Наверное, у каждого почитателя электронных книг сейчас постоянно крутится в голове один вопрос: «а что, собственно, происходит»? И они точно удивятся банальному ответу: «ничего»!
Буквально ничего!
Можно придумывать несуществующие новости и проекты, устройства и контент, но на рынке ничего не происходит!
Мои зарубежные коллеги уже весь прошедший год придумывали новости. Сидели, смотрели в потолок и выдавали желаемое, как реальность, но время шло, а из сказанного ничего не происходило и как итог – терялся не только интерес к отрасли, но и к информационным проектам в целом. Они хотели, как лучше, а вредили исключительно собственному имиджу. Сейчас им придется начинать всё сначала – завоевывать авторитет и своего читателя.
Хотя…
Информационная часть это еще не весь рынок. С похожей проблемой столкнулись производители, а также продавцы – мелкие, крупные и это не так важно, ибо ничего не происходит, а очень хочется, потому что быть такого не может, чтобы на рынке существовали читатели, но никто не хотел бы завоевать их кошельки.
Это бессмыслица, но она происходит…
Мне сложно уже вспоминать, чем одно устройство отличается от другого, и какой формат для электронного контента лучше. Спорить и тестировать можно начинать сначала. Надо считать, что рынок электронных книг начинается с начала, вернее почти с нуля, если учитывать, что потребитель все-таки знает, как можно читать в электронном виде. Рынок попросту стоит на первоначальной ступеньке, шаг сделан, но дальше никак и ничто не движется. Каждый ждет, что его кто-то уговорит, докажет, объяснит, да еще и денег сунет в карман, чтобы была возможность воскликнуть: «видите, мы сделали себя сами и пошли Вы куда подальше»!
Что? Нам не сложно!
А кто Вы такие, чтобы так думать? Крутые ребята с миллионом в кармане? И где Вы сейчас? Майки продаете, может брелки? Или у Вас новый технологичный бизнес, где успех сопутствует Вашей харизме? Ничего нет! Вы сами там, куда нас и послали!
Вам повезло оказаться в тренде, а сейчас разбежались. Разделились на мелкий бизнес. Ваши сотрудники пьют кофе в чужих офисах, точно также составляют планы перспективного бизнеса и как прежде обижаются на критику.
Время лечит, но не учит!
Планируют пути отхода из настолько успешного бизнеса, просто потому, что привыкли пить кофе по утрам на планерках и без повода, обожают корпоративные вечеринки и кричат в пьяном угаре «мы, мать вашу, команда»!
Осталось повесить объявления на входе в каждый офис «у нас лучший кофе» и от специалистов не будет отбоя.
Видимо у читателя сейчас есть подозрение, что во всех бедах сейчас мне приходится обвинять наемных сотрудников нижнего звена, среднего класса и прочих офисных планктонов, но это не так!
Расскажу короткую и поучительную историю с тем расчетом, что мой читатель её еще не слышал, не надоело, или уже не помнит.
В далеких уже 90-х годах мне повезло познакомиться по работе с владельцем винного бизнеса. Его отец создал эту компанию и занялся другим делом. Видимо скучно, когда все работает. Сын принял эстафету семейной компании, имея за своими плечами два высших образования. В период рассвета бизнеса, пустоты рынка и популярности продукции неожиданно (для меня) ушел с поста генерального директора и нанял специалиста другого уровня на эту должность. На вопрос «зачем нужно было так поступить?» ответил довольно спокойно, без эмоций: «моего опыта и образования уже не хватает, чтобы поднять компанию на новый уровень, не хочется стоять на месте».
А теперь наша реальность, связанная с электронными книгами.
1.
Первоначально рынок начали занимать энтузиасты. В то время важнее всего был контент, а так как читать особо было не на чем или не мобильно, то энтузиасты научились коллекционировать файлы. Сейчас их называют пиратами и обвиняют в воровстве, хотя на самом деле пиратами сейчас являются люди нового поколения, которые придали коллекционированию новый уровень обмена файлами.
Позже энтузиасты начали пробовать свои силы в создание компаний реализующих контент и выпускающие электронные устройства для чтения. Это время совпало с растущим трендом.
2.
И тут следующий шаг, наиболее важный и губительный для текущего рынка – на смену энтузиастов пришли бизнесмены, тотальное большинство из них на самом деле наемные сотрудники других крупных компаний-инвесторов, которые обычно не выходили на сцену всего этого процесса. То есть, пришли люди, работающие за большую зарплату, умеющие считать, в отличие от энтузиастов.
Бизнесмены грамотнее энтузиастов. Просто факт. Они умеют считать, планировать, использовать растущие тренды, набирать сотрудников в компанию, планировать стратегии и рекламные кампании. В итоге любой профессиональный сотрудник компании это всего лишь грамотный человек, владеющий профессией, что позволяет рынок сделать востребованным.
Но тренд для профессионала это такая штука, что куда не ткни палкой, высыпается чистое золото.
Особенности этого этапа заключены в зарабатывании сверхприбылей. Этот уровень профессионалов попросту не умеет вкладывать ресурсы в свое будущее. Все что зарабатывалось, прожигалось между владельцами компании и сотрудниками.
3.
Новый этап, когда тренд начинает падение. В этот момент оказывается, что сотрудники настолько привыкли пить кофе по утрам, а генеральные директора сокращают издержки компании обычно с банального шага – с кофе, карандашей, корпоративных вечеринок и прочего, чисто поверхностного ресурса. Сумма крупная, но по сути ничего не значащая, так как руководство к этому времени привыкает жить роскошно за счет высоких доходов. В их понимании как-то ненормально снижать доходы, а как их увеличивать никто не знает, кроме сокращения того, что перед глазами.
С начала падения тренда профессионалы уже перебираются пить кофе в других компаниях, а самых преданных просто увольняют без выходного пособия.
* * *
Текущее состояние рынка говорит о том, что тренда интереса к электронным книгам уже нет, а самое главное уже не будет! Заявление звучит страшно, кроме одной тонкости – рынок уже создан, а все что нужно – уметь им воспользоваться. Понятно, что желающих будет не так много как раньше, но плюс в том, что уже никого не нужно убеждать, а всего лишь дать ожидаемый инструмент и повод для чтения.
Если на смену энтузиастам пришли бизнесмены, то на смену им должны прийти стратеги.
Самый правильный шаг – уволить руководителя компании до начала продажи карандашей (хотя их уже продали, время ушло). При всех прошлых заслугах – это единственный тормоз для развития, так как ему нечего предложить не только рынку, но и собственным сотрудникам, от того, они все и разбежались.
Но посмотрите, какая закономерность:
1 этап – энтузиасты создают рынок из разных мелких частей, не зная как их состыковать или воспользоваться. Они знают «что могут, а другие нет» и это движение вперед.
2 этап – бизнесмены умеют стыковать и поднимать рынок на тренде, но собственные позиции для них всегда неприкосновенны, поэтому они стирают достоинства прежних энтузиастов по принципу «уничтожь все, как память и идею, что может уничтожить твой бизнес». Никаких сомнений, только вперед»!
3 этап – смена лидера, переосмысление лидирующих позиций, умение предвидеть то, что рынок захочет желать завтра, не идти на поводу тренда, а создавать собственное движение там, где вчера была волна, а сейчас полный штиль.
То есть, чтобы вновь создать рынок электронных книг… нужно его уничтожить!
Необходимо это по нескольким причинам – все, что было раньше, теперь не работает. То, что может сработать, не является стандартным ходом, так как раньше для этого не было желания, а сейчас нужны ресурсы для воплощения, которых нет, так как они были уничтожены на второй стадии. Никто не хотел инвестировать в будущее, предпочли бороться с прошлым, с энтузиазмом. В понимании бизнесмена – все, кто его может гипотетически обворовать, попросту враг! Враги создавались искусственно под разным предлогом. Враги же, в свою очередь, были такими же лгунами, упорствовали в своих «правах» и подтирали грешки простыми способами – удаляли пути, скриншоты, совпадение имен, брендов, созвучий и всякой ерунды, о которой потребитель не задумывается… ему это не нужно!
Отсюда обычно и выходит простой ответ – новый этап рынка возможен, но его не смогут возглавить старые компании. Они могут остаться на плаву, если сообразят, что новый игрок на рынке не враг и даже не катафалк, а что это возможность «расслабиться» и работать так, как умели раньше. Может даже в чем-то уступить своим принципам – это уже новое мышление для старого бизнеса.
Контент сегодня – это продажа файлов. Завтра – это система продвижения авторов и как следствие их работы. Компании, занимающиеся контентом – это агенты авторов. Никому мусор не нужен, на нем не заработаешь! А тот, кто продает контент уже вовсе не магазин и даже не каталог авторской продукции, а концентрация потребителей в одной точке Интернета. Раньше уже знали слово «агрегатор», но некому было предоставлять контент, приходилось быть «магазином».
Устройство сегодня – это набор стереотипов исторического промежутка времени. Бытует мнение, что устройство должно быть… вот тут стоп! Устройство должно быть и точка. Неважно какое, если оно устраивает потребителя, но с одним условием – он потребляет контент, а не думает о том, что грамотный и гипотетически может что-то прочитать на этом устройстве. Он читатель – когда потребляет контент!
Современное узкоспециализированное устройство – новый уровень стереотипов. При всех шести возможных формфакторах забыли о главном! Это надо вспомнить, потому что это самый простой шаг и к счастью и не единственный!
Если раньше Интернет использовался для передачи файлов, то сейчас он есть во всех устройствах! В конце тренда рынок электронных книг оказался отрезанным от Интернет напрямую, а значит, что потребитель электронных устройств для чтения обязан, кроме устройства, иметь целый набор техники – компьютер, роутер, монитор, мышку, клавиатуру… и получается, что устройство за $99 это еще не все, чем нужно владеть, чтобы пользоваться устройством для чтения!
В этом смысле бумажная книга проще – купил за $10 или $20 и читай!
Новая эра электронных книг вернется под старым лозунгом: «купил, зарядил и читай»! Ничего лишнего… всё должно быть понятно – где взять, на чем или что читать и как это работает!