Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Одной из важнейших инновационных технологий, которые будет внедрять ОАО «РЖД» в ближайшие годы, станет светодиодная техника.


Одной из важнейших инновационных технологий, которые будет внедрять ОАО «РЖД» в ближайшие годы, станет светодиодная техника.

Преимущества светодиодных осветительных приборов перед традиционными источниками света и проблемы, связанные с их использованием на российских железных дорогах, были рассмотрены на первой научно-практической конференции «Ресурсосберегающие технологии в ОАО «РЖД». Перспективы внедрения светодиодной техники», прошедшей в начале апреля в Санкт-Петербурге под председательством старшего вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича. В работе конференции, которая была организована по инициативе ОАО «РЖД» при активном участии ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника», а также Некоммерческого партнёрства «Объединение производителей железнодорожной техники», приняли участие более 100 специалистов, представляющих органы государственной власти, научные и промышленные организации, институты и университеты России. Одновременно с работой конференции состоялась выставка светодиодной продукции ряда ведущих отечественных производителей. Также программа конференции включала посещение производства одного из ведущих производителей светодиодов ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника», где участники конференции наглядно ознакомились с производственным циклом от эпитаксии гетероструктуры светодиода до сборки конечной продукции.

«В условиях, когда государство сдерживает темпы прироста тарифов на железнодорожные перевозки при опережающем росте цен на электроэнергию, металлы и дизельное топливо, от нас требуется эффективное управление потреблением всех видов ресурсов,– отметил старший вице-президент. – Это достигается за счёт рационального использования ресурсов в производственном процессе на основе внедрения инновационных технологий, оптимизации хозяйственных связей, усиления режима экономии во всех хозяйствах и производственных звеньях».


Экономный подход

Как сообщил заместитель начальника департамента технической политики ОАО «РЖД» Марк Чернин, экономическая ситуация в стране поставила жёсткие требования по снижению транспортной составляющей в конечной цене производимой в стране продукции. Для ОАО «РЖД» определяющее значение имеет проведение эффективной политики энергосбережения, ставшей основой антикризисных мероприятий. В период кризиса компания ставит задачи по повышению производительности труда в 1, 7 раза, по снижению в 1,5 раза транспортной составляющей и в повышении энергоэффективности на 15%. «Это очень серьёзные задачи, особенно в условиях снижения объёмов перевозок. Структура эксплуатационных расходов как минимум на 80% связана с необходимостью влияния на вопросы инженерной деятельности, которые связаны с экономией электроэнергии, трудовых ресурсов, подчеркнул Марк Чернин.

В этой связи интересен инвестиционный проект «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте». Его программа определяется структурой эксплуатационных расходов. Срок её окупаемости составляет в среднем 4 года, что делает её одной из самых эффективных в компании. «На сокращение трудоёмкости мы направляем в этом году более 30% всех расходов, на вопросы сокращения потребления топливно-энергетических ресурсов – более 50%», – заявил Марк Чернин.

ОАО «РЖД» – один из крупнейших потребителей топливно-энергетических ресурсов страны. В прошлом году за счёт сокращения нормы расхода топлива и электроэнергии был получен экономический эффект в 1,7 млрд руб. Однако, несмотря на это, в 2008 году доля затрат компании на электроэнергию выросла – цены, диктуемые энергетиками, вынудили увеличить расходы на 32 млрд руб. И даже при снижении потребления компания вынуждена в этом году увеличить бюджет топливно-энергетических расходов. Поэтому важнейшая задача, стоящая сегодня перед компанией – снижение электропотребления, 35% которого расходуется на освещение предприятий и объектов инфраструктуры.В компании разработана концепция развития применения систем светодиодной техники. Отработана трёхэтапная программа реализации проектов. И, несмотря на сложные экономические условия, по словам Валентина Гапановича, она будет реализована.


Оптимальные решения

Светодиоды считают перспективным инновационным направлением во всём мире: как сообщалось в ходе конференции, страны ЕС полностью прекращают производство традиционных ламп накаливания к 2012 году. В процентном соотношении через 5 лет на долю светодиодов должно приходиться порядка 10% всего производимого света. Главная причина – в экономичности такого вида источников света: они потребляют в два-три раза меньше электроэнергии, чем те, которые повсеместно используются сегодня, а служат в 10 раз дольше. Первые пробные образцы светодиодной техники на отечественных железных дорогах были испытаны в Санкт-Петербурге, в светофорной сигнализации на линии Санкт-Петербург-Балтийский – Новый Петергоф в 2002 году. Для ОАО «РЖД» это означает снижение расходов на электроэнергию до 40%, а при наличии интеллектуальных систем управления светодиодным освещением (когда оно отключается на тех участках, где в нём временно нет необходимости) – ещё на 30%. В качестве примера экспертами компании была просчитана экономия на 100 светофоров – она составит 21 тыс. руб. Только для главного хода Санкт-Петербург – Москва – это 4,5 млн руб.ежегодно, а по сети – до 100 млн, – сообщил Марк Чернин.

Кроме очевидной экономической выгоды, низкое энергопотребление светодиодов полезно и с точки зрения безопасности, например при работе во влажной среде. Светодиоды долговечны и исключительно надёжны, устойчивы к тряске и другим механическим воздействиям. При правильном использовании срок службы светодиодов (по данным производителей) может достигать 100 тыс. часов, т.е. 11 лет непрерывной работы, а уже сегодня мы можем говорить о 50 тыс. часов, что в 50 раз выше традиционных ламп накаливания. У светодиодов множество других достоинств, таких как безынерционность (время включения/выключения <100 нс), т.е. способность мгновенно зажигаться даже на морозе, отсутствие разогрева при излучении, миниатюрность и так далее.


Практические работы 

В прошлом году светодиодное освещение в рамках пилотных проектов департамента технической политики ОАО «РЖД» появилось на ряде объектов железнодорожной инфраструктуры. В планах департамента на текущий год внедрить светодиодные светильники на 9 станциях в т.ч. на МЖД, ЮУЖД и других дорогах, инвестиционный бюджет по этому мероприятию составит более 90 млн руб.

Однако для дальнейшего массового внедрения такой техники, по мнению участников конференции, надо решить ряд проблем. Например, сегодня отсутствует необходимая нормативная база использования светодиодных приборов, а сами они достаточно дорого стоят. Как рассказал представитель петербургского ФГУ «Центр испытаний и сертификации» и заместитель руководителя Центра метрологического обеспечения и оценки соответствия нанотехнологий и продукции наноиндустрии Сергей Гусев, помимо научно-технических проблем, важным аспектом внедрения светодиодов остаётся разработка стандартов, регламентирующих требования к параметрам, условиям эксплуатации, методам измерения и сертификации новых источников света, учитывающих их принципиальные отличия от традиционных ламп.

По итогам конференции было решено создать рабочую группу с участием ОАО «РЖД» и Государственной корпорации «Роснанотех» с привлечением заинтересованных сторон, целью которой будет являться разработка мероприятий по поддержке развития светодиодной промышленности, включая формирование спроса, законодательного, метрологического и нормативного обеспечения отрасли.


В избранное