается, эта ответственность в части коммерческого учета носит необязательный характер, то есть не имеет юридической силы. Недостаточно федеральным законом обязать потребителей и производителей внедрять системы коммерческого учета энергоресурсов. Необходимо предложить и внедрить финансовые схемы, которые будут эффективно работать на этом рынке. Прописанная в законе рассрочка платежа за приборы учета энергоресурсов равными долями в течение пяти лет требует наличия финансовых институтов, но в настоящее время этих институтов нет, и когда они появятся – непонятно.

Налицо и другие проблемы, мешающие внедрению коммерческих систем комплексного учета энергоресурсов. Это отсутствие связи мероприятий и целевых показателей государственной программы с региональными и муниципальными программами, несоответствие объема полномочий органов государственной власти субъектов РФ и муниципалитетов предъявляемым к ним требованиям. Отсутствие правовых гарантий возврата инвестиций в коммерческий учет для ресурсоснабжающих организаций или их подрядных организаций, отсутствие практического опыта и средств для широкомасштабной установки приборов учета энергоресурсов. Отсутствие субъекта, экономически заинтересованного в ликвидации безучетного потребления энергоресурсов, построении и развитии систем коммерческого учета энергоресурсов и, как следствие, недостаток квалифицированных кадров. И наконец, отсутствие полноценного стабильного, социально ответственного и эффективного бизнеса в сфере учета энергоресурсов плюс слабая мотивация населения, отсутствие стимулов для установки приборов учета энергоресурсов – одного административного ресурса явно недостаточно.



Задача для арбитра

– Но как справиться с этим комплексом проблем, не подменяя реальных решений имитацией деятельности? Что делать, чтобы не запутать этот клубок еще сильнее?

– На что ориентироваться при решении проблем внедрения коммерческого учета энергоресурсов? Безусловно, на страны, где они уже решены. Наилучших результатов в организации работ по энергоэффективности и учету энергоресурсов добились государства, в которых эти работы выполняются планомерно и комплексно. Для этих стран характерно требование обязательного наличия приборов учета для измерения не только потребленного количества энергоресурса, но и его качественных показателей. Как правило, они включены в информационно-управляющие системы, осуществляющие контроль и управление учетом и потреблением энергоресурсов.

Отчасти такой опыт в России уже имеется. В свете грядущих изменений в развитии коммерческого учета энергоресурсов в 2009 году, еще до принятия закона об энергосбережении, была образована саморегулируемая организация «НП «Межрегиональный альянс энергооператоров». Одной из первых она начала процесс объединения предприятий, занимающихся коммерческим и технологическим учетом энергоресурсов и воды на всех видах предприятий и организаций на территории России. Партнерство предложило финансовые схемы, позволяющие привлекать инвестиции на внедрение коммерческого учета энергоресурсов. Пока эти условия привлекают лишь редкие кредитно-финансовые учреждения.

На базе сертифицированной информационно-измерительной системы «Взлет ИИС-М», внесенной в государственный реестр, в ряде регионов России внедрены и успешно эксплуатируются автоматизированные системы коммерческого учета энергоресурсов на объектах ЖКХ и промышленных предприятиях. С их помощью решаются вопросы измерения потребляемых (производимых) энергоресурсов, контроля над их текущими показаниями в онлайн-режиме, хранения и ведения баз данных с выдачей параметров учета и управления с диспетчерского пункта. Ведется также мониторинг нештатных ситуаций, контроль баланса между отпущенными и потребленными ресурсами, анализ энергопотребления и выявление возможностей для экономии. Системы позволяют оценить и параметры качества потребляемых (производимых) энергоресурсов. Опыт эксплуатации показал, что они могут успешно использоваться в качестве систем нижнего уровня, обеспечивающих сбор и обработку информации с приборов учета энергоресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) для функционирования ГИС ЖКХ, ТЭК и ЭЭ.

Что до решения конфликтов между поставщиками и потребителями, то эту роль может выполнить независимый оператор коммерческого учета энергоресурсов (ОКУ), который обеспечивает объективными данными все заинтересованные стороны. Задача ОКУ заключается в развитии достаточно доходного бизнеса, связанного с оказанием услуг по сбору, хранению, анализу и передаче заинтересованным сторонам коммерческой информации.

Но для ведения бизнеса и формирования института ОКУ необходимо правовое поле, тем более что деятельность оператора существенно зависит не только от постоянно меняющихся правил игры на рынке, но и от конкретных требований, изложенных в договорах энергоснабжения между потребителем и поставщиком. Именно операторы должны обеспечить внедрение автоматизированных систем учета энергоресурсов. Это позволит не потреблять больше, чем необходимо, платить только за то, что потребляешь, и потреблять так, чтобы платить меньше.

 

 

 


С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу ep@eprussia.ru



Информационный портал Энергетика и промышленность России - это:

Ежедневная новостная лента Новости энергетики.

Уникальная бесплатная электронная библиотека для специалистов.

Электронная версия и архив газеты Энергетика и промышленность России.

Новинки нормативно-технической литературы от издательств в разделе Книжный магазин.

Доска объявлений для предприятий, работающих в промышленно-энергетических отраслях.

Информация об отраслевых выставках, конференциях и семинарах в разделе Выставки.

Каталог сайтов компаний ТЭК и промышленности.

Наш портал может предложить рекламодателям следующие Услуги:
Участие в "Каталоге ЭПР" (в том числе регулярное самостоятельное размещение ваших новостей в ленте Новости компаний);
Размещение рекламных баннеров различных форматов на всех страницах портала;
Размещение рекламных статей.


В избранное