Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Somus!

  Все выпуски  

Распутин / Rasputin


 
ежедневная рассылка Somus!
2007-08-02 
 Рубрика: киномания  

Распутин / Rasputin
США - Великобритания - Германия

Категория: Драма
Режисcер: Ули Эдель /Uli Edel/
В ролях: Алан Рикмэн – Григорий Распутин,
Йен МакКеллен – Николай Второй,
Дэвид Уорнер - Боткин,
Джон Вуд - Столыпин,
Грета Скаччи – императрица Александра,
Джеймс Фрэйн – Феликс Юсупов.

Странно, но об этом фильме мало говорили и писали. Сейчас он встречается на дисках неплохого качества и вполне любопытен для российского зрителя. Прежде всего, потому, что это иностранный фильм о русской истории. Им интересно нас исследовать, диковинно нас изображать, пытаться нас понять. Нам всегда любопытно и забавно за этим наблюдать, сопоставляя – что же именно они понимают, а что не понимают. И вот мы с некоторой опаской берем очередной наш портрет и поворачиваем его к себе. Вздох облегчения: «Слава Богу, на этот раз не пародийно, не пошло, не лубочно, хотя местами и вычурно». Вспомним «Тихий Дон» и сразу забудем. Этот ужас нам здесь не пририсовали. Вспомним лучше «Доктора Живаго» Дэвида Лина с Омаром Шерифом. В «Распутине» - и это не плохо - чувствуется перекличка с «Доктором Живаго»: это взгляд через заиндевевшее и слегка оттаявшее посередине оконце на снег и людей во дворе. Режиссер, или точнее оператор, прямо указывает на эту преемственность. В конце концов, так же лубочно, как и они, от нашего стола к их столу подавал Россию и наш единокровный Михалков в «Сибирском цирюльнике». Так что придется смириться с тем, что мы для них – или в парче, золоте и самоцветах (роскошь верхов) или ползком в алкогольном чаду и отрепьях (нищета низов). «Распутин» в этом плане не исключение. Но ведь с этим можно смириться. Это внешнее. И кстати, сразу отметим великолепные костюмы и близкую к гениальности работу оператора. Снималось все на натуре, натура была всамделишной. Хотя с местом жительства Николая Второго явно напутали. Но поскольку мы зрители, а не профессиональные киноведы, давайте разберемся в другом.

У фильма есть два недостатка. Но это – недостатки не лично режиссера Ули Эделя и других создателей фильма, а недостатки общие, изъян в восприятии событий минувших дней, преданий старины глубокой. Первое: Распутина всё никак не реабилитируют из-за его демонического поведения и развратного образа жизни. Пятилетний ребенок, который оказался зрителем этого фильма, а до этого смотрел мультфильм «Анастасия», и тот всё время говорил мне:
- Ничего не понимаю, разве Распутин не злой? Тут что-то не так.

Фильм действительно не слишком напирает на то, что Распутин был монстром, но и не опровергает этого.

Конечно, трудно нам, грешным, допустить, что к святым теперь уже фигурам царской семьи прикасался своими «грязными» лапами этот юродивый мужик. Но при этом пьянство и дебоширство, сумасшествие или безволие других исторических персонажей мы давно уже с легкостью забыли, оставив потомкам только историческую значимость этих людей. Здесь же, видимо, всё было настолько ярко, что на одной чаше весов лежало всё бесовское, что было в Григории Ефимовиче, на другой – его божеское, его дар, его добродетель. Не может никак ни одна из этих чаш перевесить другую. И в фильме «Распутин» хоть и демонстрируется разгульно-развратно-бомжевая жизнь отца Григория, но в такой же мере показывается его гениальная способность излечивать мальчика от боли и кровотечений, его довольно мудрые увещевания и призывы к отдельным царедворцам или матушке императрице, имя которой переводчик упорно переводит как «Саша», хотя она была Аликс, Распутин предсказывает страшные вещи, которые сбываются. И вот главная особенность фильма, выражающая отношение создателей к своему герою: Григория Распутина ни разу не подают как шарлатана. Да, Столыпин, да, Боткин противостоят ему. «Я много раз делал вскрытие и ни разу не обнаружил душу», - говорит Боткин. «А воспоминания или эмоции вы там нашли?» - очень точно парирует Распутин. Да, есть недоверие царя, проклятие народа. Нам намекали, что могли быть совпадения (перед тем, как Распутин вылечил ногу царевича, Боткин проводил курс лечения новым лекарством, - и… думайте, что хотите), нам твердили устами Боткина, что Распутин талантливый гипнотизер (но если гипноз лечит, то да здравствует гипноз!) Но нам ни разу не дали усомниться в том, что Распутин относится к себе как к мошеннику или шарлатану. Он может быть непосредственен, заносчив, пошл, диковат, но нет на экране подмигивающего нам Распутина, мол, здорово я их дурю?! В этом суть. Одиозная фигура человека, который сам страшится своих способностей, которому дано видеть будущую кровь, которая зальет Россию, которому дано умение, а другая данность (бушующего медведя) не отнята. С одной стороны, очень даже неплохо, когда у авторов есть своя позиция, свое отношение, своя политика в отношении героя. С другой, плохо, что они всё-таки побоялись развернуться во всю мощь и оправдать то, что делал Распутин для царской семьи. Но это было бы уже слишком по-русски.

Вторая ошибка (ошибка ли?), думается, заключается в том, что чисто технически авторы перевели все стрелки на тех, кто не слушался Распутина. То есть, получился фильм с сугубо мистической подоплекой. Распутин предсказал убийство Столыпина, того убили. Распутин указал, что если он погибнет не от рук христиан, а от дворян – то царская семья проживет не более двух лет, а Россия утонет в крови – так и случилось. Выходит, если бы не Распутин – нас с вами ждало бы счастье великое и танцы до упаду. Мало дается исторической подоплеки, исторических обоснований войны, революции, красного террора. Тут, видимо, авторов фильма не хватило на глубокое изучение российской истории и масштабное полотно. В этом смысле, да и во многих других «Агония» Элема Климова с гениальным Петренко в роли Распутина – шедевр. Но ведь мы не забыли, зачем смотрим этого «Распутина» - нам интересно, как они это понимают.

Фильм начинается с раскопок в Екатеринбургских окрестностях, где находят останки расстрелянной и замученной царской семьи. Фильм заканчивается сценой расстрела царской семьи. Всё более менее точно. Неточностей, естественно, разбросано по фильму достаточно, начиная с того, что царевичу Алексею на момент смерти было четырнадцать лет и не могло быть у него голоса девятилетнего ребенка, который комментирует весь фильм за экраном. Но последняя сцена пробирает основательно, ибо есть в ней главное – гнев. Это гнев создателей фильма и горе, которое они прочувствовали вместе с нами, аборигенами. И это сопереживание в каждой сцене фильма, ибо такова игра актеров. Игра великолепная, настоящая, искренняя. Один танец Алана Рикмена – Распутина в кабаке чего стоит. И вот в конце сами для себя мы делаем неожиданный вывод: мы осуждаем Распутина также, как это делали наши прапрабабки и прапрадеды, - за сношение с бесами, за черноту, которую мы в нем подозреваем, но ведь потом эти полные негодования наши пращуры шли и расстреливали невинных детей в подвале Ипатьевского дома. Не девальвируется ли это недовольство Распутиным после того, что сотворил наш народ над самим собой в двадцатом веке?

Автор:  Мария Ватутина

Оценить статью >>>                     Возразить автору >>>                     Прочитать еще >>>   
Продолжение будет завтра!

Рассылки Subscribe.Ru
Somus!
SOMUS - он-лайн журнал для умных женщин
Автопилотка.ру - автомобильный журнал для женщин


В избранное