Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Общественно-политическая газета "Безнен юл"


Информационный Канал Subscribe.Ru

"БЕЗНЕҢ ЮЛ" иҗтимагый-сәяси һәм мәдәни мәгърифәт гәҗите

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ПРОГРАММА ЛАГЕРЯ "ТАҢБАТЫР-2005"


М Ә К А Л Ә Л Ә Р

Апрель 2005г. №2

ОТ ТРЕТЬЕГО РИМА ДО ТРЕТЬЕГО РЕЙХА

ЕСЛИ ТЕ КТО ЗА ТЭНГРИАНСТВО ЯВЛЯЮТСЯ СЕКТАНТАМИ, ТО ВО ГЛАВЕ ИХ СТОИТ АСКАР АКАЕВ

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО губернатору Таласской области Господину Искендеру Айдаралиеву

ТЭНГРИАНСТВО как путь сохранения языка

ТРАДИЦИОННОЕ ТЮРКСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Продолжение. Начало в предыдущих номерах.


АЛКЫШЛАР: эш (өмә) башлаганда, зур эшкә керешкәндә, балага теләк, баланы мунча керткәндә, табын артына утыргач, киләчәккә теләк

СЕМЬЯ

НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕТКИ
на происхождение тюркского языка и культуры


РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

ШИГЫРЬЛӘР

ХӘБӘРЛӘР


От третьего рима до третьего рейха

  
   Как все нормальные люди, мы чтим ратный труд и героизм наших отцов и дедов, участников войны 1941-1945 годов. Приходится глубоко сожалеть тому, что до конца жизни им так и не пришлось увидеть достойной и благополучной жизни. По иронии судьбы, процветание и благополучие досталось участникам войны побежденных стран: Германии и Японии. Победители, у стран наголову разбитых и разрушенных, нынче просят «Христа ради» гуманитарную помощь. За что же так, растягивая по времени, наказывает Всевышний победителя?
   Попробуем разобраться на примере нашего татарского народа.
   Многим ли известно, что пулеметную амбразуру первым закрыл грудью татарин Шакирзян Мухаметзянов, в детстве превратившийся в детдоме Уфы в русского Александра Матросова. Первым водрузил знамя над Рейхстагом Гази Загитов, но в угоду правительству и Сталину делают знаменосцами русского и грузина. Последний защитник Брестской крепости, перед которым даже немецкие генералы отдали честь и отпустили, был крещеный татарин майор Гаврилов.
   По числу героев Советского Союза и награждений, татары были одними из первых, наряду с русскими, белорусами и украинцами. Но у них-то война полыхала дома.
   Нет, мы не хотим сказать, что татары были храбрее других народов. Просто многим из них героями пришлось стать поневоле. Командование посылало татар на самые опасные и трудные участки фронта. Пользуясь войной, шовинистическое руководство видимо решило как можно больше уменьшить численность нерусских и «чаплашек». Оснований думать так - через край.
   А что дала победа татарам?
   Была ли война для нас Отечественной?
   После войны «благодарное» государство резко сократило национальные школы, а в городах они были ликвидированы «по просьбе трудящихся родителей». Было ограничено использование татарского языка в СМИ. С официальных трибун торжественно заявлялось, что «чем скорее все народы заговорят на русском языке, тем скорее будет построено светлое будущее». Малейшее проявление национального самосознания огульно объявлялось национализмом, политическим преступлением против государства, с последующим уничтожением «виновного».
   В 1942 году был подготовлен документ, рассмотренный и одобренный Политбюро ЦК ВКПб о депортации казанских татар и ликвидации республики в случае падения Сталинграда и перемещения фронта за Волгу.
   Разгром фашистских войск под Сталинградом, огромная концентрация военной промышленности в Татарии, ее большие возможности в снабжении Красной армии, многочисленность татар Поволжья, вынудили Москву отказаться от этого плана.
   Судьба крымских татар сложилась более трагично. Тотальная депортация крымских татар сопровождалась обвинением целого народа в пособничестве немецким оккупантам. Около половины депортированных татар погибли от холода и голода в пути следования в эшелонах, составленных из вагонов для скота, наглухо запертых, без пищи и воды. Не избежали этой доли и участники войны. Группу боевых офицеров, приехавшую после победы в Крым, окружил и расстрелял отряд НКВД (КГБ). На одной косе полуострова забыли депортировать три деревни. Войско НКВД быстро погрузило стариков, женщин, детей на баржи и потопило вместе с баржой. Выплывавших подростков (мужчин-то не было) расстреливали пулеметами из катеров. Из мест депортации разрешалось выезжать только одному человеку – дважды герою Советского Союза летчику-истребителю Аметхан Султану.
   Не имея возможности депортировать татар Поволжья, ЦК КПСС 9 августа 1944 года издал Указ «Исправление ошибок в освещении истории татар и массово-идеологическая работа среди населения», что послужило к крайнему национальному нигилизму и духовному уничтожению татар на своей родине. Быть татарином стало позорно и неприлично. Разговаривать на татарском стало верхом бескультурья и отсталости.
   Где же предел двуличия, ханжества и подлости московских политиков?
   Чем они отличались от немецких фашистов? Наверное большими масштабами и опытом.
   Как известно, перед нападением на СССР фашисты разработали генеральный план «ОSТ». Завоевание жизненного пространства для немцев, онемечивание генетически лучшей части населения, запрет русского языка в университетах, в гос. учреждениях и т.д. – это все проделало русское государство в течение столетий над татарами. Ничего нового в плане «ОSТ» нет. Немцы просто переняли русский опыт уничтожения других народов, следовательно применяя его наоборот. Даже первые концентрационные лагеря создавались большевиками, и в этом фашисты были не первыми. «Кто спросит с нас о методах, если мы победим» - заявлял Гитлер, зная истинную историю России. Но то, что удалось России, не удалось Германии. И фашистской Германии пришлось держать ответ в Нюрнбергском процессе. Видимо за раскаяние Всевышний подарил Германии процветание и благополучие.
   Кто-то скажет: работать надо.
   Что, мы меньше трудимся чем немцы и японцы? Вряд ли, причина лежит гораздо глубже. Теперь, выезжая за границу, мы можем сравнивать свою трудоспособность.
   Злой рок лежит на России и пока она не раскается и не признает самостоятельность завоеванных ею народов, благополучия и процветания не будет.
   Нынешние руководители, вышедшие из недр КГБ (НКВД) этого ударного карательного отряда КПСС, карателя не только нерусских , но и собственного (русского) народа, шаг за шагом идут к тоталитарному режиму. Те маленькие ростки свободы, доставшиеся в эпоху перестройки, уже под угрозой.
   Но ход времени и истории неумолим. Сегодня бывшие союзные республики освобождаются от московского колониального влияния уже не де-юре, а де-факто. Грузия, Украина, сегодня Кыргызстан гонит своих правителей, выученных и воспитанных Москвой, преданных «старшему брату».
   Дуслар, туганнар, милләттәшләр, мы – татары, как никто другой народ, жили в рабстве без государства более 450 лет и выжили, хотя потеряли очень многое. Более 20-ти поколений жили без национальной свободы! И вот когда осталось совсем немного, вопрос стоит ребром: быть или не быть нашему народу на исторической сцене. Если русифицируемся, не простят наши предки, ушедшие в мир иной неистребимыми в душе татарами. Не простит и наша великая и древняя тюрко-татарская история!
   Знаете ли вы, что российские дворяне татарского рода – Тургеневы, Аксаковы, Суворовы, Кутузовы, Юсуповы и т.д. были уничтожены большевиками под корень. Видимо Всевышний наказывает предавших свой народ через поколения. Если думаете, что русское духовное господство вечно, ошибаетесь, - ничего вечного кроме времени в этом мире нет. На кукольное руководство Татарстана надеяться нечего, оно поставлено кончить нас изнутри как нацию. Им дают обогащаться, но никогда не дадут поднять язык, культуру и то, что определяет нас как нацию. Несмотря на высокое положение во власти, духовно они более ничтожны и рабы, чем другие. Во все времена завоеватели опирались на таких.
   Пусть каждый из нас, если есть в душе совесть и достоинство, несет посильную ношу (например, как язык в семье и на улицах, знание истории, традиций) в будущее своих детей и внуков.
   Наше дело правое, оковы будут разбиты, будущее будет за нами!

Общественный клуб «Юлдаш».



ЕСЛИ ТЕ КТО ЗА ТЭНГРИАНСТВО ЯВЛЯЮТСЯ СЕКТАНТАМИ,
ТО ВО ГЛАВЕ ИХ СТОИТ АСКАР АКАЕВ

   
   Уважаемый наш Президент Аскар Акаев, выступая перед народом и обращаясь к нему, всегда говорит: «Теңирим жалгасын! Теңирим колдосун! (Пусть благословит Тенгир! Да поддержит нас Тенгир!). Это что, недостаток Президента или же достижение? Мы бы сказали: это его достижение. Можно сказать, что это постижение глубин кыргызского языка, его истоков. Каждый из нас волен обращаться к Создателю на своем родном языке. Никто не в праве ущемлять, оказывать давление, запретить силой данное человеческое право. Создатель одинаково справедлив к представителям всех наций и народностей. Кыргызская нация перед Создателем не стоит ниже арабов, евреев, русских, немцев, китайцев, англичан. Кыргызы если обращаются к Создателю на своем чисто родном языке -Тећирим, то от этого мы не станем виновными перед кем-то. Из-за употребления слова Тећирим кыргызы не станут полуумными, не понимающими что такое религия дикарями, а если скажут «Алла», то образованными, учеными. Создатель сам не допускает унижений за то, что народ говорит на своем родном национальном языке.
   Русский народ говорит «Бог». Никто же не подвергает русских гонению, утверждая, что нет «Иогова». Должно прекратиться принижение, унижение, злословие и со стороны отдельных религиозных течений в адрес «малочисленной, бедной, не защищенной» нации, как называют они кыргызов. Свободная кыргызская нация вольна говорить на своем родном языке, имеет на это право. В последнее время в народе нарочито распространяется заведомая ложь о том, что якобы те, кто поклоняется Теңиру, являются сектантами. Придумали это таласские представители власти. Им один ответ: «Если те люди, которые говорят Теңир - сектанты, то во главе их, во главе нас стоит президент Акаев».

Чолпонбек АБЫКЕ уулу, гл. редактор газеты «Аалам».


Один только вопрос

   
    - Аскар Акаевич, выступая перед народом, всегда обращается: «Да благословит Теңир! Да поддержит нас Теңир!» Даже есть плакат «Да поддержит Теңир наш Кыргызстан!» Как бы вы разъяснили слово Теңир»?
    Мураталы ажы Жуманов, муфтий Кыргызстана:
   -Слово Теңир принадлежит одному только Создателю. Теңир - понимается как Бог. На арабском языке Создатель именуется - Аллах-Талах. На тюрко-персидских языках именуется Кудай. На нашем родном языке мы именуем Кудай. Но Теңир употребляется редко, из-за чего используется множество имен. А вообще кыргызам правильнее было бы обращаться Теңир.
   Өскөн Осмонов, председатель управления по делам религии:
   -Теңир можно воспринимать как синоним слова Аллах. Кыргызы, в целом народы Центральной Азии обращались к Теңиру. Символом его являлось Синее Небо. Теңир, находясь в Небе, управляет Вселенной-Землей, люди понимали, что все хорошее и плохое от Теңира.
   

Н.ЭСЕНБАЙ кызы.



Губернатору Таласской области Господину Искендеру Айдаралиеву
открытое письмо

   
   9 ноября в селе Ташарык, по инициативе членов сообщества общественных организаций «Национальный Центр» по Таласской области, был проведен день «Поклонения национальным ценностям и наследию». Об одобрении и поддержке общественностью проведения этого мероприятия было ясно из теплых слов, сказанных со стороны большинства участников и поступивших сообщений в адрес газеты «Аалам».
   Такие святые цели, как сохранение оставшихся в наследие нам от Великих предков высоких духовных ценностей , т.е. родного языка, традиций, истории, культуры, духовности, нравственной чистоты, чести; укрепление единства и согласия, усиление воспитания детей в русле национальных ценностей, общая борьба против таких отрицательных явлений как преступность, наркомания находят свое место в сердцах людей и общественности и получают одобрение их и порождают уверенность у нас в том, что это соответствует интересам кыргызского народа.
   Но мы обращаем ваше внимание на то, что после проведения данного мероприятия, особенно в Таласской области, отдельные сотрудники силовых органов под предлогом, что «Национальный Центр» занимается распространением религиозной секты «Тэнгрианство», ходят среди служителей религии в селах Учэмчек и Ташарык. Этим самым они агитируют служителей религии против благородных целей «НЦ» , что противоречит Конституции КР и принятых на ее основе законодательных актов.
   На указанном собрании, проведенном «НЦ» не было ни одного слова ни о какой религии. Об этом можете узнать, прочитав в газете «Аалам» № 78 (16 ноября) выступления участников собрания. Этому свидетели все присутствующие люди и посланные вами сотрудники правоохранительных органов. Повторяем, что на этом собрании главной целью являлись национальное будущее кыргызского народа, его язык, традиции, ценности и наследие, нравы и согласие, единство, о которых и до этого говорилось везде открыто. Или не разрешается со стороны властей обновление кыргызского народа как нации, укрепление его единства, пробуждение национального чувства гордости, чести, познание и сохранение нравственных ценностей и изучение языка? Вообще, в каком государстве мы живем? Если дело, направленное во имя кыргызской национальности, подвергается притеснениям и гонениям в том государстве, которое носит название данной национальности, то где мы можем проводить национальное дело?
   Уважаемый губернатор, мы хотим у вас спросить. Почему в области, где вы руководите, проводится такое противостояние к призывам национального единения и согласия? Или кыргызский народ не имеет права признавать себя как нацию? Или вы против развития кыргызов как нации? Как прикажете понимать закрытие «Манас Ордо» с целью препятствования проведения собрания и мало того, блокируете распространение газеты, где напечатаны материалы того собрания, отбирая их? Если с вашей стороны есть какие –то недовольства по деятельности «НЦ», то просим сказать открыто. Обсудим, если мы допустили какие-то ошибки в деле, проводимом для народа, давайте сообща исправим.
   Мы согласны на это. Наше знамя-единство, согласие. Ради будущего кыргызского народа, ради нации мы готовы согласиться со всеми конструктивными предложениями.
   Если это только недоразумения, то просим вас поддержать те высокие идеи, за которых борется «НЦ», поставить заслон незаконным действиям, обуздать некоторых не в меру ретивых и призвать к порядку отдельных ваших работников.


С уважением, сообщество общественных организаций «Национальный Центр».
Газета "Аалам", №84, 7.12.2004г. (Перевод с кыргызского языка).


ТЭНГРИАНСТВО
как путь сохранения языка

   
   Проблема сохранения языков коренных тюркских народов, оставшихся под властью России, сегодня стоит особенно остро. Язык, как мы знаем, является основным нациообразующим фактором. Нет языка — нет нации, а есть просто население. Известно, что язык может полноценно существовать в двух случаях: первый – когда есть независимое национальное государство, и второй - когда народ исповедует свою национальную религию. Для тюрков исконной национальной религией является Тэнгрианство. Более того, тэнгрианство было государственной религией – идеологией тюрков и хуннов, о чем свидетельствуют исторические материалы. С распадом централизованных тюркских и хуннских государств, распалась и официальная религия, сохранившись у некоторых народов лишь в бытовых формах. Брать за основу эти сохранившиеся формы и говорить, что это и есть тэнгрианство – неправильно. Если тэнгрианство было официальной государственной идеологией таких мощных государств (хуннов, кюктюрков, татаро-монголов), которые оспаривали первенство в мире, надо полагать, что оно было более фундаментальным, чем сохранившиеся формы.
   На сегодняшний день около половины тюркских этносов, в том числе и татары, не имеют своих независимых государств, хотя у нас есть на это историческое право.
   В условиях информационного и экономического превосходства в городах русского языка, языки коренных народов не востребуются, поскольку это связано с добычей материальных благ. Русским государством созданы условия необходимости употребления русского языка. Действует в людях инстинкт выживания и большинство говорит на русском. Поэтому одним из путей сохранения и возрождения национального языка для подвластных России тюрков является восстановление государств на исконно-исторических тюркских территориях, что сегодня в силу политических причин весьма проблематично.
   Теперь возникает вопрос: а в условиях отсутствия государств могут ли жить и процветать языки? Могут.
   Здесь примером является история еврейского языка — иврита. Известно, что иврит в «консервированном» виде существовал в течении 2 тысяч лет, когда не было независимого еврейского государства и народ его не знал. Поэтому он считался «мертвым» языком. Затем он смог возродиться в определенных исторических условиях, так как более двух тысяч лет назад был «закодирован» в священных книгах евреев. Это говорит о том, что евреи обратились с молитвами к своему богу и к своим святым на иврите – и получили от них помощь. Важно отметить, что во всем этом большую роль сыграл и еврейский алфавит. Иначе говоря, язык иврит возродился благодаря иудейской религии, еврейским молитвам, священным книгам, написанным на еврейском языке и еврейским алфавитом.
   Вообще, алфавит играет основную роль в сохранении языка и он, как правило, связан с конкретной религией. Католицизм – с латиницей, православие – с кириллицей, иудаизм - с ивритом, ислам – с арабикой, индуизм – с брахми и т.д
   Кстати, для палестинцев тоже не существует проблемы знания родного арабского языка, хотя как и у многих тюрков, у них нет независимого государства. Ответ этому: — палестинцы пять раз в день молятся Аллаху на своем языке, поминают своих предков, и просят от них защиты и покровительства исключительно для арабов-мусульман. Священная книга мусульман Коран написан арабским алфавитом, на арабском языке и в стихотворной форме, что сопутствует сохранению языка и алфавита на тысячелетия. История ислама – это прежде всего история арабского и иудейского (семитских) народов. Ислам соответствует арабским традициям, обычаям, менталитету.
   Как показала история, татары, поселившиеся в Польше, Литве, Белоруссии и т.д., принявшие христианство, быстро утратили все свои отличительные черты и полностью ассимилировались в местном населении. Татары, исповедующие ислам, ассимилировались через три, а то и два поколения. Религия не смогла их сохранить, так как опиралась на чуждый арабский язык, то есть из-за отсутствия национального сознания и отсутствия связи языка с религией.
   Польско-литовские татары слишком поздно отдали себе отчет о потерях, которые понесли с исчезновением этнического языка, слишком поздно поняли, что национальному отличию более всего благоприятствует язык, а не религия, базирующаяся на чуждом, непонятном.
   Да, и сегодня не все тюрки безверствуют. Но только почитают не Тэнгри, а Христа или Мухаммеда. То меньшинство, например, изучающие арабский алфавит, арабский язык и читающие арабские молитвы, тоже преследуют фактически эгоистичный интерес и меркантильно-духовную цель. Так как они убеждены, что только усвоив молитвы в оригинале они непременно попадут в рай. И они поминают не тех, благодаря кому они созданы, а тех кто их завоевал и сделал рабами божьими, а не сынами Тэнгри. Результат налицо — дух народа все сильней иссякает, национальной духовности фактически нет, сфера распространения тюркских языков очень узка и т.д.
   Следовательно, тюркские языки смогут устойчиво и закономерно существовать и развиваться в условиях, когда тюркские народы будут исповедовать ту религию, которая ниспослана нам Создателем, а не навязанна другими народами, или заимствована от них. Национальная религия Тэнгрианство ниспослано определенно тюркам и является результатом борьбы за выживание в своих природно-климатических условиях. Духовные ценности дают духовную силу народам только в том случае, когда они создаются самим народом от сотворения мира, а не перенимаются у других народов под видом более совершенной идеологии.
   Следует отметить, что одним из основных элементов в Тэнгрианстве является культ великих предков. Издревле тюрки считали, что Тэнгри - это Творец, Создатель, а духи Природы и духи умерших предков - непосредственные помощники живых людей. Чтобы получить от духов помощь, надо их почитать и молиться на понятном им тюркском языке. Писать возжелания тюркскими буквами. Когда тюрки обращались к Тэнгри на тюркском, просили покровительства природных сил для всей нации и на всей территории их проживания, то получали их. И когда обращались к духам умерших предков на тюркском, и просили прозрения ума, просветления и поднятия духа народа, то тоже их желания исполнялись.
   Отсюда вывод: только почитая Тэнгри, Йер-Суб, Умай, Эрлик и духов предков на тюркском языке тюрки могут получить от них реальную помощь. Особо важным психологическим элементом здесь является молитва на тюркском языке, этим статус и престиж родного языка поднимается выше государственного. Это очень актуально, когда тюркский народ попал в чужеземную власть.


Дамир ШАЙХЕТДИН



Продолжение. Начало в предыдущих номерах.

ТРАДИЦИОННОЕ ТЮРКСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

    Чула. (Сюр)
   Чула - двойник человека, который возникает и растет по мере жизни человека. Чула человека зависит от самого человека. У человека гневливого, раздражительного, завистливого чула черное, мало любящее своего хозяина. У человека светлого чула светлое, защищающее своего хозяина. Чула способно отделяться от человека и даже двигаться впереди него. В этом случае оно получает название сюр. Бывает так, что человек говорит кому-то, что он его только что видел. На что ему могут ответить: «Ты видел мой сюр».
   После смерти человека судьба у чула точно такая же, как и у кут.
   Чула человека тесно связана со своим двойником родового дерева. Поэтому люди через деревья очищали свои чула и тем оздоравливали организм.
   Создание семьи.
   Юрта состоит из двух половин – мужской и женской. Она есть символ целостности. Каждый мужчина должен обрести целостность – найти свою вторую половину. Без целостности жизнь мужчины не может быть полноценной.
   Только соединясь, две половинки мужская и женская дают рождение новому – семье, (юрте). Поэтому юрта без женской половины, как и без мужской, – немыслима. Не бывает юрты из одной половины.
    Существовало два основных способа заключения брака: умыканием и сватовством «куда». В обоих случаях свадьба «той» справлялась обычно весной.
   Умыкание.
   Готовясь к похищению невесты, жених сначала должен был получить от невесты личное согласие и платок в задаток. Затем в установленное время подъезжал к дому невесты в сопровождении своих холостых товарищей на конях, одного из которых приводили специально для невесты.
   По сигналу она выходила из дома и уезжала в улус к жениху. Там её встречали родственники жениха по женской линии. Утром ставилась символическая свадебная юрта, остов которой сооружался из девяти тонких стволов березы.
   Пока жених с помощью огнива возжигал в свадебной юрте огонь, невеста, стоя у входа, одаривала всех присутствующих медными кольцами. Каждая девушка собирала с детства такие кольца, для исполнения этого обряда.
   Потом жених и невеста садились рядом перед входом в юрту и девушка сама, добровольно расплетала свою девичью косу. Затем волосы расчесывались деревянными гребнями двумя родственницами жениха так, чтобы получились две равные косы. Одна из них заплетала невесте правую косу, трижды проводя по ним кусочком варенного мяса, нанизанного на заостренную деревянную палочку «шаш» (что переводится, как «втыкать» и «волосы»). Каждый раз, проведя, она давала откусить жениху и невесте. Другая родственница заплетала левую косу, исполняя тот же обряд. Концы заплетенных кос связывал вместе жених приплеткой «чинча».
   Замужняя женщина носила две косы.
   Три дня в свадебной юрте должен отгореть священный огонь и брать из которого запрещалось. Все три дня шли приготовления к поездке к родителям невесты для исполнения обряда «чараш» (мирение).
   По прошествии трёх дней в улус к родителям «украденной» девушки приезжал посланник от жениха - обговорить размер калыма и проведения обряда.
   Являясь к отцу невесты он опускается на левое колено и, сделав глубокий поклон, произносит такие слова:
   Пред порогом твоего дома
   Сгибаю (преклоняю) я своё правое колено,
   Я пришел в твой дом
   Порадоваться твоему богатству,
   Я пришел к юрте,
   Чтобы попросить хозяина:
   Пусть навсегда нерушимо
   Свяжет нас кумовство!
   Как неразделимы щеки
   Или кольчуга и её воротник –
   Пусть так свяжет нас родство!
   Плотно, как слои бересты,
   Близко, как тонкий двойной шов!
   Потребую я рукоятку от ножа!
   Попрошу ушко от котла!
   Хоть давно была война,
   Хоть разорила девять родов,
   Теперь я хочу заключить мир,
   Хочу основать родство,
   Дай же нам ныне твой ответ!
   После договоренности он передавал отцу невесты плетку – знак покорности зятя. Затем приезжали молодые в сопровождении родителей жениха и других родственников. Целью обряда «чараш» было показать уважение к народным традициям и наладить отношения между родителями молодых путем уплаты калыма.
   Чараш (мирение).
   Прибывшие гости не допускались сразу в дом к родителям невесты и вынуждены были ожидать, пока «грозный» отец беглянки смилостивится над молодыми. В дом входил только посланец, уже приезжавший к родителям невесты.
   В это время отец невесты восседал за столом, за его спиной на стене висела плетка, привезенная посланцем в первый свой приезд. Все остальные родственники невесты садились по лавкам, установленным с двух сторон от стола. Посланец входил в дом и сообщал «грозному» отцу, что его дочь явилась с повинной, и выкладывал на стол денежный выкуп, который обычно был несравненно меньше, чем требовал отец. Родственники, сидевшие по лавкам, тут же вскакивали и шумно выпроваживали гостя с оскорбленным видом. Только после третьей попытки с увеличением калыма отец уступал. Тогда молодые супруги с боязливостью направлялись в дом и останавливались в дверях. Первой к отцу подходила дочь, следом за ней молодой зять и опускались на колени, склонив головы. Отец невесты поднимался, снимал со стены плетку и несколько раз слегка ударял ею по спине зятя. Затем он поднимал их и поочередно целовал.
   После поцелуя зятя мирение считалось состоявшимся, и наступало время проведения самого тоя.
   Сватовство (куда).
   При сватовстве чаще родители заботились о создании семьи своим сыновьям. Подыскивалась невеста, проводились определенные договоренности с её родителями и потом засылались сваты. Также существовала и такая форма, когда жених и невеста были помолвлены ещё детьми, а потом женились.
   При любой форме заключения брака присылались сваты со стороны жениха, оговаривался калым (который жениху помогал выплачивать дядя по матери), т.е. соблюдались все тонкости традиции, регулирующие переход молодых на новую ступень жизни – семейную.
   Например, у кузнецких татар-шорцев сваты при «куда» обращались к отцу девушки со словами:
   «Если по горе ходить будешь,
   Твоим посохом буду я!
   Если по воде ходить будешь,
   Твоей опорой буду я!
   Если ты меня вытолкнешь,
   Находиться у двери собакой стану я!
   Если ты меня вышвырнешь,
   Ожогом да стану я!»
    Невеста, войдя в дом свёкра, клала сначала земной поклон перед очагом, а потом отцу мужа. Тогда свёкор обращал к невесте такое благословение:
   Да остановится на тебе взгляд Тэнгри!
   Да коснутся тебя благословения стариков!
   Да остановится взгляд высокого Тэнгри!
   Да дойдут до тебя благословения самых почетных людей!
   Да будет твоё жильё богато золою!
   Да вырастет у тебя потомство
   Многочисленней, чем стада ягнят!
   Да вырастет у тебя множество детей,
   Многочисленней, чем выводок глухарей!
   Пусть их будет больше, чем ивовых кустов,
   Больше, чем всходов на поле!
   Да сияет перед тобой всегда месяц,
   Да светит всегда за тобой яркое солнце!
   Пусть перед тобой по твоему подолу идут дети,
   А за тобой идут большие стада!
   Да принесут твои трехгодовалые кобылы жеребят!
   Да достанет семени твоим жеребцам-четырехгодкам!
   Да будет платье твое всегда чистым!
   Да не худеют табуны твоих лошадей!
   Да будет спина твоя всегда здоровой!
   Да будет долгой твоя жизнь!
   Пусть вечно длятся дни твоей жизни!
   Да сможешь ты взять там, где нечего брать!
   Да сможешь ты держать там, где уже ничего нельзя держать!
   Да будет всегда быстрым твой разум!
   Легко владей своим умом!
   Пусть никогда не угнетает тебя лицемер!
   Да укрепит Тэнгри твою волю!
   Да будут твои сыновья статными
   Чтоб пришлось тебе готовить много пиров!
   Чтоб жила ты сотню, сотню лет!
   Чтобы ездила на быстром скакуне!
    Обязанности родителей.
   1. Рождение и воспитание детей.
   «У вырастившего скот сыт желудок, у вырастившего детей сыта душа», - говорили в старину.
   Внимательно прислушаемся к сказанному.
   Начало всякой жизни - Рождение. Когда-то родилась Вселенная, и зародилась жизнь. Жизнь есть основа всего. Поэтому все обряды направлены на почитание Рождения.
   Человек по-настоящему постигает духовную культуру народа только тогда, когда у него рождается дитя. Родитель поэтапно ведет ребенка через все стадии (циклы) человеческого развития, взросления человека, вплоть до своей смерти.
   Дитя приносит духовность, общение с Всевышним. Человек окружен вниманием Небес, он постигает смысл своей жизни.
   Будущая мать всегда окружена заботой. Во время родов женщины всего азиатского Востока никогда не ложились в постель. Когда начинались схватки, вызывали повитуху - инейджи. Роженицу помещали за очагом на женской половине юрты, где стелили телячью шкуру - талбах мездрой вверх. Она становилась на колени, опираясь на березовый шест алтын теек. Эта опора - «золотой кол» или «золотая коновязь» - опускалась в юрту через дымовое отверстие. Вспомним, что дымовое отверстие юрты это вход в Небесный свод. А «алтын теек» - это «золотой кол», которым Тэнгри утвердил миропорядок и заложил основу рождения Вселенной. К алтын тееку привязывали аркан, который пропускали под мышками роженицы для ее поддержания. Это приравнивает женщину к Небожителям, так как только они имеют право носить пояс под мышками. Повитуха при каждых схватках массировала живот роженицы сверху вниз и, сидя перед ней, обращалась к ребенку: «Куус-куус!» - «Нужно кочевать в солнечный мир!» Магическое восклицание «куус» - помогает благополучно разрешиться от бремени и действует успокаивающе.
   После рождения пуповину (кин) перетягивали шелковой ниткой и перерезали на березовой палочке (ак такпай). Мальчику пуповину отрезали ножом (кистик) или складником (ак тонарак), а девочке перерезали ножницами. Пуповину обязательно режут на растительном материале, чтобы у человека был мягкий характер. «Не я режу, а режет мать Умай. Живи долго!» - произносила повитуха при перерезании пуповины.
   Нож для обрезания пуповины мальчика хранили в специальной шкатулке богини Умай. Он служил и всем последующим детям. Этот ножик, ножницы и шкатулки будущий отец ребёнка сегодня должен приобретать в «Храме-Юрте».
   Свою шкатулку (карчак) девушка, выходя замуж, забирает с собой из родительского дома.
   При родах запрещалось присутствовать мужчинам и девушкам. Случайно зашедшим девушкам надрывали подол платья. Здесь нельзя было находиться и не рожавшим женщинам (туюк идектиг - буквально «с глухим подолом»).
   В день родов отец открывал в доме крышки всех сундуков, ящиков, шкафов (а в Храме-Юрте проводится обряд открытия Свода Неба).
   При затянувшихся родах приглашали свекра, который в обычных условиях не имел права общаться с невесткой. Он должен был внезапно ударить ее по пояснице мужскими брюками. Нарушение законов должно повлечь за собой разрешение бремени.
   После родов дом окуривается богородской травой или можжевельником. До трех суток, пока не заживет пуповина, молодая мать оберегалась - не выходила на улицу, не готовила пищу, не поднимала тяжелого, ела только бульон мунчук, одевалась в теплую одежду, каждый день омывалась по три раза. В течение месяца после родов женщина считается «неприкасаемой». Перед ней кладут ветку черемухи (аргыс, аргыш) - черемуха, наряду с осиной, не допускает проникновение болезней.
   До тех пор, пока на небе не выйдет новый месяц, молодой матери запрещалось заходить в другие юрты. Существовал обычай троекратно смазывать язык новорожденного сливочным маслом или жиром. При этом говорили: «Пусть съест богиня Умай!»


ВИКТОР БАЙЛАГАШЕВ.
КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ТАШТАГОЛ.



   
Эш (өмә) башлаганда

Башлыйк теләкне
Күтәрик беләкне,
Кояш, күрү бул!

***
Башлыйк эшне,
Җыйыйк көчне,
Кояш күрүче бул!

Зур эшкә керешкәндә әйтелә

Үсү белән ил йорт бир,
үкенү белән ярлык бир,
изге эшне этә бир,
ашымызга ярлык бир.

***

Уй-теләгемне, көч-котымны чит як алмасын,
башлаган эшем ярты юлда калмасын,
йөрәгемне ярук-ялкын ялмасын!

Балага теләк

Үс-үс, үс итә,
Балам үсеп тә җитә.
Аюдай олпат бул,
Арысландай егәрле,
Боландай матур бул!
Төлкедәй зирәк бул,
Барына кирәк бул!
Җыландай җылгыр бул,
Куяндай күзле бул!
Барчакта бер сүзле бул!
Сандугачтай телле бул,
Сагынырдай илле бул!
Үс-үс, зу-у-ур булып үс!

Баланы мунча керткәндә әйтелә

Атаң кискән утын түгел,
Анаң яккан мунча түгел,
Аюдай ага бул,
Бүредәй бөгә бул.
Аю баласы,
Бүре баласы,
Мунча ташы,
Бүрәнә башы,
Картны күрсәң, «бабай» диген!
Карчык күрсәң, «әби» диген!
Яшьне күрсәң, «абзый» диген, «җиңги» диген!
Тәмле-татлы телле бул!
Минем кулым түгел,
Әйшә-Батманың кулы,
Минем телем түгел,
Идел кичкән инәкәләр теле.

Табын артына утыргач әйтелә

Азыгың баш булсын,
Җаныңа аш булсын!

***
Сихәткә булсын,
Тәнеңә кунсын!

Киләчәккә теләк

- Алдыңа ак көн тусын!
- Бар көнеңдә - ак кояш!
- Кояшың атсын, яшәү котың артсын!
- Көннәрең якты булсын,
- Кот-шатлык белән тулсын!
- Йолдыз санынча көн яшә.


СЕМЬЯ

   
   Семья – это маленькая клетка в большом организме рода, нации. Чем больше здоровых семей, тем крепче нация и государство. Поэтому с древних времен, тюрки большое внимание уделяли на уклад и внутренние законы семьи. После внедрения мировых религий (ислама, христианства, буддизма) воспитание в традиционной национальной форме у тюрков в семье было нарушено. В период советской власти оно было полностью уничтожено. На сегодняшний день воспитание нового поколения в семье понимается в такой форме: накормить, одеть, обуть и дать образование детям. Кто посостоятельнее, старается обеспечить материальное будущее. Все поставлено на материальную основу. Даже обучение детей в гуманитарном или музыкальном направлениях преследует цель получения материальных выгод в будущем. Понятие о духовной национальной форме воспитания у основной массы населения практически отсутствует. Многие даже не знают, что это такое. Такое воспитание в семье приводит к тому, что люди стали чересчур расчетливыми, циничными, бездушными, не уважают никого. Младшие не слушают старших, сын не повинуется отцу, муж не доверяет жене, жена не считается с волей мужа, младший не признает старших, богатые не помогают бедным. Убийства и грабежи. Предательство своей нации и Родины. Всюду необузданный произвол и безграничное хамство. Как выйти из этого порочного круга, который не уменьшается, а с каждым годом только усиливается?
   Конечно, национальное духовное воспитание в семье должно быть в государственных программах и поддерживаться государством. Но так как этого пока нет (а тем более для тюрков живущих под властью России), то нация, особенно его интеллигенция должна сама это осознать и самостоятельно действовать в данном направлении. Не малая роль в этом должна быть отведена женщинам, так как они порой играют чуть ли не главную роль в воспитании будущего поколения. А если учесть, что в современном мире они более динамичны и энергичны, чем мужчины, то без активного вмешательства женщин невозможно разорвать этот порочный круг. Мужчины обязаны уважать женщин. Матери должны заботиться о сохранении не только своих собственных детей, но и о всей нации. Это очень важно. Любая нация, у которой нет матерей высокого духовного качества, не может существовать. Если матери слабоумны и эгоистичны, такой будет и вся нация. Все проходит через мать к детям. Отец многого не может решить.
   В национальное традиционное воспитание входят такие понятия как: 1) знание истории своего народа, своего рода - и не только знание, а чтобы дети понимали и гордились великими делами предков, которые они совершали ради будущности нации; 2) знание национального традиционного мировоззрения, философии, обычаев, традиций, ритуалов, молитв, музыки и т.д.
   Конечно, это требует от родителей усидчивости и развития своих Знаний, но другого выхода нет, если они хотят сами жить по-человечески достойной жизнью и этого желают своим детям.
   В семьях, где воспитание детей поставлено на национальную духовную основу, разногласия между родителями и детьми бывают минимальными. В семьях, где воспитание поставлено больше на материальную основу, там больше непонимания между членами семьи. Особенно оно обостряется в период, когда дети вырастают и хотят создать свою семью. И особенно остро конфликт возрастает, когда дети хотят создать смешанные (интернациональные) семьи. Иногда этот конфликт доходит до глубокого кризиса и распада семьи.
   Коммунизм, буддизм, христианство, ислам – все эти религии не против интернациональных браков, главное, чтобы соблюдались религиозные принципы. Но что интересно, люди, будучи последователями этих религий, когда дело касается их семьи, их наследственности, вдруг становятся ярыми противниками смешанных браков. И религиозные принципы не берутся в расчет. Конечно все их противодействия против создания смешанной семьи носит инстинктивный характер и объяснить свои поступки своим детям убедительно они не могут, ссылаясь только на традиции предков. Но сегодняшняя наука, достигшая фантастических результатов, помогает объяснить поступки людей сопротивляющихся смешанным бракам.
   Некоторые ученые полагают, что мозг получает сигналы не напрямую, а через кровь. В крови человека имеются некие компоненты, несущие информацию о внутреннем мире человека, об окружающей его действительности, о памяти предков и т.д. Кровь является одновременно и «улавливателем» информации и ее «доносителем» до мозга. Происходит это «донесение» практически мгновенно и не зависит от скорости циркуляции крови. Кровь является носительницей личностных, национальных и расовых характеристик, таких как внешность, темперамент, семейная привязанность и т.д. Сердце и кровь несомненно являются душой человека, нации. Свой поступок человек анализирует, ошибка исправляется, мысли направляются центром души из грудной клетки. Поэтому говорят - «сердце не обманешь», «сердце подскажет», так как в грудной клетке в центре души - находится – мудрость т.е. более надежное, правильное решение. Действие исходит, по мировоззрению, из грудной клетки. У доброго человека душа сильнее, чем мозг. А у злого - мысли сильнее, чем душа.
   Каждый род, нация в течение тысячелетий вырабатывает в генетическом коде стойкий иммунитет от негативных явлений внешней среды: неблагоприятные условия погоды, инфекционных и психологических болезней и т.д.
   Конечно, у людей от смешанных браков генетический код нарушается, соответсвенно, ослабевает и имунная система. Да и кто сможет сказать, какие черты преобладают у людей от смешанных браков, какие национальные, культурные корни подпитывают духовную жизнь такого человека? Способны ли такие люди совершать Великие дела ради своей нации?
   Еще в XIX веке наука открыла, что если женщинам переливать мужскую кровь, мужчинам – женскую, то происходит стирание личностных и национальных характеристик человека, а также превращение мужчин в носителей женской психологии, а женщин – в мужеподобные создания.
   Помимо этого, если представителю одной национальности влить кровь представителя другой национальности, то человек, подвергшийся такому воздействию, теряет свои национальные признаки или, по крайней мере, они ослабевают у него.
   Теперь вспомним и призадумаемся. После Октябрьской революции 1917 года, в Москве организуется крупнейший в мире Институт переливания крови, и как совсем еще недавно в бывшем СССР людей заставляли «добровольно-принудительно сдавать кровь в передвижных и стационарных донорских пунктах. Конечно, переливали больным, раненным, спасали жизнь людей. Но сколько этого океана крови перемещалось по территории СССР и было перелито разным нациям и народам. Можно предположить, помимо гуманных соображений о спасении человека, имелись и коварные цели, такие как: смешение нации, чтобы ослабить в них такие качества как патриотизм, любовь к Родине, любовь к своим семьям и т.д.
   В 70-х годах ХХ столетия лидеры КПСС выдвинули идею о скором создании нового «советского человека» путем смешения наций. На зов Партии за создание «советского человека» нового типа, откликнулось много энтузиастов. Они стали создавать интернациональные семьи. Но этот призыв напугал одновременно всех здравомыслящих людей и, видимо, послужил одним из детонаторов для распада Советского государства.
   Сейчас трудно сказать, понимали ли все что делали и к чему призывали лидеры и руководители бывшего Советского государства. Но вот в древнем Египте, много тысяч лет назад об смешанных браках видимо кое-что знали. В Египте рабов перемешивали . У рабов от смешанных браков снижалась тяга к побегу и свободе, так как они не знали где их Родина и куда надо бежать.
   Также немаловажен вопрос выбора невесты. У тюркских и у многих других народов существовала традиция – культ девственности. Он сохранился у многих народов по сегодняшний день. Культ девственности давал хорошие результаты в борьбе с развращением нравов. На свадьбах проверяли девственность. В случае, если молодая оказывалась не девственица, ее подвергали дикому унижению. Свадьба считалась не состоявшейся. Так сохранялось священное начало семьи. Это делалось ради чистой и прекрасной любви, не омраченной тенями прошлого.
   Как же влияет девственная чистота на здоровье поколений. Простые люди не знали научного ответа на этот вопрос, но у них были примеры рождения плохого потомства от гулящих девушек. Поэтому нравственно падшую девушку считали испорченной, недостойной замужества.
   В середине XIX века ученые неожиданно открыли связь девственности с качеством потомства. Лорд Мортон под влиянием своего близкого знакомого, основателя теории эволюции Чарльза Дарвина, занялся различными опытами. Он попытался скрестить чистопородную английскую кобылу и жеребца – зебру. Потомство от такого «брака» не получилось. Но когда через два года кобыла родила жеребенка от самца своей породы, на его крупе проступали слабые следы полос, свойственные зебрам. Лорд Мортон назвал это явление телегонией. Его последователи, профессоры Флинт и Феликс Ледантек, более пристально исследовали это явление. Они назвали телегонию «явлением первого самца».
   Итак, факт передачи наследственной информации спермой самца, независимо от наступления оплодотворения, установлен был опытным путем. Выходит, что существуют механизмы наследования, которые наука объяснить не в состоянии до сих пор.
   Существуют несколько теорий, которые, однако, не объясняют их полностью. Одна из них – теория «блуждающих», или «дремлющих» генов. Она гласит, что в сперме, помимо сперматозоидов, присутствуют иные переносчики наследственной информации, которые проникают в женский организм и «дремлют» в нем сколько угодно долго. Толчком к их проявлению служит оплодотворение яйцеклетки.
   Некоторые ученые считают, что эффект телегонии распространяется и на людей. Открытие телегонии вскоре было скрыто от людей. Но об этом должна знать молодежь.
   Как видим национальное традиционное воспитание, проверенное веками, способствует нравственному, духовному оздоровлению семьи и общества. Помогает в создании здоровых и счастливых семей.


Рафаэль БЕЗЕРТИНОВ.


НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕТКИ
на
происхождение тюркского языка и культуры

       
   Согласно Л. Гумилеву, тюркский язык зародился и сформировался в среде хуннов. Сначала носителями языка были древние Ху (степные кочевники), а затем уже сами хунны (исторические хунны).
   Нет ли здесь некоторой неточности? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к Гумилеву и рассмотрим происхождение хуннов как это он представляет.
   «Согласно китайской исторической традиции, уже первая из китайских династий, полулегендарная Ся, вступила в борьбу с другими племенами, населявшими территорию Китая в III тысячалетии до н.э...
   В китайском фольклоре сохранились отголоски борьбы «черноголовых» предков китайцев с «рыжеволосыми дьяволами» (2600 г. до н.э.). Китайцы выиграли тысячелетнюю войну. Они оттеснили «варваров» в горы, степи и даже южные джунгли...
   В 1764 г. до н.э. в Китае в результате переворота вместо династии Ся утвердилась династия Шан...
   В ту эпоху хуннов еще не было. Но после того, как была низвергнута династия Ся, сын последнего царя Цзе-куя, умершего в изгнании, - Шун Вэй – с семейством и подданными ушел в северные степи. Шун Вэй, по китайской исторической традиции, считается предком хуннов. Согласно этой традиции, хунны возникли из смешения китайских эмигрантов и степных кочевых племен» (Л. Гумилев. История народа хунну. Т.9.С.28).
   Сразу поставим вопрос – на каком языке говорили эти степные кочевые племена?
   Л. Гумилев ставит вопрос несколько иначе: кто были эти племена?
   «Но кто же были эти загадочные племена ханьюнь и хуньюй, с которыми смешались соратники Шун Вэя? Окраину Гоби в древности китайцы называли «песчаной страной Шасай» и считали родиной динлинов...
   Мы вправе сделать заключение, что ханьюнь и хуньюй были потомками аборигенов Северного Китая, оттесненных «черноголовыми» предками китайцев в степь еще в III тысячелетии до н.э. С этими племенами смешались китайцы, пришедшие с Шун Вэем, и образовался первый прахуннский этнический субстрат...» - народ Ху, т.е. степные кочевники (Там же. С.29).
   Динлины населяли также Саяно-Алтайское нагорье, Минусинскую котловину, Туву. «Тип их характеризуется следующими признаками: рост средний, часто высокий, плотное и крепкое телосложение, продолговатое лицо, цвет кожи белый с румянцем на щеках, белокурые волосы, нос, выдающийся вперед, прямой, часто орлиный, светлые глаза...»
   ... и не случайно китайцы внешним отличительным признаком хуннов считали высокие носы...» (Там же. С.39).
   Далее встречаем у Л. Гумилева: «Знатных родов у хуннов в эпоху Модэ было три: Хуянь, Лань и Сюйбу. Хуянь – тюркское слово, означает «заяц»; «сюйбу» также тюркское слово - «край», «лань» – слово китайское и значит «орхидея» - национальный цветок китайцев в древности. В сочетании этих родов можно различить след происхождения хуннов: от Шун Вэя идут Лань, а Хуянь и Сюйбу являются потомками древних ху». (Там же. C. 85).
   Вот тут возникает вопрос: почему «древних ху»? Ведь Ху – это есть продукт слияния соратников Шун Вэя с кочевыми племенами ханьюнь и хуньюй. И если Л.Н. Гумилев выделяет китайских эмигрантов, то должен вести речь о степных племенах с которыми они смешались.
   Но Л. Гумилев почему-то допускает здесь неточность. Так как слова «Хуянь» и «Сюйбу» идут от степных кочевых племен - «рыжеволосых дьяволов».
   Очевидно одно, что бы там археологи не находили, китайские эмигранты (Шун Вэй со своими соратниками) попали в тюркоязычную среду.
   Еще раз подчеркну, что Ху – это уже продукт смешения китайских эмигрантов с кочевыми племенами ханьюнь и хуньюй динлинского народа.
   Язык, который ныне зовется тюркским существовал до появления народа – хунну.
   Лев Гумилев пишет, что «предметы искусства показывают, хунны были под обаянием скифского «звериного» стиля» (Там же. С.95).
   Такое отношение объясняется тем, что это была и их родная культура.
   В причерноморские степи скифы-кочевники пришли из территории современного западного Туркестана в VIII веке до н.э. (около 720 г. до н.э.). А китайские эмигранты бежали к «рыжеволосым дьяволам» в XVIII веке до н.э. Так что и предки хуннов и хунны могли иметь тесные связи с причерноморскими (европейскими) скифами, когда они еще проживали на востоке. Похоже скифы, как и ханьюнь и хуньюй, одно из племен народа динлин.
   Итак, язык на котором говорил народ Ху, а затем и Хунны, существовал до появления этих народов.
   А теперь проследим историю появления тюрков по Л.Н. Гумилеву.
   «Какого бы происхождения ни были те «пятьсот семейств», которые объединялись под именем Ашина, между собою объяснялись по-монгольски до тех пор, пока перипетии военного успеха не выбросили их из Китая на Алтай. Однако столетнее пребывание в тюркоязычной среде, разумеется, должно было способствовать быстрой перемене разговорной речи, тем более что «пятьсот семейств» монголов были каплей в тюркском море».
   Впервые отличать тюркский язык от монгольского стали арабы. «Рашид-ад-Дин начал различать тюрок и монголов, очевидно, по языковому признаку...» (Л. Гумилев. «Древние тюрки». С. 29).
   Вопрос о различиях тюркского и монгольского языков – дело языковедов. Мы же зададимся следующими вопросами: О каком «тюркском море» идет речь? Откуда взялся тюркский мир? Ведь эти пятьсот семейств еще не сформировались в народность, еще не взяли на себя имя «тюрк», еще не восприняли язык, не создали каганат, не покрыли себя доблестью и славой, и не распространили имя «тюрк»?
   Все это было потом. Поэтому нам интересно будет знать как современники называли мир и людей, их язык и обычаи в который попали «пятьсот семейств Ашина»?
   Ответ мы находим у Л. Гумилева.
   «Менандр включил в повествование о посольстве Земарха к тюркскому хану (568) заслуживающего нашего внимания описание... «Некоторые люди из этого племени, о которых уверяли, будто они имели способность отгонять несчастья, пришед к Земарху, взяли вещи, которые римляне взяли с собой, склали их вместе, потом развели огонь сучьями дерева. Ливана шептали на скифском языке какие-то варварские слова и в то же время звонили в колокол и ударяли в тимпан над поклажею...» (Там же. С.97).
   Мир в который попали «пятьсот семейств Ашина» был скифским. Тюркским он стал потом.
   «Однако имя «тюрк» не исчезло. Больше того, оно распространилось на пол-Азии. Арабы стали называть тюрками всех воинствующих кочевников к северу от Согдианы, и те приняли это название, ибо первоначальные носители его после исчезновения с лица земли стали для степняков образцом доблести и геройства...»
   Это точка зрения, принятая в сегодняшней науке, на причины сохранения имени «тюрк». Но она неверна.
   Имя «тюрк» распространилось и сохранилось не потому что арабы так «стали называть всех воинствующих кочевников к северу от Согдианы, вовсе нет. Вряд ли эти воинственные кочевники знали, что арабы их так называют, а приняли они и сохранилось это имя потому что это было веление Свыше.
   «И сверху Небеса, а снизу Мать-Земля,
   что прежде вознесли отца и мать моих,
   сказали тюркам вновь: «Пусть имя не умрет,
   коль слава не пройдет – да будет жив народ!»
   (Большая надпись в честь Куль-Тегина).
   Вот почему язык и мир, который прежде назывался скифским стал тюркским. Тюрки словно сгорели в борьбе за право на жизнь. Имя «тюрк» это не просто лингвистическое понятие, а духовно-культурное.
   Вопрос, когда и где появился тюркский язык остается открытым.


В. БАЙЛАГАШЕВ.


Российский опыт

       
   После того, как в 2037 году Китай завоевал всю Россию, перед руководителями китайской империи сразу же встал вопрос: как управлять вновь присоединенной территорией?
   Президент Китая Сунь-Вынь Гуйжуй сидел за своим огромным рабочим столом, сосредоточенно изучая карту империи, раскинувшейся от границ Вьетнама до границ Финляндии. Рядом с ним сидел министр по делам национальностей Ли-Жи Фоньгу. Целью сегодняшней встречи с президентом была выработка долговременной политики по отношению к 145 миллионам новоиспеченных русских граждан Китая.
   В кабинете президента стояла тишина. Лишь откуда-то издалека, из-за окон, с близлежащей площади где проходил торжественный парад, слышался гимн Китайской Народной Республики:

   Союз нерушимый народов свободных
   Навеки сплотил всемогущий Китай
   Славься, отечество нации желтых!
   Держава Конфуция, вновь расцветай!

   Ну, товарищ Фоньгу, какую политику будем проводить по отношению к русским? - спросил президент, наконец-то оторвав свой взгляд от карты. Затем, не дожидаясь ответа, добавил: - Как вы понимаете, Китай - это не какая-нибудь хищная империалистическая держава, а передовое социалистическое государство. Наша политика в области национальных отношений должна быть в высшей степени справедливой и правильной.
   Министр учтиво поклонился и, быстро прокашлявшись, заговорил:
   - Совершенно с вами согласен, товарищ президент. В отношении русских граждан нашего государства должна проводиться справедливая политика. Я рад сообщить вам, что специалисты нашего министерства пришли к очень простому и оригинальному решению. А именно: к русскому меньшинству нужно относиться точно так как, но мнению самих русских, большинство должно относиться к меньшинствам. Иными словами, мы должны перенять русский опыт и поступать с русскими точно так, как они сами поступали со своими этническими меньшинствами. Если мы сделаем так, то русские не будут на нас в обиде. Русские считают национальную политику, которую они проводили в своем государстве, совершенно правильной и справедливой. Таким образом, у нас никогда не будет никаких жалоб со стороны русских - ведь мы будем в точности повторять их собственную политику по отношению к своим меньшинствам - к чеченцам, татарам и так далее. Это, товарищ президент, будет гарантией гуманного и справедливого отношения к русскому населению Китая.
   Президент Сунь-Вынь Гуйжуй остался очень доволен предложенной концепцией национального строительства и дал «добро» на проведение соответствующей политики. Изучив русский опыт, китайцы взялись за дело.
   В первую очередь, китайцы развернули кампанию по привлечению русских к конфуцианству, и вообще, к более древней и передовой китайской культуре. Тех, кто не хотел расставаться с православием и сопротивлялся этой политике, терпеливо, но сурово перевоспитывали в трудовых лагерях и тюрьмах.
   Во-вторых, для русских создали не-большую титульную автономную республику, по своей территории равную нескольким бывшим регионам покоренной России. Сибирь, как исконно китайскую территорию, конечно же, не включили в Русскую Автономную Республику. Главой республики был назначен человек коренной национальности с опытом руководящей работы - бывший госчиновник по имени Пу-цзин.
   В-четвертых, большинство русских школ было закрыто или превращено в китайские школы. Во всех университетах преподавание было переведено на китайский язык. Почти все теле- и радиостанции на русском языке были закрыты или стали вещать на китайском языке. Для тех, кто жил вне Русской Автономной Республики, выписать русский журнал или газету на русском языке стало довольно трудно.
   В-пятых, восстание русского населения рязанщины, которое потребовало независимости от Китая, было жестоко подавлено, а сама рязанщина превращена в кровавое месиво. Благодаря стараниям китайских СМИ, слова «рязанец» и «террорист» стали синонимами.
   В-шестых, русская письменность была переведена с кириллицы на китайские иероглифы. Ведь, как известно, иероглифы как нельзя лучше передают особенности русского языка и его специфические звуки.
   В-седьмых, все русские имена начали писаться на китайский лад. Например, вместо Иванов начали писать Иы Хан-хоу, вместо Петров - Пи Ты-хоу, вместо Сидоров – Сьн Дые-хо, вместо Лисицын - Ли Си-цзин и так далее.
   В-восьмых, китайские чиновники воспитали кадры преданных Китаю русских общественных, политических и духовных деятелей, чтобы они проводили политику китайского государства в отношении русского народа.
   В-девятых, китайцы поделили русский народ на всевозможные географические, этнические и культурные подгруппы. Таким образом, сибиряки, уральцы, казаки и многие другие подгруппы стали самостоятельными нациями и перестали считать себя русскими.
   В-десятых...
   Ну, и так далее. Короче, политика китайского государства в точности повторяла политику российского государства до завоевания России более культурной и передовой державой - Китаем.
   А как вел себя китайский народ? Рядовые китайцы проявляли свой патриотизм точно таким же образом, как и русские, когда у них было свое государство. Китайцы сочинили необыкновенное множество обидных анекдотов и шуток о русских и других нац. меньшинствах. Каждому меньшинству была дана обидная кличка, а то и несколько. Быть русским стало позорно и неприлично.
   Таким образом, национальная политика Китая стала настоящим триумфом справедливости и гуманности. Министр по делам национальностей Ли-Жи Фоньгу был представлен к правительственной награде и повышен в чине. В качестве вице-президента он продолжал изучать русский опыт управления меньшинствами и применять его в новых геополитических условиях.


РАДИКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА»
№ 2 (48) февраль-март 2005 года.


   
РУНЫ*

Из тамг, из родовых гербов
Творили предки эти руны,
Звенят домброй во тьме веков
Сердец натянутые струны.

Приходим мы из века в век
В доспехах новых инкарнаций,
Ер-Серами забытых лет,
Мечтою возрожденных наций.

И воплощает миг единый
Бессмертья воинская слава,
И в ней отвага Куль-Тегина,
И мудрость в ней Бильге-кагана.

...Творили предки эти руны.

Арон АТАБЕК. Алматы.

* Тюркский алфавит



Встань, мадьяр! Зовет отчизна!
Выбирай, пока не поздно:
Примириться с рабской долей
Или быть на вольной воле?
Богом венгров поклянемся
Навсегда —
Никогда не быть рабами,
Никогда!

Шандор ПЕТЕФИ. (1823-1849).



Х Ә Б Ә Р Л Ә Р

*

        25 февраля в Алматы прошел региональный коллоквиум на тему: «Тэнгрианство как фактор формирования культурной идентичности в Центральной Азии». Организовал это мероприятие Французский Институт Исследований Центральной Азии (IFEAC). В работе коллоквиума приняли участие и выступили ученые Казахстана и Кыргызстана, директор и исследователи IFEAC, а также, по просьбе некоторых ученых, были приглашены из Татарстана историк Рафаэль Безертинов и редактор газеты «Безнең юл» Дамир Шайхетдин, которые тоже выступили со своими докладами.
   Открыл заседание коллоквиума Посол Франции в Казахстане Жерар Перроле. Особый интерес ученых произвел доклад директора IFEAC, профессора Реми Дора.
   Вниманию участников была организована качественно богатая культурная программа — художественная выставка «Образы Тэнгри» и концерт «Музыка Тэнгри».



   ТР Министрлар кабинеты тарафыннан расланган «2003-2005 елларда пестицид һәм агулы химкатлар белән сәламәтлеккә зыян китермичә файдалану турында»гы программа озакламый гамәлдән чыгачак. Вакыт тиз узуга карамастан, программаның тормышка ашырылышы бик түбән дәрәҗәдә. Программа кабул ителү белән Татарстаннан 140 тонна агулы химикат чыгарылган. Ул вакытта республикада аның күләме 922 тонна тәшкил иткән. Димәк, беренче чыгарудан соң агуның 782 тоннасы калырга тиеш булган. Ләкин 2004 ел мәгълүматы буенча, 2003 ел ахырына бездә 908 тонна пестицид саклана.
   2004 ел азагында «Красный бор» полигонына 60 тонна агулы химикат читкә чыгарылырга әзер тора иде. Татарстанның экология фонды аны утилизацияләү өчен 3 млн сум акча бүлеп бирә. Димәк, республика барлык агулы химкатларның унбиштән бер өлешеннән генә арыначак, ә калган 848 тонна агуның язмышы әлегә хәл ителмәгән.

«ЭГ».


    Автор этой брошюры, бывший комсомольский вожак, переквалифицировавшись в исламского «богослова», со знанием дела, изнутри, видимо решил облегчить работу спецслужб, которые по указке главных крестоносцев везде ищут мифических исламских экстремистов в Татарстане.






Уважаемые посетители сайта «Безнең юл»!

    Наша газета является некоммерческим проектом, поэтому нуждается в финансовой помощи.
    Сообщаем свои банковские реквизиты, для желающих помочь в нашем общем деле:
р/с 40802810810000002788 в ЗАО ГКБ АвтоградБанк г. Набережные Челны. К/с 30101810100000000748. БИК 049240748. ИНН 165040845685. ИП Шайхутдинов Д.И. (Назначение платежа: благотворительная помощь для газеты “Безнең юл”).


Положение об этнографическом,
историко-экологическом, духовно-оздоровительном палаточном
лагере тюркской и финно-угорской молодежи
"Таңбатыр"
 

    1. Общее положение.
    Настоящее положение является руководством по подготовке и проведению лагеря "Таңбатыр". Организаторами лагеря являются общественный клуб "Юлдаш", Центр изучения тюркского и финно-угорского мира "Туран иле", молодежный клуб "Шәрык" г. Казани и газета "Безнең Юл". Вот уже в течении 4 лет традиционно в Иске-Казани проводится лагерь "Таңбатыр", в котором участвовали делегации из Татарстана, Башкортостана, Марий Эл, Казахстана, Гагауз Йери, Саха-Якутии, Чувашии, Карачаево-Черкесии и из других регионов РФ и СНГ.
   
    2. Основные цели и задачи:

    - способствование развитию и пропаганде традиционных национальных религий, философии, письменности, истории и уклада жизни тюрков и финно-угров;
    - сближение и духовное взаимообогащение, установление тесных контактов между народами, проживающих в разных уголках России, стран СНГ и зарубежья;
    - воспитание у тюрков и финно-угров национального самосознания, мировоззрения и патриотизма к своему народу и Родине:
    - популяризация устных, литературных, музыкальных произведений, самобытного национального искусства и фольклора;
    - приобщение молодежи к национально-культурным ценностям, народным обрядам и традициям, родному языку;
   - стимулирование и поощрение наиболее одаренных представителей тюркской и финно-угорской молодежи.
   
    3. Организационная структура лагеря.

    Для организации и проведения лагеря образуется Оргкомитет, который утверждается руководителями учреждений-организаторов.
   
    4. Условия и порядок проведения.
   В лагере "Таңбатыр" принимают участие школьники, студенты, аспиранты, ученые, а также представители общественности из Республики Татарстан, Российской Федерации, СНГ и зарубежья.
   Лагерь будет проходить с 7 по 14 июля 2005 года у священной горы и родника Иске - Казан (РТ, Высокогорский р-н ст. Камаево) в природных и походных (экстремальных) условиях.
   Проживание будет в палатках, поэтому руководителям делегаций необходимо тщательно подбирать участников для лагеря. С собой взять удобную, теплую, спортивную и повседневную одежду. По возможности привести национальные костюмы, флаги своих национальных движений и республик, а также национальные музыкальные инструменты (кубыз, саз, курай, гусли, домбра, барабаны и другие).
   Питание и оснащение лагеря будет осуществляться за счет средств от продажи путевок и материальной помощи спонсоров. Стоимость путевки будет составлять для одного участника - 600 рублей. Дорожные расходы оплачиваются за счет командирующей организации или участников.
   В лагере на протяжении 4 лет действует жесткий "сухой закон". За употребление спиртных напитков участники будут изгнаны из лагеря (вплоть до всего состава делегации).
   Все требования оргкомитета должны выполняться участниками лагеря неукоснительно и беспрекословно.


Программа проведения лагеря
    тюркской и финно-угорской молодежи «Таңбатыр-2005»

   

7 июля (четверг):
9.00 - 13.00 - Заезд, сбор, регистрация и размещение участников.
13.00 - 14.00 - Обед. Совещание руководителей делегаций.
15.00 - 18.00 - Посещение краеведческого и этнографического музея Иске Казани.
18.00 - 19.00 - Ужин.
21.00 - 22.00 - Построение. Торжественное открытие. Поднятие флага лагеря. Презентация делегаций.
23.00 - 1.00 - Культурно-развлекательная программа. Отбой.

8 июля (пятница):
8.00 - 9.00 - Подъем. Физзарядка. Уборка палаток и территории лагеря. Умывание.
9.00 - 10.00 - Завтрак.
10.00 - 13.00 - Семинар - конференция. История государств: "Хунну", Великий Тюркский Каганат, Великая Венгрия.
13.00 - 14.00 - Обед.
14.00 - 19.00 - Семинар - конференция. История государств: Тюрко-монгольская империя, Золотая Орда, Казанское ханство.
19.00 - 20.00 - Ужин.
20.00 - 20.30 - Совещание оргкомитета и руководителей делегаций.
21.00 - 1.00 - Культурно - развлекательная программа. Отбой

9 июля (суббота):
8.00 - 9.00 - Подъем. Физзарядка. Уборка палаток и территории лагеря. Умывание.
9.00 - 10.00 - Завтрак.
10.00 - 13.00 - Семинар - конференция: "Традиционализм в жизни тюркских и финно-угорских народов".
13.00 - 14.00 - Обед.
14.00 - 17.00 - Продолжение семинара-конференции.
17.00 - 19.00 - Занятия по рунической письменности.
19.00 - 20.00 - Ужин
20.00 - 22.00 - Приготовление и сбор подарков к Джиену - Сабантую.
22.00 - 1.00 - Культурно - развлекательная программа. Отбой.

10 июля (воскресенье):
8.00 - 9.00 - Подъем. Физзарядка. Уборка палаток и территории лагеря. Умывание.
9.00 - 10.00 - Завтрак.
10.00 - 14.00 - Поход в горы. Моление. Обряд жертвоприношения и имянаречения.
14.00 - 15.00 - Обед.
15.00 - 17.00 - Отдых. Беседы. Спортивные игры.
17.00 - 21.00 - Джиен - Сабантуй. Национальные игры.
21.00 - 22.00 - Ужин.
22.00 - 1.00 - Национальные игры, танцы и пляски. "Пляска огня". Отбой.

11 июля (понедельник):
8.00 - 9.00 - Подъем. Физзарядка. Уборка палаток и территории лагеря. Умывание.
9.00 - 10.00 - Завтрак.
10.00 - 15.00 - Экскурсия на родину великого татарского поэта и просветителя Г. Тукая (аул Тукай-Кырлай).
15.00 - 16.00 - Обед.
16.00 - 17.00 - Отдых. Спортивные игры. Совещание руководителей делегаций.
17.00 - 18.00 - Семинар-конференция по проблемам экологии на земле тюрков и финно-угров.
18.00 - 20.00 - Занятия по рунической письменности.
20.00 - 21.00 - Ужин.
21.00 - 24.00 - Культурно-развлекательная программа. Национальные игры, танцы и пляски. Отбой.

12 июля (вторник)
8.00 - 9.00 - Подъем. Физзарядка. Уборка палаток и территории лагеря. Умывание.
9.00 - 10.00 - Завтрак.
10.00 - 14.00 - Обустройство и облагораживание священных родников.
14.00 - 15.00 - Обед.
15.00 - 17.00 - Беседы и лекции по народной медицине и целительству.
17.00 - 18.00 - Семинар-конференция на тему: "Интернет - системы в тюркском и финно-угорском мире".
18.00 - 20.00 - Занятия по рунической письменности.
20.00 - 21.00 - Ужин.
21.00 - 1.00 - Культурно-развлекательная программа. Отбой.

13 июля (среда)
8.00 - 9.00 - Подъем. Физзарядка. Уборка палаток и территории лагеря. Умывание.
9.00 - 10.00 - Завтрак.
10.00 - 13.00 - Семинар-конференция на тему: "Искусство Турана". Конкурс на лучшую работу по рунической письменности.
13.00 - 14.00 - Обед.
14.00 - 17.00 - Круглый стол по обмену опытом работы в национальных молодежных организациях и лагерях.
17.00 - 19.00 - Обряд вызывания дождя.
19.00 - 20.00 - Ужин.
20.00 - 1.00 - Прощальный вечер у костра. Культурно-развлекательная программа. Отбой.

14 июля (пятница):
9.00 - 10.00 - Подъем. Физзарядка. Уборка палаток и территории лагеря. Умывание.
10.00 - 11.00 - Завтрак.
11.00 - 14.00 - Сворачивание лагеря. Отъезд.


По всем вопросам обращаться по адресу:
420037 РТ г. Казань, ул. Гомельская, д.26 кв.1
Юлдашев Рамай Загидуллович
т.(сот)8-917-23-28-403
yuldashev@bk.ru
или Шайхетдинов Дамир
beznen_yul@mail.ru


Оештыручы һәм мөхәррир Дамир Шәйхетдин. Е-mail: beznen_yul@mail.ru  
Авторларның фикере редакция фикере белән туры килмәскә мөмкин. Гәҗит РФ матбугат, телерадиотапшырулар һәм массакүләм коммуникация чаралары министрлыгының Иделбуе төбәкара идарәсендә ПИ7-2220 саны белән теркәлде.
Сайт 2004 елның 13 мартында ачылды.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.press.beznenyul
Отписаться

В избранное