Главный вопрос, который стоит озвучить при изучении истории возникновения и развития электронных устройств для чтения – есть ли смысл рассматривать эволюцию рынка, чтобы понять возможные варианты развития этого узкого сегмента в будущем, от которого зависит не только развитие устройств, но и контента, то есть литературы в любой области.
Книги могут развиваться и в бумажной форме, без электронных носителей, но для этого потребуется развитая система логистики на очень большие расстояния (процесс доставки товаров и услуг конечному потребителю), что за последние годы оказалось в обратной тенденции – магазины попросту закрываются, как и библиотеки. Дело даже не в цене бумажной книги, хотя на определенном этапе электронные носители смогли занять сегмент рынка за счет бесплатных и доступных по цене электронных копий. Продавцы пользовались этим определением в магазине, чтобы донести до потребителя основную мысль, что «купив устройство, книги можно скачать через Интернет» и именно он будет развиваться активнее строительства новых дорог.
Сегодня происходит сразу несколько кризисов, влияющих на развитие рынка электронных книг:
Вторая стадия финансового кризиса, которую можно назвать «потребительским кризисом», когда у покупателей нет столько денег, сколько существует предложений и оцениваются товары в магазине. Происходит новый приоритет ценностей, «что покупать», а «от чего можно отказаться» вовсе или хотя бы «сократить потребление». В 2016 году производители создадут новую фазу кризиса, это будет уже «производственный кризис», когда оставшиеся на рынке конкуренты и партнеры сократят производство из-за снижения спроса и уволят часть сотрудников. Перекос окажется на стороне не только устройств, но и контента, так как и его потребление сократится в несколько раз.
Безусловно, влияет политическая и экономическая ситуация во всем мире. Даже в тех странах, где у населения не сильно сократятся доходы, за счет падения почти всех валют по отношению к доллару, будет происходить изоляция производства, когда выгоднее продавать внутри страны, чем ввозить или, как в случае с США, вывозить из страны, ввиду сильной валюты.
И самое банальное оправдание негативной ситуации – сокращение желающих читать из-за развития простых и доступных по цене развлечений, а также из-за убеждения, что «образование и знания можно получить за рамками чтения» – книг, журналов, справочников и прочего. Каждый ребенок и взрослый будет винить систему образования, а система производства товаров и услуг уже во взрослой жизни быстро объяснит повзрослевшим детям, что их знания ничего не стоят. За ними нет опыта и знаний, а их в компьютерной игре или социальной сети не удалось приобрести. Для взрослой жизни нужна наблюдательность, словарный запас и конструктивные особенности работы мозга, свойства, которые могут дать только книги различных направлений литературы.
Безусловно, такие определения даны кратко и сокращенно, чтобы успеть в короткой статье рассмотреть основные этапы и проблемы «зрелости» электронных книг.
Чтобы заглянуть краешком глаза в будущее время, имеет смысл пройтись по базовым этапам развития.
Электронные книги, как узкоспециализированный сегмент родился не как следствие появления бумагоподобных экранов. Это было примерно в 2 раза раньше исторически, чем существуют экраны E-Ink.
Для начала нужно вспомнить, что электронные книги – это общий термин из трех важных частей: контент, устройство и Интернет. Без одной части все остальное бесполезно. Для понимания неважно, что и как, лишь бы выполнялось условие – если есть устройство и на нем можно читать, уже достаточно считать, что одно условие из трех выполнено. И так далее.
В начале 90-х годов прошлого века в продаже стали появляться ручные компьютеры. Они были различны по форме, размеру и цене. Производством, за редким исключением, занимались только известные бренды.
Интернет был более развитым в корпоративной среде, поэтому еще рано было говорить об активном распространении программного обеспечения и контента. Следовательно, основной упор на распространении контента можно было делать на физических носителях. Получалось так, что человек приобрел дорогой ручной компьютер, а делать на нем особо было нечего, поэтому довольно быстро устройство превращалось в дорогую читалку с маленьким экраном и непродолжительным временем работы.
И вот тут поможет знание термина «электронные книги» – устройства появились, контент начал появляться, а распространение через Интернет в большей степени дублировала физическая передача контента, то есть, если один человек имел доступ в Интернет, то он создавал склад файлов, которые кто-то перемещал впоследствии к себе в компьютер, а далее распространение происходило на физическом носителе.
Именно так начала работу «Библиотека Мошкова». Максим попросту собирал книги в файлах, при том, что сам их не читал, это произошло позже, когда клуб The-eBook подарил ему REB 1100.
Другой энтузиаст, занимавшийся «Книжной полкой» на сайте фантастики RUSF, точно также собирал любые книги, которые проскакивали в FIDO. Только он их копил на CD. Друзья и знакомые переписывали файлы привычным тогда способом.
Очень многое изменилось в психологическом восприятии при появлении первых узкоспециализированных устройств для чтения. Это были всего две компании в мире – Nuvomedia и SoftBook. Устройства были двух формфакторов – малые и большие, двух ценовых категорий – дешевле и подороже, а экраны TFT изначально были только черно-белыми, но сразу с подсветкой.
Основное, что принесли первые устройства – большой экран в сравнении с ручными компьютерами и несравненно продолжительное время автономной работы, более 20 часов!
Сразу появились минусы – устройства не продавали контент, хотя его можно было купить или скачать через Интернет в компьютер, а уже оттуда скопировать в устройство. SoftBook первой адаптировала Интернет через разъем Ethernet, что само по себе не очень комфортно.
Довольно быстро компании Nuvomedia и SoftBook были проданы и перепроданы несколько раз, пока в 2003 году, крупная компания RCA, как последний владелец, не закрыла этот бизнес окончательно. Причина – контент не продавался в таком количестве, в каком количестве были выпущены устройства. После ликвидации бизнеса, новые, все еще запечатанные в коробках устройства всплывали на разных складах и продавались не обеспеченные готовым контентом, и как следствие были интересны только энтузиастам в течение нескольких лет. Кто сейчас вспомнит, как готовить книги в формате REB или IMP? Пожалуй, только специалисты и старожилы рынка электронных книг.
Кстати, под номером 4 на иллюстрации устройство более крупного размера, с экраном бумагоподобного типа, от компании iRex, которая также бежала впереди поезда, потому что по тем временам втиснула в устройство почти все, кроме подсветки, но, появление устройства было исторически позже 2007 года.
Основной причиной появления нового типа экрана стала разработка лаборатории E-Ink, которая сама ничего не производила, это чисто научное подразделение, хотя ориентированное на инновационный бизнес.
Первое бумагоподобное устройство появилось на свет благодаря огромному коммерческому риску компании PVI, создавшей «технологию производства экранов E-Ink» и убедившая огромного инновационного гиганта, такого как Sony, произвести первое в мире устройство Librié в 2004 году. Позже PVI купила E-Ink и переименовала себя в E-Ink, чтобы бороться с конкуренцией. Позже оказалось, что патенты не нарушаются компанией SiPix, хотя идея полностью схожа. Пришлось и её купить.
Массовым рынок стал с появлением Amazon Kindle в 2007 году. Первые 350 тысяч устройств покорили покупателей за первые недели продаж.
Для отечественной истории первым стало устройство LBook v8 почти одновременно с появлением Sony Librié EBR-1000EP, а массовым рынок смог стать благодаря PocketBook 301. В конце 2008 года был преодолён первый рубеж в 100.000 проданных устройств.
Можно констатировать, что развитие семейства Kindle и электронного контента, принесло компании Amazon заметную долю всемирной известности в области электронного чтения. Компания активно шла к своему успеху, заранее планируя каждый шаг от покупки компании Mobipocket до первого устройства и активному снижению цен на устройства и контент.
В 2007 году термин «электронные книги» становится полноценным понятием, так как каждое из составных частей оказалось доступным массовому рынку, то есть, в количественном выражении.
Шильдики, компании ничего не производящие и не разрабатывающие, а только ставящие свой логотип на готовой продукции, стали активно наживаться на возрастающем рынке, вплоть до 2012 года. Они несколько извратили отношение ко всему, от характеристик до стоимости, хотя не могли соревноваться с известными брендами. Пользовались тем, что рынок потреблял всё и плохо разбирался в особенностях устройств для чтения. Но и шильдики внесли огромный вклад в развитие массового рынка, так как создавали мистификацию качества электронного чтения на специализированных устройствах.
С момента появления самых первых устройств рынок перепробовал всевозможные формфакторы, кроме совсем уж чудных, которые до сих пор рисуют студенты-дизайнеры и конструкторы-любители.
Были различные конструкции – с кнопками, клавиатурой, вторым экраном и даже раздвижной конструкцией, как на иллюстрации под номером (6), в исполнении компании Samsung. Если сейчас придумывать что-то совершенно новое, оно по форме всё равно будет похоже на всё ранее существовавшее, только с учетом современных реалий.
Например, двухэкранная конструкция (4) не пошла в массовое производство у компании PocketBook по соображениям конечной цены в 2009 году. Основная идея в том, чтобы сделать устройство не только бумагоподобным, но и книгоподобным, отказаться от обложки вообще. Сейчас создать такое устройство опять нельзя, исходя из той же причины – конечной цены. Слишком дорого для нынешней экономической ситуации. Зато, если создать модульное устройство с одним экраном, которое впоследствии можно нарастить вторым, боковым слева, то, можно заплатить за одно устройство двумя и более частями. Тогда идея вполне может возродить интерес к новым формфакторам и соответственно к специализированным устройствам. Планшеты или смартфоны ничего подобного предложить не в состоянии. Слишком, чрезвычайно дорого!
Тенденции развития всех мобильных устройств сейчас сводится к принятию основной идеи, что конструкции устройств уже не так важны, как программное обеспечение. Поэтому, смартфоны, планшеты и конечно читалки развиваются в том направлении, где нужна только «сенсорная доска» различных размеров. Они отличаются пропорциями и размерами экранов. Остальные качества, такие как кнопки, удобный ухват и прочее, временно уходят в сторону от интересов потребителей. Устройства становятся настолько тонкими, с небольшими рамками вокруг экрана, что мало кто задумывается, что держать такие устройства уже трудно, хотя выглядят они изящно и это по-прежнему способ для конкуренции между производителями – чье устройство тоньше, то вроде, как и лучше от этого. Это не так, пока тренд в развитии, еще не все перебрали, не все попробовали, но потребитель всё ещё готов платить за «рекорды».
И это еще один конструкторский тупик, который тоже больно ударит и по планшетным устройствам в будущем, но даст толчок к созданию новых ценностей в характеристиках устройств.
Основной недостаток планшетных форм в читалках – размывание интереса к узкоспециализированным устройствам. Если производители читалок идут вслед за планшетным трендом, то они сами заставляют потребителей поверить в то, что форма «доски» удобнее и как следствие – интерес к читалкам пропадает, ибо есть планшеты.
Потребители готовы покупать планшетные компьютеры вместо читалок, но всё меньше читают книг, так как есть другие развлечения, а форма устройства не предполагает комфортных условий для чтения. Потребитель попросту не видит потребности и не понимает разницу при выборе устройства.
Ценовое различие между планшетами и читалками размывается. Проще продать дешевый планшет, чем дорогую читалку.
Есть важные различия – читалку можно сделать со сроком службы более 5 лет, а планшет нет. В добротной читалке нечему меняться, текст не меняет свои формы и содержание годами, а в планшете основным фактором развития является не планшет, а программное обеспечение, поэтому требование к характеристикам конструкции будет меняться. Например, сейчас можно зарядить Sony PRS-900 и спокойно читать, даже не глядя на то, что устройство с экраном E-Ink VizPlex и читает формат BBeB, есть программные конверторы, книги до сих пор продаются в Литрес и в нужном формате LRF.
Значит, нынешнее возрождение рынка может быть связано не только с созданием новых формфакторов и модульных систем, но и с помощью создания устройств высшего класса, откровенно дорогих и добротных, в сравнении с нынешними «привычками» рынка. Разница между читалкой за $119 и $399 может быть колоссальной с точки зрения внешнего вида и тактильных свойств, не говоря уже о комфорте.
Путь в будущее и решение проблемы распознавания устройств зависит не от спроса или желания потребителей, а от внутреннего чутья, которое умеет распознавать «ценность». Если раньше можно было подарить книгу на день рождение, то сейчас это выглядит как оскорбление в большинстве случаев. Это та ценность, которая пропала и попала в область дорогих подарков, где цена важнее ощущения духовного и образовательного обогащения. Поэтому, важно создавать современные ценности, когда электронный носитель текста – это хотя бы предлог, чтобы полюбить читать.
Способом конкуренции на увядающем рынке может быть создание добротного продукта.
Послесловие
В мою голову закралось предположение, что если Barnes & Noble не выпустит новое устройство в апреле или мае 2015 года, то компанию можно списывать со счетов, как производителя. Она перейдет в стадию никому ненужного продавца цифрового контента. При том условии, что продажи бумажных книг также сокращаются, то отказ от цифры повлечет сокращение розничных магазинов.