Отечественный рынок отличается в «мелочах». Общая картина может совпадать с какими-то отдельными потребительскими рынками, но детали создают такие характерные отличия, что под вопросом существования оказываются целые направления бизнеса.
Например, много лет издатели безуспешно пытаются развивать «комиксы». Для читателей это книги для чтения и развлечения с картинками, то есть дополнительный потребительский выбор. Для бизнеса это мог быть дополнительный доход, а для государства новые рабочие места. Есть много причин безразличного отношения потребителей – возрастные ограничения, темы комиксов не соответствуют нашим интересам, книги похожи на журналы, тонкие и вроде как не солидные, соответственно другой интерес к свежим и прошлым изданиям, а также есть проблемы с ценообразованием и так далее. То есть, пока издатели не смогут разобраться с причинами отторжения «комиксов» у отечественных потребителей, целое направление издательского бизнеса будет не интересным для развития. Но, тем не менее, есть специализированные издательства, которые занимаются только «комиксами». Более 90% изданных книг – это зарубежные переводные издания. Это тоже может быть причиной низкого спроса, хотя бы потому, что любой потребитель может смело заявить «сначала покажите приличные комиксы, а уж потом рассуждайте о том, что мы не читаем и что нам не нравится» и будут по-своему правы.
Возможно, «комиксы» каким-то образом можно приравнять к сувенирной продукции, пока отечественные потребители не воспринимают рисованные издания всерьез. Если это так, то красочные постеры с героями комиксов могут иметь более высокий спрос, чем сами книги. Но для такого бизнеса не достаточно фанатов. На них в большей степени будет влиять кино, которое они посмотрели, чем книги, которые не читали, но по которым сняты фильмы.
Майки, бейсболки, плакаты, какие-то мелочи, такие как брелки, фигурки, банки для хлопьев и печенья. У нас приживается сувенирная продукция только по небольшому количеству причин:
«Юмор» – точнее «пошлость» или «приколы», то, что вызывает улыбку при виде надписей на одежде или предметах.
«Политика» – или то, что предпочитают считать «патриотизмом», то есть конъюнктурная символика.
«Брендовая символика» – название компаний, лозунги, символика и тематическая реклама.
И так далее. В этом списке отсутствует сувенирная продукция, связанная с «литературой».
К «фанатизму» можно относиться как угодно, даже негативно. Каждый потребитель имеет собственные предпочтения, поэтому обычно, чтобы избежать отрицательной публичной оценки пристрастий, пользователи не любят публично признаваться в своей любви к малоизвестным брендам. Предпочтения могут носить скрытый характер.
Потребители покупают продукцию Sony или Apple и через какое-то время подмечают за собой стремление покупать другие товары с теми же логотипами и появляется страсть предпочитать эту продукцию больше других. Выстраивается внутренний рейтинг товаров, при отсутствии которых «можно» купить что-то другое и оно вероятнее всего не будет плохим выбором, хотя и не приносит тех же внутренних ощущений или даже удовлетворения.
Кроме пристрастий к конкретным брендам, чья продукция производится годами и все время на слуху, существуют еще и временные интересы на основе любых причин. Когда потребитель посмотрел кино или прочитал книгу, для него целая отрасль работает над тем, чтобы обеспечить сувенирами с логотипами произведения, изображениями героев в виде фигурок или их изображениями на майках, школьных ранцах, пеналах для карандашей и так далее. Для обычных людей это вид отдыха, хобби, или простое желание чем-то владеть, тем, что называется «на память».
Большие гонорары артистам складываются не из их гениальной игры в фильмах, а от большого тиража, что обеспечивает реклама, а успех произведения ведет к выпуску сувенирной продукции, причем всё это планируется заранее, как отдельный бизнес-план. В итоге может появиться любая продукция, от напечатанных на чём-то образов, до компьютерных и настольных игр.
Актеры кино заключают контракт таким образом, что их созданный образ будет тиражироваться на упаковках, сувенирах, в какой-то рекламной продукции и так далее, это приносит большой доход от авторских прав, как дополнительные деньги для гонорара. Поэтому, когда актер готовится к роли, у него есть возможность обеспечить себя на длительное время финансами, чтобы создать из себя тот самый продающийся образ – слепить необходимое, как снаружи, так и внутри. Накачать мышцы, сбросить вес, получить уроки танцев, рукопашных боев, отрепетировать трюки, поставить голос и речь, отработать мимику, походку и прочее.
Подготовка требует времени и в литературе: сбор материалов, разработка сценария произведения и героев, отработка хара́ктерных диалогов, чтение документов из архивов и необходимых книг, изучение языков и культур. В каждом конкретном случае длительность подготовки к качественному произведению занимает больше времени, чем техническая и литературная работа. Сидеть на стуле в полной изоляции и писать – не так сложно, как кажется, но иметь наработки и идеи в голове, чтобы писать, гораздо важнее и сложнее.
Если мы предпочитаем думать, что ничем не отличаемся от западного потребителя, то стоит подумать о том, что именно рекламная и сувенирная продукция у нас не развита абсолютно. Казалось бы, мелочь, но это в корне меняет ситуацию и отношение к любым товарам и произведениям. Отсутствие рекламной поддержки или сопроводительной продукции снижает спрос на кино, музыку, литературу. Сувенирная продукция обеспечивает большой бюджет для работы над произведениями, является еще и долгосрочным источником прибыли. Потребители посмотрели кино или прочитали книги, а сувенирная продукция еще долгие годы поддерживает интерес.
Обычно мы не думаем над этим, но сувенирная продукция, даже простой автограф на мячике позволяет людям иметь простые и доступные развлечения в виде коллекционирования. В свою очередь хобби заставляет проявлять интерес к основной и сопутствующим темам – это приводит к интересу в других областях.
Например, ребенок, прочитавший книги из серии о «Гарри Поттере» интересуется не только образом главного героя, но и прививает интерес к чтению, навязывается мысль о том, что «читать – это увлекательно»! Хорошие книги прививают вкус и поднимают высоко планку качества.
По какой-то причине у наших потребителей крайне низкий спрос на сувенирную продукцию. Можно предположить несколько самых простых вариантов:
Отсутствие бизнеса и доступного искусства, а это всё зависит от спроса, которого нет, и никогда ранее не было в виде развитой структуры.
Нетерпимость в обществе, где граждане еще попросту не научились расставлять приоритеты «важно и второстепенно», «своё и чужое», между эмоциями – «плохо, хорошо и никак».
Фантазия превращается в желание, как в большой стимул владеть чем-либо. «Фигурки героев» позволяют детям разыгрывать свои истории, а взрослым хранить приятные воспоминания. Тематическая символика влияет вообще на всё – известные личности, а это образ, который существует в головах потребителей, позволяет продавать напитки, еду, автомобили и просто магнитики на холодильник. Известный логотип на чужих товарах прививает чувство доверия к продукции. Гораздо проще продать или купить термос для холодных напитков, если на нем есть логотип Coca-Cola, но сам термос не является прямым продуктом указанного бренда.
В электронных книгах тоже есть свои подвижки в этом направлении. «Фанбук» от компании eBook Application LLC тематическое направление бизнеса и сувенирной продукции.
Изначально была идея создавать только устройство с программным обеспечением, посвященным какому-либо автору. Отдельные программы для мобильных устройств оказались непредвиденным побочным эффектом, когда прошивка создавалась для устройства на операционной системе Android, то фактически готовым оказалось отдельное приложение, которое можно установить на планшет или стороннее специализированное устройство под управлением той же системы, лишь бы был доступ к Google Play.
Задача «фанбук» сводится к систематизации информации от автора произведений, где не нужно искать очередность книг в сериях, где можно прочитать даже малоизвестные рассказы и конечно поинтересоваться образом жизни и мыслями писателя.
«Фанбук» столкнулся с основными отечественными проблемами:
При небольшом бюджете разработчика не получается создать конструкцию собственного устройства. Крайне низкий спрос отечественного рынка не позволяет раскрутить бизнес до такого состояния, чтобы поработать над формой устройства. Например, в основе идеи было заложено создание обложки имитирующей книгу, это с натяжкой, но удалось воссоздать в устройствах Акунин Book и Лукьяненко Book, а Донцова Book уже вышла с обычной обложкой с тематическим рисунком, а не стилизацией под книгу. И так далее. То же самое можно сказать и о самом устройстве – оно обычное, с привычными кнопками, корпусом, нет стилизации, и не будет без «своего устройства». «Возьмите и сделайте» работать не будет, хотя бы потому, что «фанбук» разрабатывает фактически один человек за собственные деньги. Сложная задача без поддержки крупного производителя.
Нетерпимость в обществе приводит к тому, что по сути любого автора можно «опустить» до «бездаря», до «нафталина» и «девчачьей литературы». Этому можно противодействовать техническими средствами, но на это нужны деньги для разработки. Изначально была идея создать обложку «супер», когда внешнюю лицевую сторону можно заменять на ходу. Легко понять, что это дополнительные деньги не только на разработку, но и производство. Оказалось гораздо проще и дешевле использовать «стандартную» обложку с рисунком. В таком случае потребитель будет либо в явной целевой группе, которому плевать на мнение окружающих людей, либо будет стесняться демонстрировать устройство на публике, например, в общественном транспорте.
Получается, что если бы «фанбук» появился в Европе или Америке, у него был бы успех, фанаты не жалели бы денег за такой «сувенир» и это позволило бы довольно быстро раскрутить направление бизнеса и потребления.
В свое время уже были устройства с авторской «поддержкой»:
Стивен Кинг представил для Amazon «розовый Kindle» с единственным собственным произведением, которое нигде в другом виде прочитать было нельзя. Книга мастера была написана специально для продажи в Amazon. Розовый Kindle как бы смеялся над всеми – устройство «от» Стивена Кинга и ему гарантирован успех даже в таком «девчачьем» виде.
Знаменитая телеведущая, актриса и продюсер Уинфри Опри также приложила свои руки для продвижения Kindle. Понятно, что это PR акция для раскрутки устройства, так как чудес не бывает, устройство еще не было в том виде, чтобы его кто-то воспринимал серьезно. После вечерней телепередачи «The Oprah Winfrey Show» компания Amazon в течение нескольких часов продала большое количество устройств, о чем впоследствии глава компании Джефф Безос будет умалчивать, рассказывая психологически выгодную историю, что «он не подразумевал такой успех», когда за несколько часов было продано 350.000 Kindle.
Цитата: «Были ли Вы удивлены успехом Kindle? Поражен. Два года назад никто из нас не ожидал того, что произошло к настоящему моменту. Это наш самый хорошо продающийся продукт. Это самый желанный продукт, судя по количеству людей, добавивших его в свой список пожеланий. Это самый популярный подарок на Amazon. (Интервью изданию Newsweek, декабрь 2009 года)».
Пользователи, которые по косточкам разбирают успех того или иного устройства придут к выводу, что в основе успеха лежат рекламные деньги и в чем-то будут правы. Но специалист сделает другой вывод, будет размышлять в том направлении, что «авторская и тематическая узнаваемость» может приносить хорошие деньги от бизнеса и удовлетворять потребности покупателей. Всегда приятно держать в руках, что-то более желанное, чем просто футбольный мячик. С автографом он будет привлекательнее. Или не просто гитару, не просто Gibson, а чтобы «Les Paul Edition» (Лес Пол — американский гитарист-виртуоз, поэт-песенник, новатор в области звукозаписи, один из изобретателей электрогитары).
Все сказанное говорит о том, что фанатская продукция может быть отдельным бизнесом, то есть могут и должны существовать компании, которые будут заключать контракты со звездами на выпуск сувенирной продукции. На эту роль хорошо подходят рекламные агентства, которые в последнее время лишились огромного количества рекламных носителей, они ранее приносили регулярную прибыль и теперь их либо нет вообще, либо мизерные бюджеты. Но тут возникает проблема – для освоения подобного рынка необходимо иметь регулярный рынок сбыта, что достаточно сложно, поэтому сувенирный и фанатский бизнес будет еще долгое время в зачаточном состоянии, областью интересов одиночек.
Бизнес аксессуаров это самая современная ниша для отечественного рынка, где можно развернуть «фанатский бизнес». Заняться этим сможет только та компания, у которой налажена широкая система сбыта. В количестве заложен успех, о качестве говорить попросту не время.
Послесловие
«Одеть нечего»… «поесть хочется вкусненькое»… а «смотреть и читать хочется только самое интересное». Важно только найти. В этом есть огромная система удовлетворения от жизни, чувство, что чего-то достиг, хотя бы исходя из того, что результат качества жизни можно почувствовать, пощупать руками, увидеть глазами.
Это не душа, так мыслит наш мозг. Но если мы балуем тело и желудок, почему невозможно баловать свой мозг?
Душой это станет, когда можно добиться цели своими руками и получить удовлетворение. Создать что-то, что ранее казалось невозможным, сложным и недоступным.
Компания МакЦентр, эксклюзивный дистрибьютор продукции ONYX International на территории России, Украины и Беларуси, представляет модель ONYX BOOX C67ML Magellan 3, продолжающую серию устройств для чтения электронных книг, посвященную великим путешественникам.
Новинка получила экран последнего поколения E Ink Carta.
Стоимость модели снижена за счет комплектации.
Розничная цена: 8990 рублей (без обложки).
Новинка поступила в продажу в корпусах черного и белого цвета.
ONYX BOOX C67ML Magellan 3 – недорогой букридер с экраном E Ink Carta
Обновленная модель популярного ридера получила экран E Ink Carta и может быть интересна тем, кто желает приобрести качественное устройство для чтения электронных книг по умеренной цене.
Москва, 16 июля 2015 года. — Компания МакЦентр, эксклюзивный дистрибьютор продукции ONYX International на территории России, Украины и Беларуси, представляет модель ONYX BOOX C67ML Magellan 3, продолжающую серию устройств для чтения электронных книг, посвященную великим путешественникам. Новинка, как и предыдущая популярная модель серии, ONYX BOOX C67ML Darwin, получила экран последнего поколения E Ink Carta. Однако благодаря облегченной комплектации стоит дешевле и станет оптимальным решением для тех, кто желает приобрести качественный букридер по умеренной цене.
Модель ONYX BOOX C67ML Magellan 3 оснащена 6-дюймовым емкостным сенсорным дисплеем последнего поколения E Ink Carta с контрастностью 14:1 и разрешением 758 на 1024 пикселя с функцией плавно регулируемой подсветки MOON Light, позволяющей комфортно читать в условиях различной освещенности. Помимо сенсорного экрана устройством удобно управлять кнопками листания, расположенными по бокам экрана, а также клавишей под экраном, возвращающей на шаг назад.
ONYX BOOX C67ML Magellan 3 работает на базе ОС Android 4.2, поддерживает все популярные текстовые и графические форматы файлов и позволяет читать документы на различных языках. На устройстве предустановлены англо-русский и русско-английский словари с возможностью добавления словарных баз формата StarDict.
В модели установлен двухъядерный процессор с тактовой частотой 1 ГГц, а также имеются 512 Мб оперативной и 4 Гб flash-памяти с возможностью использования карт памяти объемом до 32 Гб и аккумулятор емкостью 1700 мАч, обеспечивающий до месяца работы без подзарядки. А встроенный Wi-Fi-модуль и предустановленное приложение Google Play позволяют пользователям самостоятельно устанавливать дополнительные программы непосредственно из магазина приложений.
Модель ONYX BOOX C67ML Magellan 3, выполненная в тонком и легком корпусе, представлена в облегченной комплектации (без обложки и сетевого зарядного устройства), однако оснащена датчиком Холла, позволяющем ее использовать вместе с «умной» обложкой, при закрытии переводящей устройство в спящий режим. При желании имеется возможность приобрести «умную» обложку дополнительно.
ONYX BOOX C67ML Magellan 3, представленный в корпусах черного и белого цвета, поступил в продажу и доступен по рекомендованной розничной цене 8 990 рублей.
Дополнительную информацию об устройствах для чтения электронных книг ONYX BOOX, а также о проводимых акциях и конкурсах можно получить на сайте www.onyx-boox.ru или в блоге onyx-boox.livejournal.com.
Технические характеристики
Дисплей
Экран – емкостный сенсорный E Ink Carta, диагональ – 6 дюймов, разрешение – 758 х 1024, контрастность – 14:1, 16 градаций серого цвета
Компания ONYX International, образованная в 2006 году, является одним из ведущих производителей устройств для чтения электронных книг. Она осуществляет полный цикл создания устройств — от разработки дизайна и программного обеспечения до конвейерной сборки устройств.
Отличительной особенностью электронных книг ONYX является использование современных экранов E Ink и оригинальный дизайн моделей. Все устройства оснащены высокопроизводительными процессорами и мощными аккумуляторами, позволяющими на протяжении месяца пользоваться ими в автономном режиме. Некоторые модели имеют дополнительные возможности, такие как сенсорная функция экрана, возможность выхода в Интернет по сети Wi-Fi и т.д.
Продукция ONYX International экспортируется в ряд стран Западной и Восточной Европы, США и Сингапур. По результатам работы в 2010 году продукты ONYX International заняли около 15% российского легального рынка устройств для чтения электронных книг. В феврале 2011 года ридеры ONYX BOOX стали первыми официально представленными в России электронными книгами с экранами E Ink Pearl, в июне 2011 года на российском рынке появилась первая электронная книга с 9,7-дюймовым экраном E Ink Pearl – ONYX BOOX M91S Odysseus. В 2012 году компания ONYX International первой в мире выпустила модели с экранами E Ink Pearl HD с функцией multi-touch, а осенью 2012 года на российском рынке появилась модель ONYX BOOX i62ML Aurora — первое официальное устройство для чтения электронных книг с экраном E Ink Pearl HD и функцией подсветки экрана MOON Light.
Электронные книги ONYX BOOX получили большую популярность среди российских пользователей и экспертов рынка. В 2010 году ридеры ONYX BOOX были признаны продуктом года по версии проекта РБК Zoom.CNews, в 2011 году модель ONYX BOOX A60 Pearl получила оценку «100% Fresh» от редакции TechnoFresh за свои функциональные возможности, журнал «Мир ПК» признал модель ONYX BOOX M91S Odysseus «Лучшей покупкой», а редакция журнала PC Magazine включила ее в список лауреатов премии «Россия: лучшие из лучших». В следующие годы электронные книги ONYX BOOX неоднократно получали награды и высокие оценки от ряда авторитетных изданий — CNews, ComputerBild, PC Magazine, Digimedia.ru, Ferra Labs, HardWarePortal (HWP.ru), i2HARD.ru, IT Expert, Reviews.ru, TechnoFresh, UPgrade, iXBT.com, Always More Digital, MegaObzor.com и других.
В феврале 2014 года совместно с компанией eBook Applications LLC и при непосредственном участии Бориса Акунина (Григория Чхартишвили) был представлен первый в мире «фанбук» — ONYX Akunin Book, устройство, предназначенное как для поклонников творчества Бориса Акунина, так и для всех любителей комфортного чтения, желающих иметь у себя оригинальный и качественный букридер.
Устройства для чтения электронных книг под маркой ONYX BOOX дважды признавались лучшими букридерами на российском рынке эксперным жюри ежегодной Национальной Премии «Продукт Года», состоящим из представителей ведущих специализированных изданий и независимых экспертов рынка электроники. В 2013 году этого удостоилась модель ONYX BOOX i62ML Aurora, а в 2014 году наивысшую оценку получила модель ONYX BOOX C63ML Magellan.
В настоящее время в компании ONYX International работает около 1300 сотрудников.
Дополнительную информацию о компании и ее продуктах можно получить на сайте www.onyx-boox.ru.
О компании МакЦентр
Компания МакЦентр была основана в 1991 году в России в качестве официального дилера компании Apple Computer. В настоящее время МакЦентр является одним из крупнейших дистрибьюторов коммуникаторов, смартфонов, электронных книг, автомобильных навигаторов, аксессуаров и мобильного программного обеспечения в России.
МакЦентр выпускает под собственными торговыми марками автомобильные навигаторы Pocket Nature, Pocket Navigator и электронные книги Mr.Book. С 2009 года компания МакЦентр является эксклюзивным дистрибьютором продукции компании ONYX International на территории России. МакЦентр осуществляет локализацию, сертификацию и адаптацию устройств к российским условиям.
Дилерская сеть компании насчитывает более 500 партнеров по всей России, в число которых входят крупные розничные сети, специализированные и интернет-магазины. Партнерами МакЦентра являются известные международные компании. Компания располагает собственной службой технической поддержки, являясь в том числе авторизованным сервисным центром продуктов Apple, Casio, HTC, ONYX International и многих других.
Дополнительную информацию о компании и ее продуктах можно получить на сайте www.maccentre.ru.