Что могу сделать я для защиты прав своего ребенка?
Каждый человек имеет право:
7… говорить "нет, спасибо", "извините, нет";
Ни один человек никогда не обязан:
2… следовать за толпой;
4… любить людей, приносящих ему вред;
8… мириться с неприятной ситуацией.
(Из "БИЛЛЯ О ПРАВАХ ЛИЧНОСТИ")
Несколько лет назад мои студенты-психологи делились впечатлениями о трудностях демократизации постсоветского общества. Речь зашла о "Билле о правах личности" - мы его повесили в помещении социально-психологической службы университета. Многие старые работники вуза в штыки восприняли текст плаката. Одна из студенток рассказала, что и у нее дома этот же плакат мама требовала убрать со стены - как "не наш", а потом (студентка оказалась непослушной) дочь отметила, что и мама стала иногда расслабляться, отдыхать за давно заброшенными хобби - и с климатом в семье потеплело…
В прошлом году на профилактических лекциях в вузах Казани я говорила о важности умения отказываться и зачитала кое-что из "Билля…" - в перерыве многие усаживались его переписывать.
Вспоминаю, а как же я сама начала бороться за свои права. Когда учитель начальной военной подготовки увел мальчишек стрелять в тир (мы тогда учились в восьмом классе), нас при этом посадили в медпункте сматывать для стерилизации
использованные бинты. "Мальчишкам я завидовала с детства, жалела, что девчонкой родилась", - как и героиня этой песни, я ринулась отстаивать свое женское равноправие. Сначала написала заявление завучу школы, затем предложила подписаться под ним и другим недовольным. "Подруги по несчастью" отказались участвовать в акции протеста. Все посвященные меня отговаривали: медсестра - при помощи патриотических призывов ("а кто же будет в случае необходимости перевязывать раны бойцам?"), девчонки - общепринятыми в таких случаях увещеваниями ("всегда так было: интересное на военке - мальчишкам, а нас - к медсестре в подсобные рабочие"), завуч - стандартными лозунгами о незыблемости школьной программы и исполнении женского долга. И сама я не особенно верила в результат. Тем не менее, оставила свое заявление в учительской на столе. К моему удивлению, на следующий урок меня одну из параллели отпустили в
тир. Было не совсем уютно чувствовать себя белой вороной, но я храбрилась. Выдержка мне пригодилась и по возвращении в класс: все девчонки объявили мне… бойкот!
Сейчас уже не помню продолжения этой истории: сколько раз я ходила стрелять, как долго со мной не разговаривали одноклассницы. Ситуация эта вспоминается как первая цивилизованная победа - не совсем понятная по сути.
Второй случай был сразу по окончании учебного года. Почти половину учеников нашей школы переводили в новую - в двух метрах от моего дома. Нам оставалось два года до выпускного вечера и, конечно же, не хотелось менять класс, учителей. Вдвоем с подругой мы написали заявления о том, что имеем право выбора и хотим остаться - нас оставили. И опять у победы был горьковатый привкус: если бы учились похуже, посчитался бы кто с нашими правами…
Почему люди редко протестуют при попрании их прав? Теперь, когда мне за сорок, и я многое знаю о созависимости, я могу дать развернутый и аргументированный ответ на этот вопрос.
Американцы называют цифру 98% - столько, примерно, людей нуждается в выздоровлении от синдрома созависимости. Кроме низкой самооценки, созависимость включает еще многие симптомы, в том числе, размытое представление о собственных психологических границах и неумение их защищать.
А в восьмидесятых, когда стали выпускать практические книжки по психологии, я училась "отстаивать себя по Егидесу" (Ю.Рагозин в книге "Фехтование на нервах" рассказывает о принципах экспериментирования на улице, в ресторане, в магазине, такси - чему он сам учился в клубе общения "Маленький принц").
Я - профессиональный психолог со стажем, я давно взрослая, но сколько же сил уходило на каждую пробную акцию в магазине, пункте приема стеклотары или при написании жалобы на бригадира поезда! - пока научилась чувствовать себя уверенно в конфликтных ситуациях…
Когда я обсуждала подобные жизненные ситуации с коллегами или студентами, многие мне возражали, что жалко собственные нервы (сердце) растрачивать по пустякам или приводили (из роли "противника") в качестве аргументов новые оскорбительные ходы ("А если Вам скажут…"). Экспериментировать со своими умением-неумением отстаивать права они особенно не спешили.
Я же для себя и о себе многое узнала - приобрела бесценный опыт проживания подобных ситуаций. Кстати, часто ситуации и даже "противники" поворачивались ко мне лицом, благодаря активной позиции.
И вот растут дети - как и чему могу их научить и что "передать"? Многое для меня самой еще не понятно и сейчас, хотя старшие - уже студенты.
Сын первый раз столкнулся с директором школы в начальных классах. Правоты было больше на стороне директора, и он - я и сейчас так думаю - творчески вышел из ситуации, услышав из уст пацаненка про недозволенность нарушения прав человека даже … директором школы. Ситуация была такая: сын вдвоем с другим мальчиком в школьном дворе "плавили пластмассу" (спички с раннего возраста у нас были санкционированы). Дежурные (старшего возраста) попытались у сына спички изъять, но он не отдал, и участники спора "повели друг друга к директору". Тот быстро сориентировался, дежурных отпустил, а после воспитательной беседы предложил уходить и сыну (оставив спички у себя на столе). Мальчишка ответил, что никто не имеет права отбирать его собственность, и он не уйдет без своего добра.
Сергей Яковлевич в беседе со мной сказал: "Слава Богу, мне хватило мудрости согласиться и спокойно пригласить маму"…
Узнав историю, я возгордилась сыном, хотя все окружающие пророчили мне нелегкую судьбу моих с ним отношений (и они оказались правы!). И сейчас, когда наши с сыном интересы сталкиваются (и я часто терплю поражение), я ему благодарна - он меня заставляет (и в отношениях с ним!) учиться неагрессивно отстаивать мои собственные права. С годами я поняла, что легче научиться делать это с "чужими", чем со "своими", особенно когда ситуация упирается в необходимость демократизации твоих родительских позиций. Тут "моими помощниками и психотерапевтами уже несколько лет работают" две книги: Ле Шан Э. "Когда Ваш ребенок сводит Вас с ума" и Р. и Дж. Байярдов "Ваш беспокойный подросток".
У дочери, которая младше, соответствующее развитие происходило не так понятно (она чаще, как и многие взрослые, предпочитает уйти от конфликта и долго "держать дулю в кармане", что не способствует ни хорошему здоровью, ни добрым отношениям). Сначала она частенько жаловалась (учительница ударила тапочкой, завуч назвала "стервой" - когда девчонку тащили в кабинет стоматолога, а она твердила, что ее зубы - ее дело и "надо будет - меня мама сводит в поликлинику"). Я, конечно, во всех ситуациях придумывала "ответный ход" - иногда с большой оглаской сути конфликта (когда детей однажды не пустили в школу из-за отсутствия формы - а она обошлась бы мне в сумму, превышающую зарплату - мои студенты провели опрос в двух городах Украины, по результатам которого я написала статью "Введение школьной формы как тест на конформизм и тоталитаризм", и ее напечатали не только в областной газете, но и в сборнике
международной конференции по политической психологии)… В старших классах дочь практически перестала мне что-либо рассказывать, шутя: "Опять напишешь в газету, а мне потом позориться", - думаю, как все подростки, она боялась выделиться из толпы. Может быть, я ее подгоняла "под себя", а у нее все придет своим чередом?
И вот свежая ситуация. Дочка моя уехала учиться. Я больше всего переживала по поводу "повезет - не повезет" с соседками по общежитию. Сначала у нас не было электронной связи, и я жила "от звонка до звонка". Многое ли обсудишь по телефону? Сначала моя подруга посочувствовала: "Не повезло с девочками - курят", потом пришла короткая электронная весть: "курят в постелях, одна живет семьей с парнем в той же комнате, шум-гам-музыка - круглосуточно. О переселении в деканате запретили заикаться в течение месяца-двух"… - Что делать? Что она сама станет делать - пишет, что идти туда не хочется, что спит по два часа…?
Поскольку у меня тут не по 5-6 пар в день, а могу я пока только писать - письмо я состряпала в один присест. Привожу из него отрывки.
О девочках (из-за чего я две ночи - как узнала - уже не сплю).
Нижеизложенное - философия вопроса (размышления о равноправии и правилах, нанесении вреда и нарушениях закона). Чтобы решить его практически - надо действовать в направлении защиты своих прав и поддержания правил, закона (думаю, все твои действия будут поддержаны администрацией - они заинтересованы в порядке на вверенной им территории). Сколько сможешь - действуй сама - обдуманно и смело. Можно попросить о помощи: может быть, Марину (ее маму?), Машу К. - юную юристку (помнишь сцену с отбиранием собаки через "адвоката" - из своего любимого фильма о блондинке в Гарварде) смогут с тобой за компанию присутствовать в напряженных местах? Кроме усиления твоей позиции, "свои люди" полезны для поддержания уверенности в себе и для обратной связи (как тебе удастся быть объективной и убедительной). В крайнем случае буду действовать я. Не думаешь ли ты про дедовщину в данном случае? А как устроились другие
первокурсники? Если говорить о смене соседок - ТЕБЕ надо быстрее знакомиться и соображать, с кем ты хотела бы оказаться в одной комнате. Для подвижки возможности изменить ситуацию в принципе - хорошо бы иметь полную картину - обобщение - плюс собрать разнообразие мнений… Я бы написала статью - не просто о проблеме своей дочки, а о явлении. Статью и ты можешь написать (можно и с соавторами) - я могу помочь проанализировать собранный материал (а материал могли бы несколько "пострадавших" быстренько собрать) - как эксперт по социально-психологическим явлениям. Написать статью одначает достичь нескольких позитивных следствий:
а) обнародование проблемы, т.е. и администрации придется действовать, и нарушители призадумаются;
б) презентация своих журналистских и гражданских возможностей;
в) возможность (и перспектива) печататься в университетской газете - и статус, и дополнительный заработок, и призадумаются;
г) узнаешь на "собственной шкуре" силу печатного слова,
д) быстрее станешь "своей" в университетской среде.
Для картины разнообразия мнений опрос проводится на выборке: половина курящих, половина - некурящих; из них - половина общежитских - половина других; из них - половина девочек, половина мальчиков. Если идти "снизу" по "дереву" выборки, то, начиная от по десяти, например, человек, набираем в сумме всего 80 человек. Хорошо бы еще на нескольких факультетах узнать у администрации, знают ли они статистику курящих и что делают в подобных случаях в отношении своих студентов, что бы делали в отношении своих детей. Можно для "красоты статистической" еще опросить родителей студентов: половину пап, половину мам - хотя бы по 10 человек - просто на улице "поприставать". Вопросы могут быть типа: как Вы считаете, согласились ли бы Вы жить в таких условиях, что бы Вы стали делать, окажись в таких условиях и т.д.… вопросы можно обсудить…
Еще (все нижеследующее предлагаю распечатать и повесить на внутренних дверях любой из комнат, где оказались такие же, как ты - можно с моей подписью) -
О "МИЛЫХ ДЕВОЧКАХ"
ДЕВОЧКИ не только попирают права других: права на чистый воздух, спокойную жизнь и дешевое место обитания.
ДЕВОЧКИ грубо нарушают правила проживания в общежитии и УК России.
1 . Курить - не курить (и испытывать на своем здоровье последствия этого выбора), тем более, курить - не курить в постели (в т.ч. сгореть с постелью и прочим добром - кстати, не девочками заработанным) - личное право каждого.
Но на свободу выбора по этому пункту в общежитии наложено ограничение.
Так что, может быть, ДЕВОЧКИ хотят жить в другом месте - для свободной реализации вышеназванного права?
Кроме того, дымить на другого без его согласия - не просто попрание его аналогичного права, а еще и нанесение ему умышленного вреда.
2 . Жить - не жить в гражданском браке (или в более упрощенном варианте sex отношений) - тоже личное право для совершеннолетних ДЕВОЧЕК.
Дело вкуса и sex ориентаций этих совершеннолетних, где, с кем и в чьем присутствии совершать действия, соответствующие названному праву. Было бы согласие остальных присутствующих совершеннолетних. Навязывать же другим свои вкусы - не просто нарушение прав других, но в данном конкретном случае - уголовно наказуемое деяние (по статьям УК России о развратных действиях в отношении несовершеннолетних можно получить консультацию юриста).
Письменное сообщение родителям (я это обещаю сделать сама - если ситуация немедленно не разрешится), выселение из общежития (добровольное или с применением административной силы) - самая мягкая форма возможности продолжения реализации ДЕВОЧКАМИ, ВЫРВАВШИМИСЯ НА "СВОБОДУ" ИЗ РОДИТЕЛЬСКИХ ГНЕЗД, перечисленных в п.п. 1-2 личных прав граждан.
(Привет, ДЕВОЧКИ! - Мама Маши Ф.) -
После ознакомления в случае мирного согласия изменить поведение прошу прислать мне текст с ФИО и подписями всех живущих в комнате (копии хорошо бы оставить себе - на память).
P.S. (Это дописывал муж) От меня еще добавлю. В Германии (думаю, и в других странах ее уровня) все эти права относительно курения свято соблюдаются и курение в помещениях университета запрещено (и более того, борются с курением). В институте (в университете несколько институтов), где я работал, не было ни одного курящего человека. Главный принцип, который реализует цивилизованная Европа: свобода не за счет ограничения прав другого. Тем более, не за счет чужого здоровья. Но опять-таки, решение всех вопросов идет в цивилизованных рамках - и мама предлагает такой путь. В конце концов, мы ведь хотим жить в цивилизованной стране, а не стране полуживотных, хотим изменить жизнь в своей стране, а не бежать от этой разрухи на чужой Запад. Чем могут улучшить жизнь эти будущие "специалисты", если у них нет "иммунитета" против вредных привычек, и их реализация идет в извращенной форме? В Казанском мединституте
(в наше время) студента, "застуканного" за курением, сразу отчисляли: какой врач из него будет, если на собственное здоровье плюет. Также и о журналисте можно сказать (если девочки с вашего факультета). Тоже мне, четвертая власть: учить жить других, не умея самому.
Я дописала при отправке письма:
В КГУ висит выписка из февральского приказа ректора: "Курение в учебных корпусах запрещено" - А как же общежития, господин ректор? Туда Ваша власть не распространяется или там Вы разрешаете?
Отправила я письмо и все равно переживала: может быть, написать от себя заявление декану? Сочувствующие мне тут говорили: неизвестно, что легче в ее положении: пойти на конфликт (только-только студбилет получила!) или терпеть…
Дочка (таки молодец, взяла ситуацию в свои руки!) написала заявление в деканат с просьбой переселить и аргументами. Нам сообщила:
-"Милых девочек" вызвали на воспитательную беседу
Моя мама несколько раз по телефону переживала: "Я боюсь, как бы ей те девчонки "темную" не устроили" - на что дочь ответила:
- Успокой бабушку - все-таки я не в колонии для несовершеннолетних преступниц…
Потом:
- "Милые девочки" объявили мне бойкот - пишут записки…, все причины жалобы на соседок устранены: курят только в окно, музыку в 23 выключают…
Потом:
- Стали разговаривать. По-доброму так: "Мань, а давай мы тебя курить научим - мы ведь тоже не курили, когда приехали…"
И последнее письмо
- Многие первачки в общаге ждут переселения, а пока не очень-то уютно и … одиноко…
Уют - дело прикладное, моя девочка, а вот "одиночество" - чем взрослее становишься - тем более превращается в желанное "уединение" - за него тоже часто приходится в жизни бороться. На него каждый тоже имеет право, несмотря на то, что другим хочется нашего общества (из "Билля о правах личности").