Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рокфеллер - новости с позиции личного кошелька Рокфеллер - новости с позиции личного кошелька


Рокфеллер - в деньгах счастье
22.01.2008
       РОКФЕЛЛЕР В деньгах счастье Рокфеллер - новости с позиции личного кошелька
http://www.rokf.ru

    АВТО  |  КАРЬЕРА  |  НЕДВИЖИМОСТЬ  |  БАНКИ  |  НАЛОГИ  |  ИНВЕСТИЦИИ  |  ВАЛЮТА  |  ДОМ И БЫТ  |  СТРАХОВАНИЕ  |  СОЦИУМ  |  ОТНОШЕНИЯ  |  РАЗНОЕ  |  ФОРУМ

НОВОСТИ

Федеральная антимонопольная служба начала новое массовое расследование в банковском секторе. Ведомство интересует, уведомляют ли банки своих клиентов о предстоящем изменении расценок на операции по счетам. Эксперты считают, что, если сложившаяся практика оповещения будет признана недостаточно эффективной, банкиров могут обязать рассылать каждому клиенту уведомление по почте. В этом случае каждое изменение тарифов будет стоить им миллионы рублей.
Запрос Федеральной антимонопольной службы (ФАС) банкиры получили в конце декабря -- начале января. До 25 февраля банкам необходимо предоставить информацию об условиях открытия и ведения счетов граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В первую очередь регулятора интересует, предусматривает ли банк в договорах счетов свое право на одностороннее изменение тарифов. Одновременно ФАС спрашивает, содержат ли договоры обязательство банков предварительно информировать клиентов об изменении тарифов: всегда ли, в какие сроки и каким способом (индивидуально по почте, на сайте, в офисах банка). Как пояснил "Ъ" заместитель главы Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров, "запросы отправлены в 102 крупнейших федеральных и региональных банка, а сам опрос проводится по жалобе физлица для изучения ситуации". До последнего времени антимонопольные органы концентрировали внимание на условиях кредитования граждан и рекламе кредитных продуктов. Однако на этот раз условия кредитования в опросник не попали. По словам начальника отдела рынка банковских услуг ФАС Ольги Сергеевой, гражданину, пожаловавшемуся в антимонопольную службу, не понравилось, что сразу несколько банков не согласились зафиксировать в договоре счета окончательные тарифы на его обслуживание.

"Сама по себе возможность банка в одностороннем порядке изменять тарифы по счету не противозаконна,-- указывает госпожа Сергеева.-- Весь вопрос в эффективном способе уведомления клиентов. То, как это происходит на практике, мы и пытаемся установить".

Сами банкиры указывают, что практика одностороннего изменения тарифов на операции по счету является общеупотребительной. "Такое право прописывают в договорах банковского счета практически все банки",-- заявили "Ъ" в Собинбанке. Однако уведомляют клиентов все по-разному. "Реализация права изменения банком тарифов в одностороннем порядке в нашем банке возможна только после предварительного уведомления клиента за 30 дней до вступления в действие новых тарифов,-- говорит начальник управления банковских карт и комиссионного бизнеса Бинбанка Юрий Татаринов.-- Форматы уведомлений используются самые разные: сайт, e-mail, SMS, объявления в офисе банка, рассылка по почте".

По словам клиентов банков, наиболее часто используемый способ уведомления -- размещение объявления на стенде в офисе банка. Как рассказал "Ъ" один частный предприниматель, пожелавший остаться неназванным, открыв счет в Нацпромбанке, он за короткое время дважды столкнулся с изменением тарифов на операции по счету. "Сначала банк посчитал нужным изменить тариф на перевод средств со счета с фиксированных 20 руб. до 2% от суммы перевода, затем ввел новый вид тарифа -- за малое количество операций по счету (500 руб., если ежемесячный объем операций меньше 500 тыс. руб.)",-- рассказал предприниматель. Однако узнал он об изменениях, лишь когда деньги по новым расценкам были уже списаны со счета. "За десять дней до вступления в силу изменений банк разместил объявление в своем офисе,-- говорит клиент.-- Но у меня не было необходимости так часто посещать банк, чтобы заметить это объявление".

Если в результате проводимого опроса ФАС выявит, что российские банки недостаточно эффективно уведомляют своих клиентов об изменении тарифа и тому нет веских объективных причин, следствием могут стать санкции в отношении участников рынка. "Не хочу никого пугать, но чисто теоретически банки могут осуществлять согласованные действия с целью навязывания невыгодных условий,-- рассуждает Ольга Сергеева.-- Статья 11 закона о защите конкуренции это запрещает". Как правило, в этом случае банку выносят предупреждение или налагают на него штраф.

Однако обычно тарифы на операции по счету банки меняют именно в массовом порядке. "Без всяких на то рыночных причин, только желая заработать, повысить тарифы банк не может -- он потеряет клиентов,-- говорит старший вице-президент Связь-банка Дмитрий Гайсенок.-- Поэтому банки повышают тарифы только при наличии общих рыночных изменений и, как следствие, в массовом порядке".

Критерии эффективности уведомления клиентов о смене тарифов ФАС только предстоит выработать. "Рассуждая абстрактно, уведомление за 60 дней, опубликованное на сайте банка в интернете, наверное, достаточно эффективно, а за две недели и только путем размещения объявления в офисе -- уже вопрос",-- пояснила госпожа Сергеева. В качестве ориентира она привела опыт итальянского антимонопольного ведомства. В Италии банки в случае изменения тарифов по счету обязаны за 30 дней до изменения расценок направить клиентам индивидуальные уведомления, а также опубликовать сообщение в правительственном вестнике.

По мнению экспертов, если ФАС признает итальянский опыт заслуживающим внедрения в России, то отечественным банкам в случае изменения тарифов придется существенно увеличить свои расходы. Сейчас самый эффективный способ уведомления -- рассылку по почте -- банкиры, по их собственному признанию, используют редко или не используют вовсе. "Одно письмо стоит порядка 15-20 руб., а если учесть, что только клиентов-физлиц у крупных банков сотни тысяч, то банку их уведомление по почте обойдется очень дорого",-- указывает представитель крупного федерального банка.
Светлана Дементьева, "Коммерсант"

Постоянный адрес статьи:
http://www.rokfeller.ru/banking/2008/01/22/092143.html
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ
НОВОСТИ КОМПАНИЙ




ПАМЯТКА
СЛОВАРЬ
ОПРОС
Вы уже заплатили ГИБДД новый, увеличенный штраф?


       Rokfeller   E-mail: info@rokf.ru
Размещение рекламы
Экспорт материалов
(RSS Feed)


В избранное