Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

JCDecaux предоставила бельгийским рекламодателям возможность на себе почувствовать эффект от наружной рекламы


outdoor






JCDecaux предоставила бельгийским рекламодателям возможность на себе почувствовать эффект от наружной рекламы
Организовав эксперимент с фотографиями топ-менеджеров
 2015-05-13
Мнение юриста: ГОСТ против техрегламента

Опубликовано в журнале Outdoor Media

Автор – Денис Леонов,
заместитель генерального директора по правовым вопросам
ООО «Видео Плэннинг»

DLeonov.jpgВ настоящее время назрела необходимость изменения некоторых норм, регулирующих индустрию наружной рекламы. Уже несколько лет остро обсуждается тема несоответствия существующих реалий и требований к установке рекламных конструкций, влияющих на безопасность участников дорожного движения.

Речь, конечно же, идёт о ГОСТ Р 52044­2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», принятом в 2003 г. Документ определяет общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения. В частности, исключает возможность размещения рекламоносителей над проезжей частью, на обочинах дорог и разделительных полосах. Судя по статистике, требования ГОСТа полностью или частично не соблюдаются во многих российских регионах.

Нередко контролирующие органы выявляют нарушения указанных требований и выносят предписания об демонтаже конструкций. И, как следствие, результаты торгов могут быть объявлены недействительными, установка новых носителей становится невозможной, доходность бизнеса снижается. Это, в свою очередь, порождает негодование участников рынка рекламы.

Согласно ст. 19 ч. 4 ФЗ «О рекламе», конструкция и её территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Статья федерального закона «О техническом регулировании» (ст. 46 ч. 1) гласит, что со дня вступления в силу указанного закона и впредь до вступления в силу техрегламентов требования к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

В российской же наружной рекламе действуют требования ГОСТа. До вступления в силу техрегламентов применение государственных и межгосударственных стандартов осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании. В связи с этим применение ГОСТа при согласовании и выдаче разрешений на размещение наружной рекламы обязательно, что неоднократно подтверждалось органами государственной власти*.

Однако с 15 февраля 2015 г. начал действовать Технический регламент, утверждённый решением Комиссии Таможенного союза (№ 827 от 12.10.2011), который устанавливает минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям. Документ призван расширить возможности участников рекламного рынка при установке и эксплуатации конструкций, потеснив злополучный ГОСТ.

На практике же всё оказалось иначе.

Факт существования техрегламента и ГОСТа, которые имеют одинаковую юридическую силу, порождает разногласия и споры как среди участников рынка, так и среди представителей органов власти.

Техегламент разработан на основании Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Беларуси, Казахстане и России. Он регулирует отношения стран Таможенного союза. Российский ГОСТ обязателен для соблюдения только на территории РФ, при этом к отношениям внутри Таможенного союза он не имеет никакого отношения.

В свою очередь, представители рекламного рынка неоднократно прилагали усилия для того, чтобы внести ясность в сложившуюся ситуацию и даже обращались в Верховный Суд РФ с требованием признать недействительными некоторые положения ГОСТа. Однако эти попытки не увенчались успехом.

Безусловно, ГОСТ был разработан не на «пустом месте», при его создании была проведена работа, в основу которой легли исследования влияния рекламных конструкций на психофизиологическое состояние водителей, проведённые в рамках реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 гг.».

В своей позиции, сформулированной в январе 2015 г., Верховный Суд РФ подтвердил обязательность исполнения требований ГОСТа. При этом он ссылался на необходимость защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.

Таким образом, с одной стороны, рынок рекламы несёт финансовые потери, причиной которых становится как невозможность установки новых рекламных конструкций в условиях современных мегаполисов, так и демонтаж уже размещённых носителей по причине их несоответствия ГОСТу. С другой – рекламная сфера не должна подменять безопасность участников дорожного движения коммерческой выгодой.

Учитывая иностранный опыт, статистику дорожно­транспортных происшествий, связанных с размещением рекламных конструкций, а также множество других факторов, очевидно, что на текущий момент законодательство РФ о рекламе не отражает реального положения дел. Нормативное регулирование должно быть гибким и меняться вслед за международным опытом, текущими потребностями и вместе с тем обеспечивать гарантии безопасности участников дорожного движения.

Если говорить о конкретных мерах, то действительно назрела необходимость пересмотра части требований ГОСТа, запрещающих размещение рекламных конструкций над проезжей частью, на разделительных полосах, в пределах границ наземных пешеходных переходов и на пересечениях автомобильных дорог и улиц на одном уровне, а также на расстоянии менее 5 м от бровки земляного полотна.


* Постановления ФАС Уральского округа от 14.07.2008 № Ф09­4904/08­С1 и ФАС Волго­Вятского округа от 08.08.2008 по делу № А82­1581/2008­27; Решение ВС РФ от 12.01.2015 г. № АКПИ14­1259; Определение ВС РФ от 18.06.2014 № АКПИ14­518; Определение ВС РФ от 14.01.2009 № 5­Г08­105

 2015-05-13
Компания «НТ-Партнёр» и Московский метрополитен запустили юбилейный состав
Он посвящен 80-летию столичной подземки
 2015-05-13
Главный архитектор Набережных Челнов предлагает использовать при размещении наружной рекламы опыт Лиссабона
Сейчас она представляет собой сплошную безвкусицу
 2015-05-13
Russ Outdoor запускает социальную кампанию «Болтливый водитель»
Она проходит в рамках проекта «Всё равно?!»
 2015-05-13
Молодёжь Уфы укажет на ошибки в наружной рекламе и вывесках
В столице Башкортостана стартовала общегородская акция
 2015-05-13
LG Electronics разместило на рекламном щите в Сиднее 15 кг выстиранных вещей
Из которых и был создан постер
 2015-05-13
Компания IQ займётся размещением рекламы в столичных фитнес-клубах сети World Class
Предлагаемый формат - 6х3 м
 2015-05-12
Продолжается регистрация участников турнира по пляжному волейболу на приз Outdoor Media
Состязание состоится 1 августа
 2015-05-12
   



В избранное