Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости, статьи и репортажи о жизни Алтайского края


Общественно-политическая газета "Вечерний Барнаул"

 

Неходите дети в Интернет гулять!

Чуть ли не сразу же после терактов в московском метро в Интернете появились фотографии и видеоролики непосредственно с мест подрывов. А когда начались народные волнения в Киргизии, ленты ведущих информационных агентств мира так и пестрили шокирующими кадрами. Подобные зрелища не каждому взрослому «по зубам», а как они могут повлиять на детскую психику?

На мероприятие, организованное совместными усилиями ОАО «ВымпелКом» и ИД «Алтапресс», были приглашены провайдеры, ведущие специалисты по проблемам безопасности в Интернете вообще и проблемам, связанным с влиянием Интернета на психику.

- Мы провели исследование в пяти крупнейших городах России и выяснили, что люди воспринимают безопасный Интернет не только как защиту от вирусов, но и как защиту детей от той информации, которую они там могут получить, – говорит Андрей Семёнов, директор Барнаульского филиала ОАО «ВымпелКом». – С нежелательной информацией нужно бороться вместе, выработать определенные нормы и правила. Для этого операторы создали некую хартию, в рамках которой можно обсуждать и принимать совместные решения.

Десятки миллионов вирусов

Если говорить о технической стороне проблемы – вирусах, массовой рассылке «информационного мусора», – то решения уже существуют. Так, одна из ведущих компаний на российском рынке антивирусного программного обеспечения – «Лаборатория Касперского» – недавно представила программу «Касперский интернет-секьюрити», которая позволяет регулировать время доступности Интернета, вплоть до того, в какие дни, какие часы и на какие сайты могут выходить ваши отпрыски.

«Современный Интернет разительно отличается от того, каким он был еще десять лет назад, – считает Инна Педченко, региональный представитель ЗАО «Лаборатория Касперского» в СФО и ДФО, город Новосибирск. – К сожалению, с безопасностью становится все хуже. По данным наших аналитиков, с 1992 по 2007 год было обнаружено порядка двух миллионов вредоносных программ в Интернете. В 2008 году их было уже около 15 миллионов, в 2009-м – почти 34 миллиона. И сильнее всего риску подвержены обычные домашние пользователи – именно в этой среде распространено использование нелицензионного программного обеспечения, незнание основ компьютерной безопасности».

Но вряд ли такое «программное урезание доступа» полностью обезопасит детей от негативного воздействия – в конце концов, если дома доступ закрыт, можно пойти к другу. И что тогда?

Море информации

Первые исследования по изучению влияния больших массивов информации на сознание ребенка проводились в Канаде еще в середине прошлого века. Эксперимент касался оценки интеллектуального и творческого потенциала детей, проживающих в регионах, лишенных телевидения, и детей, проживающих в регионах с телевидением. Оказалось, что там, где телевидения не было, уровень психического развития был выше.

Однако есть и другие данные. В США к 1996 году порядка 95% школ было уже компьютеризировано, и оказалось, что дети, которые активно общаются в Сети, столь же активно решают какие-то проблемы и вне семьи, отличаются большой коммуникабельностью. Более того, навыки работы с компьютером привели к проявлению новых характеристик мышления, которые иначе наверняка просто не развились бы у них.

- Безусловно, это замечательно, – считает Ярослав Соколов, руководитель психологической службы Алтайской краевой клинической психиатрической больницы. – Но это то, что касается хорошего. А теперь о грустном. Как говорится в одном анекдоте из психологии, «бабушка, та книжка о пингвинах, которую ты мне подарила на день рождения, рассказала мне о них гораздо больше, чем я хотела бы знать». Зачастую у ребенка нет возможности понять, что в огромном массиве информации реально, а что является лишь размышлениями на заданную тему. Что касается процедуры поиска информации, в психологии Интернета было выделено несколько совершенно мерзких феноменов. Первый – когда начинаешь искать одно, а в итоге обнаруживаешь, что ищешь совершенно другое, первоначальная цель уже забылась. Второй называют эффектом азарта, когда открываешь 20 тысяч ссылок по одной и той же теме. Как ребенок будет в этом всем ориентироваться, и кто будет оказывать ему содействие? Я уже не говорю о традиционных рисках Интернета – порносайты, киберсекс, вовлеченность в тоталитарные секты, организации экстремистского толка и так далее. Кроме родителей кто еще объяснит детям, что можно смотреть, а что нельзя? Тут, наверное, никакого другого варианта контроля и нет…

Интернет-аддикция

- Специфика коммуникации в Сети предполагает выражение эмоций, отличных от тех, которые на самом деле испытывает партнер по общению, – продолжает Соколов. – Но самое печальное – дает возможность создания такого образа, который вообще не соответствует действительности. Особенно эта вещь характерна для подростков. В принципе, ничего плохого в этом, по крайней мере, в подростковом периоде, нет – чем большее количество ролей он на себя примеряет, тем шире его коммуникативная база. Однако, к сожалению, существует категория лиц, которая уходит в Сеть с иной целью – они те или иные свои потребности в реальной жизни не удовлетворяют. И здесь впору вспомнить страшное слово «интернет-аддикция» – зависимость от Интернета. Смысл заключается в неспособности уйти из Сети, а если контакт с Сетью прерывается, возникает настойчивое желание его продолжить. Это уже определенная нервно-физическая патология, которая нуждается в лечении. Согласно американским исследованиям, 92% интернет-зависимых людей выходят в Сеть с целью общения. А вот тех, которые забираются в Интернет сугубо с целью получения каких-то новых знаний, причем тоже на уровне навязчивого стремления, всего 8%, и, откровенно говоря, мотивация этих людей до конца не изучена.

Что делать?

Если техническую сторону вопроса, как выясняется, можно каким-то образом разрешить, купив соответствующее программное обеспечение, то как быть с гораздо более серьезной проблемой – влиянием на детскую психику?

- Очень часто компьютер используется как некий социальный рычаг для управления поведением ребенка: «Будешь плохо учиться, не пущу к компьютеру», – говорит Ярослав Соколов. – Получается, что привлекательность компьютера и Интернета повышаются, и когда ребенок станет отличником, то он уж «оторвется», причем так, что мало не покажется. Примерно то же самое касается каких-то «произведений» в Сети – думаю, то же «Майн кампф» большинство подростков не интересовало, пока они в той же Сети не узнали, что это срочно пытаются запретить. Здесь большая часть нагрузки ложится на хрупкие плечи родителей, необходимо разъяснение ребенку личностной позиции. Зачастую это бывает достаточно сложно, к таким вещам надо подходить очень аккуратно. Ну и, конечно, очень важен личный пример родителей, чтобы не было ситуации из анекдота, когда сын говорит: «Говорил мне папа: «Не ходи в бордель, ты там такое увидишь!». А когда я туда пришел, увидел папу!». Ребенку достаточно будет посмотреть те ссылки, на которые заходят родители, чтобы все встало на свои места: «Ага, вам можно, а мне нельзя?».

Опрос «ВБ»

 А как вы ограничиваете доступ своих детей в Интернет? С таким вопросом наши корреспонденты отправились на улицы города.

 Денис ТАМБОВЦЕВ:

- У нас дома есть компьютер, но я специально не подключаю его к Интернету. А зачем? Если бы для детей была какая-то насущная необходимость, то подключил бы. Все, что касается учебы, я могу и на дисках приобрести. А в Интернете – сами знаете, там все что угодно выкладывается. Ребенку сейчас 14 лет, и у нас по этому поводу никаких разногласий нет. Конечно, если он захочет что-то увидеть в Интернете – пойдет к друзьям и увидит, я понимаю, но по крайней мере дома у него такой возможности нет.

 Светлана МАСЫЧЕВА:

- У нас дома Интернета нет, но если бы и был, то я все равно не позволяла бы им пользоваться – например, установила бы какой-нибудь специальный ключ. Мне кажется, лет до пятнадцати детей нельзя туда пускать – все-таки психика еще не до конца сформирована, а там есть все что угодно.

 Владислав ПОТУЖНЫЙ, восьмиклассник:

- Конечно, бывает, родители вообще запрещают мне выходить в Интернет – например, когда что-нибудь натворю или в школе появляются проблемы. Но это до тех пор, пока, например, двойку не исправлю. Я обычно в Сети ищу какие-нибудь материалы для учебы или просто выхожу, чтобы в «Моем мире» посидеть. Вообще, Интернет у нас дома давно, и поначалу были небольшие разногласия. Я считаю, не всегда нужно детям ограничивать доступ, но если уже появляются серьезные проблемы – когда человек слишком много времени там проводит, и как только приходит из школы, сразу садится за компьютер, то тут нужно как-то запрещать. А с какого возраста можно допускать к Интернету – даже не знаю… лет с десяти, наверное.

 Александр СИКТАРЁВ:

- Наш ребенок не слишком много времени проводит в Интернете – стараемся следить за этим. Важно, чтобы он еще и в школе хорошо учился, и по дому помогал – в общем, чтобы компьютер не мешал обычной жизни. Если начнутся какие-то проблемы, то, конечно, буду запрещать.

Татьяна БУБЛИКОВА:

- Я считаю, что, во-первых, детям нельзя много сидеть в Интернете, а, во-вторых, нужно ограничивать доступ на конкретные сайты. А вообще, это вещь очень нужная – сейчас сын учится в школе № 22, они там общаются через Интернет с английскими школьниками. Дома у нас давно уже доступ в Сеть есть, и, мне кажется, если с умом контролировать то, сколько времени там проводит ребенок, нормально его воспитывать, то ничего страшного не случится. А с какого возраста можно разрешать… да когда тяга появляется – наш, например, лет с пяти-шести начал компьютер осваивать.

 

Еще интересное на сайте:

 Если только станеш взрослым... 

 Здоровье и счастье каждого ребенка зависит, в первую очередь, от папы и мамы. Но даже если мы видим, что именно эти люди делают   его несчастным, то чаще всего отводим глаза: дело, мол, семейное, разберутся. Читать далее...

Площадка для изобретателей...

Нынешняя «Ярмарка изобретений» собрала участников в три раза больше, чем предыдущая. Читать далее...

По чем ваша пятерка по географии...

Пока мало кто из родителей понял, что несет их детям законопроект со скромным и ни на что не претендующим названием «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании», рассмотренный недавно в первом чтении Госдумой. Читать далее...


В избранное