Большинство специалистов полагает, что это направление является "слабым звеном" российской постсоветской политики. Еще вернее сказать, что российская политическая элита практически не имеет стратегии проведения собственной политики в Центральной Азии.
Развал СССР привел к фактическому устранению России от помощи региону. Частные политические импульсы в этом направлении сводились к спонтанной поддержке имитирующих демократию кланово-групповых движений на первом этапе взаимодействия в 90-х гг. прошлого века.
Затем, в соответствии с менявшимися идейными циклами в самой России, поддержка местных "реформаторов" (роль которых сразу же захватили старые правящие элиты) сменилась безоговорочной ориентацией Москвы на лидеров, какую бы причудливую политику они не проводили.
Причина была проста: былое единство хозяйственного (в первую очередь, энергетического) комплекса делало приоритетом способность контролировать инфраструктуру, на что местные "революционеры" были не способны. Поэтому официальная Россия постаралась поскорее закончить любые заигрывания с демократической оппозицией региона (обозначение, естественно, условно).
Однако, с течением времени, остро проявились два фактора обретения независимости региональными государствами: во-первых, усложнялась схема трассировки энергоносителей, что быстро свело на "нет" былое доминирование России и сформировало у азиатских игроков "многовекторную политику"; во-вторых, с уходом России регион попал в "зону национальных интересов США", которые в своей геополитической транскрипции именуют постсоветскую ЦА "субрегионом Ближнего Востока".
Что, в свою очередь, создало гамму соблазнов той и другой стороне: Запад не прочь "перенаправить" содержимое "запасной канистры" в обход России; местные элиты видят себя в снах этаким вторым Кувейтом. Со всеми вытекающими подробностями.
Безусловно, что-то в этих соблазнах является реально исполнимым, что-то - иллюзорным.
Тем не менее, в настоящий момент, Центральная Азия - и составляющие ее постсоветские государства - является вполне самостоятельным, самодостаточным регионом, где формат внешних взаимодействий вступает в фазу глобализации для решения двух основных проблем:
а) освоение и трассировка энергоресурсов;
б) обеспечение безопасности.
Не вызывает сомнения тот очевидный факт, что... окончание здесь:
DUMAEM.RU - всем, кому небезразлична судьба страны.