Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Общественно-политическая газета "Безнен юл" Август 2005 ел №4


Информационный Канал Subscribe.Ru

"БЕЗНЕҢ ЮЛ" иҗтимагый-сәяси һәм мәдәни мәгърифәт гәҗите

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
М Ә К А Л Ә Л Ә Р

Август 2005 ел №4

Очередная смена историко-экологического и духовно-оздоровительного лагеря «Таңбатыр»-2005 вновь прошла в Иске Казани с 7 по 14 июля.

Йордойн наадан состоялся

Түрәләр милли мәктәпкә каршы?!

БУЛГАРЫ

ТРАДИЦИОННОЕ ТЮРКСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ. Продолжение. Начало в предыдущих номерах.

К ПРОБЛЕМЕ ЯЗЫКА И ЭТНОГЕНЕЗА САКОВ

В степи у предков


  

   Очередная смена историко-экологического и духовно-оздоровительного лагеря «Таңбатыр»-2005 вновь прошла в Иске Казани с 7 по 14 июля. Несмотря на то, что всю неделю лил дождь, в нем приняла участие не только тюркская молодежь, но даже был представитель из страны Восходящего Солнца. Собравшаяся в лагере молодежь участвовала в ряде круглых столов, в культурно-спортивных программах, участвовала на всеобщем молебне на Священной горе Иске Казана, с жертвоприношением Всевышнему Тэнгре и Духам Великих предков, а также на Сабан туе, организованному по древним традициям, состязалась в метании копья, стрельбе из лука и т.д. Также в лагере была отдельно выделена тема экологии Татарстана, на котором выступили специалисты. Желающие могли научиться измерять уровень радиации с помощью специальных приборов. Было организовано посещение Иске Казанского музея, а также дома-музея на родине Г.Тукая в д. Тукай-Кырлай. Участники лагеря отведали самые разнообразные блюда тюркской и финно-угорской кухни. Лагерь посетили известные люди татарского мира, среди которых была и народная артистка Татарстана Гульзада Сафиуллина.


Йордойн наадан состоялся

   
    10-12 июня в Ольхонском районе Иркутской области состоялся «Йордойн наадан» (Ердынские игры). Кстати, Ольхонский район это единственное место, где буряты явлются большинством населения. По приглашению местного шамана Валентина Хагдаева на игры из Татарстана приехали историк Рафаэль Безертинов и редактор газеты «Безнең юл» Дамир Шайхетдин. «Ердойн наадан» - так назывались в глубокой старине игры, которые устраивались бурятами в эпоху «зэгэтэ аба» — во времена до Чингис-хана и вплоть до XVII-XVIII вв. Ердынские игры это своеобразные олимпийские игры, где проходят «урилдаан» - скачки на конях, «барилдаан» - борьба бурятская, «сурхарбан» - стрельба из лука. В один из дней проводился общий обряд жертвоприношения и молебства под руководством шаманов. А в своеобразном ритуальном танце-хороводе в несколько кругов, вокруг горы Ерды, приняли участие тысячи бурятов и тюрко-монгольские народы: алтайцы, тувинцы, монголы, якуты, татары и др.


Түрәләр милли мәктәпкә каршы?!

Бүгенге көндә Татарстанның 16 район үзәгендә татар мәктәбе юк. Татар мәктәпләренең булмавы иң элек администрация башлыкларының ихтыяры булмаудан, ә аерым очракларда - алар тарафыннан максатчан аяк чалуга бәйле. Ягъни, Татарстанда шул нәрсә күзәтелә - еш кына Татарстан район үзәкләрендә “милли административ” ресурс татар мәктәп системасына каршы эшли. Район үзәкләрендә татар мәктәпләре булуга каршы чыгучы түрәләр: Югары Ослан (район администрациясе башлыгы В.Г. Осянин), Буа (А.К. Садретдинов), Иске Чүпрәле (Җ.А. Гафуров), Яңа Чишмә ( А.С. Губкин), Чирмешән (М.З. Шакиров), Алексеевск (В.К. Козонков), Аксубай (И.Г. Вәлиев), Болгар (К.А. Нугаев), Биектау (Р.Г. Шәяхмәтов), Норлат (Ф.С. Сибгатуллин), Мамадыш (Р.Г. Кәлимуллин), Балык Бистәсе (Р.Г. Хәйруллин), Лаеш (А.П. Тимофеев), Питрәч (Ш.Г. Насыйбуллин), Базарлы Матак (Ф.М. Дәүләтшин) һәм Әгерҗе (Ф.Г. Габбасов).

Т. Әхмәдишин. «Азатлык».



БУЛГАРЫ

    Название "булгары" впервые встречается в первой четверти VII в. у западных историков: Комиса Марцелина и Иордана и византийского историка Феофилакта Симокатта. Из западноевропейских и византийских источников можно выделить такие исторические факты. После смерти Атиллы (его держава распалась в 453 году), и тюркские племена стали возвращаться из Паннонии на места своего обитания. И вот одна из тюркских племен вернулась к берегам Черного моря. Там их прозвали киммерийцами.Над ними управлял вождь, у которого было двое сыновей, один по имени Утигур (Утугур), имя другого было Кутригур (Кутугур). Когда их отец скончался, оба они поделили между собой власть и своих подданных каждый назвал своим именем. Так за этими племенами закрепилось наименование: утугуры (утигуры) и кутригуры (кутугуры).
    При императоре Юстиниане I (527-565) утугурский князь Грод прибыл в Константинополь и принял крещение, а вместе с тем и определенные обязательства по отношению к Византии. По словам историка Феофана, новообращенный получил богатые подарки, вернулся в собственную страну с тем, чтобы охранять византийские пределы и город Боспор. По возвращению его подданные возмутились его поступком и убили Грода и поставили своим вождем его брата Муагерия. Но налаженная связь с Византией на этом не завершилась.

* * *

    Мин тарихчы түгел, ләкин мине татар халкының язмышы борчый. Шуңа күрә тарихчыларыбызның күкрәк суга-суга: “Без татарлар түгел, без- болгарлар ” диюләре белән һич килешә алмыйм. Имеш, татарларның Казан тирәләрендәгеләре тәти, әйбәт, урыс белән элек-электән дус яшәгән, ә башкалары вәхши…
    Минемчә, Әбрар Кәримуллинның “Татары: этнос и этноним” дигән китабында дөрес кызыклы фикерләр белән бергә ялгыш фикерләр дә бар. Ул да “без яхшы” дигән тезисны исбатларга маташа. Әстерхан, Себер татарлары һәм башкалар начармыни? “Татар” исемен хөрмәтле галим кушамат дип атый, элек татарлар аны танымаган ди. Юк, безнең ата-бабаларыбыз татар сүзеннән хурланмаганнар, ә горурланганнар…
    Тарихны дөрес итеп тасвирларга кирәк, кемгәдер ошар өчен язылган тарих кирәк түгел…
    Безнең галимнәр татар халкын бүләргә бик яраталар. Имеш, бу татарлар мондый булган, башкалары – тегенди. Боларның бабалары бу кабилә, тегеләрнеке – башка… Минем фикерем: милләтне аерырга түгел, ә берләштерергә кирәк. Урысны да бүлеп бетерергә була бит. Ләкин алар болай эшләми…


    Фирдүс Фәтхелисламов, философ.


    В 551 г. 12 тысяч кутригуров во главе со своим вождем Хиниалоном (Хиниалом) - "человеком исключительно хорошо знавшем военное дело", с помощью своих паннонских союзников гепидов, переправились через Дунай и вторглись в пределы Византийской империи, производя опустошения и грабежи. Тогда Юстиниан обращается с письмом к вождю утугуров Сандилу, в котором, ссылаясь на давние отношения и милости, которыми пользовались у него утугуры, упрекал его в том, что он не противодействует разорению своего союзника - Византии. Он отмечал также, что кутригуры, получая ежегодно от Византии большие дары и постоянно грабя византийские земли, вовсе не думают делиться своей добычей с утугурами. Эти доводы Юстиниана сопровождались богатыми дарами.
    Сандил собрал большое войско, перешел с ним через Дон и напал на становища кутригуров. Хотя последние и поспешили собраться, чтобы оказать сопротивление, утугуры были сильнее, так как главные силы противника находились на Балканах. Кутригуры были разбиты, и Сандил захватил большую добычу, взяв в плен их жен и детей.
    В 559 г. при аналогичных обстоятельствах утугуры опять выступили на стороне Византии против кутригуров. Кутригуры, вместе с которыми Феофан и Кедрин называют славян, перейдя по льду Дуная, вторглись в пределы Византии. Кутригурская конница под началом вождя Завергана беспрепятственно прошла через длинную стену Анастасия, сооруженную в 512 г. для защиты подступов к Константинополю, и лишь в 17 милях от столицы была остановлена. Тогда Юстиниан вновь обратился к утугурам с упреками в бездействии и с угрозами прекратить выдачу обычных даров, так как деньги, предназначавшиеся союзникам, приходится платить в качестве откупа врагам. Соблазнившись богатой добычей, нагруженные которой кутургуры возвращались домой, Сандил, вождь утугуров, собрал войско, вторгся в страну кутригуров и, подстерег возвращающихся из-за Дуная соплеменников, разбил их и отнял всю добычу. (Прокопий из Кесарии. Война с готами. М., 1950. с.434-438). Византия стала регулярно оплачивать дань союзнику, утугурским вождям, а те воевали против врагов Византии, в том числе и против кутригуров. Утугуры были в войне союзниками Византии против аваров, тюрков, а в последствии и хазар. Поэтому им дали прозвище булгары (болгатучы-баламуты, мутильщики). Тюрки в те времена давали такое прозвище тем, кто терял свои нравственные и моральные родовые устои и подчинялся воле других народов. Племя перешло в стадию деградации. Особенно это прозвище стало популярным в период правления Органа (дяди Кубрата) над утугурами.
    Византия для укрепления своих позиций в Великой Степи давно вынашивала планы создания из тюркского племени подконтрольного, марионеточного государства. И вот представился случай - им стали племена утугуры во главе Органа (Орхан). Кубрат был ребенком (5 лет), когда его провозгласили правителем утугурской орды и в качестве заложника отправили в Константинополь, где он воспитывался в византийском духе. Его непосредственным благодетелем стал византийский император Ираклий. Там он вырос, женился на гречанке, родились и выросли его дети. В Византии он провел большую часть своей жизни. А пока он жил в Константинополе, утугурской ордой более 38 лет правил его дядя Орган (Орхан). Византия единственная кто признала орду утугуров (утигуров) государством "Булгария". До сих пор не установлено точных границ этой орды. Таким образом, фактическим основателем "Булгарии" можно считать Органа. Точной информации в исторических источниках о том, сколько просуществовало это государство, нет. Исследователи полагают около 60 лет.

* * *

   ...Идеология тоталитарного режима, заявившего о себе особенно в период от октябрьского переворота и до 1930-х годов, национальную историю также стремилась поставить на службу своим варварским амбициям. Было резко ограничено исследование многих исторических проблем, а татарская история вообще оказалась чуть ли не под полным запретом. Вместо изучения истории народа муссировались какие-то бессмысленные концепции. В пример можно привести изучение татарской истории в тесных географических рамках созданной в 1920 году Татарской Автономной республики и привязка ее непременно и исключительно к истории волжских булгар – далеких предков, вернее, одних из предков современных татар. Родство и связь татар с другими этническими группами начисто отвергались.
    Главной целью такой политики было, да и поныне остается, разрушение общественного устройства татар как нации, уничтожение татарского национального самосознания и навязывания ему этнонима булгар. На эту цель, например, не покладая рук работали специалист по синтаксису М.З. Закиев и книговед А.Г. Каримуллин. Используя имевшуюся власть или влияние, они написали ряд книг по этнической истории татарского народа на низком профессиональном уровне. Свой вклад в ложную интерпретацию истории татар в свое время внесли и такие русские ученые, как академик Б.Д. Греков и археолог Н.Ф. Калинин. Например, их совместный труд, изданный в 1948 году, основан на идее булгаризма и антитатаризма. Булгарскую теорию происхождения татар также пропагандировал в своих трудах доктор исторических наук А.Х. Халиков.


    М.И. Ахметзянов, академик.


    Вначале крестился Орган, позже в 619 году в Константинополе крестился и Кубрат, оба получили титул патриция. Византия праздновала победу и в честь этого события орду утугуров в насмешку назвала "Великой Булгарией". А для тюрков это был серьезный удар. Старшее поколение ещё помнило как римский папа стоял на коленях перед Атиллой и его войском. Сейчас Византия приручила подарками утургуров, и их вожди, оставив веру предков, добровольно стоят на коленях перед Римским папой. С этого времени утугуры окончательно получили прозвище булгары (булгатуче-баламуты), проводники византийской политики. Они были первыми в подтачивании тюркской цивилизации.
    После смерти Органа, Кубрат вернулся из Константинополя в орду, чтобы возглавить Булгарию. Византия не имела ничего против этого, и у Ираклия и Кубрата, проведшего большую часть жизни в Византии, сохранились теплые отношения до самой смерти. Правление Кубрата было недолгое, в 641 году он умер. В период могущества кюктюрков, булгары (утугуры) были завоеваны кюктюрками, но и по отношению к Кюктюркскому каганату они вели политику сепаратизма. Кюктюрки понимали, что для Византии эта "булгарская" орда и ее территория нужна для миссионерской деятельности, распространения христианства среди тюрков и их разложения. Это раздражало кюктюрков. Утугуры-булгары в период расспада Каганата перестали подчиняться тюркам. Но это было связано с тем, что в Каганате шла междоусобица и было не до утугуров. Но как только Каганат возродился было решено "Булгарию" уничтожить, а "булгар" рассеять. Началось наступление хазарской армии на "Булгарию", в результате булгары (утугуры) потерпели поражение и были рассеяны. Орда перестала существовать.
    Сыновья Кубрата, а их было пятеро, разделились и разъехались в разных направлениях. Старший сын Батбай остался на земле предков. Второй его брат Котраг, перейдя реку Тан (Дон), поселился напротив. Четвертый и пятый перешли реку Дунай и соединились с аварами. Третий, по имени Аспарух, перешел Дунай, подчинил живших там славян и создал Болгарское государство. Это было в 679 году, то есть примерно в середине VII в. В источниках об утугурах (булгарах) с этого периода больше не упоминается, видимо, из-за того,что они прекратили быть услужниками Византии, и поэтому их перестали называть булгарами и они продолжили свою историю под другими тюркскими названиями. Исключение составил Аспарух, который продолжил политику отца, остался в услужении Византии, занялся миссионерством - крестил славян и тюрков в своем государстве Болгария. Таким образом, христианство через тюркское племя утугуров (булгар) и их вождей Органа, Кубрата, Аспаруха первым внедрилось в тюркскую цивилизацию, для уничтожения её изнутри.
    Волжская Булгария. Волжская Булгария образовалась при содействии Хазарского каганата, поэтому она находилась под его покровительством. Происхождение волжских "булгар" не совсем ясно. В источниках о волжских "булгарах" начинают упоминать только в начале X в., связанные с событиями, а именно с гражданской войной в Хазарском каганате. Вот в эти смутные времена в Среднем Поволжье появились племена "булгар". Известно, что во главе их стояли вожди, принявшие иудаизм. "Булгары" стали принуждать местные тюркские племена к оплате дани в пользу Хазарского каганата. Известно, что дань платили только племена - булгары, остальных они не сумели принудить. В официальной истории авторы пишут, что в эти смутные времена "булгары" в большом количестве стали переселяться в Среднее Поволжье из предкавказских, приазовских и донских степей. Но у этих ученых нет ответа на такие вопросы, зачем они вдруг стали переселяться из тёплых краев в суровое по климату Поволжье. И с какими целями, через свою территорию, пропустил такое огромное количество вооруженных людей хазарский каган. Нет ответа и на такой вопрос, какое настоящее племенное название было у этих "булгар", так как после VII в. на этой территории в источниках не встречаются племена под таким названием.
    Есть и другая версия. В 863 году из Халифата были изгнаны за "недобросовестную" торговлю некоторые армянские купцы. Эти купцы направились в столицу Хазарского каганата г. Итиль. Там у власти стояли евреи. Купцов дружественно встретили, так как евреи и армяне близки по расовому, религиозному и культурным традициям. Евреи и армяне во все времена были самыми крупными и богатыми купцами. Во всех странах где была возможность эти два народа прибирали крупную торговлю в свои руки. Торговое соперничество между ними было минимальным, так как евреи всегда были могущественнее и армяне это признавали. Между ними всегда было больше взаимопомощи и поэтому в сложных экономических или политических ситуациях евреи и армяне по возможности помогают друг другу.
    Обстановка в Хазарском каганате в тот период была сложной. Постоянно приходилось усмирять восстания тюрков. Для содержания наемной армии нужны были большие средства. Правительственные чиновники каганата решили помочь армянским купцам прибывшим в г. Итиль, а заодно с помощью торговли пополнить бюджет казны. Народы Среднего Поволжья и Прикамья до сих пор еще не удавалось подчинить каганату. Армянские купцы под защитой военного отряда двинулись на кораблях вверх по р.Итиль. Устье р. Камы и р. Итиль с древних времен было удобным местом для обмена товарами среди местных племен. Здесь и остановился караван кораблей пришедших из Хазарского каганата. Армянские купцы стали осваивать эту территорию удобную для крупной торговли. Начали строить торговые склады, базы, караван-сараи, удобные причалы и т.д. Для защиты товаров от грабителей и пожарной безопасности эти здания строились из камня. Для этого привлекались армянские строители, которые стали приезжать со своими семьями. Так появилась армянская колония в Прикамье. Торговля стала в основном крупно-оптовой. С севера шли меха и другие товары. Товары стали прибывать и из русских княжеств. Все это оптом покупалось, затем все грузилось на корабли и перевозилось вниз по р. Итиль в Хазарский каганат, а там дальше в Персию, Византию и т.д. Таким был и обратный путь в Среднее Повольжье.
    После распада Тюркского каганата на всей территории Великой Степи обычной формой правления стали, в основном, города-государства, города-княжества. В Среднем Поволжье и Прикамье было много поселений и городов. Одним из крупных был г. Биляр. Поселение в устье Камы также стало расти. Товарооборот возростал, увеличивалась нужда в грузчиках, разнорабочих, ремесленниках и т.д. Так поселение в устье Камы постепенно разрослось до уровня города. Из Хазарского каганата приезжали в город военые отряды, которые вели войну по принуждению местного населения к уплате дани в пользу каганата. Известно, что они не сумели выполнить поставленные перед ними задачи, так как воинственные тюркские и финно-угорские племена, живущие на этой территории, смело отражали притязания захватчиков. Армянские купцы, освоившись в местности, стали торговать не только товарами, но и рабами. Тюрки никогда не занимались работорговлей. Все это негативное, шедшее от новых пришельцев, послужило поводом для того, чтобы им дали прозвище "булгары", от слова болгатучы-баламуты. В начале прозвищем "булгар" звали только пришлых людей этого поселения, а затем оно закрепилось за городом и за всеми жителями этого города.
    Город Булгар расцветал пока существовал Хазарский каганат, так как находился под его покровительством. Поэтому, идя походом на Хазарский каганат, князь Владимир прежде разорил г. Булгар. Но и после падения Хазарского каганата русские князья на протяжении до XII века предпринимали грабительские набеги на г. Булгар, зная что там есть чем поживиться. Наиболее крупные из них относятся к 1120, 1172 и 1184 гг. Организатором активного нападения на г. Булгар был Андрей Боголюбский. Одним из характерных показателей ощутимости для булгар нападений с севера явилось переселение многих жителей из Булгара в глубину и в сторону от р. Итиль, по которому обычно приходили русские войска. Армянские купцы видя, что торговля перестала давать большие прибыли, а опасность для жизни с каждым годом возрастала стали покидать город Булгар. Так исчезла армянская колония оставив после себя прозвище "булгар" и армянское кладбище.
    Перестав быть крупным торговым центром, а также из-за переселения большой части населения вглубь от реки, г. Булгар стал маленьким поселением как и прежде. А после завоевания Казанского ханства ее заселили русскими переселенцами, и он превратился в русскую деревню. О прошлой бурной истории города уже никто не помнит.
    Все началось неожиданно. В начале июля 1711 года Петр I со своей армией был окружен у р. Прут османо-татарским войском. Русская армия насчитывала 38 тысяч человек, османо-татарская 188 тысяч. Попытка прорвать окружение была отбита. У русской армии закончилось продовольствие и боеприпасы, начался голод. Стоявшая жара ухудшала положение. Петру I грозил позорный плен. Но спасла огромная взятка. В правительстве Османской империи были люди разной национальности: армяне, евреи, греки, французы, сербы и т. д. Государственной религией был ислам. Для того чтобы сделать карьеру нужно было стать мусульманином. Многие принимали ислам лицемерно. Их личные и национальные интересы не всегда совпадали с государственными. Крымский хан Девлет-Гирей II яростно протестовал против переговоров с русскими, но взятка сыграла свое дело. Визирь османской империи Балтаджи Мехмед-паша выпустил Петра I со свитой из окружения. Хотя в 1714 г. был подписан Прутский договор, где Россия обязалась не продвигаться на юг, всем было ясно, что это только отстрочка для будущей войны. Этот договор видимо был только официальным, а неофициальный показала жизнь.
    В 1722 году Петр I, направляясь в Персидский поход, заехал в Булгар, там дал указание казанскому губернатору, чтобы начали восстановление памятников "булгар", в то же время к татарам он поручил применять самые суровые притеснения. Войны с Персией как таковой не было, так как Персия не существовала. Петр I начал войну с Сефевидским тюркским государством по просьбе "армянского народа", которые просили освободить их от тюркского ига.
    Особых значимых памятников в Булгаре не сохранилось, поэтому стали свозить в одно место татарские и армянские надмогильные камни и списывать с них тексты. На этом все кончилось. С середины XVIII века к этим надгробным памятникам начинают проявлять интерес чиновники и ученые из Петербурга. С этого периода стала рождаться теория о происхождении татар от "булгар", и невидимые силы из столицы России не дают умереть этой теории. Чувствуется некая сила, которая заинтересована в этой теории. В Советский период эта теория получила открытую поддержку московского Кремля. В Булгаре открывается музей-заповедник. Реставрируются здания и крепости. К реставрации привлекаются армянские строители. В зданиях и сооружениях просматривается армянская архитектура. В руководство заповедника принимаются и армяне. Соответственно армянские кладбища стали самыми ухоженными. Таким образом, есть люди, которым очень приятны воспоминания Хазарского каганата периода IX-X века. Дело дошло до того, что в вестибюле Казанского государственного универститета, при содействии ректора Д. И. Дубяго, был установлен огромный камень из г. Булгара с армянскими надписями.
    Но убедительных документов и источников, потверждающих теорию о происхождении современных татар от "булгар" до сих пор нет. Поэтому в основной массе у татар к этой теории отношение негативное. Главный источник об волжских "булгарах" книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922гг. Это произведение, найденное в XIX в. стало известным благодаря переписанному по прошествии 300 лет после путешествия Ибн-Фадлана другим арабским писателем-компилятором Якутом ар-Руми. Так как на Востоке нет якутов, скорее всего это Яхут ар-Руми (т.е. еврей из Византии, проживающий на Ближнем Востоке). В арабских летописях и в библиотеках халифов не нашлись летописи, где упоминается о направлении послов в Среднее Поволжье. Поэтому эта книга вызвала много споров у ученых XIX в., так как в его записях слишком много неправдоподобного, фантастического. Ряд ученых уже в те времена ставили под сомнение эту рукопись, считая что Ибн-Фадлан сам не был в Булгарии, а рассказал со слов других, или просто выписал из какого-то сочинения. По другой версии, эти действия мог совершить и переписчик рукописи неизвестный Яхут ар-Руми (странное совпадение, утугуры-булгары были связаны с Византией и эта рукопись о волжских "булгарах" переписывалась византийцем Яхутом ар-Руми). Но что бы там ни было, если даже опираться на этот источник, то выходит, что булгарский элтебер (князь) Алмуш обращался с письмом к халифу ал-Муктадиру, когда ещё в Среднем Поволжье не было государства. И халиф отправляет караван из 3000 лошадей и 5 тысяч человек какому-ту племени. Да это не караван, а целое войско! Далее видно из этого источника, что булгарские вожди принуждают местное тюркское население к принятию ислама, причем за это хотят заполучить от халифа 4000 динаров. Арабы, верные своим традициям, помогли построить мечеть, подарили Коран, обучили законам шариата. А денег на строительство крепости не привезли. Разгневанный Алмуш, не веря в это несколько дней, допрашивал посла Ибн-Фадлана, требуя от него 4000 динаров. Допрос сопровождался угрозами. В противном случае Алмуш пригрозил, что примет ислам ханифитского толка, чему был противник арабский халиф. Но такая угроза также не дала результатов, так как у арабов не было намерения помогать материально, главная их задача сводилась к тому, чтобы внедрить свою религию и традиции. Только для этих целей арабы выделяли помощь в виде постройки мечетей и бесплатной раздачи Корана и книги законов шариата. Поняв это, Алмуш перестал просить деньги. Таким образом, Алмуш был простым ростовщиком или обыкновенным торгашем (кстати, Алмуш по-тюркски обозначает вымогатель, берущий. Яхут ар-Руми в своем произведении специально дает булгарскому элтеберу имя Алмуш. Этим он показывает, что он их человек, торговый человек). К тому же будучи вассалом Хазарского каганата, он не мог самостоятельно решать глобальные вопросы, тем более связанное с религией. И конечно, он стал миссионером с полного согласия хазарского иудейского кагана. Иудейство, ислам, христианство - все они вместе боролись против тэнгрианства, а в конечном счете тюркской цивилизации. Вот почему иудейский хазарский каган против восставших тэнгрианцев-хазар нанимал наёмников-мусульман. Мусульмане были его опорой.
    Некоторые ученые считают 922 год датой принятия ислама в качестве государственной религии Волжской Булгарией и датой образования этого государства. Но это не соответствует истине, что потдверждает и сам Ибн-Фадлан, говоря, что многие племена и народы, живущие в Булгарии не подчинились Алмушу (так как он не был их государем) и не приняли ислам.
    "Булгары" не могли объединить тюркские племена в Среднем Поволжье ни на основе идеи (религии), так как религию предков они хотели продать за 4000 динаров, ни c помощью силы (Хазарский каганат шел к гибели и не мог оказать существенную им помощь). При такой политической обстановке когда не было единства среди племен и силы, вряд ли, "булгары" смогли создать Булгарское государство или даже федерацию племен. Это один из мифов XIII века.

Рафаэль БЕЗЕРТИНОВ.


ТРАДИЦИОННОЕ ТЮРКСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО В ПРЕДЫДУЩИХ НОМЕРАХ.

   
    Культ предков.
    Когда-то существовал культ предков - героев, которые прославились своими подвигами на поле брани или великими творениями при жизни или чудесами, возвеличившими народ, и оставшиеся в его памяти. Этим героям ставили каменные памятники, а рядом, на каменных плитах, выбивали слова о его подвигах и его обращение к потомкам, слагали песни и рассказывали легенды.
    Древние тюрки считали, что кроме физического питания нужно и духовное. Одним из видов такого “духовного питания” было и общение с духами предков. Великим людям возле их каменных изваяний устраивали моления в государственном масштабе. Древние тюрки считали, что во время памятных жертвоприношений дух предков находил в памятнике временное пристанище. Памятник был местом встречи людей с духом предка. А в остальное время он находился на Небе.
    С потерей тюркских ханств, религии своих предков - тэнгрианства, прекратились общественные моления у каменных памятников. В такой обстановке получили преимущество родоплеменные моления. Обряд моления каменным бабам сохранился в виде лечения тяжелобольного человека.
    Традиции обязывали знать свою родословную до седьмого колена, подвиги дедов и их позор. Каждый мужчина понимал, что о нем будут говорить и оценивать его поступки семь поколений.
    Ложь и предательство считались в тэнгрианстве оскорблением естества и, следовательно, Тэнгри. Люди, причастные к предательству, не должны жить и иметь потомство, ибо тюрки и монголы признавали коллективную ответственность и наличие наследственных признаков. Такое учение очищало нацию от “гнилых ветвей”.
    Древние тюрки считали, что предки их спустились с Неба, они называли себя “кёк тюрк” т.е. “небесные тюрки”…
    По представлению древних тюрков, духи предков могли принять непосредственное участие в делах живых людей.
   
    Кропления.
    Для кропления применяется специально приготовленный напиток артпа. Артпа приготовляется из проросших семян, когда в семени проклюнется отросточек в несколько миллиметров. Тогда считается, что кут семени пробудился и человек приобщался к этой возрождающей силе растений, Земли, Космоса. Это поистине священный ритуальный напиток.
    К энергии затаенной в семени было особое почтительное отношение. В обнаруженном кладе в верховьях реки Кам-Тытугем (“Река шаманских лиственниц”) Кош-Агачского района республики Алтай в мешочке небесно-голубого цвета с пестрым цветочным рисунком лежали зерна ячменя.
    Так же для кропления применялось свежее утреннее молоко.
    Молоко выступало у древних тюрков носителем качественных характеристик верхнего мира. Оно - воплощение белизны, символизирующее истинность, сакральную чистоту. Молочные продукты традиционно предназначались верхним божествам. Их очистительные функции универсальны для обрядовой практики всех тюркских народов.
   
    Моления.
    При молениях нужны знания о божествах, духах, хозяевах местности, об их характерах. Еще с древности строгих канонических текстов, призываний, молитв не существовало, их заменяла устная импровизация, осуществлявшаяся в рамках отчетливых и устойчивых представлений об образе и характере каждого божества, духа, о его местообитании во Вселенной. Эти священные устные тексты передавались из поколения в поколение и называются тюрками - алгыш, алгыс, алкыш. Под таким названием они встречаются и в древнетюркских памятниках.
    Сегодня это должны быть канонические постоянные (намоленные) тексты, несущие духовную силу.
    Они читались на родном языке, ясно и внятно.
   
    Окуривание.
    Обязательное ритуальное действие. Этот ритуал сохранился с древнейших времен. Для окуривания использовали ветки можжевельника, богородскую траву или вереск. Окуривание применялось в основном для очищения больного или жилища, из которого изгонялся злой дух. Окуривали жертвенных домашних животных, жертвенный напиток и т.д.
   
    Опахало.
    Еще одним атрибутом моления является опахало, предмет, при помощи которого вызывали легкий ветерок, символизирующий появление духов, с которыми вступал в контакт обмахиватель. Поскольку стандартного по материалу и форме ритуального опахала не существовало, то таковыми могли быть кусок ткани квадратной формы, прикрепленный к палочке, в виде флажка, ветвь березы, пучок веток или лент. В основном ритуальное обмахивание опахалом было приоритетом камов.
    Обмахивание опахалом совершали и рядовые верующие, как на бытовом уровне, так и во время общественных молений. Если кропление духам (огню, предкам и т.д.) проводилось хозяином или хозяйкой в семье ежедневно, то обмахивание опахалом совершалось лишь во время моления Тэнгри, Йер-суб, хозяевам местности и т.д. Культовое значение ритуального вызывания ветра отразилось и в название опахала: иелбэк. Исполнителя ритуального обмахивания называли иелбэкчи. Это название давалось только во время обряда.
   
    Утварь.
    Утварь для проведения обряда (кропления) изготовлялась из бересты и дерева. Делали маленькие туески, куда наливали ритуальный напиток артпа, палочки или маленький черпачок и т.д.
   
    Одежда.
    Родившегося ребенка древние тюрки заворачивали в мягкие выделанные шкурки животных или пеленки из хлопчатобумажной ткани. Первую рубашку надевали только через полгода. В возрасте 3-4 лет начинали одевать в одежду, схожую со взрослой. Детская одежда мальчиков и девочек была похожа. Девочки 15 лет, т.е. достигшие брачного возраста, носили штаны. Детские халаты, шубки, шапки, сапоги и т.п., выполненные по универсальному крою, сохраняли различия только по цвету и отделке. В оформлении одежды мальчиков, а также мужчин, использовались черный и синий цвета. Для девичьей и женской одежды предпочитали яркие тона цветущей природы: красный, голубой, зеленый.
    Различие полов маркировалось набором украшений. Девочки с трех-пяти лет и до замужества носили простые кольцеобразные серьги и скромные гладкие колечки. Ушные мочки девочкам прокалывали в начале весны, когда начинали разливаться реки.
    Одежда выступала знаком половозрастного и семейного статуса, опосредовала связи человека с природой и обществом. После замужества скромный девичий убор заменяли многочисленные массивные, богато орнаментированные перстни, серьги и поясные бляшки-подвески. Период зрелости отмечали не только максимальным набором украшений, но и изменениями в костюме. Менялся покрой сапожек, башмаков, халатов, платьев, головных уборов и т.п.
    В возрасте 50-55 лет принято было вновь надевать простые украшения, а свои дорогие раздавать дочерям и молодым родственницам.
    Мужской раскрой одежды мало подвергался возрастному и временному изменению. Шапки, халаты, рубашки, штаны, сапоги и башмаки шились согласно сезону. Зимой носили стеганые халаты, шапки, сапоги - меховые. Шапки, как и шлемы, в основном были с заостренными макушками. Заостренная макушка с древнетюркских времен связывалась с вершиной священной горы.
    Важным элементов в одежде древних тюрков был пояс. Согласно повсеместно распространенным представлениям пояс, повязанный на талии, был основным отличием людей среднего мира; небожители носили его под - мышками, обитатели подземного царства - на бедрах. Для человека среднего мира жизненно важной была область пуповины кин. Пояс служил не только для укрепления поясницы, но и защитой от злых духов, болезней, всяких бед и напастей, то есть надежным обручем. Пояс считался неотделимой вещью живого человека, символизирующей его связь с миром людей и средним миром.
    До шестилетнего возраста на поясок ребенка подвешивали разного рода бубенчики, которые служили ему оберегами. В шестилетнем возрасте надевали пояс, и с этого периода ребенок вступал под покровительство сеока, порывая с младенчеством. Мальчики носили одноцветные пояса, девочки могли носить цветные.
    “В 14-15 лет при посвящении в воины, наряду с оружием, молодой воин получал право носить боевой пояс. Боевой пояс служил знаком воинской доблести. По числу блях и наконечников на поясе определялась общественная значимость его владельца”.
   
    Жилище.
    Жилище - наиболее организованная часть пространства, оно охраняет от воздействия внешнего мира и опосредует контакты с ним.
    Жилище является также основной формой познания внешнего мира.
    Необходимым условием успешного завершения строительства является правильный выбор времени, соотносимый с актом первотворения. Лучшим временем начала строительства считается весна. Связано это с тем, что весна - это точка отсчета годового цикла, мифическим началом природного и культурного мира (после 21 марта).
    Место для дома выбирается в новолуние. Это наиболее благоприятный момент времени. Несчастливым считается место, где постоянно дуют холодные ветры. Напротив, удачным - то, где вечером поднимаются теплые испарения, слышится ржание коней.
    После выбора места начинается строительство жилища, которое постепенно приобретает характер строго организованной структуры, сопричастной устройству Вселенной.
    Использовались жилища разных конструкций - как постоянные, так и переносные, со множеством вариантов и переходных типов: жердевой конический шалаш с корьевым покрытием, срубный бревенчатый многоугольный дом, войлочная юрта и т.д.. Но, несмотря на большое разнообразие строений, у них была единая организация пространства.
    Жилище, будучи средоточием культуры, занимает особое место в жизни человека. Жилище - это Вселенная в миниатюре (микрокосмос). Противопоставление верхнего и нижнего миров во многом определяют организацию вертикальной структуры жилища. Крыша юрты соотносится с небесной сферой. Дымовое отверстие - вход в запредельное пространство-время (в Небо). В срединной сфере пространство жилища делится на левую (мужскую) и правую (женскую) стороны. У входа в нижний мир, у основания дома, живут собаки, охраняющие земные пути.
    Наряду с отчетливым вертикальным членением жилое помещение обладает горизонтальной структурой. Жилище ориентируется входом на восток. Южная правая от входа сторона - мужская, противоположная - женская. Мужская сторона - это “верх”, женская - “низ”. Таким образом, жилое пространство разделено по признаку “правый - левый”, который является значениями противопоставлений “мужской - женский”, “верхний - нижний”, “южный - северный” и т д.
    В середине жилища находится очаг. Еще двумя важнейшими элементами жилища являются дверь - на востоке, окна (на юг) и почетный угол (сторона) - тор, расположенный за очагом. Эта часть жилища предназначается для хозяина дома и особо почетных гостей. Формулировка такова: “Дверь на восток - тор на запад”. Люди, располагаясь в жилище на обед или беседу, садятся по линии восток - запад.
    Со смертью отца его место, тор (түр), занимает старший сын.
   
    Чурт – 1)видимое круговое пространство (горизонт) окружающее человека в месте его жительства;
    2) Внутренняя окружность юрты – малый горизонт.
    Тор – священное место, где хранился образ духа-предка. (Это был круг вырезанный из дерева символизирующий небо, а внутри либо фигурка человечка - дух конкретного предка, либо образ предка прародителя всего сеока (кости).
    Ирге – обычное, простое место.
    Эр чаны – мужская половина юрты.
    Ине чаны – женская половина юрты.
    В центре юрты – очаг.
   
    Стены жилища являются границей, защищающими обитателей дома, обеспечивают его пространственное разделение от внешнего мира. Первым рубежом человеческого пространства является вход и окна. Функция двери и окна как границы, очерчены множеством запретов и предписаний. Человек, входя в дом, обмахивался сзади правой рукой, чтобы не впустить за собой в жилище злых духов. Стремясь отвести беду от дома, не пускали дальше порога завистливых людей и интриганов. Более того, их иногда вообще не впускали в дом. Гость, пересекший границу дома, попадает в новый для него мир и, после обмена приветствиями, временно включается в этот мир.
    Подобно человеку, обретающему зрелость в браке, жилище считается “состоявшимся” лишь после ритуальной “свадьбы” - “Уг тойе” (“Ий туе” - “свадьба дома”). К назначенному часу в новое жилище собираются соседи и родственники. Предварительно необходимо освятить жилище. Гости дарят принесённые подарки новоселам. Затем начинается сам праздник.
    Так дом включается в систему связей человеческого коллектива.
   
    Хозяин дома. (Уг ээзи - Өй иясе).
    Человеку необходимо уважительно относиться к существам невидимого мира у себя дома, так как от этих взаимоотношений зависит благополучие и спокойствие семейной жизни. С постройкой нового дома, в жилище поселяется “хозяин” дома - уг ээзи. Так как он живет непосредственно вместе с человеком в одном жилище, то с ним надо считаться. Уг ээзи всегда стремится жить в согласии с жильцами дома.
    Иногда Хозяин дома при доброжелательных особых отношениях может показаться кому-нибудь из жильцов. Каждый человек видит его по-своему. Хозяин дома имеет облик мужчины в годах, сутулого, малого роста, с добродушным лицом. Живет он обычно где-нибудь в укромном месте. Днем отсыпается, а ночью, дождавшись, когда жильцы уснут, начинает хозяйничать. Ходит по дому, выходит во двор, заглядывает в амбары и конюшни. Обойдя свои владения, Хозяин дома принимается за работу - изгоняет из дома злых духов, старается уберечь живущих от страшных болезней, иногда начинает мыть посуду, месит тесто, любит причесывать лошадям гривы и т.д. В случае опасности в виде пожара, издает всякие шумы, чтобы разбудить людей и спасти их. В том доме, где жильцы и Хозяин дома живут в согласии и уважении, люди меньше болеют, семья живет дружно и в достатке.
   Если дома уг ээзи нет покоя - частые попойки, скандалы, драки, постоянный шум музыки, - то Хозяин дома насылает на таких жильцов разные несчастья. В этом доме неожиданно вдруг кто-то может умереть или сильно заболеть, муж и жена обычно разводятся. Может начаться падеж скота, постоянное невезение и бедность сопутствуют жильцам.
    Хозяин дома разборчив и к животным, живущим в его владении. Не понравившуюся лошадь, собаку или кошку он начинает мучить. Если этих животных не поменять на других, то Хозяин дома замучит их до смерти.
   Чтобы жить с Хозяином дома в согласии, жильцы должны жить в согласии с собой и делать ему разные подношения в виде кумыса, артпы и т.д., при этом нужно упомянуть его с благодарностью, прося для жителей дома здоровья, счастья и благополучия.

ВИКТОР БАЙЛАГАШЕВ.
КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ТАШТАГОЛ.



К ПРОБЛЕМЕ ЯЗЫКА И ЭТНОГЕНЕЗА САКОВ

    Сакское наследие до настоящего времени завораживает, притягивает взоры, ученые разных народов пытаются сделать саков своими этническими предками, при этом приведенные ими аргументы выглядят не вполне убедительными. Отдельные немецкие ученые считали саков своими предками, основываясь лишь на единственном аргументе, что этноним «сак» созвучен племенному названию германского племени «сакс». По этому пути шли не только они, поддался соблазну и В.В. Григорьев - видный исследователь сакской истории. При лингвистическом анализе имени сакской царицы Зарины он пришел к следующему мнению: «имя это - явно славянское, производное от слова «заря» (4,66).
    Недостаток фактов предоставляет широкую возможность для построения большого числа гипотез. В результате, в настоящее время существует значительное количество точек зрения на происхождение скифов-саков, чем во времена Геродота. Кто же они, эти саки на самом деле, на каком языке они говорили? Может ли какой-либо народ или нация считать их своими предками, возможно, ли это? Суждения по этому поводу носят иногда, весьма категоричный характер. «Ни один современный народ не может считать себя прямым потомком скифов», - отмечает В.И. Гуляев (6, 47). Здесь следует заметить, что в советской и постсоветской исторической науке довольно последовательно излагается тезис об ираноязычности саков, вывод напрашивается сам, саки - это восточные иранцы, постепенно этот тезис стал аксиомой. Но при ближайшем знакомстве с историей и культурой сакских племен более логичным представляется мнение А.П. Смирнова о том, что «спорными, дискуссионными продолжают оставаться все основные вопросы истории скифов (15, 12) одним из которых является вопрос о языковой принадлежности сакских племен.
    Решение этой проблемы и дало бы ключ к истории происхождения саков. Ведь по замечанию профессора М.В. Раца, «власть языка по большому счету сильнее, чем любая власть, доступная людям», с чем мы совершенно солидарны. Язык - это основа основ и, поэтому, исходя из этой посылки, в данной статье, рассматривая проблему языковой принадлежности сакских (скифских) племен в древности, приходим к мнению, что саки говорили на тюркском языке.
    В VIII-VII вв. саки переживали героический период, а героический период обычно характеризуется звоном мечей и пением стрел. Германские племена вступят в героическую эпоху тысячелетием позже. Двигаясь из Центральной Азии (Средней Азии) сакские армии захватили Северное Причерноморье, далее они двинулись на юг, где располагались крупные города, а значит, объекты для грабежа. Они прошли через Северный Кавказ. Геродот довольно точно определяет путь движения скифов, которые, по его сведениям, шли, имея справа Кавказский хребет. Следует сразу оговориться, что этот проторенный саками путь потом многократно будет использоваться тюркскими народами во время их последующих вторжений в Переднюю Азию. Движения иранских армий или племен по этому маршруту практически не замечено. Таким образом, с полным основанием его можно считать тюркской военной дорогой. Итак, пройдя через Кавказ, скифы вторглись в Переднюю Азию. Впечатление, произведенное ими на тогдашний цивилизованный мир, было огромно. Предоставим слово Библии. В книге «пророка» Иеремии, который более других библейских авторов склонен к историзму, скифы характеризуются как народ, пришедший с севера, как народ жестокий и неумолимый. Движение скифов вызвало такой страх, что никто не думал защищаться: «Возвестите в Иудее и возгласите в Иерусалиме… бегите… лев восходит из своей чаши». В другом месте он пишет: «Вот я приведу на вас - дом Израилев, народ издалека, говорит господь, народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит» (15,17-18). Думается, что можно считать это первым письменным фактом, подтверждающим тюркоязычность скифов. Доказательство в следующем для дома Израилева, для иудеев его населяющих, да и для самого «пророка» Иеремии - иранский язык, это язык соседей, язык торговли. Вообще для Передней Азии того времени это вполне знакомый язык, язык ираноязычных мидийцев, персов. А вот неведомым языком, непонятным для жителей Передней Азии, где преобладали семитские, арамейские и индоевропейские языки, мог быть доселе незнакомый тюркский язык саков Центральной Азии, поэтому они его и не понимали. Ведь Иеремия, который более других библейских авторов склонен к историзму, мог бы, если бы они были ираноязычны, указать, что они из одного колена древа, от которого ведут свое родословие мидяне и персы. Эти деяния скифов, описанные Иеремией относятся к VII в. до н. э., а в V в. до н. э. версии происхождения скифов и имена их царей исходят из сведений «отца истории», Геродота.
    Геродот передает генеалогическую легенду происхождения скифов-саков. Вот она: «Скифы говорят, что их народ ... произошел следующим образом: в их земле... родился первый человек по имени Таргитай... а у него родились три сына... Липоксай, Арпаксай и младший Колаксай. При них упали-де с неба на скифскую землю золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Старший из братьев подошел ближе, желая их взять, но при его приближении золото воспламенилось. По его удалении подошел второй, но с золотом повторилось то же самое..., но с приближением третьего брата, самого младшего, горение прекратилось и он отнес к себе золото. Старшие братья, поняв значение этого чуда, передали младшему все царство» (5, 236). При лингвистическом анализе имен первых сакских царей и надо иметь в виду, что этим именам уже по крайней мере 2500 лет. Складывается следующая картина: а имена ведь оказываются-то тюркские и легко переводятся на современный кыргызский язык, который к тому же является самым древним и сохранившимся тюркским языком, поэтому, наверное, и перевод дается весьма легко и не требyeт специальных знаний древних языков. В имени - Таргитай, его первая часть Тар на современном кыргызском языке означает «тесно, узко», например, Тарсуу - «узкая река» и т.д. Вторая часть тай у тюркских народов: шорцев, алтайцев означает родственную принадлежность с материнской стороны, например, дядю по матери у кыргызов называют тайаке. Возможно, это имя нам говорит о том, что среди сакских племен в результате отпочкования выделилось какое-то самостоятельное племя или род, во главе которого был брат сестры царицы? И вследствие этого в легенде в имени родоначальника нового рода зафиксировано слово тай (дядя по матери). В тюрко-монгольской истории в XIII в. зафиксировано имя с подобным звучанием - Таргитай Кирилтух. Имена трех сыновей Таргитая состоят из комплекса тюркских слов, в них присутствует тюркское слово сай, означающее речную долину, например: Аксай («белая речная долина»), Коксай («зеленая речная долина»). При переводе имен сыновей Таргитая на современный кыргызский язык, имя второго сына, Арпаксая, звучит как «ячменная долина» (арпа - ячмень). А Колаксай - имя третьего сына - означает по-кыргызски: кол - «рука», ак - «белый», сай - «долина». Кстати, ему по легенде и достается основной отцовский юрт в наследство, что соответствует тюркской традиции наследования власти и имущества. Кроме Геродота имя Колаксай встречается и у античного поэта Алкмана, при перечислении им пород скаковых коней.
    В. Ковалевская отмечает: «Поэт Алкман (конец VII в. до н.э.) сравнивает в своих стихах греческих девушек со скаковыми конями — венетскими, колаксайскими и ибенинскими.... Под ибенинскими лошадьми следует понимать кельтских, а вот колаксайские - это, безусловно, скифские, причем свидетельство Алкмана совпадает по времени с появлением скифов на международной арене и связано с их переднеазиатскими походами». Следует сразу оговориться, что сакских царей, возглавлявших армии во время вторжения в Переднюю Азию, звали Ишпакай (может Ишбакай) и Партатуа. Кроме того, у саков не было традиций имянаречения племени по имени царя, поэтому возможно имя Колаксай означает лишь географическое название местности, откуда пришли саки, да и имена старших братьев тоже означают географические названия мест их прежнего обитания, и за два столетия VII по V вв. до н.э. видоизменились и превратились по легенде в собственные имена родоначальников племен.
    Для сравнения мы можем провести параллель со средневековой историей кыргызов, когда названия местности или животного трансформировались в собственные имена или становились именем рода. На это обратил внимание известный кыргызский ученый-этнограф С.А. Аттокуров, заметив, что во многих случаях батырам и родам давали имя по названию местности. Но еще очень важно отметить, что со времен поэта Алкмана, жившего в начале VII в. до н.э. и до Геродота - V в. до н.э., тюркское имя Колаксай остается неизменным как имя сына Таргитая или как этноним одного из сакских племен. Ученым стоит также обратить внимание на такие примечательные особенности, как сохранность и неизменность отдельных этнонимов во временном измерении у античных и средневековых авторов Запада и Востока. Античные авторы считали, что этнонимы «саки» и «скифы» - синонимы. Геродот отмечает, что персы всех скифов именовали саками; таким образом, этноним «саки» применялся для скифских народностей, обитающих по соседству с царством Ахеменидов в Средней Азии, и от персов перешел к грекам, которые всегда отмечали тождественность этих этнографических понятий. Кстати, греческие авторы не только отмечали тождественность этих этнонимов, но, самое главное, сохранили эту тождественность и в этническом плане по следующей схеме: саки - это скифы, а скифы - это тюрки, что для нас представляется наиболее важным сведением.
    Греческие, в данном случае, византийские авторы, а именно, Менандр, который жил во второй половине VI в. н.э. тюрков именовал скифами. Отметим, что с историей тюрков, их посольствами, военными компаниями их каганов он был ознакомлен достаточно, кроме того, известно, что в VI в. н.э. в Константинополе проживали тысячи тюрков, сотни из которых приняли участие в посольствах византийцев к тюркам в качестве проводников и переводчиков. Думается, что со стороны Менандра это не было натяжкой факта или вымыслом, когда он называет тюрков скифами. Для византийского историка VI в. тюркский язык - это ведомый и знакомый язык, язык гуннов, с которыми византийская империя воевала, терпела поражения, платила дань. Ведь широко известны многочисленные военные и дипломатические отношения двух империй, гуннов и византийцев в средневековье. Также в VI в. византийской империи были нанесены чувствительные военные поражения тюрками - аварами, затем печенегами, болгарами, поэтому думается столь тесное боевое сотрудничество должно было вызвать ответную реакцию, интерес со стороны военных, чиновников, дипломатов Империи к тюркскому языку и стимулировать их к изучению истории этих народов.
    Греки знали тюркский язык и, разумеется, отличали его от иранского. Поэтому Менандр тюркскую речь в VI в. называет скифской, а поскольку византийцы делают такие аналогии, думается, что здесь им можно вполне доверять. У них, греков, позже византийцев, были давние традиции общения как со скифами, так и с тюрками. Значит, скифы говорили по-тюркски. Итак, предоставим слово Менандру. «Менандр включил в повествование о посольстве Земарха тюркскому хану (568 г.), заслуживающего нашего внимания, описание очистительного превентивного колдовства».«... Взяли вещи, которые римляне везли с собой, склали их вместе, потом развели огонь сучьями дерева Ливана, шептали на скифском языке (в данном случае, тюркский язык - Т.Р.) какие-то варварские слова... они несли вокруг Ливановую ветвь, которая трещала от огня. Лишь после огненного очищения Земарх был допущен к хану», - писал Л.Н. Гумилев [5,85]. В целом, отношение к огню у тюркоязычных и ираноязычных народов было неадекватно, что очень верно и тонко отметил Гумилев: «Невероятно и предположение Ф. Ратцеля о связи центральноазиатского культа огня с зороастризмом, ибо и тут сходство чисто внешнее. В Персии мобедан-мобед, приближаясь к священному огню, надевал вуаль, чтобы не оскорбить огонь дыханием, а тут огнем отпугивает злых духов, то есть самое нечистое на свете. Дело в том что, в Иране огонь был объектом религиозного поклонения, а у тюркских племен магическим инструментом, то есть по существу никакого сходства между ними не наблюдалось» [5,85].
    Богатая военно-политическая история саков дает нам косвенные примеры их этнического противостояния и племенной розни с персами. Воины саков и персов отличаются необыкновенной ожесточенностью, что говорит об этнической доминанте войны, здесь идет столкновение двух разных миров, культур, цивилизаций в широком смысле этого слова.
    Геродот, говоря о битве саков во главе с царицей Томирис и Киром, пишет, что эта битва была самой ожесточенной из всех битв, известных у варваров. Персидский царь, идя войной на саков, провозглашает, что он идет мстить за поражение и порабощение, нанесенное мидянам саками. В этом поводе для войны иллюстрируются этническая солидарность, иранское братство персов и мидян, у которых был один язык, верование, и в последующем - общее государство. Основатель персидского царства Кир является сыном дочери мидийского царя, поэтому Мидия и Персия легко объединяются под одним скипетром практически безболезненно, родство душ и крови налицо. Совсем не так обстояло дело с саками. Из военно-политической истории саков известно, что ни одному завоевателю не удалось завоевать или подчинить их, даже Александру Македонскому, хотя этот факт стыдливо обходится историками.
    «Именно Средняя Азия оказалась тем камнем преткновения, о который разбился наступательный дух Александра Македонского и ослабил его войско настолько, что у того уже не было сил продолжать завоевательные походы в прежних размерах. К концу второго года пребывания здесь он потерял лучшую часть македонской конницы» [17,40], - пишет Г.А. Хидоятов. В.В. Григорьев в книге о походе Македонского в Среднюю Азию пишет: «Если Дарий не сумел отстоять от Александра своего царства, если презренным трусом оказался Бесс, то здесь в Туране, нашлись сердца которые не могли примириться с чувством покорности чужеземцам, которые взялись за дело народной мести незваным пришельцам». Продолжая эту мысль, Г.А. Хидоятов замечает: «Ведь он дошел лишь до Сырдарьи, а дальше двинуться не мог, так как там начиналась территория саков и встреча с ее жителями ничего хорошего не сулила завоевателю. Александр не желал рисковать армией и репутацией «великого владыки» и «великого царя». Лучше было поискать более слабых противников, и летом в 327 году Александр двинулся на Индию» [17,41]. Персидское государство, царь и народ не смогли оказать достойного сопротивления, это сделали саки, ведь высокая боеспособность, воинственность, конные армии, панцирная кавалерия, быстрота и маневренность - это характерные военные черты тюркских племен. Остановить и повернуть армию Двурогого могли только они. Военная история тюрков хронологически хорошо прослеживается на территории Центральной Азии: саки, гунны и связанное с гуннами великое переселение народов, затем Тюркский и Хазарский каганаты, гулямы и мамлюки у халифа и арабских династий и т.д. Тюркские народы привнесли в военное искусство многое, если не сказать больше. Характерные качества воина этого типа отмечены в статье известного ученого Кыргызстана В.П. Мокрынина. Он пишет: «О том, что оседлые народы зачастую перенимали вооружение и военную тактику кочевников, писалось не раз. Однако влияние воина степняка, имевшего большой ратный авторитет, на земледельца было значительно более глубоким, чем отмечалось. Оседлые народы искали объяснение побед тюркского война не только в его вооружении, но и в его психологическом превосходстве» [9,211]. Прекрасную характеристику воинских качеств воинов-тюрков мы находим также и у арабского ученого-энциклопедиста Ал-Джахиза. В своем сочинении он сравнивает лучших воинов-арабов (хариджитов) с тюркскими воинами и отдает предпочтение тюркам: «тюрок стреляет... он выпускает десять стрел, прежде чем хариджит положит одну стрелу на тетиву, (высшего совершенства)... достигли жители Китая в ремеслах, греки в мудрости и образованности, персы в управлении царством, а тюрки в войне. Но воистину, недостаток их ... страстное стремление к родине, приверженность к странствованиям по странам, органическая страсть к грабежам, любовь к захвату добычи и сила привычки к обычаю» [18,85].
    Последние строки можно полностью отнести к действиям саков в Передней Азии. Отдельные сакские обычаи дошли и до нас. В целом, сакская стратегия ведения военных действий является предшественницей тюркской: отступление конных армий с заманиванием противника вглубь территории, тюркская манера стрельбы из лука, на полном галопе, убегая от противника, стрелять обернувшись назад, в персидской истории мы не найдем таких приемов конной стрельбы из лука. Только сакские племена, так свято чтившие войну и военное дело, могли поклоняться мечу. Подробное описание церемонии поклонения мечу у саков мы находим у античных авторов: «На каждом таком кургане вооружен старинный железный меч и он-то служит кумиром Аресу» [14,162]. Меч продолжает оставаться предметом поклонения и у гуннов, преемственность культуры здесь налицо, «меч пользовался почитанием еще в тот момент, когда волна гуннов поглощала аланов и готов. Меч имеет важнейшее значение в истории восхождения к вершинам власти самого Аттилы. Свои притязания на господство он обосновывал, используя знак богоизбранности - меч» [7,99]. Святым, священным меч будет и у предков гуннов, тюрков, перед решающими судьбоносными битвами священный меч будет выноситься перед боевым порядком тюрок, укрепляя их дух и даруя победу, т.к. они верили в его необыкновенную сакральную силу. Такого трепетного отношения к мечу у иранцев мы не найдем. Высокие боевые качества тюрок были оценены классиками китайской поэзии средневековья, и стоит отметить, что они не делали разницы между гуннами и тюрками, считая их одним народом. Вот строки из великого Ли Бо:
    «Для гуннов бой.
    Как пахарю пахать.
    Белеют кости.
    На полях опять.
    Давно ушли.
    Эпохи циньской дни» [12,140].

Токтобек Рыскулов,
    доцент Бишкекского
    Гуманитарного Университета.
    (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.)



    В степи у предков


    Мне много раз пришлось бродить
    С восходом солнца по степи
    Среди заброшенных улусов
    Когда рассвет не наступил.
    И ночь не кончилась еще
    Здесь на границе сна и яви
    Казалось мне услышал я
    Сквозь гул гуденья проводов
    Людские крики, блеянье сотенных отар
    То топот, ржанье лошадей
    То стук кувалды кузнецов…
    Исчезли древние улусы
    Остались лишь одни названья
    Ушли в заоблачные выси
    Все наши старцы-мудрецы,
    Что жили в духе тех традиций
    Давно забытых в наше время
    Так суждено всевышним Небом
    На стыке двух тысячелетий
    Услышать голос Предков наших
    Что проникают в наши мысли
    Немым укором из столетий
    Они нам в уши говорят:
    Мы пронесли через столетья
    Родной язык, легенды, мифы
    И преданья о багатурах и мергенах
    И сохранили мы для вас
    Уклад язык традиции и быт,
    Чтоб передали мы потомкам
    Всю мудрость тех тысячелетий
    Во благо мира на планете
    Между народами Земли.
   

Валентин Хагдаев, шаман, поэт, автор книги
    «Шаманизм и мировые религии»

 
Оештыручы һәм мөхәррир Дамир Шәйхетдин. Е-mail: beznen_yul@mail.ru  
Авторларның фикере редакция фикере белән туры килмәскә мөмкин. Гәҗит РФ матбугат, телерадиотапшырулар һәм массакүләм коммуникация чаралары министрлыгының Иделбуе төбәкара идарәсендә ПИ7-2220 саны белән теркәлде.
Сайт 2004 елның 13 мартында ачылды.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.press.beznenyul
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное