Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Общественно-политическая газета "Безнен юл" ОКТЯБРЬ, 2004ЕЛ №5


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

Фикердэ, суздэ, гамэлдэ бэйсезлек!

«БЕЗНЕН ЮЛ» ижтимагый-сэяси hэм мэдэни мэгърифэт гэжите

 

 

Октябрь 2004 №5

 

 

 традиционное тюркское мировоззрение

Культура каждого народа – это не только материальный быт, уклад, фольклорные песни и танцы – с чем обычно связывают процесс возрождения этносов, а это еще традиционное и духовное мировоззрение, включающее в себя мифы о происхождении Вселенной, человека, всего живого в этом мире, это понимание жизни и смерти, концепции человека, времени, пространства, это и родословные предания, их традиции, обряды и обычаи, бытовавшие в прошлом у этих племен и народов.

Без религии человек не может обойтись. Даже если эта религия атеистическая. Людям присуще религиозное чувство. Оно сопровождает людей на протяжении всей человеческой истории. Религия нужна для целостного мировосприятия. Религия выше науки, через нее познаются духовный мир и сам Дух Неба – творец физического мира и человека. Никакие научные мышления не охватывают всего мира, он очень велик. Поэтому для целостного мировоззрения без религии не обойтись. Наука и религия должны дополнить друг друга: наука в своей научной компетенции, а религия – в идее человеческого бытия. Человек не может жить без идеи. Эта идея не научная, а чисто религиозная. Но религиозные идеи разные. Одни служат для Добра, другие – для зомбирования и порабощения людей. Религию, которая служит Добру, человек воспринимает сердцем. В религию, где идеология направлена Злу, людей заманивают хитростью или силой. Национальная религия – это мировоззрение народа и она не может быть рабской. Пришлая религия таит опасность. В первую очередь встает вопрос, что она дает не только конкретно человеку, но и нации в целом?

В идеологиях мировых религий – главное убедить человека, что он раб божий, сделать его покорным. Об этом указывают названия религий. Христианство – покорность Христу. Буддизм – покорность Будде. Ислам – в переводе покорность и т.д. В религии «Тэнгри» или как называли еще в XIX веке  алтае-саянские народы Ак янг, Ак аң - переводится как «светлое сознание» нет задачи порабощения и зомбирования человека. Это взаимосвязь древнего Знания с наукой. Поэтому идеология религии «Тэнгри» духовно отличается от идеологий мировых религий.

У большинства людей смысл жизни заключается в том, чтобы жить своим бытом. Встать, умыться, поесть, сходить на работу, вернуться, отдохнуть, что-то сделать в домашнем хозяйстве, иметь хорошую работу, зарплату, удовлетворять свои потребности, иметь хорошую семью, вырастить детей, обеспечить свою старость. Одним словом жить и производить себе подобных. Но человек отличается от любого животного ясностью ума, глубиной душевного понимания смысла жизни. Традиционное тюркское мировоззрение считало, что смысл жизни заключается в познании окружающего мира и своего места в нем. Усилия коллективного разума были направлены на уяснения места человека в мире. При этом не столько установление различия, сколько тождества человека и мира. В целом реальное представление о жизни – образования земли, появления человека и его внутреннего мира, животных, растений и т.д. оказывается необъятным, т.к. сама проблема не имеет конечного решения. Поэтому разработка национального традиционного мировоззрения на удовлетворения потребностей познания окружающего мира продолжается и сегодня. Это нужно не только для удовлетворения, но для того, чтобы познать себя и отличить свое мировоззрение от других народов. Конечно, эти познания черпаются не только из книг (теоретически), но и практически. Только в практике, можно достичь правильные Знания.

В отличие от религий, созданных пророками и их последователями, тэнгрианство (ак янг, ак аң) возникло естественным, историческим путем, на основании народного мировоззрения, воплотившего и ранние религиозные и мифологические представления, связанные с отношением человека к окружающей природе и ее стихийным силам. Человек – сознательное существо природы, живет в естественной среде, приспосабливается к ней, когда надо противиться этой среде, борется с ней и вместе с тем полностью зависит от нее.

Своеобразной и характерной чертой этой религии является родственная связь человека с окружающим его миром. Тэнгрианство было порождено обожествлением природы и почитанием духов предков. Тюрки-тэнгрианцы поклонялись предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед непостижимыми и грозными стихийными силами, а из чувства благодарности к природе за то, что, несмотря на внезапные вспышки своего необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой. Они умели смотреть на природу как на существо одушевленное. Именно тэнгрианская вера давала тюркам знание и умение чувствовать дух природы, острее осознавать себя ее частью, жить в гармонии с ней, подчиняться ритму природы, наслаждаться ее бесконечной переменчивостью, радоваться ее многоликой красоте. Все было взаимосвязано, и тюрки бережно относились к степям, лугам, горам, рекам, озерам, т.е. к природе в целом, как носящей божественный отпечаток.

Выразительной особенностью тэнгрианства является распределение обитания божеств по трем зонам во Вселенной. К небесной зоне относятся светлые и доброжелательные по отношению к человеку божества, которые хотя и наказывают людей, но только за непочтение к себе. Именно в небесной зоне обитает всемогущий Тэнгри – создатель вселенной «Дух Неба». Именно Тэнгри выступает прежде всего как верховное божество, распоряжающийся судьбами как целых народов, так и их правителей. К земной зоне – различные божества и духи окружающие природу, дух огня и ветра, болезней, а также умерших камов. Эти божества и духи наиболее близких людям. Состав божеств и духов земли наиболее многочисленный, раздробленный на категории. Третьей зоной обитания божеств и духов является подземный мир.

В потустороннем мире человек, если он буддист, вернее, его душа увидит, что в том мире его будут встречать богини сострадания – белая и зеленая Тары, различные ипостаси Будды – чтобы сопровождать к предвечному Свету. Христианин узрит, возможно святую деву Марию, ангелов и херувимов, апостолов и Христа, а мусульманину явится пророк Мухаммед и ангелы Джабраил, а потом сам Аллах. Эти мировые религии имеют обширную литературу, стройные вероучения, объясняющие все аспекты потусторонней жизни. Тэнгрианцу эти потусторонние встречи мало интересны. Для него различные малознакомые идамы, ангелы, херувимы, апостолы и т.д. трудны для восприятия. Родные, друзья и знакомые, ушедшие в тот мир ранее, ему гораздо ближе. Тэнгрианец желает встретиться там со своими родичами, с отцом, матерью, давшими ему (ей) земную человеческую жизнь, чтобы поведать им земные новости, чтобы попросить родственников помочь встретиться с богами.

 

Рафаэль БЕЗЕРТИНОВ

Казань

Тэнгри — Бог тюркских народов.

И только Он из всех других богов сказал:

«Да будет жив тюркский народ, Народом пусть будет».

 

Возникновение Вселенной

Вначале не было ни Земли, ни Неба, а был один всепоглощающий хаос - Мировой Океан.

На поверхности Океана плавали две удивительные утки. Одна из них забавлялась тем, что ныряла в черную пучину Океана и подолгу плавала там. Холодный мрак глубины не пугал её, а привлекал и становился родным. Её всё сильнее тянуло вниз. И она уже не могла подолгу находиться на поверхности воды.

Другая оставалась в ожидании. Черная пучина Океана не привлекала её, и она с грустью привыкала к своему одиночеству. Но однажды, глядя на ровную гладь поверхности воды, она задумала сотворить мир.

Для этого она решила создать землю. Вынырнувшая утка сказала, что на дне Океана есть песок, из которого можно сделать землю.

Тогда послала она её за песком на дно океана. Посланница принесла песок, отдала, но не весь. Утка - Творец, получив песок, толкла его колотушкой девять дней, и в результате образовалась земля с ровной поверхностью. Не успела Она наглядеться на свое творение, как посыльная утка высыпала из клюва песок. который она утаила, - и образовались горы, ущелья и впадины, - чтобы не всё. сотворенное на земле, принадлежало Утке-Творцу.

В наказание за гордыню и утайку Утка-Творец не дала второй Утке земли для проживания.

- Мир, задуманный мною, не был миром для гордыни, тщеславия и обмана, - сказала Она.

Провинившаяся все-таки выпросила земли размером со след трости, проткнула её и ушла в отверстие.

- Будь по-твоему, владычествуй Низом, - произнесла Утка-Творец.

Так Утка-Творец признала право Утки владыки нижнего мира.

После Они взрастили лес,  наполнили его всякими зверями и птицами и, наконец, Утка-Творец решила сотворить людей - мужчин и женщин. Из глины она сделала им мышцы и мягкие ткани, из разных пород деревьев - кости. Но душу Она - вдохнула лишь наполовину, вторую половину вдохнула другая утка – Владычица нижнего мира.

После этого Утка Творец дала людям Закон, скот и хлеб, чтобы они могли жить и трудиться. Утка знала, что у людей без Закона не будет порядка, они обернутся к хаосу и пропадут, а без труда не выдержат скуку одиночества и погибнут.

С момента сотворения человека Утка-Творец обретает своё имя - Тэнгри Кудай, а вторая утка - Эрлик-хан (Эрлиг Хан).

Сотворив людей, Тэнгри поднялся вверх, отделяя Небо от Земли.

Так Тэнгри и Эрлиг хан сотворили Землю и Небо и разграничили места обитания и сферы влияния. Так была сотворена Ими вертикальная Космическая структура - появились Верх, Низ и Середина.

«Но всё ещё Хаос царит во Вселенной. Черная буря кружит над Землей, прах земной смешивается с облаками, гремит гром, сверкают молнии, с утиное яйц падает град.

Гибнут люди, звери и птицы, только стоны слышатся над землей, царит страх и растерянность, страдание и горе.

Горы не знают покоя, реки текут без русел, огонь свирепствует в лесах и степях. Луна, солнце и звезды мечутся в беспорядочном кружении.

И тогда Владыка Неба, Бог Тэнгри, вбивает во Вселенную «Золотой Кол («Алтын Теек»).

«Золотой Кол» закрепил Небо и Землю, стал осью мира, вокруг которой держат свой путь Луна и Солнце, звезды и кометы. А конец посоха можно увидеть ночью на темном небе, - это Полярная звезда».

Так как Небо имеет вид купола, то и жилье (юрты) люди стали строить куполообразными. Полярная звезда - это «небесное дымовое отверстие» - Центр Неба и вход в небесный мир. Так люди чтили творение Бога Тэнгри и учились у Него жить.

С установлением порядка на небе стал утверждаться порядок и на земле.

«Это было время, когда мешалкой горы делили,

Когда ковшом воду делили,

Пробиваясь, белое море текло,

Нагромождаясь, золотая гора вырастала».

Так о времени рождения мира, установления порядка на земле говорится в героическом сказании «Кан Кес».

Хаос окончательно остановлен, обозначен центр Вселенной - мировая ось. На земле такой осью стала «Золотая Гора» (священная гора), или гора с растущим на нём деревом - «Золотая Береза» (священная береза). Также осью мира является и жилище - юрта («Золотая юрта»).

Но эпоха первотворения – это не только появление упорядоченного пространства, но и переход от безвременья ко времени. Был задан ритм течения времени, появилась мера - пространство и время, разного наполнения, разного качества, а значит, произошло рождение разных, противоположных миров (верх-низ).

Наглядным образом отражения вертикальной структуры мира для людей стало Священное дерево.

Верх - крона дерева.

Низ - корни дерева.

Середина - ствол дерева.

В пространстве:

Верх - небо, светила, вершина горы, исток реки, птицы - верхний мир;

Низ - пещера, ущелье, вода, животные, обитающие в норах, рогатые животные - нижний мир;

Середина - это долина, человек, животные с «теплым дыханием» - средний мир.

Через дерево осуществляется связь всех сфер бытия по вертикали. Оно служит и осью мира, и его центром. Это точка отсчета координат, как временных, так и пространственных.

Наряду с вертикальной структурой пространства - трехчастной - произошло и членение мира по горизонтали (по сторонам света, «правый - левый», «передний - задний»). В центре пересечения находится тоже священное дерево, гора или жилище - юрта.

При ориентации лицом на восходящее солнце север - левая сторона, а юг - правая. Когда положение на местности определяется по вертикали, юг - «верх», а север - «низ».

Стороны имеют свой предел, своё Небо. Правая и левая стороны противоположны как горячее и холодное, твёрдое и мягкое, сильное и слабое. Человек соединение всех качеств правой и левой сторон.

Поэтому при молении упоминали верх (голову), правую и левую стороны (плечи) отдельно.

Упорядоченность пространства и времени - важнейшая черта среднего мира. Без этого невозможно существование самого мира. В этом проявление Закона Бога Тэнгри.

Основная и преобладающая ориентация - в сторону восходящего солнца, лицом на восток. Восток - сторона, где восходит солнце, это свет, это жизнь. Западная сторона - это заход солнца, это уход жизни. Север и юг - противоположны друг другу, но не противопоставлены. Вместе они образуют движение жизни, ритм времени.

Возникший на противоположностях, но вместе с тем не имеющий отчетливых границ, мир находится в состоянии вечного изменения. Космос постоянно трансформируется, пульсирует. В акте творения сливаются воедино рождение и смерть, начало и конец, верх и низ.

Особенно актуальны те элементы мироздания, которые обладают созидательной, рождающей силой - ущелья, перевалы, реки, родники, пещеры - все те отклонения от реальной земной плоскости, так как там происходит сближение миров, их взаимообмен. Сотворенный мир - это мир порядка, света, тепла, звука, это мир созданный для человека, мир видимый.

Если «нечто» мы не видим, но слышим, это «нечто» принадлежит иному миру. Там царит безвременье.

Все три зоны Вселенной - небесная, земная и подземная - в свою очередь делятся на видимое и невидимое.

 

Верхний мир

Невидимый небесный мир состоит из трёх (в шаманском мировоззрении из девяти) слоев. Каждый слой - обитель того или иного духа (небожителей). Протяженность небесного мира вверх неопределенна. В самом верхнем слое живет Великий Бог Неба Тэнгри.

Некоторые камы называли невидимый небесный мир «небесной землей». Так живут не только светлые Духи, но и люди, отличительной особенностью которых является способ подпоясывания ими одежды - под мышками (колтык).

Видимое небо - это «ближнее небо». В нем находятся Солнце и Луна, звезды и радуга. Здесь рождаются раскаты грома, ходят облака, отсюда опускаются молнии и идет дождь, град, снег. Края этого неба на горизонте соприкасаются с землей, образуя купол.

 

Средний мир

Средний мир, как и небесный, делится на видимый и невидимый. Невидимый срединный мир заселен духами - Хозяевами гор, лесов, вод, перевалов, источников. Постоянное местонахождение их - граница человеческого и природного миров, своеобразная зона, вторжение человека в которую обусловлено его хозяйственной деятельностью. Таким образом, территория обитания людей - это одновременно и место жительства разных духов-Хозяев. Отношения между ними и людьми – это отношения между партнерами, и духов-Хозяев местности следует почитать как старших родственников, каковыми они и являются.

В обыденной жизни важную роль играют Хозяева гор и водной стихии. Летом их деятельность активизируется, зимой - затихает, как бы «замораживается»: многие спят в своих пещерах и не появляются до весны.

Хозяевам гор, лесов, вод проводятся общественные моления (кропления) дважды в год - весной и осенью. С этими духами должны быть наиболее близкие, «родственные» отношения: от них зависит хозяйственное благополучие общества, и с ними люди «делят  обитаемый мир».

Также почитаются духи-хозяева перевалов и источников. Частота «почитаний» зависит от того, как часто люди посещают эти места.

Если обозначить места обитания людей и духов, то равнинная часть (в том числе и горная долина, степь) принадлежит людям, так как это изначальное творение Бога Тэнгри, - здесь люди живут и трудятся.

Места, расположенные выше или ниже – горы, перевалы, ущелья, овраги, реки, - территория духов-Хозяев. Подножие горы, перевал, берег реки, озера, оврага - границы миров, за которыми человек - гость. Разумеется, человек может переступать эту черту, но только после того, как он попросит разрешения, исполнит определенный обряд (например, повязывание ленточки, которое устраивается в «пограничной зоне», где облегчено общение с духами-Хозяевами).

Срединный видимый мир наиболее доступен для освоения и познания, особенно там, где человек родился и вырос. Этот маленький мир, окружающий человека, есть космос в миниатюре - чурт. Люди, живущие в среднем мире, считаются истинными людьми, поэтому они носят пояс на талии.

 

Нижний мир

Нижний, подземный мир также делится на невидимый и видимый. Невидимый подземный мир, как и небесный, многослоен, у него есть «дно» (предел). Камы называли его «подземная земля». Нижний, подземный мир сосредоточение злых сил во главе с могущественным божеством Эрлиг Хан. В нижнем мире находятся люди, которые попали туда из среднего мира. Они носят пояс под животом (на бедрах). Основным цветом - нижнего мира является черный. Этот цвет устойчиво связан с ночью, низом, отрицательным началом. С миром божества Эрлиг Хан связаны почти все металлы и производные от них цветовые обозначения: «железный», «чугунный», «медный». Еще одна особенность подземного мира - его нарочитая «неправильность», зеркальность, перевернутость многих параметров.

Существа нижнего мира отличаются от людей по запаху.

У нижнего мира существует и видимая структура со своими границами - поверхность земли, любое отверстие и впадина могут оказаться входом в подземный мир. Все живое, обитающее в земле, под землей, в воде, - принадлежность нижнего мира.

Производительные характеристики низа человеческого тела есть «низ» во всех его проявлениях. Нижний мир - самая пространная космического «низа», имеющего непосредственное отношение к рождению.

 

Закон

Мир существует как действие, как постоянное изменение, но не как набор символов. И познается он также исключительно через действие. Основная его функция - непрерывность жизни, ее постоянное возобновление. Человек, как часть мира, подчинен этим же законам.

Тончайший наш Закон –

Нельзя нарушить.

Небесную нить порядка –

Нельзя оборвать, - говорили в старину.

Природные ритмы - смена времен года, восход и заход Солнца, изменение фаз Луны - необходимы для жизнедеятельности человека и в целом общества. Человек не только должен синхронизировать свою деятельность с природными ритмами, но и подкреплять это согласование духовно, т.е. ритуально.

Проявление времени в природе, последовательная смена времен года и перемещение небесных тел - признаки жизненного процесса, связанные с человеческой жизнью. Каждое утро солнце побеждает мрак, как это было в первый день творения и как происходит ежегодно в первый день нового года. Время между светом и тьмой есть соединение начала и конца, создающее возможность перехода от одного к другому. Утро - время, связанное с творением.

Еженедельные ритуалы поклонения солнцу совершаются по утрам. Утро и вечер не противопоставляются - они равноправны, как процессы возрастания и уменьшения, восхода солнца и его захода, как начала и конца, предполагающего новое начало. Это относится и ко дню и ночи, весне и осени, лету и зиме.

 

Виктор БАЙЛАГАШЕВ

(Продолжение следует).

 


мы с японцами — родственники!

 

Проведенные недавно на широкой территории в Турции организацией «ТУБИТАК» исследования состава крови около одного миллиона тракийских и эгейских турков привели ученых к удивительному выводу: турки и японцы являются родственниками!

«ТУБИТАК» начала исследования генных карт крови еще в 1986 году.

Профессор Дуран Джанатан заявил, что «распространенный у населения Японии гемоглобин «UB-2» обнаружен в крови тракийских и эгейских турков. Из данных исследований следует, что японцы и турки имеют общее происхождение. Значит, не зря японцы уже годы ищут свои корни, тщательно производя (при помощи игл!) раскопки в Аладжахейюк». (Эта местность располагается в части Турции, находящейся близко к Эгейскому побережью, - прим. перев.)

До сего времени уже проводились исследования в Анатолийской Турции, в результате чего выяснилось, что анатолийские турки имеют родственные связи с населением Пенджаба (Индия), и связывает их наличие гемоглобина Д.Это является научным подтверждением слов Джавахарлала Неру о том, что население Пенджаба и Раджастхана является родственным кочевникам гуннам (прим. перев).

Турки же восточной Антальи, Хатая и Мерсина являются носителями гемоглобина С, свойственного африканцам.

Выводы турецких ученых были подтверждены и анализами, проведенными американскими учеными.

В последнее время в Турции археологические раскопки проводит сам японский принц Томахито Микаса с группой в 35 человек.

Профессор Джанатан оптимистично заявил представителям СМИ: «Мы с самураями одного рода!».

перевод Айрата ГАЛИМЗЯНОВА

(По материалам турецкой газеты «Уфук»)

 

 

религия древней японии

...Существенный отпечаток на психологию японцев наложило конфуцианство, пришедшее в Японию сначала через Корею - в IV-V вв. и затем непосредственно из Китая - в VI. ...Если проникновение конфуцианства повлекло за собой распространение китайского языка, то китайский язык, привившийся в высших сферах страны, в значительной степени служил целям пропаганды конфуцианского влияния...

...Буддизм и конфуцианство стали играть в Японии роль своеобразной идеологической и моральной надстройки.

Однако в системе религиозных доктрин Японии главенствующее место занимала истинно японская религия синто.

 

синто (путь богов)

Японец обычно не стремится вникать в суть и происхождение синто, для него это и история, и традиция, и сама жизнь. Синто напоминает древнюю мифологию. Практическая же цель и смысл синтоизма состоит в утверждении самобытности древней истории Японии и божественного происхождения японского народа: согласно синто, считается, что микадо (император) - потомок духов неба, а каждый японец - потомок духов второго разряда - ками. Для японца ками означает божество предков, героев, духов и т.д. Мир японца населен мириадами ками. Набожный японец думал, что после смерти он станет одним из них.

Синтоизм свободен от религиозной идеи - «центральной власти» всевышнего, он учит главным образом культу предков и поклонению природе. В синтоизме нет других заповедей, кроме общежитейских предписаний соблюдать чистоту и придерживаться естественного порядка вещей. У него есть одно общее правило морали: «Поступай согласно законам природы, щадя при этом законы общественные». По синтоистским представлениям, японец обладает инстинктивным пониманием добра и зла, поэтому соблюдение обязанностей в обществе тоже инстинктивно: если бы было не так, то японцы «были бы хуже зверей, которых ведь никто не учит, как надлежит им поступать». Сведения о синтоизме в древних книгах «Кодзики» и «Нихонги» дают достаточное представление об этой религии.

В подобных сочинениях объединены две идеи - идея кровного племенного единства и идея политической власти. Отражение первой - в расширении племени во времени: в отношении к прошлому, в соединении с рождения вообще всех вещей; во включении всего инородного в состав племени, в подчинении ему, в притягивании генеалогической линии по главным представителям - богам, вождям, царям - как проявление единства племени. Отражение второй - в представлении политической власти как выполнения богами, вождями, царями воли высших богов...

...Синтоизм сформировал у японцев особый взгляд на мир вещей, на природу, взаимоотношения. Этот взгляд базируется на пяти концепциях.

Первая концепция утверждает, что все сущее является результатом саморазвития мира: мир появился сам по себе, он хорош и совершенен. Регулирующая сила бытия, согласно доктрине синто, исходит из самого мира, а не от какого-то верховного существа, как у христиан или мусульман. На таком понимании мироздания покоилось религиозное сознание древнего японца, удивлявшего вопросами представителей других конфессий: «Какая у вас вера?» или того более - «Верите ли вы в Бога?»

Вторая концепция подчеркивает силу жизни... Все, что естественно, согласно данному принципу, должно уважаться, не уважается только «не чистое», но и всякое «не чистое» может быть очищено. Именно на это направлены ритуалы синтоистских храмов, вырабатывающие у людей наклонности к приспособлению, адаптации. Благодаря этому японцы оказывались способными принять почти любую новацию, модернизацию после того, как она очищена, скорректирована, согласована с японской традицией.

Третья концепция утверждает единство природы и истории. В синтоистском воззрении на мир нет разделения на живое и неживое: для приверженца синто все живое - и животные, и растения, и вещи; во всем природном и в самом человеке живет божество ками. Некоторые считают, что люди и есть ками, или, вернее, ками располагаются в них, или в конечном счете они могут впоследствии стать ками и т. д. Согласно синто, мир ками - это не потустороннее обиталище, отличное от мира людей. Ками объединены с людьми, поэтому людям не нужно искать спасения где-то в другом мире. Согласно синто, спасение обеспечивается путем слияния с ками в повседневной жизни.

Четвертая концепция связана с многобожием. Синто возник из местных культов природы, поклонения местным, родовым и племенным божествам. Первобытные шаманские и колдовские обряды синто начали приходить к известному единообразию только с V - VI вв., когда императорский двор стал брать под свой контроль деятельность синтоистских храмов. В начале VIII в. при императорском дворе был создан специальный департамент по делам синто.

Пятая концепция синто связана с национально-психологической основой. Согласно этой концепции, боги синто, ками, породили не людей вообще, а только японцев. В связи с этим в сознании японца с самых первых лет жизни укореняется представление о том, что он принадлежит синто. Отсюда вытекают два важнейших фактора регуляции поведения. Во-первых, утверждение, что ками самым интимным образом связаны только с японской нацией; во-вторых, синтоистская точка зрения, согласно которой смешно, если иностранец поклоняется ками и исповедует синто - такое поведение неяпонца воспринимается как нелепость...

«Всемирная история»

 


иракские туркмены: меж двух огней

что им сулит постсаддамовский период, пока неясно

 

Если проанализировать информационный поток по теме Ирака, невооруженным глазом видно, что по мере приближения «часа Х» межэтническая нервозность в этой стране также подходит к опасной грани срыва.

Это ощущается в политическом поведении и высказываниях лидеров всех без исключения оппозиционных группировок, сформированных в основном по этническому признаку. Их волнения и обеспокоенность понятны: если «час Х» все же наступит, а говоря проще, начнется война и Саддам будет отстранен от власти, что ожидает Ирак - гражданская (межэтническая) война и территориальное расчленение или (в лучшем случае) создание федерации мирным путем?

Сегодняшняя этническая карта Ирака весьма пестра. На юге страны расположилась этническая общность так называемых «болотных арабов» (проиранские шииты) в количестве более 1 млн. человек и баптисты-сабейцы - около 100 тысяч. В центральной части страны преобладают арабы-сунниты (правящий клан), туркмены-сунниты, туркмены-шииты (последних, впрочем, можно встретить по всей стране). На севере Ирака пестрая этническая смесь - туркмены, курды (сунниты, шииты, езиды), христиане-несторианцы, ассирийцы.

Ситуация осложняется тем, что заявления ответственных лиц стран слишком противоречивы. И какой вариант устройства страны предпочтут победители, пока заинтересованным сторонам неясно. Никто не спешит раскрывать «этнические карты». В такой туманной ситуации азербайджанскую общественность, конечно, не может не беспокоить будущая судьба наших этнических собратьев - иракских туркмен. Что их ожидает?

 

СПЕКУЛЯЦИИ В ЭТНИЧЕСКОЙ ПЛОСКОСТИ

Количественное соотношение населяющих Ирак народов не сегодня стало предметом взаимоисключающих утверждений, - у него почти сорокалетняя история. Обратимся к статистике. Согласно последним официальным данным, полученным нами в Посольстве Ирака в Баку, население этой страны к 2000 году составило около 25 миллионов человек. Претендующая на второе место этническая общность - курды - составляет 2 млн. человек. Численность туркмен - около 500 тысяч, количество других не столь значительно. То есть курды составляют 8%, туркмены - 2%, арабы составляют большинство. Но туркменские лидеры категорически не согласны с этими цифрами и, считая себя второй по численности национальностью, называют эти цифры подтасованными. Сопоставление статистических данных 1957 и 1979 годов говорит в пользу их утверждений: если в 1957 году, например, арабы составляли 79%, курды - 16%, туркмены - 5%, то, по официальным данным 1979 года, арабы составляют 80%, курды - 17%, туркмены - 2% (?!).

Данные самих туркменских и турецких источников: сегодня в Ираке численность туркмен достигает 3-3,5 миллиона человек. Поэтому туркмены составляют 12-14% от общего количества населения страны, курды (если верить Багдаду) - всего 8 %. Таким образом, туркмены не третий, а второй по численности народ страны. Как нам сообщил представитель Иракско-туркменского фронта Шамседдин Кузечи, 20% туркмен живут севернее 36-й параллели, 80% - южнее ее.

Туркменэли - так называют ареал компактного проживания туркмен, который простирается с севера на юго-восток: от турецких и сирийских границ до границы с Ираном, разделяя районы проживания курдов и арабов широкой полосой. Ареал расселения курдов остается на северо-востоке страны. Территория Туркменэли включает в себя города Захо, Эрбил, Дуцок, Мосул, Махмур, Алтункепру, Керкук, Тузхурмату, Диала, Ханекин, Мендели и др. населенные пункты. Кроме того, немало туркмен живет в Багдаде и южных городах Ирака. По утверждениям самих туркмен, более половины жителей столичного Багдада - туркменского происхождения, а три четверти багдадских богачей - этнические туркмены.

Туркменские партии и правозащитные организации такой разрыв в численности населения объясняют 45-летней ассимиляционной политикой сменяющих друг друга багдадских режимов. Еще при короле Фейсале и Нури Саиде начали одна за другой закрываться тюркские школы, хотя эти лидеры считались «друзями Турции» (в то время они назывались «тюрками», название «туркмен» появилось позднее). Были предприняты шаги для стирания с лица иракской земли «османских следов», разрабатывались первые проекты по ассимиляции тюркского населения. Власти Ирака всерьез опасались присутствия такой большой массы тюркского населения вблизи границы с Турцией.

Как ни горько, все это время Турция туркменами не интересовалась, а Советский Азербайджан, кроме поддержания связей культурного характера, не имел возможности воздействовать на Багдад. Между тем, начиная с 1958 года, то есть свержения короля Фейсала и прихода к власти мятежного генерала Абдулкерима Гасыма, ассимиляционной политике в отношении туркмен было придано ускорение. День празднования 1-й годовщины республики сопровождался варварскими убийствами тысяч мирных керкукцев коммунистическими отрядами курдов, армян, арабов. И опять, к сожалению, тогдашнее турецкое руководство осталось равнодушным к происходящему.

С 1968 года по сей день власть в Ираке находится в руках баасовцев. Мало кто помнит, что на национальном съезде социалистической партии «Баас» в 1971 году под громкие аплодисменты было принято решение «об арабизации Керкука до 1980 года». Надо сказать, что саддамовцы с особым рвением выполняли это «историческое» решение съезда: были закрыты последние школы с преподаванием тюркского языка, все имена были сменены, в школах перешли на преподавание на арабском языке, а учителей-туркмен высылали в южные районы страны. Даже туркменским духовным лицам было запрещено вести проповеди на родном языке. Особыми льготами пользовались юноши-арабы, женившиеся на туркменках. Помнится, в те дни в азербайджанской печати мелькали сообщения и опровержения иракской стороны о разрушении Мавзолея Физули для проведения шоссейной дороги.

Как известно, туркменское население страны, конечно, сразу же объявило недельный всеобщий бойкот ассимиляционной политике баасовского руководства. Власти ответили на этот бойкот жестокими убийствами «из-за угла». Начиная с 70-х гг., от рук функционеров «эскадронов смерти» погибали в первую очередь активные общественные деятели, видные представители интеллигенции. Ата Хейрулла, д-р Неждет Кочак, полковник в отставке Абдулла Абдуррахман, актер Гусейн Али Демирчи, Мехмет Фатих Саатчы, Яшар Тузлу, Халид Шенгюл - список тюрков, погибших от рук иракских национал-шовинистов, велик...

Здесь так же, как это было в соседнем Иранском Азербайджане и Советской Армении, приступили к перекройке внутренних границ между провинциями, началось массовое переселение арабов в районы, которые традиционно считались местами проживания туркмен. Туркменские названия городов и деревень получали новые, арабские названия. Например, Керкук стал называться «ал-Тамим».

Баасовский режим взял путь конституционного непризнания национальной принадлежности туркмен, их культурных и политических прав. Чтобы уйти от ответов перед Анкарой, иракское руководство предприняло даже попытки «привязать» их к Советскому Туркменистану. Дело дошло до того, что во временной Конституции 1973 года и принятой в 1990 году Конституции страны туркмены не упоминались, но была фраза:,«Иракский народ состоит из арабов и курдов». А во время переписи населения 1977 и 1987 гг. туркмен записывали как арабов или курдов. Из-за опасений перед возрастающим этническим весом туркмен багдадский режим ввел в употребление с этого периода название «Курдистан» в отношении Северного Ирака, где туркмены и курды жили бок о бок, но с количественным превосходством туркмен. Таким образом, с благословения багдадских политиков искусственный термин «Курдистан» перекочевал в западную и советскую печать, а сегодня, как это ни парадоксально, стал бумерангом, угрожающим целостности Ирака.

 

ТУРКМЕНЫ ПРИШЛИ СЮДА НЕ ВЧЕРА

 

Как известно из истории, территория современного Ирака была колыбелью многих древних цивилизаций, которые сменяли друг друга. Что касается туркмен, они имеют здесь, на этой земле собственную 1200-летнюю историю. Присутствие тюрок в Ираке восходит к периоду Аббасидов, когда тюркские воины составляли костяк армии халифата, играя в его политической жизни большую роль. Был даже такой период в истории, когда командование гвардии халифата, состоявшей из тюркской армии, по своему усмотрению решало, кому стать очередным халифом. Город Самарра (недалеко от Багдада) был выстроен специально для семей тюркского военного сословия, где количество мужчин-воинов доходило до 40 тысяч.

Еще в 1055 году один из Сельджукидов - султан Тогрул, с огромным войском прибыл в Багдад и заставил халифа прочитать хутбу в его честь, а затем взял его дочь в жены. Эта дата считается началом тюркской гегемонии в Ираке. В течение последующих нескольких веков здесь одна тюркская династия сменяла другую, пока в 1514 году Ирак в качестве провинции не отошел к Османской империи. В 1534 году султан Сулейман Законодатель лично прибыл в Багдад и изгнал оттуда Сефевидов. Правда, в 1734 году Надир шах из азербайджанской династии Афшаридов вернул город Керкук, но через 10 лет эту территорию опять пришлось уступить османам. История тюркского правления в иракских провинциях завершилась в 1918 году, когда англичане захватили Багдад и близлежащий регион. В 1920 году Мосул перешел под английский мандат, а с 1922 года весь Ирак перешел под протекторат Великобритании. Таким образом, в процессе развала Османской империи туркменская общность стала последним из отколовшихся от Анатолии тюркским элементом.

 

ТУРКМЕНЫ НЕ ПРИМИРИЛИСЬ СО СВОЕЙ СУДЬБОЙ

 

После операции «Буря в пустыне» туркмены стали более организованными, чем прежде. С начала 90-х годов туркменская проблема - нарушения прав человека - стала достоянием гласности в мировом сообществе. Ужасающие факты о казни без суда и следствия, убийствах, пытках, похищениях людей, конфискации имущества, преследовании из-за этнической, религиозной принадлежности стали все чаще упоминаться в докладах западных правозащитных организаций.

Один немаловажный фактор - сегодня туркменских лидеров трудно обвинить в сепаратизме. Они заявляют, что потребуют административную автономию, если ее получат курды. Если курды на автономию претендовать не будут, то и они не будут настаивать, так как выступают за демократическое обустройство Ирака. Пожалуй, в этом позиция туркменских лидеров близка к взглядам арабской оппозиции.

Ситуация настолько драматична, что ни одна из сторон не может публично высказаться в пользу расчленения Ирака, как это было прежде. Суннитские и шиитские лидеры арабских группировок, лидеры туркмен и лидеры курдов на севере за сохранение единого, но демократического Ирака. Правда, лидеры курдов видят будущее Ирака, кроме всего прочего, также и в форме федерации. Но эти заявления курдских лидеров не внушают доверия Анкаре. Последние истеричные заявления курдских лидеров, протестующих против ввода на север Ирака турецких войск, можно объяснить какой-то «особой обеспокоенностью» курдов. Уже не секрет, что между Анкарой и Вашингтоном достигнута договоренность о вводе 60-80 тысяч турецких солдат в Ирак и их продвижения в глубь страны до 250 км. Кроме того, турецкие солдаты не будут подчиняться американскому командованию. Турция не хочет в один прекрасный день оказаться перед фактом создания возле своих южных границ нового образования...

Ситуацию осложняет то, что курдские лидеры, особенно Джалал Талабани, претендует на Мосул, Керкук, Эрбил, которые населены в основном этническими туркменами, а те, в свою очередь, категорически против планов курдских кругов. Талабани в недалеком прошлом не раз открыто об этом заявлял, и не раз звучали контрзаявления лидера Туркменского национального фронта Синана Ахмед Ага. Туркменские лидеры сегодня не доверяют курдским лидерам и угрожают обратиться за помощью к Турции. К тому же, сегодня они имеют собственные вооруженные отряды, влиятельные политические партии и движения. Туркменские лидеры категорически против возникновения курдско-арабской федерации, считая ее угрозой своим жизненным интересам. Эта решительная позиция очень раздражает обе курдские группировки.

Когда (и если) будет ликвидирована нынешняя ассимиляционная политика, станет ясно, кого сколько в Ираке. Есть интересный прецедент в соседней Болгарии: после того, как пришел конец режиму Живкова, официально «зарегистрированное» турецкое меньшинство в 900 тысяч человек в одночасье превратилось в этнос, насчитывающий 2,4 миллиона...

И. УМУДЛУ

www.erkin.net

Статья написана до начала военной

операции США в Ираке.

 


язык и федерация

 

Народ жив, пока жив его язык, и когда хотят уничтожить народ – уничтожают его язык. Татарский язык – это душа народа, фундамент, и никакому «русскому ассорти» его не заменить. Но колониальная власть, обучая специалистов, выхолащивает из народов их родное национальное, причесывая их на русский манер. В дальнейшем, ставя этих «специалистов» на руководящие должности в национальных республиках, проводя политику русификации и вытеснения татарского языка, вообще, из обихода.

Возможна ли федерация по московскому варианту? Ответ однозначен: «Федеративное устройство России в обозримой истории не было, нет и не может быть...» То, что называлось «федерацией», было и есть становым хребтом империи. Почему? Да потому, что, во-первых, в пределах так называемой Российской Федерации нет одного из основных элементов — Русской республики с ее исторически обоснованными, юридически оговоренными, конституционно закрепленными государственными границами; во-вторых, отождествление России и Российской Феде­рации необоснованно, юридически несостоятельно, политически абсурдно, ибо Россия является лишь частью федерации; в-третьих, нарушен основной принцип образования федерации: наряду с национальными республиками в состав федерации Москвой включены (как субъекты федерации !) области и края России, даже города (Москва, Санкт-Петербург), фактически являющиеся лишь субъектами самой России, и не имеющие ни юридического, ни фактическо­го права считаться субъектами федерации; в-четвертых, нарушен принцип добровольности при вхождении республик в федерацию и при выходе из федерации, при необходимости. Тем самым проигнорировано одно из положений «Декларации о государственном суверенитете России», где принцип добровольности при преобразовании федерации особо подчеркнут и юридически признан; в-пятых, финансово-экономические, социально-политические и прочие связи национальных республик с федеральными органами власти носят открыто колониально-имперский характер; в-шестых, концепция «обустройства» России основана на великодержавной идее о ее «единственности» и «неделимости». При этом «забывали», что Российская Федерация не является лишь территорией  объединенных бывших княжеств Руси, а включает и территории многочисленных национальных республик— бывших сопредельных государств, завоеванных Россией в процессе ее колониальных войн. «Забывают», что собственно Россия-Русь простирается лишь в пределах части восточно-европейского региона, исключая Кавказ и прилегающие к нему области и края. Упускают из виду, что восточнее Волги не было, нет и не может быть "исконно русских земель", что на огромной евро-азиатской территории от отрогов Урала до берегов Тихого океана расположены государства и народы, завоеванные Русью начиная лишь с середины (!) XVI века, и, следовательно, которые никак не являются частью территории России.

И если народ пробыл столетия в чужеязычном рабстве, его история на этом не кончается, т.к. не рабством начата, и гены народные, формирующиеся десятки тысяч лет, имеют особенность восстанавливаться, избавляя от «русского» уродства. Все вернется на круги своя с возвращением Татарского языка и государственной самостоятельности. Так что будущее за народами, их новыми настоящими государствами и культурами.

 


ХӘБӘРЛӘР


  
после конгресса в таллинне

финно-угры разделились на два

враждующих лагеря

 

После завершения IV Международного финно-горского конгресса, отмеченного чередой взаимных обвинений между российскими и венгерской с эстонской делегациями, стало ясно, финно-угорский мир России вновь разбит на две части. Те, кто хочет быть финно-угром, хочет модернизации своего народа и сохранения национальной культуры, следуют за немногими энтузиастами. У них почти нет влияния в кабинетах власти и финансовых ресурсов.

Вторая и более многочисленная часть финно-угров России как и 10, и 100, и 500 лет назад готова признать верховенство "старшего брата", русского народа во всём. Готово жить его проблемами и его историей, забыв своё.

Крупные региональные чиновники стали их вожаками, ибо чиновник может стать лидером только в случае полной пассивности народа. Эти чиновники, подчас не знающие своего родного языка и являющиеся носителями советской антинациональной культуры, и спорили на Конгрессе в Таллинне с эстонскими и венгерскими учеными, общественными деятелями и экспертами.

Бюрократы пытались доказать, что специалисты и энтузиасты финно-угорского движения Запада ничего не понимают и не видят, что финно-уграм в России очень хорошо и культура их развивается от пятилетки к пятилетке всё интенсивнее и интенсивнее.

Ресурса национальной деревни больше нет, массовая культура на русском языке настигла всех финно-угров на селе. Энергию для борьбы за права коренных народов теперь можно черпать только из своих личных резервов. И понимать, что не бюрократы, давно отправившие своих детей учиться в Москву, подальше от национальной культуры, будут поднимать финно-угорские народы с социального дна. Национальные экономики финно-угров России и их культуру возрождать тем немногим, кто сейчас не у дел. Другого пути не дано, а значит это хорошо, что два лагеря финно-угорского мира России наконец оформились. Мы знаем, кто за кого и кто за что!

kominarod.ru

 

тюркологи соберутся в туркестане

 

С 6 по 9 октября в г. Туркестан в Международном казахско-турецком университете им. А.Х. Ясави будет проходить 2-ой тюркологический конгресс. Тематика конференции охватывает следующие вопросы: тюркология и языкознание; текстология

тюркских письменных памятников; актуальные проблемы периодизации и систематизации литератур тюркских народов; типология фольклора; истоки тюркского искусства; типологические аспекты древнетюркских истории и археологии; общее духовное наследство тюркской цивилизации: исторические, этнические, религиозные и мировоззренческие основы. В конференции примут участие ученые Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Турции, Азербайджана, Туркменистана, Японии, Америки, Китая, Германии, Польши, Венгрии и др. стран.

Оргкомитет конгресса

 
10 тысяч долларов за лучшую... юрту
Конкурс на лучшую конструкцию национального жилища - 
юрты объявлен в Туве.
При этом инженерная конструкция юрты должна сочетать в 
себе традиционные элементы и новые технологии, сообщили 
агентству «Интерфакс-Сибирь» в республиканском правительстве.
Подготовка к созданию юрты по новой технологии в Туве уже 
началась. У одного из калужских заводов, специализирующегося 
на производстве космической техники, приобретены два станка 
для пошива толстых тканей (например, кошмы) для юрты. 
Рекомендованы и новые легкие водостойкие ткани, которые 
позволят сохранять в юрте тепло в 50-градусные зимние морозы.
В правительстве подчеркнули, что у разработчиков проектов
 должен быть новаторский, но не любительский подход к
 конструированию традиционного жилища тувинцев.
Принято решение, что автор лучшего проекта юрты получит
 премию в 10 тысяч долларов.
 

Из резолюции VI конгресса

молодежной ассоциации финно-угорских народов

 ...4.Выразить свое несогласие относительно планов присоединения Коми-пермяцкого автономного округа к Пермской области.

Мы считаем, что следование экономической конъюнктуре не освобождает от ответственности перед будущими поколениями народов. Всякое упразднение автономий и других форм территориального самоопределения народов ущемляет права национальных меньшинств и коренных народов и, как следствие, ведет к нарастанию напряженности в межнациональных отношениях. Тем более это недопустимо, если народ составляет существенное большинство в процентном отношении соответствующей территории.

5. Поддержать проект открытого университета, г. Ижевск, Удмуртская Республика, по обучению молодых финно-угров проектным видам деятельности...

...11.Поручить правлению поддерживать контакты с тюркскими молодежными организациями и выяснить возможность создания общей для обеих групп народов координационной структуры...

Газета «Родство Relationship»

 

4-11 сентябрьдә Румыниядә Халыкара төрки яшьләр берләшмәсенең XIнчы корылтае узды. Аңа кадәр яшьләрнең әлеге олуг форумы 2000 елда Азәрбайҗанда узган иде. Быелгы корылтайда да берләшмәнең мактаулы президенты Тәлгать Ђхмәдишин җитәкчелегендәге Татарстан делегациясе катнашты.


 

Оештыручы hэм мохэррир Дамир Шэйхетдин. Е-mail: beznen_yul@mail.ru  


 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.press.beznenyul
Отписаться

В избранное