Подорожание бензина заставляет жителей цивилизованных стран все активнее пересаживаться на автомобили с дизельными двигателями. В России этому примеру пока следуют не многие. Хотя бы потому, что своих таких машин у нас выпускают мало, а иномарок завозят еще меньше. Боятся низкого качества российской солярки.
“В России вообще есть проблема с топливом — как с дизельным, так и с бензином”, — считает гендиректор торгующей топливом компании “Гранд Славнефть” Евгений Аркуша. По его словам, в Москве качество топлива “вполне нормальное”, а в регионах автовладельцам под видом солярки в баки нередко попадает котельное топливо, получающееся в качестве остатка при производстве автомобильного топлива. Проблему подмены солярки котельным топливом признал и исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко. “Дизельное топливо, производимое в России, по качеству гораздо ближе к европейским нормам, чем отечественный бензин”, — утверждает он и напоминает, что большинство производителей солярки экспортируют ее. А вот Volkswagen, мировой лидер по производству дизельных легковых автомобилей, по словам его представителей, не
имеет претензий к российской солярке и лишь требует от владельцев дизельных автомобилей менять масло чаще, чем на бензиновых, — через каждые 7500 км пробега.
Елена Сахнова, аналитик Объединенной финансовой группы, считает, что развитие российского рынка дизельных машин, безусловно, зависит от роста цен на топливо. Но эта зависимость не будет столь явной, как на Западе, говорит она: “В России у многих автолюбителей существует мнение, что дизельные автомобили сложны в обслуживании”.
Внедорожники
Лидер российского рынка иномарок, Toyota, продает в России с дизельным двигателем только внедорожник LandCruiser 100. За прошлый год в стране было продано 1283 дизельных LandCruiser при общих продажах этой модели в 3047 единиц. Цена дизельного LandCruiser начинается с отметки $41 000. “Toyota пока не планирует продавать на российском рынке легковые
автомобили с дизельными двигателями, потому что качество топлива здесь недостаточно для этих моторов”, — констатирует эксперт Toyota по связям с общественностью Анастасия Кокорева.
В поставляющемся на российский рынок модельном ряду Hyundai (в I квартале этого года компания вырвалась на 2-е место по продажам в России) дизельные модификации есть у двух моделей внедорожников. “Паркетник” Hyundai Santa Fe c двухлитровым дизелем мощностью 112 л. с. продается по ценам, начинающимся с $28 790 (бензиновые версии — от $27 990), средний внедорожник Terracan с дизелем объемом 2,9 л мощностью 150 л. с. — от $34 690. Цены на бензиновый Terracan начинаются со значительно более высокой отметки — $39 490, но за эту цену предлагается машина с мощным 3,5-литровым мотором.
У Mitsubishi дизельные модификации также есть только у внедорожников Pajero и Pajero
Sport, а пикап L200 вообще поставляется исключительно с дизельным двигателем. Mitsubishi Pajero Sport c 2,5-литровым турбодизелем мощностью 100 л. с. стоит у московских дилеров японской компании $31 500 и выше, Pajero со 160-сильным дизелем объемом 3,2 л — от $43 000 (трехдверная версия). Бензиновые аналоги стоят дороже: Pajero Sport — от $36 600, Pajero — от $48 900. Пикап Mitsubishi L200 значительно дешевле — цены на него начинаются с $21 000, но это все-таки не пассажирский внедорожник, а скорее небольшой грузовичок с удобной пассажирской кабиной. Чуть дороже, чем L200, обходится покупателю ее японский конкурент — Mazda Pick Up B-Serie, пикап с 2,5-литровым турбодизелем — цены на эту машину начинаются с $23 900. Pick Up B-Serie — единственная дизельная Mazda, официально продающаяся в России. Еще одна машина этого класса — появившийся на российском
рынке в начале этого года пикап Ford Ranger также оснащается только 2,5-литровым турбодизелем. Цены на Ranger начинаются с 19 279 евро ($23 500).
Еще одна компания, продающая в нашей стране с дизелем только внедорожники, — японский Nissan. “Паркетник” X-Тrail с турбодизелем объемом 2,2 л и мощностью 114 л. с. продается в Москве по ценам, начинающимся с $32 600 (бензиновые версии — от $29 900), средний внедорожник Patrol GR с трехлитровым мотором мощностью 158 л. с. — от $51 900 (бензиновый — от $63 500).
Легковые машины
Впрочем, некоторые производители успешно продают и легковые дизели. Ford предлагает для российского рынка две модификации Mondeo с двигателями мощностью 90 и 115 л. с. Цены на дизельный Mondeo начинаются с отметки в 21 750 евро ($26 500). Бензиновые обходятся дешевле — от 18 780 евро ($22 900). По словам
Оксаны Хартонюк из российского подразделения Ford, компания будет расширять гамму автомобилей, оснащенных дизельными двигателями, правда, она не смогла определенно ответить на вопрос, появится ли дизель на выпускаемом в России компакте Focus.
Дизельные компакты есть в модельной гамме Volkswagen — германский концерн комплектует для нашей страны двигателями, работающими на солярке, почти всю гамму своих автомобилей — от Golf до представительского Phaeton и внедорожника Touareg. Цены Golf c 1,9-литровым турбодизелем начинаются с $24 300 против $19 600 за машину с бензиновым двигателем объемом 1,6 л. 2,5-литровый 174-сильный Touareg обходится дешевле бензиновых собратьев — нижняя граница его цены составляет $47 300 против $54 300 за такой же внедорожник с V-образной “шестеркой” объемом 3,5 л. Впрочем, Volkswagen не гнушается кормить соляркой и роскошные модификации
своих автомобилей: за $91 300 и выше российский покупатель может приобрести Touareg с 10-цилиндровым 5-литровым турбодизелем мощностью 313 л. с. Внимание Volkswagen к дизелям не могло не отразиться на его “дочках” — и у германской Audi, и у чешской Skoda на российском рынке дизельные машины представлены достаточно широко — от маленькой Skoda Fabia TDI с 1,9-литровым дизелем мощностью 101 л. с. за $18 000 до Audi A6 cо 163-сильной дизельной V-образной “шестеркой”, цены на которую стартуют с отметки в 42 500 евро ($51 900).
Только не дизель!
По словам Александра Иванова из Volvo, компания дизельные легковые машины в Россию не поставляет, но подготовительную работу ведет: дизельные Volvo могут появиться здесь в 2005 г. “По нашему мнению, в течение 3-5 лет внимание значительной части потребителей на российском рынке сместится к автомобилям
с экономичным двигателями, в том числе дизельными. Средний класс будет более рационально относиться к расходам. Это уже произошло в Европе”, — говорит Иванов.
Воздерживаясь от продажи в России своих дизельных легковушек, Volvo не рискует сыграть на руку своему шведскому конкуренту Saab — эта марка, так же как Opel и Chevrolet, приезжает в Россию только в бензиновом исполнении. “Ни в одном из наших брэндов в России мы сейчас не предлагаем дизельный двигатель, — говорит Мария Магваер, менеджер General Motors в России, — и в 2004 г. не начнем этого делать. Наш европейский офис считает качество российского дизтоплива неприемлемо низким. Мы отважимся выйти на этот рынок, но позднее”.
Стоимость квартир и домов растет в большинстве мировых столиц. Правда, цены там идут вверх как минимум вдвое медленнее, чем у нас. Это и не удивительно: в среднем покупка одного квадратного метра в Москве пока обходится примерно в два раза дешевле, чем в крупных городах Европы. Зато цены на элитную недвижимость в российской столице уже могут поспорить и с Лондоном, и с Парижем, и с Нью-Йорком.