Харизматичный герой в «Последней миле» раскрывается на полную мощность. Остаётся только восхищаться его упёртостью, цепким умом, прямолинейностью – и абсолютной памятью, которая выделяет Декера среди других знаковых детективов.
С главным героем, угловатым и крупным сыщиком-мизантропом Амосом Декером, мы познакомились в первой книге Дэвида Болдаччи«Абсолютная память». Краткое содержание предыдущей серии: Амос Декер – бывший полицейский, который на своём сорокалетнем веку спас много жизней и предотвратил ещё больше преступлений, а вот убийство жены и дочки не успел. Он раскроет его потом, но останется жить с чёрной дырой в сердце. Главная особенность героя, выделяющая его среди плеяды сыщиков-медведей (взять хотя бы Харри Холе из детективов Ю Несбё или Корморана Страйка из романов Гэлбрейта), – абсолютная память. Развившаяся из-за юношеской травмы головы гипертимезия (уникальная память) и синестезия (чувствительность, способность видеть цвета – особенно цвета опасности) делают Декера особенным сыщиком, которого радо заполучить любое ведомство.
Даже ФБР. Именно с перехода на работу в независимую группу при Федеральном бюро расследований и начинаются события долгожданного второго романа Болдаччи «Последняя миля». Как порой важны случайности! Именно по дороге из родного Берлингтона в военный городок Куантико штата Вирджиния Декер решает послушать новости. Он крутит ручку радиоприёмника прокатной машины и слышит рассказ о деле Мелвина Марса. Мужчина отсидел двадцать лет в тюрьме по обвинению в убийстве родителей, со дня на день готовился отправиться на разрешённую в Техасе смертную казнь – и вдруг появилась надежда на освобождение. Неизвестный уголовник на другом конце страны, и без того приговорённый к смерти, взял вину на себя. Вроде бы что здесь расследовать? Но Декер уверен: дело нечисто – слишком много случайностей. А раз он уверен, значит, так и есть. Даже если новые коллеги будут против, даже если на кону будет стоять новая работа, Декер всё равно пойдёт по следу.
В первом романе цикла про Амоса Декера «Абсолютная память» автор только набросал характер главного героя. Было видно, как Болдаччи подыскивает Декеру точные характеристики, осторожно подбирается к закрытому внутреннему миру, чтобы затем показать его читателю. В «Последней миле» перед нами завершённый образ немногословного человека, которому абсолютно плевать на мнение окружающих – особенно если оно не идёт на пользу расследованию.
Отдельного упоминания заслуживает и язык «Последней мили» – книги детективного жанра часто проигрывают в этой части, поскольку их авторы концентрируются на динамике сюжета. В этом плане читать роман отдельное удовольствие. Болдаччи умело мимикрирует под разных героев и окружающую их обстановку. Те главы романа, действие которых происходит в тюрьме, выбиваются из общей интеллигентности повествования. Болдаччи имитирует жаргонный язык заключённых, умышленно опрощает речь Мелвина Марса. Автор так старателен, что мы отлично представляем себе этого недоверчивого человека, не привыкшего ждать милостей от жизни, растерянного, но твёрдого. Героя, который выжил в одиночной камере только благодаря исключительной силе воли.
«Последняя миля» – очень крепкая книга, по-хорошему скрупулёзная, без логических и смысловых провалов. Но в романе кроется один сюрприз, которого явно не ждёшь, открывая детектив. Это намёки на нежную душу главного героя, которую он прячет за уникальными способностями и напускной невозмутимостью. Коллеги Декера по новоиспечённому спецотделу ФБР недоумевают: что необычного нашёл он в деле Мелвина Марса? За что так зацепился? Но в то же время знают ответ, который стараются лишний раз не озвучивать. Уж очень внешние обстоятельства дела (странное признание, множество «чёрных дыр» в показаниях свидетелей) похожи на детали убийства его собственной семьи. И это такой груз, который не в состоянии нести даже крепкий Декер, профессионал высокого уровня с абсолютной памятью.
Цитата:
Его раны время не лечит. Оно бессильно, когда сталкивается с тем, кто не способен к забвению. Для него их убийства произошли будто только что. Память сохранила не только визуальные образы, но и эмоциональные терзания, связанные с этими мысленными картинами. И они не покинут его до самой смерти.
Он выглянул из окна как раз вовремя, чтобы увидеть крохотный автомобиль Джеймисон, останавливающийся перед домом. Утёр глаз и дал себе пару пощёчин.
Он может либо жить прошлым, либо рискнуть выйти в мир и поглядеть, удастся ли обрести будущее.