Маленькая девочка лежала на земле, не в силах пошевелиться от голода. Тут же, на глазах фотографа, рядом с ней приземлился стервятник. Сделав первый кадр, почти полчаса ждал фотограф, когда же что-то произойдет – ведь птица прилетела на званый ужин, который, судя по всему, был уже близок. Но стервятник стоял неподвижно. Тут девочка зашевелилась и стала отползать в сторону деревни, а фотограф, зачехлив свою камеру, отправился восвояси.
Через год за этот снимок, ставший символом голода и бедствий, получил Пулицеровскую премию – одну из высочайших наград в репортажной фотографии.
Еще через полтора месяца после вручения награды фотограф покончил жизнь самоубийством.
Есть ли у этой истории мораль? Скорее всего, ее здесь нету. Свою фотопремию фотограф получил заслуженно. Насколько же сочетается с фотографией такое свойство как человечность – вопрос открытый.
И раз уж зашла речь о фотожурналистике, то я представлю вам нашего следующего члена жюри – жюри Первой открытой национальной фотопремии «Лучший фотограф». Артем Чернов – креативный директор портала photopolygon.com и бессменный ведущий жж-сообщества photo_polygon. Появившись несколько лет назад как сообщество профессиональных фотожурналистов, photo_polygon достаточно быстро оброс аудиторией, читателями и авторами. И это неудивительно, ведь «Фотополигон» не рассказывает, а именно показывает новости, причем далеко не обо всех из них можно прочитать в обыкновенных СМИ. Сегодня, благодаря в первую очередь именно труду Артема, «Фотополигон» – это не только популярное жж-сообщество, но и сайт, собравший на своих страницах лучших российских репортажников, а также конкурсы репортажной фотографии, офлайн-выставки и собственная рубрика в журнале «Русский репортер».
Я считаю, что в современной фотожурналистике критерии качества и понимание самой сути профессии в наше время сильно размыты. По мере сил и знаний хотелось бы помочь по-настоящему сильным работам талантливых авторов получить заслуженную оценку.
P.S. И все же, как вы думаете, как вы думаете, где проходит та грань - между профессионализмом и человечностью? И что для фоторепортера важнее?
2009-06-10 15:41
Как вы знаете, у нас существует достаточно большое количество фотоконкурсов и фотонаград: «Серебряная камера», «Золотая черепаха», «Мастер», «Прессфото России» и многие-многие другие. Но объединяет все эти конкурсы как раз-таки то же, что их и рознит: все это узкоспециализированные награды для фотографов, представляющих свои работы лишь в узкой области – анималистическая съемка, рекламная, репортажная. В России по-прежнему нету глобального фестиваля «для всех», где могли бы принимать участие и любители, и профессионалы в той области (или даже областях), в которых они привыкли работать. На Западе есть Sony World Photography Awards, есть IPA, в которых могут принимать участие и русские фотографы (и они принимают, и даже побеждают), но собственной премии Россия не имеет.
Мы решили исправить эту ситуацию, учредив Первую открытую национальную фотопремию. Подобная премия сыграет определенную роль и в престиже российской фотографии, и привлечет к ней дополнительное внимание, и позволит, в конце-концов, получить дополнительный статус тем, кто его достоин.
Именно для этого мы собираем компетентное жюри, состоящее из критиков, кураторов, главных редакторов фотоизданий. Тех кто может судить фотографию с полным знанием дела, кому не безразлична российская фотография, и поэтому он готов заниматься ею вместе с нами, участвуя в проекте. Сегодня мы представляем вам следующего эксперта – Евгений Уваров.
Женя Уваров – человек особенный. Если ты хоть как-то связан с фототематикой по роду деятельности, знаком ты с ним наверняка. Когда мы увиделись с ним первый раз (это была пресс-конференция Nikon, как помню), он привлек мое внимание тем, что это был единственный человек в зале, с которым поздоровался каждый. Женя идет, и ему кто-то постоянно протягивает руку «Привет! – Привет!». В течение пяти последних лет Евгений Уваров был главный редактором журнала Digital Photo, выпустив более полусотни номеров этого журнала и, по сути, не только сделав его таким, какой он есть, но и став его лицом. Но жизнь не стоит на месте – оставив этот почетный пост, сегодня Женя является преподавателем ВГИКа, променяв рупор редактора на инструменты более тесного контакта с аудиторией. Аудиторией, также как и он, целиком охваченной болезнью, имя которой – «фотография».
«Любая новая премия хороша тем, что дает талантливым фотографам возможность проявить себя и показать миру свои работы. А премия такого уровня — это еще и событие общероссийского масштаба, так как участвовать и побеждать в ней может любой фотограф — от любителя до профессионала. Наград хватит на всех. Основное мое ожидание от новой премии — появление новых имен и новых фотографических талантов.»