Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

DUMAEM.RU - спецпроект КАЗАХСТАН

  Все выпуски  

DUMAEM.RU - спецпроект КАЗАХСТАН выпуск от 10 мая 2007





DUMAEM.RU - Спецпроект КАЗАХСТАН
ДАЙЖДЕСТ НОВЫХ МАТЕРИАЛОВ
на
http://www.dumaem.ru/indexkz.php
выпуск от 2007-05-10


Астанинский экономический утопизм
Часть II

Экономические реформы в Казахстане, как и экономические достижения, многие годы были примером для многих постсоветских государств. Между тем в экономике суверенного государства накапливается все больше проблем, которые не находят адекватного и, самое главное, своевременного решения. В то же время высшие правительственные чиновники Астаны вместо того, чтобы определить пути решения этих достаточно непростых проблем, поражают экспертное собщество различными заявлениями по поводу административной реформы и новациями в «модернизации» экономической системы (см. часть I настоящего обзора на нашем сайте за 27.07. 2007 г.).  

Справедливости ради следует сказать, что многие из этих проблем порождены не сегодняшним правительством. Добавим, что, начиная с 2003 года, в республике нет четкой выраженной экономической политики. 

 К числу важных экономических проблем относится рост валового внешнего долга(1) республики, объемы которого стали практически сопоставимы с объемом валового внутреннего продукта (ВВП).

В 1998 году валовой внешний долг страны составлял 9 932.2 млн. долларов США, а ВВП – 22 136.7 млн. В 2006 году эти показатели составили 73 454.7 и 77 236.9 млн. долларов соответственно. Валовой внешний долг превысил безопасный уровень заимствования (80%), составив 95.1% от уровня ВВП. Даже не прибегая к помощи арифметики, нетрудно видеть, что темпы роста валового внешнего долга значительно опережают темпы роста ВВП. Причем за только за последний год валовой внешний долг увеличился на 30 млн. долл. (из них, в 4 кв. 2006 г. - более чем на 10,5 млн. долл.).

Если в 1998 году валовой внешний долг на душу населения (исключая межфирменную задолженность) составлял 429.7 долл., то в 2006 году – 3 121.6 долл., т.е. увеличился менее чем за 10 лет в 7,3 раза. Между тем за этот же период ВВП на душу населения изменился с 1 480.2 долл. до 5 017.1 долл., т.е. увеличился в 3.4 раза.

Структура валового внешнего долга за период 1998-2006 годы заметно изменилась. Так, в 1998 года государственный и гарантированный государством внешний долг (состоящий из внешней задолженности Правительства РК, Национального Банка и предприятий республики по кредитам, имеющим государственные гарантии) составляла 4 007.0 млн. долларов США (40,3% от валового внешнего долга), а долг частного сектора, негарантированного государством – 5 925.5 млн. долл. США (59.7%). По состоянию на 31 декабря 2006 года эти показатели изменились следующим образом: государственный и гарантированный государством внешний долг снизился до 3 124.6 млн. долл. США (4.3% от валового внешнего долга), а долг частного сектора, негарантированный государством – 70 330.2 млн. долл. США (95.7%).

Почти половина валового внешнего долга (35 млрд. долл. США) приходится на отрасль «финансовая деятельность», что обусловлено значительными объемами заимствования, осуществляемыми коммерческими банками Казахстана. Вследствие дальнейшего привлечения кредитов и депозитов от так называемых предприятий специального назначения (дочерние предприятия казахстанских банков и предприятий, созданные за границей с посреднической целью на мировых финансовых рынках, зарегистрированных большей частью в Нидерландах), обязательства перед кредиторами из этой страны увеличились до 25.6 млрд. долларов на конец 2006 года против 12.3 на конец 2005 года. Также крупным кредитором для Казахстана остается Великобритания – 9.8 млрд. долл. В 2006 году против 4.3 млрд. долл. в 2005 года.

Относительных параметров внешнего долга, традиционно рассматриваемые в качестве индикаторов платежеспособности страны в среднесрочной перспективе, как отмечалось выше, значительно ухудшились. Если соотношение валового внешнего долга превысило 95%, то отношение его величины к экспорту товаров и услуг в 2006 году составило 176.7% против 142.2% в 2005 году.

ДУМАЕМ, правительству следует обратить внимание на эти цифры, а не делать, мягко говоря, необоснованных и неверно просчитанных заявлений, что Казахстан, догнав Польшу по ее нынешнему уровню ВВП, войдет в число «50-ти развитых стран мира» (см. часть I). 

Примечательно, что ситуация в финансовой сфере больше беспокоит чиновников международных организаций (например, Всемирного Банка и Международного валютного фонда), чем руководителей правительства Казахстана. Конечно, за формирование и эффективное обслуживание валового внешнего долга в большей степени отвечает Национальный банк Казахстана. По-видимому, это и является причиной «олимпийского спокойствия» Премьер-министра и его команды. В настоящее время Агентство финансового надзора совместно с представительством Всемирного банка и его иностранными экспертами провидит исследование, направленное на оценку макроэкономических последствий вероятного кризиса в финансовом секторе страны. А это уже непосредственная задача министерства экономики и бюджетного планирования. Справится ли Минэкономики с этой задачей? Сомнительно. Тут есть, по меньшей мере, две причины: во-первых, за последние годы в этом министерстве практически не осталось профессиональных экономистов; во-вторых, нынешние акторы весьма далеки от макроэкономики, ибо многие из них никогда не имели к ней отношение.

В целом 100 дней, которые недавно отметило правительство г-на Масимова, ничем примечательным, кроме декларативных заявлений, поражающих примитивизмом, не ознаменовались.       

DUMAEM.RU СПЕЦПРОЕКТ "КАЗАХСТАН"   07.05.07




DUMAEM.RU - Спецпроект КАЗАХСТАН
2007-05-10
22


В избранное