Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мера: Форум сторонников КОБ

  Все выпуски  

Мера: Форум сторонников КОБ 2008-06-21


Мера: Форум сторонников КОБ


В этом выпуске:

  1. О проблемах села. И не только…

О проблемах села. И не только…

Опубликовано 18.06.2008

Просьба к Руководителю Администрации Президента России Собянину С.С. 5.03.2008

“Об укреплении вертикали власти “Федеральный центр - губернатор - глава района - глава села”

Сергей Семёнович, просим рассмотреть наши предложения направленные на укрепление Российской государственности. Указы Президента РФ 825 и 774 позволяют повысить качество управления и информационного обеспечения принимаемых решений Федеральным центром и регионами. Мы предлагаем эту положительную тенденцию в укреплении вертикали власти продолжить до уровня администраций района и села, и предусмотреть обязательность отчета глав перед вышестоящим органом и избирателями:

  1. главы района перед администрацией края и избирателями (2 раза в год, весной и осенью)
  2. главы села перед администрацией района и избирателями (4 раза в год, ежеквартально).

Вы работали в сельсовете, и знаете, что численность большинства сельсоветов составляет несколько человек и полномочия их ограничены решением вопросов самоуправления в селе, поэтому отчётность главы села необходима минимальная, но качественная, ёмкая, в которой отразится:

  • специфика текущих назревших вопросов села и возможностей в селе и районе для их решения,
  • соответствие друг другу тенденций развития села и района.

Отчётность главы района перед администрацией края и избирателями может отразить:

  • степень соответствия тенденций развития района и края и
  • специализацию района в экономике края.


Показатели предлагаем сделать простыми, и увязать их со статотчётностью в районе и селе. Это не замена существующей системы отчётности, а мера ответственности главы за свою работу.

Отчётные показатели целесообразно сгруппировать в двух перечнях:

  • показатели общие для всех субъектов отчётности и
  • показатели, отражающие специфику региона, района, села;

Например, Московская область, Приморский край и Алтайский край. Первая ориентирует свою экономику на потребности Москвы и влияет на экономику прилегающих к МО областей. Второй - экономику ориентирует на потребности Китая больше, чем России. Алтай обладает ограниченным промышленным, но высоким сельскохозяйственным потенциалом, 50% жителей края составляют сельчане и работают в половину своих возможностей. “Живут у родника, но не могут и сами напиться, и горожан напоить”.

Также предлагаем выделить показатели:

  • управляемые, например, пахотные площади и поголовье дойного стада, объемы инвестиций, и
  • контрольные, например, индексы рождаемости, смертности и заболеваемости.

Для осуществления предлагаемого нужна подготовка, как минимум, глав районов и их заместителей по экономике, сельскому хозяйству и первого заместителя. В крае 62 района х 4 чел. = 250 чел., а также 15-20 сёл в каждом районе - это около 1000 чел. глав сёл. Сейчас подготовленных в какой-то мере руководителей в пределах 30%, и столько же непригодных к делу, которых надо обучать или менять.

“Профессиональные управленцы - во главе районов и сёл” - такую программу целесообразно разработать реализовать в субъектах РФ во исполнение Указов Президента 825 и 774. Нам известно, что в Алтайском крае есть специальные структуры во главе с первым заместителем губернатора и есть постановления Администрации края о реализации государственного плана подготовки управленческих кадров, но решение поставленных здесь вопросов вне их полномочий.

Для чего ещё нужна такая программа? 2 марта выбирали нового главу Мамонтовского района, наряду с выборами Президента России. Кандидатов нашлось 9 и ещё 3 были отсеяны при регистрации. Почему их много? Потому что прежний глава развалил экономику района и ему за это ничего не было. Легкомысленные люди сообразили, что такое кресло главы как раз для них. Слава Богу, что нашёлся достойный кандидат, которого лично поддержал губернатор Александр Богданович Карлин и который победил с убедительным отрывом, как и Д.А.Медведев.

Случай хорошо - система лучше, она закроет путь в руководство районов и сёл некомпетентным и откроет дорогу профессионалам - сторонникам политики Президента России.

Руководитель консультативно-аналитической группы при главе администрации муниципального образования “Мамонтовский сельсовет” (на общественных началах),

Александр Васильевич Барзенков
prof.upravlenie@mail.ru

Указ “Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов”

В целях реализации положений Федерального закона от 6 октября 2003г. 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” постановляю:

  1. Утвердить прилагаемый перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
  2. Правительству Российской Федерации:
    а) разработать и утвердить до 1 сентября 2008г.:
    перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе показателей, необходимых для расчёта неэффективных расходов местных бюджетов;

    типовую форму доклада глав местных администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчётный год и их планируемых значениях на 3-летний период;

    методику мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;

    методические рекомендации о порядке выделения за счёт бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;

    б) обеспечить включение показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе дополнительных показателей, предусмотренных настоящим пунктом, в федеральную программу статистических работ на 2009 год и последующие годы с учётом установленных настоящим Указом сроков представления докладов.

  3. Главам местных администраций городских округов и муниципальных районов ежегодно, до 1 мая, представлять в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого расположен городской округ или муниципальный район, доклады о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчётный год и их планируемых значениях на 3-летний период и размещать указанные доклады на официальном сайте соответственно городского округа или муниципального района в сети “Интернет”, а в случае его отсутствия - на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположен городской округ или муниципальный район.
  4. Сводный доклад субъекта Российской Федерации о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, расположенных в границах субъекта Российской Федерации, подлежит размещению на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети “Интернет” до 1 октября года, следующего за отчётным.
  5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
    а) выделять за счёт бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации гранты городским округам и муниципальным районам в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;
    б) устанавливать перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по вопросам организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, благоустройства и озеленения территории, освещения улиц. Для муниципальных районов указанный перечень устанавливается в случае, когда решение этих вопросов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
  6. Главы местных администраций городских округов и муниципальных районов представляют доклады о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности соответствующих органов местного самоуправления за 2008 год и последующие годы, при этом главы местных администраций муниципальных районов представляют доклады за 2008, 2009 и 2010 годы в части, касающейся показателей 1, 2, 3, 5, 7, 12, 14, 20, 23, 27, 28 и 29, содержащихся в перечне, утверждённом настоящим Указом, и дополнительных показателей, предусмотренных пунктом 2 настоящего Указа.
  7. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

    Перечень показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов:

    1. Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций городского округа (муниципального района).
    2. Доля населения, охваченного профилактическими осмотрами.
    3. Число случаев смерти лиц в возрасте до 65 лет:
    на дому - всего, в том числе от инфаркта миокарда, от инсульта; в первые сутки в стационаре - всего, в том числе от инфаркта миокарда, от инсульта.
    Число случаев смерти детей до 18 лет:
    на дому;
    в первые сутки в стационаре.
    4. Доля амбулаторных учреждений, имеющих медицинское оборудование в соответствии с табелем оснащения.
    5. Доля детей в возрасте от трёх до семи лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности в общей численности детей от трёх до семи лет.
    6. Доля детских дошкольных муниципальных учреждений от общего числа организаций, в том числе субъектов малого предпринимательства, оказывающих услуги по содержанию детей в таком учреждении, услуги по дошкольному образованию и получающих средства бюджета городского округа (муниципального района) на оказание таких услуг.
    7. Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников общеобразовательных муниципальных учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене.
    8. Число субъектов малого предпринимательства в расчёте на 10 000 человек населения.
    9. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций.
    10. Доля отремонтированных автомобильных дорог общего пользования местного значения с твёрдым покрытием, в отношении которых произведён:
    капитальный ремонт;
    текущий ремонт.
    11. Доля автомобильных дорог местного значения с твёрдым покрытием, переданных на техническое обслуживание немуниципальным и (или) государственным предприятиям на основе долгосрочных договоров (свыше трёх лет).
    12. Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района).
    13. Год утверждения или внесения последних изменений:
    в генеральный план городского округа (схему территориального планирования муниципального района);
    в правила землепользования и застройки городского округа (муниципального района);
    в комплексную программу развития коммунальной инфраструктуры.
    14. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, - всего, в том числе введённая в действие за год. Число жилых квартир в расчёте на 1000 человек населения - всего, в том числе введённых в действие за год.
    15. Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, - всего, в том числе земельных участков, предоставленных, для жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства.
    16. Средняя продолжительность периода со дня принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) по предоставлению земельных участков до получения разрешения на строительство.
    17. Объём жилищного строительства, предусмотренный в соответствии с выданными разрешениями на строительство жилых зданий:
    общая площадь жилых помещений;
    число жилых квартир.
    18. Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых со дня принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию:
    объектов жилищного строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства - в течение трёх лет;
    иных объектов капитального строительства - в течение пяти лет.
    19. Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, от общей площади территории городского округа (муниципального района).
    20. Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами, в том числе:
    непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
    управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
    управление муниципальным или государственным учреждением или предприятием;
    управление управляющей организацией другой организационно-правовой формы;
    управление хозяйственным обществом с долей участия в уставном капитале субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) не более 25 процентов.
    21. Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-) газо-, энергоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твёрдых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов, от общего числа организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа (муниципального района).
    22. Доля организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и (или) оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, участие субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов, от общего числа организаций, осуществляющих данные виды деятельности на территории городского округа (муниципального района), кроме товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов.
    23. Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлён государственный кадастровый учёт.
    24. Доля объёма отпуска коммунальных ресурсов, счета за которые выставлены по показаниям приборов учёта.
    25. Уровень собираемости платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги.
    26. Отношение тарифов для промышленных потребителей к тарифам для населения:
    по водоснабжению; по водоотведению.
    27. Доля муниципальных автономных учреждений от общего числа муниципальных учреждений (бюджетных и автономных) в городском округе (муниципальном районе).
    28. Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, переведённых:
    на нормативное подушевое финансирование;
    на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат.
    29. Доля муниципальных медицинских учреждений: применяющих медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи;
    переведённых на оплату медицинской помощи по результатам деятельности;
    переведённых на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат;
    переведённых преимущественно на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования.
    30. Удовлетворённость населения:
    медицинской помощью (процент от числа опрошенных);
    качеством дошкольного образования, общего образования и дополнительного образования детей (процент от числа опрошенных);
    деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района), в том числе их информационной открытостью (процент от числа опрошенных).

28.04.2008 Президент РФ В.Путин

В Администрацию Президента России

Отзыв на указ “Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов”

(Показатели есть, а где цели местного самоуправления?)

Указ, как мы понимаем, призван укрепить вертикаль власти в стране и повысить качество управления общественными делами на местах: в районах и сёлах. В отзыве приводится наше понимание содержания Указа с учётом положения дел в сельских районах сибирского региона, т.е. даём обратную связь.

Для того чтобы оценить эффективность местного самоуправления, нужно знать цели управления местных органов и соответствующие целевые показатели, т.е. знать то, что есть сейчас и то, чего следует достичь в будущем к определённому сроку. В указе же даются показатели, но не говорится о целях управления и не указывается их приоритетность. Обычно составляется список целей, в котором самая главная цель на первом месте, а наименее значимая - на последнем.

Чтобы было понятно, о чём идёт речь, приведём пример:
Население России за пять лет уменьшилось на 3,2 миллиона до 142 миллионов человек// NEWSru.com // В России // 19 октября 2007 г. (это то, что есть сейчас)

Численность населения России к 2050 году, “как ожидается, снизится на 32 млн. человек“. С такой оценкой выступил в среду директор ЦРУ Майкл Хейден, отметив, что Россия из-за плохой демографической ситуации “потеряет в следующие четыре десятилетия почти четверть от нынешнего 141 млн. своего населения“, пишет The Washington Times. (это то, чего хочет ЦРУ в России, - их цель)

Между тем в Минэкономразвития рассчитывают, что с 2014-2016 годов начнется рост населения России: к 2020 году население России сможет достичь 141 млн. человек, а к 2030 году - 142-144 млн. человек, что будет соответствовать нынешней численности населения России”.

Четырехкратное повышение производительности труда - необходимость для России“, заявил спикер Госдумы РФ, председатель Высшего совета “Единой России” Борис Грызлов журналистам накануне Праздника Весны и Труда.

При нынешних скоростях развития технологий “уже невозможно без дополнительной подготовки пользоваться полученным образованием всю свою жизнь“, заметил Грызлов. “Нужна система постоянной переподготовки и переквалификации, изменения подходов к взаимодействию предприятий, вузов, систем среднего профессионально-технического образования“, - заключил спикер Госдумы”. (это то, чего хочет правительство России, - его цели, и они отличаются от целей ЦРУ, однако, нет в перечне озвученных целей такой, как преодоление всеобщей управленческой неграмотности населения).

В приведённом примере, мы бы выставили наши цели следующим образом (при этом, учитывая, что ЦРУ будет достигать свои цели):

  1. рост численности населения - самая значимая цель,
  2. система постоянной переподготовки и переквалификации, в первую очередь управленческой,
  3. четырехкратное повышение производительности труда.

Из списка понятно как действовать, на что направлять внимание и ресурсы в первую очередь. Если поменять местами цели, то действия по их достижению будут уже другими.

Для достижения целей Правительством нужно, чтобы им соответствовали цели органов местного самоуправления. А как происходит на практике? На местах не знают и не понимают того, чего хочет Правительство. Мы понимаем, что Указ как раз и направлен на то, чтобы данное несоответствие устранить с помощью введения системы показателей. Показатели в указе есть, но не обозначено, каким целям они соответствуют.

Мы проанализировали текст Указа, справки к нему и целевые показатели, и на их основе сформулировали некоторые цели, которые относятся к сельским районам.

Справка к Указу

1) основное внимание уделено показателям, которые в основном зависят от деятельности местных властей и характеризуют качество жизни населения, степень внедрения новых методов и принципов управления.

Зависит от властей решение тех вопросов, которые они понимают и способны их решать и, главное, хотят их решить. Далее может идти речь, есть у них для этого средства - материальные, денежные, информационные и человеческие ресурсы. Ключевым условием достижения целей местных властей является желание большинства жителей поддерживать их достижение.

Говорить же о внедрения новых методов и принципов управления в текущий момент времени не приходится - необходимо ликвидировать всеобщую управленческую неграмотность и руководителей и жителей сельских районов.

2) обязательное опубликование докладов в сети Интернет. Это существенно расширяет информационную открытость местных властей, даёт возможность каждому жителю муниципалитета оценить эффективность работы избранной им власти и сравнить её с результатами работы в других муниципалитетах. В сельских районах много ли найдётся пользователей Интернет? Мало, единицы. А районную газету читают многие.

И потом, для оценки нужен эталон сравнения, иначе окажется, что сравнивается одна ошибка с другой. Например, артериальное давление человека 80\120 - норма, а когда сравнивают 100\200 и 95\220, не зная о норме, то какой вывод можно сделать?

3) Анализ эффективности деятельности муниципалитетов позволяет выявлять сферы, требующие приоритетного внимания региональных и местных властей, а также формировать комплекс мероприятий по улучшению результативности деятельности органов местного самоуправления.

Сферы, требующие приоритетного внимания необходимо выявить до начала планового периода совместно властям и жителям, и они должны быть связаны с целями России, каждый район, каждое село должны понимать и видеть свой вклад в достижение общенародных целей!

4) Правительству Российской Федерации поручено разработать и утвердить перечень дополнительных показателей, форму доклада и необходимые методические материалы.

При этом будет правильно, если Правительство согласует, сверит свои цели с целями местной власти и по содержанию, и по приоритетности в перечне целей управления, чтобы их совместные усилия были устремлены к благу всего общества. Пока на практике получается так, что районные власти придумывают себе планы до 2019 года, не понимая, что это такое и как их выполнять, а Правительство разрабатывает свои планы.

Опять упираемся во всеобщую управленческую неграмотность, ну, не знают местные руководители, что такое управление, сами признаются, что управлять не умеют, а умеют командовать.

5) Органам исполнительной власти рекомендовано выделять гранты городским округам и муниципальным районам за достижение наилучших значений показателей, а также предоставлено право, исходя из местных особенностей и условий, установить показатели, касающиеся вопросов благоустройства территории, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, освещения улиц.

Грант (англ. дар, субсидия, стипендия), целевые средства, предоставленные организациям и отдельным людям в денежной и натуральной формах на проведение работ, обучения и т.п.

Поощрять тех, кто достиг наилучших значений целевых показателей нужно, но лучше, когда сами показатели будут воодушевлять людей на их достижение.

Например, цель - к 2020 г. более 50% жителей района (села) проживает в благополучных семьях. Сейчас количество благополучных семей в селе - единицы.

Указ
2. Правительству Российской Федерации:
а) разработать и утвердить до 1 сентября 2008 г.:
- перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления;
- типовую форму доклада глав местных администраций;
- методику мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления;
- методические рекомендации о порядке выделения за счёт бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления;

Из текста указа понятно, как он будет введён, и осуществляться на практике. Но если это управленческое решение, то по каким показателям будет оцениваться эффективность самого Указа?

Предположим, что значения всех показателей будут удовлетворительными все 12 лет кряду, а в жизни будет достигаться цель ЦРУ, а не правительства России? Кто за это ответит?

Мы полагаем, что нужны показатели оценки результатов введения данного указа в перечне других показателей деятельности Правительства до 2020 г.

Перечень показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (в данной публикации из общего списка оставлены показатели только для сельского района - прим. наше)

1. Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций городского округа (муниципального района).

Целью может стать повышение доли рабочих мест на высокопроизводительных производствах и предприятиях, оказывающих качественные услуги к общему числу рабочих мест в районе.

Например, если на 15 000 трудоспособных жителей района, созданы только 4500 (30% от трудоспособных) рабочих мест на действующих предприятиях, из которых 90 (2% от рабочих мест и 0,6% от трудоспособных) признаются современными и высокопроизводительными, то можно сделать выводы, что положение дел в районе с занятостью плохое.

Если же задать ориентиры для района по годам для достижения им четырёхкратного повышения производительности труда к 2020, тогда понятно будет что делать, к чему стремиться.

2. Доля населения, охваченного профилактическими осмотрами.
Этот показатель предлагаем объединить с 29.
3. Число случаев смерти лиц в возрасте до 65 лет:
на дому - всего, в том числе от инфаркта миокарда, от инсульта; в первые сутки в стационаре - всего, в том числе от инфаркта миокарда, от инсульта.
Число случаев смерти детей до 18 лет:
на дому;
в первые сутки в стационаре.
Без пояснения мы не смогли понять назначение этого показателя и цель, которую хотят достигнуть разработчики. Какие управленческие решения можно принять на основе этого показателя? Вот если выяснять причины смерти по определённому перечню, а не только от инфаркта и инсульта, то далее можно разрабатывать мероприятия по устранению этих причин.

5. Доля детей в возрасте от трёх до семи лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности в общей численности детей от трёх до семи лет.
Если к этому показателю добавить качество услуг, то понятна цель: повышение качества воспитания детей.

7. Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников общеобразовательных муниципальных учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене.
Если мы не согласны с ЕГЭ по существу, т.к. он не повышает качества образования и не позволит достигнуть целей страны, то отслеживать нам его без надобности. Он сам отомрёт как заблуждение.

12. Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района).
Хороший и понятный показатель.

14. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, - всего, в том числе введённая в действие за год. Число жилых квартир в расчёте на 1000 человек населения - всего, в том числе введённых в действие за год.
Если вывести средний показатель для домов площадью в 20-25 кв. м. (таких не мало) и особняков в 300-400 кв. м., то в среднем на одного жителя будет нормальный показатель. А если ввести показатель обеспеченности семей жилплощадью по нормативам, то картина будет другой, менее привлекательной.

20. Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами, в том числе:
непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
управление муниципальным или государственным учреждением или предприятием;
управление управляющей организацией другой организационно-правовой формы;
управление хозяйственным обществом с долей участия в уставном капитале субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) не более 25 процентов.
23. Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлён государственный кадастровый учёт.
Нам эти показатели понятны.

27. Доля муниципальных автономных учреждений от общего числа муниципальных учреждений (бюджетных и автономных) в городском округе (муниципальном районе).
Не понятно о чём идёт речь, поэтому не понятен и показатель. Нужны пояснения разработчиков Указа.

28. Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, переведённых:
на нормативное подушевое финансирование;
на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат.
Нам показатель понятен, но не ясна цель, которую хотят осуществить разработчики Указа.

29. Доля муниципальных медицинских учреждений: применяющих медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи;
переведённых на оплату медицинской помощи по результатам деятельности;
переведённых на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат;
переведённых преимущественно на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования.
Для начала надо разобраться, о чём идёт речь в этом показателе. Если он нужен для сравнения положения дел в медицинских учреждениях нескольких районов, это одно. Но прежде хочется понять, какие цели будут достигнуты с помощь этих нововведений?
По данным обследования работников социальной сферы в селе, их более 700 человек, у 90% из них 3 и более заболеваний, в том числе хронических. И это люди знающие, что такое здоровье и болезнь. Что же говорить о неграмотном в медицинских вопросах населении?
Например, выставить цели: более 50% здоровых жителей села и 100% здоровых медицинских работников к 2020 г (если медработник хронический больной и живёт на лекарствах, то что будет с его пациентами и можно ли назвать его грамотным специалистом в вопросах здоровья?).

В заключение. Мы признательны разработчикам за своевременность Указа и Президенту за последовательность в проведении своей политики. Замысел нам понятен и воспринимается в целом положительно. Наши замечания и предложения к нему направлены на повышение его точности и эффективности. Мы можем в чём-то ошибаться, Бог нам простит. Радует то, что государство наше крепнет и всё больше жителей с заботой относятся к делам в стране.

2008 - год семьи, было бы хорошо предусмотреть такой показатель:
доля населения района (села), проживающая в благополучных семьях. И цель - более 50% жителей проживает в благополучных семьях к 2020 г.

В селе все семьи живут на виду, и вывести этот показатель будет просто, а в моральном плане осознание людьми своего благополучия, в чём оно заключается, очень значимо. Определить признаки благополучной семьи - дело ответственное, требующее от разработчиков мудрости и дальновидности.

Руководитель консультативно-аналитической группы при главе администрации муниципального образования “Мамонтовский сельсовет” (на общественных началах),

Александр Васильевич Барзенков

prof.upravlenie@mail.ru

Жить стало лучше, жить стало веселей?

Вслух, на всю страну объявлено, что за восемь лет, т.е. за два президентских срока правления президента Путина В.В реальная зарплата выросла в восемь раз, заметьте “реальная”, т.е. не исчисленная в рублях или других каких-то условных единицах, а именно реальная, значит граждане стали жить в восемь раз более зажиточнее, лучше, веселей, у них стали легко решаться все текущие жизненные проблемы.

А давайте проведём опрос и зададим гражданам вопрос, кто из них стал жить в восемь раз зажиточнее? Лично мне таких людей в повседневной жизни не встречается, т.е. в моём кругу систематического общения, а он не мал, таких людей нет. Чтобы не врать самому себе - а, может, лично я сам стал жить в восемь раз лучше? Я - специалист с сорокалетним опытом, на сегодня пенсионер, ветеран труда федерального значения и ещё продолжающий трудиться. Ответ однозначный - нет, не стал я жить лучше, наоборот, стал жить хуже. Значит всё это ложь, и не святая ложь во спасение, хотя лично я в такую не верю, а ложь с какой-то злостной подоплёкой.

Министр финансов и Госдума по оглашению (а по умолчанию?) озабоченны укреплением рубля, но какой дурак может в это поверить? Как он, рубль, укрепился, с какого боку? Весь мир хватает его нарасхват? Или укрепился он по отношению к намеренно обезцениваемому доллару? Вся российская “элита” и власть озабочены в первую очередь тем, что все их сбережения в заграничных банках обезцениваются. Но так же обезцениваются и государственные вложения, что при нынешних информационных потоках, министры обязаны были предвидеть, а сейчас потери от обезценивания доллара суммарно превышают все президентские проекты.

Ложь стала одним из рычагов существующей политической системы, а по другому и быть не может. Ранее ложь и воровство считались одинаковым грехом и карались одинаково. А сейчас одни врут с очень серьезным и умным видом, пишут отчёты, где сплошная ложь, а другие делают вид, что верят лжи и хвалят за достигнутые успехи отчитывающихся, навешивая на них очередные ордена за заслуги перед Отечеством - “всё хорошо, прекрасная маркиза, всё хорошо…”.

Пришлось присутствовать на одном из совещаний сельхозработников. И было очень стыдно!! Согласно отчётов, коровы просто с ума посходили - стали давать телят по 140 и даже по 220 голов на 100 коров! В то время как в соседней Хакасии этот показатель не превышает 81 телёнка, против 85 в т.н. застойный период. Так кто и что там бормочет про возрождение сельского хозяйства и головокружительные успехи в этом деле? И в природе это не возможно, т.к. беременность коровы -285 суток, послеродовый период - 30 суток, значит на производство одного телёнка необходимо 315 суток, а в году всего 365 суток. В идеале можно получить только 115 телят на 100 коров, а мы ведь коровам в настоящее время создали далеко не идеальную жизнь. И кому, как не мне это известно, ведь я - ветврач. Но одни врут, а вторые как бы верят, что и говорит о том, что ложь востребована и даже поощряется и награждается и стала государственной политикой.

Но долго так продолжаться не может и рано или поздно придётся столкнуться с последствиями этой узаконенной лжи, пожать посеянные плоды сторицей. И лучше принять меры раньше, чем ждать, когда последствия такого отношения к делу ударят нас всех по головам.

В заключение напомню, что успели управленцы, под руководством концептуально властного И.В.Сталина, добиться за девять лет:

  • разгромить гитлеровскую Германию
  • разгромить вооруженные силы Японии на континенте
  • восстановить на своей территории разрушенное в ходе войны
  • на 50% перевооружить вооружённые силы с учётом опыта войны
  • ликвидировать ядерную монополию США
  • оказать помощь странам, вступившим на социалистический путь развития
  • заложить фундамент для лидерства в космических исследованиях
  • начать систематически ежегодно снижать цены на товары массового спроса, в результате чего население стало жить год от года лучше, обретало уверенность в завтрашнем дне, наращивало квалификацию и не искало места, где бы паразитически беззаботно урвать побольше

В.П.Нечаев.

Как нас обманывают в супермаркетах

Когда-то, уже очень давно, когда я был ещё пацаном, попал я на один рынок. Я шёл вдоль стены рынка, ряды стояли к ней перпендикулярно и можно было видеть торговую жизнь “с торца”. Ничего, в общем-то, примечательного там и не было видно. До тех пор, пока я не поравнялся с рядом, на крайнем месте которого сидел дедушка. Перед дедушкой стояли весы. Может знаете, такие весы-уточки. На которых на одну сторону ставится товар, а на вторую - гирьки, пока уточки клювики не сравняют. Так вот от той уточки, на которую ставился товар, к босой ноге дедушки шла рыболовная леска, оканчивающаяся петелькой на его большом пальце. Таким вот незатейливым манёвром дедушка зарабатывал себе ещё и на масло. В ту же пору гирьковой эпохи было популярно высверливать из калиброванных гирек металл, а потом заливать на его место что-нибудь полегче. Так гирька становилась фактически легче, оставляя на боках прежний номинал. 2 гирьки с номиналом 0,5 кг и дельтой в 50 грамм давали 100 грамм п! риятной карману разницы на каждом килограмме товара. В воскресенье я был в одном из супермаркетов широко известной московской сети “Перекрёсток”. Побродив по залу, купил несколько однотипных вещей, которые в корзине выглядели так: Артикул 1 - 3 предмета, артикул 2 - 3 предмета, артикулы 3,4,5 - по одному предмету. Касс - море, выбирай - не хочу. Встаю в одну из них. Передо мной женщина лет 35 с дочкой. Кассирша начинает “пикать”, считывая штрих-коды товаров. Вот женщина закончила выкладывать свои покупки на ленту. Кассирша тем временем читает коды покупок, передавая их на выходную ленту. Женщина начинает переходить от одной ленты к другой, минуя кассу и в какой-то момент поворачивается к кассе спиной-боком. Чётко в этот момент кассирша только что “пикнувший” пакет кефира считывает второй раз. Видя второй такой же пакет на ленте, я решаю, что она специально считала дважды, чтобы второй просто передать дальше. Но когда она берёт его в руки,! она снова его считывает.. То есть два пакета кефира она пробивает как три. Я не наблюдал пристально за всей процедурой, поэтому на 100% быть уверенным сложно. Чего тогда напраслину возводить?

Впрочем, моя очередь подошла быстро. Однотипные товары опытные кассиры пробивают гуртом, считав лишь один штрих-код и вбивая только количество. Так пробивались и мои. Расплатившись и получив чек, я решил проверить соответствие купленного пробитому. Чек вместо 3-3-1-1-1 гласил 4-3-1-1-1. Просто и незатейливо мне посчитали ещё один предмет, всего лишь вбив 4 вместо 3. Пришлось остановить процесс обслуживания следующего покупателя и обратить внимание кассирши на это странное несоответствие. Сделав честные и удивленные глаза, она вернула мне 17 рублей - сумму, о которой шла речь. Просто достала из кассы и отдала.Так вот просто и незатейливо я столкнулся всего за 5 минут с двумя способами обмана покупателей: считать товар повторно (рискованно, могут заметить) и вбить больше однотипных наименований, чем есть. Учитывая, что корзина покупателя супермаркета содержит десяток-другой наименований, а суммы начинаются от 500 рублей, очень легко не заметить такую “потерю”. К! то из нас точно знает, сколько заплатит на кассе? Кто из нас готов полистать чек, проверяя правильность пробитого?

Пока писалось, я вспомнил, что в SPARе столкнулся с ещё одной проблемой: на полке указана была цена в 20 рублей за бутылку питьевого йогурта, а на кассе пробили по 25. Согласно законодательству (а я пунктов не знаю, знаю лишь суть), продавец обязан продать по той цене, которая у него на ценнике, даже если она ниже цены в кассе. Мои любопытствующие расспросы закончились тем, что нашли мерчендайзера, ответственного за молочную секцию и обязали мне его выплатить немедленно разницу.В третьем случае может быть вариант как халатности мерчендайзера, так и намеренные действия со стороны магазина: указывая на ценнике цену ниже пробиваемой, магазин приобретает лояльность большего количества покупателей, нежели теряет её в лице дотошных покупателей вроде меня. Да и народ, покупающий, скажем, питьевые йогурты из-за 5 рублей не будет ни упираться, ни бучу поднимать в случае обнаружения этого расхождения - мелочь.

А вот со случаем в “Перекрёстке” выводы напрашиваются самые неожиданные. Все деньги, которые пробьёт кассир, являются подотчётной суммой и относятся к выручке магазина. То есть заныкать те же 17 рублей она не в состоянии просто так. Значит, есть на то указание, а указание может дать только руководство. Руководство же, скорее всего, не может оценить в краткосрочном периоде навар за перепробитый товар и забрать его денежным эквивалентом. Получается, что всё это идёт в некий массивный котёл, который погашает неизбежно возникающие в такого рода предприятиях убытки. И, значит, картина эта будет повторяться и жалобы на конкретных кассиров приведут лишь к ротации этих кассиров в супермаркетах, не устраняя таким образом саму причину. Грустно…

Надзор??? Еще надзор!!!

После развала Советского Союза, названного президентом катастрофой века для страны, Россия предала своих союзников. Так была брошена на произвол судьбы социалистическая Куба, вынужденная существовать в экономической блокаде созданной для неё США. Россия стала срочно другой страной, в одночасье нищей, и уже было не до проблем своих бывших союзников, нужно было строить совершенно другое государство. Развернулась борьба, временами доходящая до открытых кровавых разборок за бывшую государственную собственность, названная умниками-реформаторами шоковой терапией, в ходе которой как-то забылось, что СССР имел огромную собственность и за рубежом, в связи с чем было бы гражданам очень полезно узнать, а кто же и по каким законам приватизировал и её. Это тем более интересно и потому, что создана там она трудом наших предков ещё со времён Петра первого, а вот те, кто её ныне присвоил со всей очевидностью к ней отношения ранее не имели, разве что имели доступ к прихватизации. В этот! период усиленно стали насаждаться двойные стандарты и мораль, двойные законы, двойные деньги, сдвоенные министерства и министры, да ещё с модным прицепом (”тендер”), доходящим величиной до целого состава. Так, например, возникло министерство здравоохранения и соцразвития. Но как показала практика при таком социальном развитии здравоохранение либо безсильно, либо вовсе без надобности.

Греф возглавил министерство экономического развития и торговли, а министерства внешней и внутренней торговли приказали долго жить. Но ещё возглавил Греф в виде прицепа и таможенную службу, видимо для того, чтобы торговать было прибыльней, но вот что первично, а что вторично в этом, так называемом, министерстве - никто не разберёт. В результате экономическое развитие, если это развитие, а не развал, не пошло путём развития производства, а наоборот похерило это самое производство: машиностроение, судостроение, авиастроение, строительство, в том числе и жилья, сельское хозяйство, словом, всё, что можно было развалить. А вот распродажа государственной собственности, созданной трудом многих поколений наших предков, ресурсов, недр, объектов энергетики и даже объектов оборонной промышленности расцвело пышным цветом как бы для пополнения госбюджета. Кто и что там пополнял ещё предстоит выяснить и дать оценку. Как же может быть таможенная служба частной, а вот терминалы таможни о! казались частной собственностью и торговлю, ведомство Грефа, должно было контролировать неподкупное ведомство - таможня, и погранцы, подчинённые госбезопасности.

Российская бюрократия быстренько превратилась в плутократию и для прокорма, себя любимых, насоздавала немыслимое количество различных проверяющих, надзорных, запрещающих и запретительных ведомств, комитетов и служб, для того, чтобы “мутить экономическую воду” и в мутной водичке ловить рыбку, да не простую, а золотую. И Россия стала попадать, подобно Кубе, в экономическую блокаду, но не наложенную извне, а созданную плутократией внутри государства. Это привело к тому, что из России все уплывает к чужим берегам, а именно: крабы в Японию, древесина в Китай, рыба в Японию и Китай, Норвегию, Данию, Швецию, что привело к тому, что в портовых городах Мурманске, Калининграде, Владивостоке свежую рыбу и морепродукты если и сыщешь, то по астрономическим ценам. Непробиваемы без взяток многочисленные “надзоры” РФ - вот и уходит рыба к чужим берегам, на которых благодаря российским рыбакам растут и богатеют портовые города, в недалёком прошлом, забытые Богом! и людьми деревушки.

Но безсильны эти самые “надзоры” против денежных мешков и даже мешочков. Мы уже все знаем, как в Подмосковье за гроши сдаются в аренду на 49 лет лесные угодья, перепродаются за большие деньги, миллионы “зелёных”, а Росприроднадзор “сильно ругается” и в суд подаёт, а “шемякин” суд будет длиться годами, а чем закончится, известно и сейчас и вместо лесов вырастут коттеджи, поменяется хозяин земли и появится “святая частная собственность”, охраняемая законом.

И в нашем сельскохозяйственном ведомстве, в недрах министерства сельского хозяйства, родился новый орган: Россельхознадзор - федеральная служба, око государственное, да и как ему не родиться, если коровы стали давать по 140-220 телят на сто голов в год. По названию можно понять, что не совсем ещё сдохло сельское хозяйство, теплиться в нём жизнь, раз есть над чем надзирать и что будет уделено огромное внимание сельскому хозяйству, как в самых успешных в этом плане государствах и под бдительный надзор попадут такие вопросы:

  • Как используется земля, не засоряются ли оставшиеся поля сорняками и не зарастают ли деревьями
  • Нет ли злоупотреблений химикатами и не остаётся ли протравленное зерно на полях
  • Не наносится ли вред экологии, окружающей среде
  • Как соблюдается зоогигиена оставшихся сельхозживотных
  • Здоровы ли оставшиеся сельхозживотные
  • Каково качество сельхозпродукции

и т.д. и т.п.

А мало ли в России проблем, над которыми действительно необходим постоянный государственный надзор? Много, несть им числа, это:

  • Развал и разграбление сельскогохозяйства
  • Угробление пахотных земель, при том, что Россия обладает 52% чернозёмов от мировых запасов
  • Страшное состояние хилых фермерских хозяйств с низкой культурой полеводства и животноводства, постоянным отсутствием квалифицированных кадров
  • Варварство и уничтожение земель китайцами и другими пришлыми землепользователями и ещё тысячи и тысячи вопросов, где просто необходимо строгое и неподкупное око государево.

Очень может быть, что эта структура задумывалась и правильно, не изключено, что это было задание президента - нужно спасать сельское хозяйство России. Но далее всё пошло по накатанному чиновничьему пути. Стали писать “Положение о Россельхознадзоре” и заблудились….. в столах и столоначальниках. Один дал задание другому, другой перепоручил, дошло до писарей … и пошло, поехало. Что - то содрали из Закона РФ “О ветеринарии”, что то из санитарной службы, из существующих положений о рыбнадзоре, егерском деле, природнадзоре. Действительно, трудно соединить сельхознадзор и треску в Балтийском море и рыбалку и охоту сняли с функций надзора.

В общем, не хватило фантазии, знаний о состоянии сельского хозяйства, да и само сельское хозяйство как то “выпало” из надзора, а по большому счёту никто не может внятно объяснить для чего ещё и этот надзор для погибающего сельского хозяйства и поэтому получилось то, что получилось - очередная кормушка для очередной партии бюрократов. То есть, хотели как лучше, но вышло как всегда плохо и как метко заметили на селе, Россельхознадзор в нынешнем состоянии - “не пришей кобыле хвост”, разумеется, если ещё осталась кобыла.

Эффект от него, в лучшем случае один: имитировать видимость бурной деятельности и не забывать решать проблемы себя, нежно и трепетно любимых; поглощение бюджетных средств; дублирование существующих надзорных служб; создание помех с использованием своих федеральных полномочий тем, кто ещё хоть как то продолжает работать в сельском хозяйстве.

“Но если в небе зажигаются звёзды, значит, это кому - то нужно”. Так как сельскому труженику такая структура со всей очевидностью не нужна, то логично предположить, что она нужна бюрократам - чиновникам для прокорма.

В заключение: а кто же будет пахать землю, пасти и доить коров, убирать зерновые, если все уйдут работать во всевозможные надзоры?

В.П.Нечаев.

Смена логики социального поведения

Жизнь человека протекает в природе и обществе. И то и другое оказывает давление на человека и тем самым определяет логику его социального поведения. В ходе глобального исторического процесса соотношение давления среды и общества постоянно изменялось. Если раньше давление среды доминировало и вся деятельность человека была направлена на выживание, то вторая половина 20-го века уже характеризуется превосходством социального фактора, выражающегося в росте объема производимой и потребляемой информации. Уровень давления природной среды остается практически постоянным на протяжении всего глобального исторического процесса, а уровень давления социальной среды (объем потребляемой информации) резко возрос. Последние научные данные говорят о том, что объем информации удваивается за несколько лет.

Количественные изменения, осваиваемой обществом информации, превысили определенный предел (меру), что привело к изменению мотивов, обуславливающих поведение и действие людей, т.е. к новому качеству общества. Мерой здесь является равенство уровней информационных процессов, обусловленных социальной и природной средами.
Официальная наука называет этот процесс переходом от индустриальной фазы развития цивилизации к информационной, но, к сожалению, ничего не предпринимает для разработки новой методологии научного познания, соответствующей качественно новому состоянию общества, хотя некоторые ученые и осознают эту необходимость.

Обратим внимание, что нахождение общества, как объекта, в устойчивом (толпо-”элитарном”) состоянии связано с Мерой его развития. Превышение Меры привело к изменению качества объекта, выражающегося в смене логики социального поведения.

Экономические проблемы социализма в СССР

Более того, я думаю, что необходимо откинуть и некоторые другие понятия, взятые из “Капитала” Маркса, где Маркс занимал ся анализом капитализма, и искусственно приклеиваемые к нашим социалистическим отношениям. Я имею в виду, между прочим, такие понятия, как “необходимый” и “прибавочный” труд, “необходимый” и “прибавочный” продукт, “необходимое” и “прибавочное” время. Маркс анализировал капитализм для того, чтобы вы яснить источник эксплуатации рабочего класса, прибавочную стои мость, и дать рабочему классу, лишенному средств производства, духовное оружие для свержения капитализма. Понятно, что Маркс пользуется при этом понятиями (категориями), вполне соответ ствующими капиталистическим отношениям. Но более чем странно пользоваться теперь этими понятиями, когда рабочий класс не только не лишен власти и средств производства, а, наоборот, держит в своих руках власть и владеет средствами прои! зводства. Довольно абсурдно звучат теперь, при нашем строе, слова о рабо чей силе, как товаре, и о “найме” рабочих: как будто рабочий класс, владеющий средствами производства, сам себе нанимается и сам себе продает свою рабочую силу. Столь же странно теперь говорить о “необходимом” и “прибавочном” труде: как будто труд рабочих в наших условиях, отданный обществу на расширение производства, развитие образования, здравоохранения, на органи зацию обороны и т.д., не является столь же необходимым для рабочего класса, стоящего ныне у власти, как и труд, затраченный на покрытие личных потребностей рабочего и его семьи.

Следует отметить, что Маркс в своем труде “Критика Готской программы”, где он исследует уже не капитализм, а, между прочим, первую фазу коммунистического общества, признает труд, отданный обществу на расширение производства, на образование, здравоохранение, управленческие расходы, образование резервов и т.д., столь же необходимым, как и труд, затраченный на покрытие потребительских нужд рабочего класса.

Я думаю, что наши экономисты должны покончить с этим несоответствием между старыми понятиями и новым положением вещей в нашей социалистической стране, заменив старые понятия новыми, соответствующими новому положению.
Мы могли терпеть это несоответствие до известного времени, но теперь пришло время, когда мы должны, наконец, ликвидировать это несоответствие.

И.В.Сталин

По просьбам читателей

Тувинские сказки всегда начинаются с этой присказки: ” Когда Сут-Хол был лужей, а Сумбер-Уула была маленькой горкой”.
И героические персонажи тувинских сказок, совершали множество героических поступков- участвовали в войнах, показывая свою молодецкую удаль, завоевывали чужие земли.

В наше время Сут-Холь один из больших озер Тувы, а Сумбер-Уула часть высочайших вершин Западных Саян. В народе она больше известная, как хребет Кызыл-Тайга.

Спрашивается, почему все тувинские сказки начинаются именно с указывания времени, сопоставления размеров озера Сут-Холь и хребта Сумбер-Уула. И почему это озеро и эта гора? Разве в Туве нет озер и гор достойных сказаний.

В книге “Великие тайны России” (автор Веденеев) есть такие интригующие строки “+в те далекие времена жил хан Монгу. Он свою судьбу связал с войной, завоевывал множество земель и народов”. Если завершить имя этого хана одной единственной буквой “ш”, то получится более распространенная в Туве фамилия Монгуш.

Перед смертью Монгу-Хан огласил свое завещание: “Когда я умру, похороните мое тело на горе Сумбер-Уула”. Автор этой книги пишет, что слово Сумбер (Сумер, Сумеру) в переводе с санскрита означает “Очень красивая”. Есть также, одноименная гора в Горном Алтае.

Когда умер Монгу-Хан, его воины шли сто дней и ночей, уничтожая все племена, встречавшиеся на их пути. Они говорили этим племенам перед тем, как их уничтожить: “На том свете будете слугами нашего хана”.

До сих пор неизвестно, где могила доблестного Монгу-Хана.

Председатель Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва Хонук-оол Монгуш написал творчески удачную книгу “Урянхайцы во времена Чингис-Хана”. В этой книге он пишет, что среди высокопоставленных военачальников Чингис-Хана были и урянхайцы. Это действительно так. Кроме известного нам всем Субудай-багатура был и нойон по имени Удача урянхайского происхождения. Он был верным человеком сыновей Великого Завоевателя.

Арабский летописец Рашид ад-Дин писал: ” Если даже после смерти Великого Потрясателя Вселенной прошло много лет, урянхаец по имени Удача со своим туменом (десять тысяч воинов) охраняли и до сих пор охраняют могилы Чингис-Хана и его двух сыновей”, одного из них зовут Мунке (Менгу-каган, Мунке-хаган) (1209 1259), четвертый Великий монгольский хан (1251-1259), старший сын Толуя, внук Чингисхана.

Если внимательно посмотреть с берегов Сут-Холя на Кызыл-Тайгу (Сумбер-Уула), то на вершине этой горы видны огромные валуны, как бы воздвигнутые человеческими руками. Подножие горы лесистое, и к верху постепенно растительность редеет. Высота этих каменных глыб достигает вершин египетских пирамид или даже больше их. Если убрать эти огромные глыбы с вершины горы, то Кызыл-Тайга станет маленькой горкой, как в тувинских сказках “когда Сумбер-Уула была горкой”.. Откуда и кто воздвиг эти каменные глыбы на Кызыл-Тайге?

Есть версия о том, что когда-то озеро было мелководно. После того, как раскопали озеро и оттуда по какой-то нам пока что неизвестной причине вытащили и перетаскали эти огромные камни на гору. Освободившееся от камней озеро, таким образом, стало полноводным.

На подножье той же Кызыл-Тайги есть местечко Чес-Булун. Живущие на этих местах араты чаще находили в окрестностях этого местечка изделия из золота; золотые подковы, стрелы, чаще домашнюю утварь. Откуда произошло название Чес-Булун? Есть такая версия. Возможно, в то время простой люд не знал что такое золото, потому что они в каждодневном обиходе пользовались инструментами, сделанными из меди или из дерева. Или они знали о золоте все, но чтоб не накликать какую-то беду связанное с золотом на свой род, иносказательно называли этот благородный металл медью.

Во времена наместника Сенгин -Чангы по воспоминаниям очевидцев того времени, видели одного старика чистящего свое ружье предметом, сделанным из чистого золота. Я думаю, что это был не шомпол, а золотая стрела.

И еще одна история. В то время моей маме было 8 или 10 лет. Она жила с родителями, моими дедушкой и бабушкой в местечке Кара-Суг недалеко от Сут-Холя во времена, когда уничтожали монастыри и искореняли устои веры.
Однажды ранним утром к ним пришел нагруженный чем-то монах из Кара-Чыраа. Из любопытства свойственной девочке юного возраста, моя мама заглянула в сумку того ламы и увидела люльку сделанную из золота и медную статую Будды. Выпив чашку чая, монах с моим дедушкой вдвоем спешно отправились в сторону Кызыл-Тайги. Спустя некоторое время они вернулись с пустыми руками.

В связи с этим у меня есть догадка, что на вершине Кызыл-Тайги (Сумбер-Уула) есть огромный курган. Мы, тувинцы, возможно хранители этого кургана, пока не осознающие свою миссию.

Кан-Чурек Монгуш


В избранное