Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Общественно-политическая газета "Безнен юл" 5 san


Информационный Канал Subscribe.Ru

"БЕЗНЕҢ ЮЛ" иҗтимагый-сәяси һәм мәдәни мәгърифәт гәҗите

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
М Ә К А Л Ә Л Ә Р

Октябрь 2005г. №5

Юбилей и пытки

Обращение

Резолюция европейского парламента о Марий Эл

Почему пало Казанское ханство?

ТРАДИЦИОННОЕ ТЮРКСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Окончание. Начало в предыдущих номерах.


К ПРОБЛЕМЕ ЯЗЫКА И ЭТНОГЕНЕЗА САКОВ
Окончание. Начало в №4(10).


Древняя финская религия

Кайчандыр без юлга чыктык...

Кочевник, степь и небо


ЮБИЛЕЙ И ПЫТКИ

    После празднования юбилея Казани силовые структуры начали пытать представителей татарского национального движения.
   Один из лидеров татарского национального движения, бывший председатель Союза татарской молодежи "Азатлык" г. Казани Рамай Юлдашев был избит. Он и Тимур Лукманов провели несколько часов лежа на земле и полу автомобиля, а затем и камеры в застегнутых за спиной наручниках и пакетами на голове. 31 августа 2005 года в 11 дня к одной из дач садоводческого товарищества "Березка" (Казань, ул.Троицкий лес, остановка "Ветеринарный институт"), в которой летом проживал Рамай Юлдашев ворвались 5 человек в военной камуфляжной форме и черных масках, вооруженные автоматами Калашникова. В это время у Рамая был в гостях Тимур Лукманов, координатор евразийского союза молодежи из г.Омска. Ворвавшиеся сотрудники правоохранительных органов повали Рамая и Тимура на пол, застегнули за спиной наручники, одели на головы пластиковые пакеты и без предъявления каких-либо официальных документов и обвинений стали допрашивать о месте расположения некоего огнестрельном оружии "где ствол?". На даче устроили обыск, все разбросали, разломали печку бани. В ответ на просьбу лежащего на полу Рамая связаться с начальником отдела по борьбе с преступлениями УВД г.Казани Замалетдиновым Р.К., сотрудники правоохранительных органов надсмехались фразой "а может еще Шаймиеву позвонить?" Ничего не обнаружив, Рамая и Тимура забросили на пол своего микроавтобуса "Газель" белого цвета, и отвезли в камеру какого-то отделения в Казани. В здании их водили по коридорам несколько раз вверх вниз. Наручники и пакеты с головы им не сняли. Рамаю и Тимуру в камере удалось снять с головы пакеты и посмотреть в окно камеры - из окна было видно старинное здание из красного кирпича. Само здание в котором находилась камера также было старинным. Через час к ним вошли и допрос продолжился - опять спрашивали о каком-то оружии. Далее им вновь одели пакеты на голову, вновь отвели и положили на пол машины. На требование Рамая Юлдашева провести официальное расследование, сотрудники ФСБ (или МВД) абсолютно серьезно ответили "Мы тебя вообще зароем". Лежа связанным на полу машины и когда у тебя на голову надето непрозрачный, пропускающий очень мало воздуха полиэтиленовый пакет, думаю к таким словам сложно не отнестись не серьезно. Поколесив по городу и продолжая допрос, их привезли и выгрузили на землю. Рамаю показалось, что теперь вот и будут и "зарывать". С них сняли наручники и машина быстро уехала. Рамай и Тимур сняв с головы пакеты, увидели что лежат на земле рядом с построенным к 1000-летию новым мостом "Миллениум". Неподалеку на происходящее с испугом смотрели строители, работающие на второй очереди строительства моста. Да, в юморе "рыцарям плаща и кинжала" не откажешь. Ребята остались живы, на руках следы от наручников, синяки, ссадины и кровоподтеки на ногах.
    Рамай Юлдашев и Тимур Лукманов 1 сентября собираются обратиться с заявлением в прокуратуру с требованием о возбуждении уголовного дела по факту избиения, незаконного лишения свободы и угроз в убийстве. Необходимые фотографии следов физического насилия сделаны и будут предъявлены к заявлению. Также Рамай Юлдашев намерен обратиться с заявлением в средства массовой информации и правозащитные органы. Борцы с терроризмом похоже стали забывать, что существует закон, обязательный для всех и в том числе и для них. Такие же методы с надеванием плотных полиэтиленовых пакетов на голову заключенных я видел по телевизору - как пытали иракских пленных американские тюремщики. Да уж... Я знаю Рамая давно, с 1992 года. Время от времени он бывает у меня дома в гостях. Незадолго до юбилея Казани к нам несколько раз заглядывали милиционеры с вопросом - не у нас ли проживает Рамай Юлдашев, меня в то время не было дома, а моя мама, придерживаясь естественной здравой мысли, что лучше с милицией дело не иметь, заявляла, что тут он никак не живет и что давно его не видела, что тоже было верно. И откуда милиция знает, что Рамай иногда заходит ко мне в гости? Для чего его искали то? Для профилактической беседы о предстоящем юбилее или чтобы потом прийти искать "мифический ствол"? А бог его знает зачем приходила, и лучше когда говорите по телефону, знайте, что вашу ерунду могут внимательно слушать. Маме я ничего про эту историю не скажу - не хочу пугать. Она надеется, что Рамай как всегда придет помогать копать картошку. Конечно придет.
   Фотографии рук Рамая со следами наручников и другие из этой истории пока размещаю на его сайте.
    http://ramay-yuldash.narod.ru/fsb/index.htm
    Давайте будем следить за продолжением истории. Я знаю, что среди подписчиков Татарской рассылки много журналистов, большая просьба к вам - проявите интерес к этой истории, если имеете такую возможность давайте поддержим Рамая - расскажите о этой истории людям.
   

Подписываюсь своим настоящим именем.
    С уважением, Азат Сайфутдинов,
   автор "Татарской рассылки".


ОБРАЩЕНИЕ


    Президенту республики Татарстан
   Минтимеру Шаймиеву,
   Международному Комитету
   Защиты Прав Человека
   От Шараева Роберта Хайртдиновича,
   Шайхутдинова Дамира Исмагиловича


    Уважаемый президент!
   Уважаемый Комитет!


    Республика Татарстан (РТ) является государством в составе Российской Федерации (РФ), имеет свою Конституцию и законы в числе которых закон “О языках народов РТ”. Согласно этому закону “государственными языками в РТ являются равноправные татарский и русский языки”, “в государственной сфере обслуживания и коммерческой деятельности используются государственные языки РТ”. Татарский язык является живым и литературным языком. По всероссийской переписи 2002 года в РТ проживает около 3,8 млн. человек. Из них более 2 млн составляют татары. А всего в РФ по официальным данным проживает около 6 млн. татар (по неофициальным в несколько раз больше). Это 2-я по численности нация РФ. В нашем городе Набережные Челны татар около 53%.
   Несмотря на вышеприведенные факты, муниципальными органами и коммерческими организациями татарский язык часто игнорируется. В подтверждение своих слов приводим видео и фотоматериалы, отснятые в нашем городе. Такая же ситуация наблюдается не только в нашем городе, но и в других населенных пунктах РТ, где татарское население составляет 90-100%! Пока еще существует немалый пласт населения (деревенское население, пожилые горожане, маленькие дети, чьи родители намеренно говорят с ними только по-татарски, чтобы не дать исчезнуть языку) для которых родной татарский язык является первостепенным языком общения. Однако описанные условия вынуждают их использовать русский язык в качестве основного языка общения и работы, а родному языку отводится роль кухонного или даже ненужного. Подавляющее большинство татар и особенно молодежь, будущее народа, между собой говорит на русском языке в связи с указанными проблемами. Можете ли вы себе представить подобное где-нибудь в Брюсселе?
   В РТ, не говоря уже об РФ, прослеживается тенденция исчезновения татарского языка, как уже постигла участь полного исчезновения многих десятков языков с территории России и СССР в связи с насильственной русификацией в годы монархии и советской власти. Где еще будет сохраняться и развиваться наш язык, если в РТ не созданы для этого условия?
   Доводим до вашего сведения, что для начала мы послали письма организациям нашего города (ОАО “Челны-Бройлер”, ОАО “Холод”, ЧП Тараканова) с предложениями изменить свое отношение к татарскому языку в своей коммерческой деятельности. (Копии писем прилагаются). Мы намерены серьезно и решительно довести дело вплоть до международного суда, если наши требования не будут удовлетворены на местном уровне.


   

Резолюция европейского парламента о Марий Эл

    О нарушениях прав человека и демократии
в республике Марий Эл Российской Федерации
(Страсбург, 12.05.05.)


    Европейский Парламент,
    - исходя из своих предыдущих резолюций в отношении России, включая резолюцию от 15 декабря 2004 г., и рекомендации Совету Европейского Союза по отношениям между ЕС и Россией от 26 февраля 2004 г.,
    - исходя из Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Сообществом и Россией, вступившем в силу 1 декабря 1997 г.,
    - исходя из Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод, в частности ее статьи 10,
    - исходя из Европейской хартии о защите региональных языков и языков меньшинств, подписанной Российской Федерацией 10 мая 2001 г.,
    - исходя из Конституции Марийской Республики (Марий Эл), согласно которой марийский язык является одним из государственных языков, и Закона о языках в Республике Марий Эл от 1995 г., согласно которому Марий Эл является многонациональной республикой, обеспечивающей всем своим гражданам, независимо от их национальности, право на сохранение и развитие своего родного языка и культуры,
    - исходя из заслуживающих доверия сообщений российских и международных общественных организаций о продолжающихся нарушениях прав человека и о нарушениях накануне и в ходе президентских выборов 19 декабря 2004 г. в Марийской Республике (Марий Эл) Российской Федерации,
    - исходя из состоявшихся 1 марта 2005 г. в Люксембурге первых консультаций между ЕС и Россией по вопросам прав человека, меньшинств и основных свобод,
    - исходя из положения №115(5) Процедурных Правил,
    A. принимая во внимание постоянно совершаемые частые нападения, преследования и запугивание по отношению к журналистам и корреспондентам негосударственных средств массовой информации в Марий Эл,
    включая убийство трех журналистов в 2001 г. и избиение г-на Владимира КОЗЛОВА 4 февраля 2005 г.;
    B. принимая во внимание, что местные и федеральные власти не предпринимают должных мер к тому, чтобы привлечь преступников к суду и обеспечить безопасность журналистов и независимость средств информации;
    C. принимая во внимание, что ряд оппозиционных газет могут печататься лишь за пределами Марийской Республики;
    D. принимая во внимание, что Прави-тельство Марий Эл угрожает закрыть школы в тех областях, где большинство голосов на президентских выборах было подано за оппозиционною кандидата, и принудило около десятка директоров школ в этих областях подать заявления об уходе с работы;
    Е. принимая во внимание, что представители марийского меньшинства сталкиваются со значительными трудности в получении образования на своем родном языке, поскольку на марийском языке не имеется ни среднего, ни высшего образования, а выпуск учебников на марийском в последние годы сильно сокращен;
    1. Убежден в том, что многонациональный характер Российской Федерации в огромной степени способствует культурному и языковому многообразию Европы, чем вправе гордиться все граждане Российской Федерации, и что его следует сохранять на благо всех европейцев;
    2. Решительно осуждает преследование и нападения на независимых журналистов в Марий Эл и призывает федеральные и местные власти привлечь к суду преступников, совершивших подобные действия, и обеспечить уважение к свободе слова;
    3. Призывает к быстрому, полному и независимому расследованию федеральными и местными властями утверждений о нарушениях перед президентскими выборами в Марий Эл 19 декабря 2004 г. и в ходе их;
    4. Призывает Правительство Марий Эл немедленно прекратить политическое преследование и запугивание государственных служащих за их взгляды и воздерживаться от необоснованного политического вмешательства в дела образовательных и культурных учреждений;
    5. Призывает местные и федеральные власти соблюдать обязательства, возложенные на них международным правом, и предпринимать соответствующие шаги, содей-ствующие практическому выполнению положений Государственной Конституции и других законодательных актов в том, что касается сохранения и развития языков и культур меньшинств, с особым упором на обеспечение качественного образования на родном языке на всех уровнях, тем самым обеспечивая марийскому и русскому языкам равное положение повсюду в республике;
    6. Предписывает своему Президенту направить настоящую резолюцию Совету и Комиссии Европейского Союза и Правительствам Российской Федерации и Марий Эл.


   

Почему пало Казанское ханство?


    В 1461 году скончался хан Казанского ханства Махмут, который оставил двух сыновей — Халиля и Ибрагима. На престол вступил хан Халиль. Но в 1467 году он скончался. Еще не успели провозгласить Ибрагима ханом, как на престол Казанского ханства стал претендовать хан Касим, бывший удельный князь в Московском государстве. Кандидатура Касима большинством татарской элиты сразу была отвергнута. Они не хотели подвергать себя случайностям новой политики, которая исходила бы от хана, приехавшего в Казань из-за границы. Не получив поддержки среди татар Казанского ханства, Касим хан решил занять престол насильственным путем. Назревала война между дядей и племянником. Не располагая в своем уделе для этого дела достойным татарским войском, он обратился к своему союзнику — московскому князю Ивану III с просьбой: дать в его распоряжение военный отряд. Иван III нашел целесообразным поддержать претендента, прожившего в пределах Московского княжества 20 лет и до некоторой степени считавшегося своим человеком, и выделил татарские казачьи отряды (служившие в Московском княжестве) и тем самым вмешался во внутренние дела Казанского ханства. Иван III надеялся, что с воцарением Касим хана на престол Казанского ханства достигнет благоприятного для себя влияния на дела соседнего государства.
    Вмешательство Московского княжества в дела Казанского ханства, вызванное как-будто незначительными, династийными соображениями, оказалось причиной серьезной войны между двумя государствами. Московское правительство с помощью татар первым подняло оружие против казанцев.
    В дальнейшем эта война переросла в агрессивную со стороны Московского княжества и завершилась завоеванием Казанского ханства. Когда войско Касим хана вступило в пределы Казанского ханства, оно было встречено казанским войском. Перевес казанского войска был настолько очевидным, что Касим хан повернул обратно, и таким образом его поход окончился неудачно.
    Борьба за престол была окончена и сам претендент вскоре скончался, но казанское правительство хорошо разглядело стоявшие за спиной Касима силы и решило наказать своего вассала Московского княжества. Хан Ибрагим послал на княжество отряд для разорения окрестностей Галича.
    Весной 1469 года Московское княжество предприняло первый поход против Казани, который полностью провалился. Потерпев поражение, остатки войск вернулись на русские земли.
    Во время существования Казанского ханства эти государства прошли совершенно различные пути развития. При правлении хана Улуг-Мухаммеда Казанское ханство превосходило по территории Московское княжество. Но после распада Золотой Орды и гибели Большой Орды произошло резкое изменение.
    В это смутное для татар время беки и эмиры уводили свои племена под крыло какого-нибудь татарского ханства. Но были и такие, которые не знали к какому ханству примкнуть, и тогда они уводили свое войско в пределы русских княжеств в поисках военной службы. Шли они в эти княжества как к своим союзникам, так как считали их одним из бывших улусов Золотой Орды.
    Московские князья, особенно начиная с Ивана III, принимали на службу в свое войско таких татар. Их называли служивыми татарами или казаками. Служа у московского князя, они сохраняли внутреннее войсковое устройство; военное обучение и тактика оставались привычными, внутренний быт у служивых татар (казаков) также был полностью автономным.
    При Иване III вооруженные силы Московского княжества резко увеличились. Возросла и военная мощь. Поэтому Ивану III легко удалось подчинить те княжества, с которыми борьба велась безуспешно в течение столетий. Тверь и Рязань вошли в состав Московского княжества, ярославский и ростовский князья принесли присягу на верность московскому князю.
    Еще немаловажную роль сыграло образование в Московском княжестве Касимовского ханства. Московские князья приобрели татарского хана с войском — верного, надежного союзника, который участвовал во всех сражениях на стороне русских. После двух удачных войн с Литвой к Московскому княжеству было присоединено еще 19 городов, 70 волостей и 22 городища. Московское княжество при Иване III выросло в большую державу, отодвинув Казанское ханство. Численность населения Московского княжества стало превосходить в два раза численность Казанского ханства. Таким образом Московское княжество, начиная с Ивана III, постоянно вело войны за расширение государства, которое быстро сравнялось с Казанским ханством, а затем превзошло его. В противоположность Московскому княжеству, Казанское ханство жило спокойной жизнью. Военная знать превращалась в земельных аристократов. Многие занялись торговлей. Все это усиливало склонность вести мирный образ жизни. Воинский дух и привычки, обычаи предков уходили в забвение. Военная мощь татар стала слабеть. Золотая Орда распалась на пять татарских ханств. Но татарская знать не успокоилась. Между этими ханствами шли постоянные интриги, которые заканчивались междоусобными стычками. Все эти тенденции вели к плохому концу. Наиболее важные события в Московском княжестве произошли после смерти следующего князя Василия III. Он оставил после себя наследником 3-х летнего сына Ивана IV. Пока Иван взрослел и находился под воспитанием духовенства, государством правили бояре. С 1542 года начинается митрополитство знаменитого Макария. Под его влиянием Иван IV был объявлен в 1547 году совершеннолетним, но вместе с тем поставлен под опеку священника Сильвестра, который еще шесть лет опекал его.
    Правительство Москвы стало разрабатывать план по захвату Казанского ханства. Вдохновителем и инициатором этого плана был митрополит Макарий, фактически стоявший во главе русского государства с 1547 года. Это он открыто проповедовал о проведении в жизнь идеи “Москва — третий Рим”, посредством провозглашения Ивана IV царем.
    Над Казанским государством нависала смертельная опасность. Москва открыто стала готовиться к захвату Казани. А в Казани как будто этого и не видят. Основная часть элиты не думает о защите своей страны, она занята мыслью о сохранении своего богатства, даже если для этого надо пойти на предательство. Между национальными патриотами и сторонниками московской ориентации идет скрытая и открытая война. В правительстве Казани организовывались постоянные заговоры, которые кончались переворотами. В конце концов, на престол воссел смелый, энергичный, умный Сафа-Гирей, который не только достойно отражал нападения московских войск, но и контратаковал. Но вдруг он неожиданно умирает. Есть версия, что его убили заговорщики. Его жена Сююмбике объявляется регентшей государства. Когда на родину идет враг, для отражения его нужен был решительный, отважный и умный государь. Сююмбике, как женщина, этими качествами не обладала. Предатели в правительстве пошли на все. Все человеческие морали у них отсутствовали. В обмен якобы на мир с Москвой, выдали Москве царицу Сююмбике и его сына Утямыша. Но и это не устраивало Москву. Она требовала части территорий ханства. В августе 1551 года в Казани состоялось собрание — курултай, который должен был дать ответ на это требование. Большая часть присутствующих (купечество, духовенство и т.д.) думала прежде всего о своих богатствах, нежели о сохранении целостности государства, поэтому Московский договор был принят. Захватив территории Казанского ханства, московское правительство направило войско для захвата города Казани. Почти три месяца шло войско, пока не вступило на территорию ханства. Правительство в Казани живет мирной жизнью, и не видит продвижения врага. Никто его и не остановил, пока он не дошел до Казани. Предательство правительства и основной части верхушки татарской аристократии было очевидно. Народу пришлось взять оборону Казани на себя. Силы были неравны. Русская армия превосходила в пять раз число защитников.
    Да, жители Казани не хотели умирать в эти холодные октябрьские дни 1552 года. У каждого были свои мечты, свои планы, свои заботы. Но дух народа был силен. Чтобы защитить свою свободу, государственность, жители Казани бились до конца. Никто не просил пощады у врага и почти все они погибли. Они своей кровью смыли позор и предательство своего правительства и большей части аристократии.
    Казань была взята. Понадобилось еще пять лет, чтобы московские войска захватили всю территорию Казанского ханства. Всюду народ отчаянно защищал свою свободу. Добровольное присоединение Казанского ханства к Московскому государству не состоялось исключительно по воле татарского народа, не желавшего (и не желающего по настоящее время) подчиняться московскому царю.
    Говорят, что время — лекарь. Но боль в сердце татарского народа не излечит даже время. До сих пор в октябре месяце татары собираются на площадях и, склоняя головы, поминают своих бесстрашных предков траурным молчанием . Да и вспомнить историю, чтобы знать ситуацию, происходящую сегодня, и планировать жизнь на завтра.


   

Рафаэль БЕЗЕРТИНОВ.



ТРАДИЦИОННОЕ ТЮРКСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО В ПРЕДЫДУЩИХ НОМЕРАХ.

   
    Пища.
    У каждого народа, согласно своим культурным традициям, географо-климатическим условиям, свой рацион питания и согласно этому свои алкогольные напитки.
    В рационе тюркских народов преобладали мясо-молочные продукты. Из этих же продуктов (молока) готовили алкогольные напитки – молочную “водку” (арака), крепостью не выше 15 % сод. алкоголя. Именно этот напиток усваивается организмом наших народов. Любая другая разрушает организм, наносит непоправимый вред.
    Вот что писал Калачёв: “… Не имея вредных начал дурно очищенной хлебной водки, арака не действует так губительно на организм, как эта последняя, по крайней мере, я не встречал теленгитов, страдающих болезнями, стоящими в связи с алкогольным отравлением. Опьянение аракой не имеет буйного характера. Пьяный сегодня, совершенно трезв завтра. К сожалению, в последнее время акцизное ведомство усмотрело в гонке араке незаконную добычу вина. Гонка араке стала строго преследоваться, кончаясь очень печально для многих. Началась фактическая борьба с аракой… Эти преследования гонки арака привели к печальным последствиям, то есть заметное обеднение, пропивание имущества… телеуты постепенно начали утрачивать свои оригинальные черты…”
    Необходимо возвращение к традиционной кухне. Она у нас богата и разнообразна, а главное, только она способна дать здоровье организму и сил для деятельности.
    Ношение оружия.
    С малых лет тюрки обучались военному искусству. Человек, который не владел оружием, не мог называться мужчиной, поэтому мальчики, достигшие 12-14 лет, хорошо владели оружием. В 14-15 лет при посвящении в воины родители и родственники дарили юноше оружие, и с этого времени и до смерти он не расставался с ним. Оружие способствовало физическому развитию. Такое оружие, как кинжал или нож, носили при себе постоянно. К ножу, который всегда имел при себе каждый мужчина, отношение было особое: его никогда никому не давали (например, когда ели мясо), в особенности женщине, а если уж давали кому-нибудь, то это служило доказательством особого доверия и уважения. Оружие входило в состав традиционной одежды.
    Оружие было еще и оберегом. Кинжал был из железа, а железо было наиболее почитаемым природным веществом. Железо отгоняло злых духов и оберегало человека от болезней и всяких бед.
    Сеок (род).
    Само слово “сеок” (соок, сљяк) - означает «кость». Кость - это прежде всего то, что остается от ушедшего в иной мир, от предка. Кость тот минимум, который сохраняет сущностные свойства жизни - былой и будущей. В ней заложена та жизненная сила, которая переходит из поколения в поколение. Эту силу невозможно потрогать, её можно только осознать, почувствовать и ощутить своим духом.
    “Кость” - это духовная сила отца. Она символически представляет мужчину.
    Отец является остовом ребенка, его физической опорой. Каков отец душой, таков и остов ребенка. Остов есть каркас, придающий опору всему. Отец - это опора физического мира.
    Если отец слаб, то слаб и остов. Отец должен давать выносливость, силу, разум, энергию для целеустремленного движения вперед.
    Именно для этого, для духовной крепости мужчины-отца существует сеок.
    Люди заботились о нравственной чистоте “кости”. Например, народная память донесла до нас такую историю что, когда мужчины сеока Сайин попросились в состав сеока Карга последние испытали их на меткость в стрельбе из лука. “Саинцы выдержали испытание: прострелили подвешенную за кольцо плеть и стали именоваться каргинцами”.
    О связи “сеока” с деревом.
    У каждого сеока свое духовное дерево, хотя несколько сеоков могут иметь и одно дерево, например, березу. Кости людей одного сеока сделаны из породы одного дерева. В зависимости от породы дерева кости делятся на твердые и мягкие.
    Так “кость” духовно связывает нас с миром Природы и с предками.
    “При помощи дерева описывались все связи и отношения людей друг с другом и общества - с природой.
    Об осознании глубинной связи сеока и дерева свидетельствуют и данные языка. Корень растения имел различные обозначения в древнетюркском, в том числе тоз (алт. тоз, тувин. дос). Кроме того, корень в древнетюркском языке обозначался как тур. Другие значения этого слова: “низ”, “дно”, “основание, основа”, “сущность”. Наконец, известны парные словосочетания: “тоз тур” (“корень, основа”), “тур тоз” (“происхождение, род, предки”).
    Семантическая связь понятий “сеок” и “корень” отражена также в слове ук. В южно-сибирских языках основными его значениями являются: “сеок, порода, племя, потомство, поколение, имя”. Основа их неоднократно сопоставлялась с монгольским “уг” - “основа, основание, пень, корень, происхождение, начало”. В алтайской лексике, вероятно, отразилось главное значение слова “ук”, отсылающее к предкам: “Уктан ука андый болгон” - “От предков до предков так продолжалось, из поколения в поколение так было”; “Угун уктап тууп ам yат” - “Родиться по природе предков”.
    Напомним, что словом ук, кроме прочего, называли еще и деревянную стрелу, которая была семейной реликвией, залогом плодородия.
    Если корни дерева устойчиво связываются с предками, в эту схему органично входит и сеок. Алтайцы сеока иркит считают, например, что их предки “вышли из корней березы”. Отсюда мы видим, что - “корни дерева - нижний мир - кости - предки сеока - истоки новой жизни (потомки)”.
    Корни и крона дерева не противопоставлены жестко: между ними существуют также возможности переходов как между началом и концом, востоком и западом и т. д., в то время как корни и крона связаны с ситуацией перемены, то ствол дерева служит олицетворением стабильности. Это символ живущего ныне поколения и в то же время - символическая и реальная опора. Вспомним, например, конструкцию зимнего жилища шорских охотников - растущее священное дерево служило его центральной опорой. Этим емким символом еще раз подчеркивается, что реальность явлена лишь в пределах среднего мира, все остальное - мир вероятностный, возможный.
    Ствол дерева - как выражение основы сеока, кровное родство, ветви - отдельные семьи, листья - члены родового коллектива, уходящие в землю корни связывают сеок с предками, обитающими в потустороннем мире.
    В прошлом у каждого члена сеока “кости” было свое личное дерево, ипостась дерева родового. Еще в 30-е гг. прошлого столетия шорцы Абинского улуса проводили ежегодные весенние моления в Священной роще, у самой старой березы. После угощения духов остатки артпы выливали на корни дерева. При этом некоторые “поливали” “собственную” березу. По воспоминаниям стариков, прежде это было правилом - иметь свое дерево. Не случайно в старину (или эти слова приписывают Чингисхану) говорили: “Тот, кто сажает деревья, будет жить долго”.
    Считалось, что деревья имеют своего двойника чула. Двойник дерева и двойник человека связаны между собой.
    Итак, жизнь человека сущностно связана с его двойником-деревом. А на уровне сеока осуществляется связь – “сообщество людей - сообщество деревьев”.
    Светлые и темные деревья.
    Почитание деревьев в тюркской культуре было очень сильным. Особенно почиталась береза - как светлое дерево, и почиталась ель (или пихта) - как темное дерево.
    При молении Тэнгри в юрте устанавливалась берёза, так, чтобы её вершина проходила в дымовое отверстие юрты, что символизировало собой выход в Небо.
    При молении Эрлиг Хан на месте проведения обряда в землю втыкалась срубленная ель или выбиралась растущая. Причина, по которой выбиралась ель или пихта следующая: когда Эрлиг Хан ушла под Землю, на поверхности осталось отверстие, и люди, срезав ель, заткнули его.
    Мужчины, взявшись за руки, водили хоровод с песнями вокруг ели: несколько кругов “по Солнцу”, и столько же – против.
    В литературе зафиксирован этот обряд, но нет ни слова о песне-молитве, которая исполнялась.
    О жизни сеоков и отношениях между ними.
    Очевидец конца 19 века писал: “Между собой инородцы живут дружно. Помогать друг другу, в случае не только крайности, а просто надобности, каждый вменяет себе в обязанность, и эта взаимная помощь возведена в обычай. Обыкновенно, если инородец не имеет достатка, а ему надо жениться, он оповещает об этом своих родных и знакомых, весть об этом разлетается, и к свадьбе новобрачному всякий что-нибудь тащит и везёт, и деньги, и скота, и одежду, и съестное, кто что может, сообразуясь со своим достатком. Нигде в такой мере не применяется пословица “с миру по нитке – голому рубашка”, как здесь”.
    Сеоки всегда, для поддержания нравственного состояния и порядка, воспитания подрастающего поколения в гордости и ответственности за свой сеок, соперничали между собой.
    “Между родами всегда существует известный антагонизм и соревнование, которое выражается, например, при борьбе, при бегах на лошадях и т.д. (написал Л.Н.Потанин) Одержавший верх становится предметом гордости целого рода. Впрочем, мне не доводилось ни разу убедиться, чтоб этот антагонизм переходил во вражду между родами…”.
    Соперничество-сотрудничество родов распространялось на все сферы их существования.
    Престиж рода защищали в поэтических сказаниях сказители… “На праздниках начинаются интересные состязания певцов “ченежу-кожандарь” – обычай, поразивший меня своей оригинальностью. Друг перед другом садятся два певца “кожанце”, принадлежащие к двум разным родам, и по очереди начинают петь, восхваляя каждый свой род, осмеивая противника и его род. Всё метче и злее становятся остроты, певцы стараются изо всех сил, сопровождая свое пение игрою на двухструйной балалайке “кайлачан-абусе”, они знают, что за спинами их сидят многочисленные родственники, жадно внимающие каждому их слову, знают, что поражение на этом турнире покроет стыдом и весь род”.
    Боевые кличи.
    С названиями сеоков, с доблестью предков, символах-эмблемах, почитаемых местах были связаны и боевые кличи – ураны.
    Известные кличи – уруй, урах, хурай.
    Они употреблялись во время молитв, священнодействий, боевых сражений, в знак радости, призыва и угрозы.
    Боевые кличи обладали сверхъестественной силой. (Часто переводят их как “Да поможет да спасёт” Небо).
    Каждый сеок имел свои знаки-эмблемы, знамена, свои военные песни и прозвища. Каждый мальчик с рождения определялся в отделение – ОН, во главе которого стоял – Онбаши. Так каждый мужчина с детства знал своё место в строю, учился чувствовать плечо товарища.
    Храмы.
    Храмы существовали всегда. На территории Хакасии на вершинах гор можно видеть остатки храмовых комплексов, которые назывались по-хакасски Тигриб (буквально “Небесный дом”.)
    Если раньше, когда люди жили в традиционных жилищах-юртах, необходимости в Храмах не было, так как юрта символизировала собой Вселенную в миниатюре (микрокосм), сегодня, когда жизнь проходит в современных городских квартирах для исполнения многих обрядов проводимых когда-то в юрте, нужен Храм (Храм-Юрта).
    Пост.
    Зима считалась временем наступления смерти.
    В конце зимы, весной наступал голод. Это считалось естественным. Те, кто выживал, хоронили умерших… Люди умирали от голода, и это было так же естественным. Люди относились к этому спокойно. В это время, во время наступления голода, люди в основном лежали в юртах, смотрели на Небо, размышляли о Тэнгри и молились. Отсюда и понимание жизни как “лежать” (“чадарга” - «ятарга») - “жить” и “лежать” обозначается одним и тем же словом.
    Сегодня, когда о голоде нет речи, пришло время проведения постов - как для молитв (общения с Тэнгри), так и в память о людях, которые голодали в это время года и тех, кто ушел из жизни. Пост может проводиться, начиная с конца февраля до середины марта.
    Возвращение к Тэнгрианству.
    Пришло ли время говорить о Тэнгрианстве? Очевидно.
    Есть общины, почитающие Тэнгри, пришло время их организации в единый духовный организм. Будучи одновременно не только духовным, но и общественным организмом, Тэнгрианство, даже исходя из своей сути упорядоченности пространства, должно обладать социальной структурой.
    Мы видели, что мир возник только после того, как Тэнгри утвердил порядок во Вселенной. И не просто утвердил, а Мир был Им строго структурирован. После этого мир стал понятен, прочен и надежен. Все части структуры подчинены верху Тэнгри, а вся структура в целом образует жизнь.
    Р/S.
    Тэнгри и Эрлик Хан противоположны друг другу. Тюркские народы считали, что Они равны между собой по могуществу и по воздействию на жизнь на земле.
    В их противоположности и борьбе произошло рождение мира, идёт его постоянное обновление, его изменение. Человек ощущает эту борьбу в своей душе, как борьбу между добром и злом.
    Начиная с 15 века, Эрлиг Хан сумела завладеть сознанием людей. Люди из страха перед Её грозным могуществом старались Её задобрить, чтобы не насылались болезни, страдания и преждевременная смерть, Тэнгри стали постепенно забывать считая, что Он - добрый и зла не причинит. Как же помутилось сознание людей – они лишили себя божественной силы Неба-Тэнгри. От задабривания Эрлиг Хан страданий и мучений меньше не стало, а народ пришел к своему духовному истощению.
    Но забывать Эрлиг Хан также нельзя.
    Вернулось время Тэнгри. Ему не нужны жертвенные животные, ему нужно, чтобы люди вернулись к нему и спасли себя.
   

ВИКТОР БАЙЛАГАШЕВ.
КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ТАШТАГОЛ.


К ПРОБЛЕМЕ ЯЗЫКА И ЭТНОГЕНЕЗА САКОВ
ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО В N4(10).


    Ли Бо жил в VII-VIII вв. н.э., значит, это были тюрки, но он их называет гуннами, он знал этническую историю Великой Степи. Все эти примеры приведены для того, чтобы выпукло показать, что саки, гунны, тюрки это народы-воины, в военной истории которых обнаруживается много общего, что объединяет и сближает их.
   Кроме приведенного выше факта существуют и другие, подчеркивающие общность этих народов, а именно широко известный культ предков у саков, гуннов, тюрков. «Существовал у скифов культ предков. Как сосотавная часть входил в него культ божественных предков царей, имевших большое политическое значение”, -отмечает А.П. Смирнов в своей книге о скифах [14,164]. Тюркская знать тоже поклонялась своим предкам, считалось, что они могут влиять на их дела и жизнь, особо почитались наиболее известные и обладающие большим полководческим даром каганы прошлого. “Основным культом вельмож (тюркских - Т.Р.) был культ предков” [5,79], - замечает Л.Н.Гумилев, далее он пишет о том, что “тюркский культ предков имеет специфику, позволяющую уточнить его происхождение” [5,81]. Добавим, что современные тюркские народы, в том числе кыргызы, казахи и другие, до сих пор чтят культ предков - арбаков, и по настоящее время просят у них помощи и защиты. Это свидетельствует о том, что культ предков у этих народов имеет трехтысячелетнюю историю - так сильна традиция.
   Следует отметить, что и гастрономические, и кулинарные традиции, и изыски этих народов совпадали. Саки, гунны, тюрки, казахи и кыргызы со времен Геродота и до наших дней доят кобылиц и пьют кумыс, употребляя в пищу мясо этих животных. А в пище они знали толк. Свидетельствует выдающийся русский ученый XIX в. А.И. Левшин: “Копченые ноги сытого киргизского жеребенка очень вкусны и жир, окружающий их, отменно нежен. Нет сомнения, что они, будучи приправлены искусным поваром, составили бы прекрасное блюдо на столе какого-нибудь европейского гастронома, если бы предрассудок или обычай не удалили от кухни нашей сие столь чистое животное” [11,304]. Иранские народы ни в прошлом, ни в настоящем не употребляли ни кумыса, ни мяса этих животных.
   Диаметрально противоположны у них и погребальные обряды. В древности саки хоронили своих вождей с лошадьми, оружием, рабами, то же самое делали гунны, тюрки. Иранцы-зороастрийцы же считали все мертвое нечистым, поэтому оставляли умерших на съедение птицам и животным.
   Интересную деталь приготовления пищи у саков при отсутствии котла дает нам Геродот: “если же у них нет такого котла, тогда все мясо кладут в желудки животных, подливают воды и снизу поджигают кости” [3,254]. Аналогичный способ приготовления пищи у кыргызов мы находим в исследованиях выдающегося кыргызстанского ученого С.М.Абрамзона. Ему в беседе с охотниками удалось узнать о старинном способе варке мяса при отсутствии металлической посуды. В качестве сосуда для варки мяса использовался желудок животного (карын). В него клали куски мяса с костями и наливали воду. Раскаляли небольшого размера камни и опускали их по очередности в сосуд. Остывший камень вынимали и вместо него опускали другой, таким образом вода закипала и мясо сваривалось. Очевидно, это один из древнейших способов варки мяса, существовавший у охотников и скотоводов-кочевников.
   В заключение отметим, что и среди историков России, Кыргызстана, Европы были авторитетные ученые, которые причисляли саков к тюркам. Так, основоположник русской исторической мысли В.Н. Татищев относил татар к так называемой “скифской” группе вместе с другими тюркскими народами.
   Для европейских ученых XIX в., в целом, тезис об ираноязычности саков был явно как “вывод, прямо противоположный господствующему в западно-европейской науке мнению, будто саки, как и все другие кочевники по Яксарту и за Яксартом принадлежат к числу туранцев (тюрков - Т.Р.), разумея под туранцами народы Средней Азии и Северной Азии, чуждые арийского племени, угорские, тюркские, монгольские”, - отмечает В.В. Григорьев [4,58].
   Так, и Мордман, педантично и системно исследовав названия рек, собственные имена саков, пришел к мнению, что античное название известной реки Ока тюркское, а именно, правильно по-тюркски она называлась Оксу, что в переводе означает, “ок” - стрела, “су” - вода, в целом - “стрела-река”. Также он исследовал имя Фраки, которое с персидского языка читается как Атрак. Мордман считает его типичным тюркским именем. Напомним, что под этим именем известен один из кыпчакских ханов. В конце концов, ученый пришел к основополагающему выводу, что “саки просто-напросто турки” [4,70].
   К такому же заключению после проведенных исследований, пришел немецкий ученый, венский ориенталист Хаммер. считавший саков за турок. В.В. Григорьев, приводя мнения вышеперечисленных европейских ученых, в пылу научной полемики, как это иногда бывает и среди известных ученых, всех своих оппонентов, доказывавших, что саки - это тюрки, почему-то назвал плебеями от науки?! Кроме западноевропейских ученых, часть саков считал тюрками советский ученый А.Н. Бернштам, он писал: “Мы полагаем, что сильное тюркское ядро было среди амюргийских саков, возможно и среди саков-тиграхауда”; далее он дает следующую этнически-хронологическую схему преемственности: саки-амюргии - усуни - западные тюрки”. В заключение отметим, что преемственность, логическое развитие, завершение сакской материальной культуры в ее тюркском продолжении заключены в знаменитых каменных изваяниях, балбалах - сакских и тюркских. Даже невооруженным глазом обывателя можно определить сходство в балбалах саков и тюрков: сакские еще не завершены, рука мастера еще не достигла совершенства, которое приходит лишь в тюркскую эпоху. См. схемы №1 и №2.


   

Токтобек Рыскулов,
доцент Бишкекского
Гуманитарного Университета.



   ЛИТЕРАТУРА
   1. Абрамзон СМ. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. - Ф..1990.
   2. Бернштам А.Н. Избранные труды по археологии и истории кыргызов и Кыргызстана. -Б.,1997.
   3. Геродот. История. - М.,1999.
   4. Григорьев В.В. О скифском народе саков. -Алматы,1998.
   5. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. - М.,1993.
   6. Гуляев В.И. Скифы на Дону. Знак вопроса. №1.-М., 2001.
   7. Франко Кардини. Истоки средневекового ры¬царства. - М.,1987.
   8. Ковалевская В.Б. Конь и всадник. - М.,1977.
   9. Мокрынин В.П. Сведения о тюркских народах в минералогическом трактате Ал-Бируни. /В
   сб. Киргизия при Караханидах-Ф.,1983.
   10. Аттокуров С.А. Кыргызское родословие. -Б., 1994.
   11. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей. - Алматы, 1996.
   12. Ли Бо. Нефритовые скалы. - СПб.,2000.
   13. Свет Я.М. По следам путешественников и мореплавателей Востока. -М., 1955.
   14. Смирнов А.П. Скифы.-М.,1966.
   15. ТАТАRIСА, 1997/98. - Казань, 1997.
   16. Хидоятов Г.А. Моя родная история. - Таш¬кент, 1990.
   17. Мокрынин В.П., Плоских В.М. История Кыргызстана. - Б., 2000.





Древняя финская религия


    Финны стали христианами довольно рано. Первое христианское влияние они получили с востока, из православного мира. Об этом свидетельствуют некоторые старославянские заимствования, связанные с христианством, например паппи (поп), ристи (крест) и т. д. Официально Финляндия стала христианской страной уже в начале 2-ого тысячелетия. Финны были католиками, но одновременно долго сохраняли свои старые верования и обычаи.
    Еще в 1551 году Микаэл Агрикола, в введении своего перевода части Библии на финский язык, довольно последовательно мог описать финских богов. Это говорит о том, что финны в это время хорошо знали древнюю национальную религию. Агрикола был противником “язычества”, но из его описания финского “язычества” мы много узнаем о том каким оно было. Финляндия приняла лютеранскую реформацию и финны стали лютеранами. Это, наверное, одна из причин того, что в Финляндии плохо сохранились “языческие” обычаи. При католицизме богослужения проводились на латыни. Библии на финском языке не было. Лютеране проводили богослужения на понятном для финнов родном языке.
    Членство в лютеранской церкви было обязательной нормой. Во время независимости Финляндии лютеранская церковь стала государственной. Это значит, что церковь выполняет некоторые функции государства, например перепись населения (членов церкви) и право собирать налоги у ее членов. Сейчас членами лютеранской церкви являются около 85 % жителей Финляндии.
    Древняя финская религия в целом не сохранилась. Ее сложно реконструировать. Но в семейных традициях сохранились некоторые “языческие” элементы. В Финляндии есть люди, которые считают себя финскими “язычниками”. У них есть общество, но многие считают, что у них мало общего с подлинной финской религией, такой, какой она была на самом деле.
    Мы все-таки кое-что знаем о финской религии. Она, естественно, была связана с тем, что было важно для жизни древних финнов. Важными были божества, связанные с лесом и охотой, с водой и рыболовством. Тапио (Tapio) и Хииси (Hiisi) значили лес и бог леса. Финны верили, что Тапио часто посещает людей, ночующих у костра. Тапио сейчас мужское имя. Нюркес (Nyrckes) и Хиттавайнен (Hittavainen) давали людям дичь. О том, как важны были шкурки белок для древних финнов, свидетельствует то, что финское слово raha (деньги) первоначально значит “шкурка белки”. Финские матери связаны с Хиттавайненом: hitto, hittolainen, hitsi. Ахти (Аhti)- божество воды. Сколько рыбак поймает рыбы зависит от него. В народных песнях Ахти часто употребляется как имя человека или владельца какого-то региона или имущества. По сей день Ахти употребляется в Финляндии как мужское имя. Веден Эмя (Veden Ema) (Мать воды) - женское божество воды. Оно часто встречается в фольклоре южных карелов. Вяйнямеинен (Vainamoinen / Ainemoinen), возможно, тоже первоначально божество воды. Слово vaina значит пролив или река. Употребляется в фольклоре как вариант слов, обозначающих различные места воды. В финском национальном эпосе главный герой Вяйнямейнен. Популярное финское мужское имя Вяйно (Vaino).
   Финны были не только охотниками и рыбаками, но и фермерами. У самых важных растений, которые выращивали, были свои божества. Ронготэус (Rongoteus) был божеством ржи. В 16-ом веке Ронготэус использовался как фамилия. Виронканнос (Vironkannos), наверное, божество овса, но в фольклоре он встречается тоже как бог наряду с самым главным богом Укко в небе. Пеллонпекко (Pellonpekko) - божество ячменя и пива. Экряс (Akras) - божество многих овощей, например гороха и капусты. Он делал землю плодородной. Кюннос (Kynnos) значит весеннее поле после пахоты. 25 мая был день гадания, люди хотели узнать каким в этом году будет урожай. Кекри (Kekri) большой праздник осенью, обычно 1 ноября. Тогда в хлеве кушали специальный суп для счастья скота. После этого уже скот не пускали пастись. Снова их пускали только весной, обычно 1 мая.
    Главный бог был Укко (Ukko). Это персонификация грозы. По-фински гроза ukkonen, буквально маленький Укко. Финны так уважали грозу, что иногда пользовались эффемизмами вместо слова “гроза”. Когда Укко едет по каменной дороге в небе, будет гроза. Это воображение общее у многих народов. Охотники просили у него защиту. Просили его защитить скот. Также при заболеваниях просили его лечить, когда было много потери крови, просили его остановить кровь. Финны знали и бога грозы своих соседей - балтов. Перкеле (Perkele) сейчас название дьявола, но этимологически связано с названием бога грозы балтийских и славянских народов (например, в литовском языке Перкунас и русском Перун). Рауни (Rauni) - женское божество, возможно жена Укко. Ее дерево - рябина. Она была святым деревом. До сих пор во дворе часто растут рябины. Когда была гроза, Укко и Рауни ругались... Илмаринен (Ilmarinen) в фольклоре кузнец, который сделал небо и чудесный аппарат Сампо (о том, что такое Сампо до сих пор не знаем точно).
    Кроме богов были еще другие существа. Рахко (Rahko) в фольклоре северной Финляндии вор, которому свет луны мешал в его работе. Поэтому он брал ведро со смолой и веником, и поднимался на луну по лестнице, чтобы красить ее. Рахко было также название болезни и злого домового. Капеет (Kapeet) было существо, которое во время лунного затмения съело луну... Тонтту (Tonttu) был домовым или банником. Это шведское заимствование (tomte). У него был серый костюм и красная шапка. Сегодня tonttu связан с Рождеством. Они помощники Joulupukki (Деда Мороза). Вообще, в самом важном празднике года, Рождестве Христове 24-26 декабря сохранилось очень много “языческих” элементов. Сыновья Калевалы (Kalevanpojat) были необычайно сильными существами, великанами. Объясняют, что как будто они делали высокие горы или другие заметные места природы. Турсас (Tursas) был водным чудовищем или силой воды во время шторма… Иногда некоторые необыкновенные места в природе, звезды или луну почитали как божества.
    Лиеккио (Liekkio) бог подземного мира или дух мертвых. Иногда так называли мертвого ребенка. Он был тоже страшным существом, которое пугало людей в лесу всякими странными звуками. Кратти (Kratti) - кричащее существо, которое лежало на кладе в земле или на сундуке. Слово связано со шведским словом skratt (смех). Финны при “язычестве” приносили еду и напитки для мертвых на могилы. Сейчас такой традиции вообще нет. Могилу принято украшать только цветами.
    В Финляндии дохристианская религия не сохранилась. Из финно-угорских народов свою религию сохранили марийцы, удмурты и ханты. Эрзяне смогли довольно хорошо реконструировать свою древнюю религию. В Европе существует мнение, что если народ принимает христианство, выживает, но народ, который не принимает ее, исчезает. У представителей маленьких финно-угорских народов есть и противоположное мнение, что если они сохраняют свою религию, выживают.
   

ЭСА-ЮССИ САЛМИНЕН.
ФИНЛЯНДИЯ.



   Кайчандыр без юлга чыктык
   Бәхет эзләп барабыз дип,
   Үрләр яулап алабыз дип.
   Атлый-атлый килеп җиттек
                                         инде бугай -
   Матәм көе уйный курай,
   Мәетләр тулы кырларда,
   Карга күзен карга чукый,
   Караклар салган мәчеттә
   Шайтан үзе намаз укый.
   Фәхишәләр- остабикә,
   Ятимнәр караган күзгә,
   Гарипләр хәер сораша,
   Бәйрәм бүген, диеп, безгә.
   Күрәсең без юлда ялгыш китеп
   Сукырлар артыннан,
   Адашканбыз юл чатында.
   Хәзер инде тузган әләм
                                        тотып кулга
   Чыгып булмас дөрес юлга.
   Адашканнар мосафирлар,
   Суфилар кыз куенында,
   Көтүчеләр җыру суза
   Төнге пәри уенында,
   Сукырлар - юл күрсәтүче,
   Телсезләр менгән азанга,
   Тәре таккан юлбашчылар
   Мәчет сала изге тауга.
   Юл башында курыкмадык
   Кара куе урманнардан,
   Ач бүреләр улаганнан.
   Тик юл бетте,
   Килеп җиттек шундый җиргә -
   Сарык бүре булган илгә.
   Чәчәк аткан алмагачка
   Оя корган ала карга.
   Кемдер бүген корым сипкән
   Кичә яуган ап-ак карга.
   Саташканнар сандугачлар,
   Кемдер тагын дарга менгән
   Якты киләчәк күрергә...
   

Илфак Шиһапов



   Валентин Хагдаев
   Автор много лет размышлял о родной истории своего народа, о его прошлом и настоящем и в стихах излагает вкратце эту историю, ибо за каждым наименованием каганатов стоит целая эпоха в истории народов Центральной Азии. Стихи изложены в историко-философском жанре и отражают мир скотоводов-кочевников. Автор в свое время преподавал родной бурятский язык в улусе Тонта за 15 км от места проживания и каждый день ходил по степи пешком туда и обратно на урок целый учебный год. Здесь он отражает свою боль по утрате «малыми» народами своего языка, своих традиций и обычаев.
   Проблема в том, что с насаждением и проникновением к «малым» народам мировых религий совершенно утрачиваются свои древние традиции этих народов. Ибо христианизация несет христианско-еврейские праздники и обычаи, буддизация несет с собой только буддистские праздники и обычаи. Ислам вообще аннулирует народные предания, заменяя арабскими традициями и т.д., говорит автор.


   КОЧЕВНИК, СТЕПЬ И НЕБО
   
   В ОЛЬХОНСКОМ НЕБЕ КРУЖАТСЯ ОРЛЫ,
   ИХ ГНЕЗДА НА ВЕРШИНАХ ГОР.
   С ВЫСОКИХ ГОР ИЗ ПОДНЕБЕСЬЯ
   ОНИ СПОКОЙНО НАБЛЮДАЮТ.
   НАД СТЕПЬЮ ПОЛНОЙ ДИВНЫХ ЗВУКОВ -
   ЗДЕСЬ ЧАБАНЫ ПАСУТ ОТАРЫ.
   БЛЕЯНЬЕ ТЫСЯЧНЫХ ОТАР
   И ПОСВИСТ СУСЛИКА СТЕПНОГО,
   ТО СТРЕКОТ ДИКОЙ САРАНЧИ
   ГУЛ, ГОМОН ЖИВНОСТИ СТЕПЕЙ,
   И ПЕСНИ ЖАВОРОНКОВ В НЕБЕ-
   СТЕПЬ ТАЖЕРАНСКАЯ ПРЕКРАСНА!
   С ВРЕМЕН ДАЛЕКИХ… С ШАНЬЮЯ
   ХУННСКОГО МОДЭ
   ЗА ТЫСЯЧУ ЛЕТ ДО ЧИНГИЗ ХАНА-
   МОНГОЛОВ ГРОЗНОГО ВЛАДЫКИ,
   ДО НАШИХ СУМРАЧНЫХ ВРЕМЕН
   ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ПРОШЛИ…
   ТРУД ПАСТУХОВ НЕ ИЗМЕНИЛСЯ-
   ВСЕ ТЕ ЖЕ ГОРЫ, ТЕ ЖЕ СТЕПИ,
   И ТЕ ЖЕ БЛЕЮЩИЕ ОВЦЫ
   ВСЕ ТОТ ЖЕ КНУТ И ВЕРНЫЙ КОНЬ.
   ДЕРЖАВЫ РАЗНЫЕ МЕНЯЛИСЬ,
   МЕНЯЛИСЬ ХАНСТВА, КАГАНАТЫ:
   ХУННУ, ДУНХУ, СЯНЬБИ И УХУАНЬ
   ЖУАНЬ, ЖУЖЖАНЕЙ, ТЮРКОВ, ТЮ-ТУ
   УЙГУР, КЫРГЫЗОВ КАГАНАТЫ
   ОТ КУРУМГИНЦЕВ-КУРЫКАН
   ДО НАС МОНГОЛОВ ПРАБУРЯТ
   С РОССИЕЙ 300 ЛЕТ ЖИВУЩИХ.
   ВЛАДЫК, НАЗВАНИЙ БЫЛО МНОГО:
   ШАНЬЮЙ, СЫГИНЬ, КАГАН И ХАН,
   БОГДО, ГЭТЭН И БОГДО-ХАН,
   ТАЙША, НОЙОН, ЗАЙСАН, ШУЛЕНГА…
   ВСЕ ЭТО БЫЛО, ВСЕ ПРОШЛО
   ТЕПЕРЬ АЙМАГ РАЙОНОМ СТАЛ,
   ТАЙШУ СМЕНИЛ РАЙОННЫЙ МЭР.
   И НЫНЕ, ПАСТУХ СПОКОЙНО НАБЛЮДАЕТ
   КАК СУЕТЛИВЫЙ ГОРОЖАНИН,
   ДЫМЯ БЕНЗИНОМ, ПРОЕЗЖАЕТ
   В ЖЕЛЕЗНОМ АВТО, ВЕСЬ ЗАКРЫТЫЙ,
   СПЕШИТ НА БЕРЕГ ОТДОХНУТЬ,
   ПРИНЯТЬ ЭНЕРГИЮ БАЙКАЛА.
   В ПРЕДАНЬЯХ, МИФАХ И ЛЕГЕНДАХ
   ВОСПЕТЫ ПОДВИГИ ГЕРОЕВ
   И МЫСЛИ ДРЕВНИХ МУДРЕЦОВ.
   НИЧТО НЕ ВЕЧНО В ЭТОМ МИРЕ
   ПРОЙДУТ ГОДА И ПОКОЛЕНЬЯ
   КОЧЕВНИК ДОЛГО БУДЕТ ПОМНИТЬ
   ДОБРО И МУДРОСТЬ ТЕХ ВРЕМЕН.
   ПАСТУХ, КОЧЕВНИК-СОЗЕРЦАТЕЛЬ
   ОРЛЫ ЛЕТЯЩИЕ ВЫСОКО
   И НЕБО СИНЕЕ НАД СТЕПЬЮ
   ВСЕ ТАК ЖЕ ВЕЧНОЙ МУДРОСТИ ПОЛНЫ!
   


Оештыручы һәм мөхәррир Дамир Шәйхетдин. Е-mail: beznen_yul@mail.ru  
Авторларның фикере редакция фикере белән туры килмәскә мөмкин. Гәҗит РФ матбугат, телерадиотапшырулар һәм массакүләм коммуникация чаралары министрлыгының Иделбуе төбәкара идарәсендә ПИ7-2220 саны белән теркәлде.
Сайт 2004 елның 13 мартында ачылды.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.press.beznenyul
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное