Май — время весеннего чистильного бума: граждане понесли в чистку шубы
и осенне-зимнюю «кожу». Действительно ли сегодня можно почистить все, и
чем отличаются друг от друга химчистки с «национальным лицом»?
VIP-уход — одна из тенденций в расширении услуг химчисток, которые
сегодня чем только не занимаются, помимо, собственно, химчистки, —
стирают, гладят, шьют, красят. Новые функции — вызов времени. Это раньше
любую одежду можно было постирать дома без особого ущерба для оной. С
появлением новых видов тканей, не терпящих стирки, на первый план вышла
химчистка, объем работ у мастеров «грязевыведения» увеличился в три-пять
раз, возросли риски испортить вещь. В сегменте массового спроса много
одежды неизвестного происхождения и способа чистки, которую легче
выбросить, чем почистить. Вещи среднего ценового сегмента, по словам
специалистов, чистятся нормально, но именно здесь больше всего подделок,
применения нестойких красителей и материалов. «Даже мировые бренды
выпускают изделия из некачественный кожи, со скрытыми дефекта- ми, —
сообщил «ВД» Виктор Худына, коммерческий директор столичной химчистки
«Блеск». — Они хорошо закрашивают трещины и потертости и до чистки нельзя
догадаться о возможных последствиях». Ультрамодные модели часто шьются из
необычных тканей, имеющих не только специфический вид, но и специальные
требования к чистке. Отделка подобных тканей камнями, мехом, перьями,
бисером делает уход за дорогими нарядами практически невозможным.
Спасают новые методы обработки. Правда, большинство из них — хорошо
забытые или модифицированные старые. Например, технология ТЕНА (деликатная
чистка с помощью губок) использовалась еще в СССР. Однако сегодня губки не
«пятикопеечные» — каждая стоит EUR6 и может «протереть» 2000 вещей. Больше
всего новаций — в сфере чистящих препаратов. «Очень хорошо чистит шторы и
ткань мебели от пылевых клещей новое американское биосредство», —
поделилась Светлана Мороз, владелица СПД «Мороз». Классические способы
стационарной химчистки прежние — сухая (с помощью перхлорэтилена), аква—
(щадящая стирка) и ручная чистка. К последней прибегают, если она
рекомендована на ярлыке, а также, если одежда очень уж эксклюзивна —
вручную раскладывают вещь на специальном столике и очищают по частям.
Веяние времени — химчистки-салоны, где клиент не теснился бы в очереди
к окошку, а в удобных креслах мог неспешно обсудить стратегию чистки
любимой вещи с технологом. Такие салоны рассчитаны на «сложную» одежду (из
несовместимых для чистки видов тканей, с деликатными украшениями), риск
испортить которую в других химчистках слишком велик. В салоне такую вещь
вручную разберут «на запчасти», почистят каждый фрагмент отдельно, а потом
сошьют. Стоимость услуги здесь выше, но только за счет опций. Пока таким
салоном располагает только одна из сетей, но, по словам специалистов, за
ними большое будущее.
Наличие отсутствия гарантии
Думать об уходе за изделием нужно еще при покупке. «Многие
производители сегодня совсем не думают о том, как потребитель будет
чистить их вещи, не сообщают о способе чистки на ярлычках, — сказал,
вздыхая, один из наших экспертов. — Попадаются товары, для которых
запрещены все (!) виды чистки. Приобретая такие «одноразовые» вещи,
готовьтесь выбросить их после первого же загрязнения».
Главные критерии при выборе «своей» химчистки — хорошее оборудование и
грамотный, внимательный персонал. Сегодня доминируют химчистки с
«национальным лицом» — итальянские, немецкие, американские, швейцарские,
европейские. Какие лучше? Виктор Худына категоричен: «Это в большинстве
случаев не соответствует действительности. «Национальное лицо» — просто
торговая марка. По идее, на таких предприятиях должно стоять оборудование
этих стран, что мало у кого есть и что, кстати, к лучшему. Все
руководители стараются, по возможности, приобретать лучшие мировые новинки
разных стран. Поэтому нужно обращать внимание не на «национальность»
химчистки, а на профессионализм сотрудников, качество услуг, отношение к
клиенту».
Приемщик должен оценить качество ткани, изучить рекомендации на
ярлычке, предупредить о возможных последствиях. «Если идет комбинация
тканей, например, совмещение разноцветной кожи, аппликаций из линяющих
тканей, специалисты химчистки должны провести серию проб, потом пригласить
заказчика и описать ситуацию, договориться о стратегии чистки», —
объясняет Ольга Бородич, технолог Ассоциации химчисток и прачечных
Украины.
Нелишним будет поинтересоваться, где именно чистят одежду, чтобы не
попасть в руки к недобросовестному посреднику. Некоторые приемные пункты,
«раскрутившись» благодаря работе под известным (итальянским или
американским) брендом, могут отправлять вещи в совершенно другую химчистку
— менее профессиональную. Еще один нехитрый способ определить уровень
химчистки — принюхаться. По словам г-жи Бородич, если на предприятии
чувствуется запах химикатов, значит, там работает старое оборудование.
Надо быть начеку и при подсчете стоимости услуги. Вас могут уговорить
уплатить за «новейшую технологию», хотя вещь прекрасно чистится обычным
способом, могут раздробить услугу на множество мелких, чтобы увеличить
сумму заказа. Обещая ручную чистку, могут просто протереть губкой вещь,
что не является профессиональным уходом. Если возникает подозрение о
«накрутке» услуг и, соответственно, суммы, проще всего сразу уйти в другую
химчистку. Если же есть основание полагать, что услугу выполнили
некачественно или не в полном объеме, спорить, как правило, бесполезно —
мастера будут защищать «честь мундира». Доказать правоту можно, но только
долгим правовым путем с помощью ближайшего общества защиты прав
потребителей и соответствующей экспертизы (она покажет, была ли в самом
деле проведена глубокая чистка изделия). В квитанции-договоре нужно
обращать внимание на самый мелкий шрифт — именно там, как правило, вам
сообщают о том, чего предприятие не гарантирует. А не гарантирует оно
многое. В частности, химчистка не несет ответственности за текстиль и кожу
со скрытыми дефектами, пожелтения от пота, за вещи без фабричной бирки,
указывающей на метод чистки, за застарелые, сложные пятна. Нет
ответственности за смену интенсивности цвета кожи, увеличение ее
жесткости, проявление белесых пятен, царапин, деформацию, за закрепленные
пятна и потеки от духов, красок, лаков, крови, чернил, жира, клея. Поэтому
при оформлении заказа нужно уточнить все возможные изменения.
Если вы все же не довольны результатом, можно потребовать компенсацию,
но чтобы доказать вину химчистки, вам придется пройти сложный путь
экспертиз и судебных разбирательств.