Жизнь глазами юных журналистов из Петербурга, вып.11.11.10
Материалы юных журналистов студии «Редакция», Центр творческого развития и гуманитарного образования «На Васильевском», Санкт-Петербург
вып. от 11.11.10:
В этом выпуске:
посмотрели кино
о кино
Что я знаю о себе и о других (смотрим фильм «Я и другие» и размышляем)
«Я и другие» – научно-популярный фильм 1971 года, снятый на киностудии «Киевнаучфильм» режиссёром Феликсом Соболевым. Фильм состоит из ряда социально-психологических экспериментов. Наибольшую известность приобрел эксперимент на внушаемость, или на конформность, поставленный с детьми дошкольного
возраста. Эксперимент «Обе белые» На столе две пирамидки: чёрная и белая. Трое детей по договоренности с экспериментатором утверждают, что обе пирамидки белого цвета. На внушаемость проверяют четвёртого ребенка. В то время, как один ребенок во время эксперимента утверждает, что пирамидки разного цвета: чёрная и белая, большинство детей соглашаются и повторяют, что обе пирамидки белые. В семидесятые годы фраза «Обе белые» приобрела широкое иносказательное значение
в академических кругах, хорошо знакомых с фильмом. (по материалам из Википедии – свободной энциклопедии)
Главные впечатления о фильме и ответ на вопрос «Насколько тяжело я бы ощущал себя на месте испытуемых?» учащихся студии «Редакция» после просмотра:
David: мне кажется, фильм задевает потайные слабости нашего разума, доказывает, что наш разум не идеален, что каждый человек реагирует на происшедшее
по-разному: некоторые поддерживают мнение большинства, а некоторые имеют свое независимое мнение, которое может быть оспорено, но и на это люди реагируют по своему. Некоторые отстаивают свою точку зрения до последнего, а некоторые соглашаются с противоположным чужим мнением. Мне кажется, в первом эксперименте я бы навряд ли оказался прав, только если бы случайно угадал возможное количество автоматчиков. В остальных экспериментах я бы вряд ли поддерживал точку зрения остальных, кроме случаев, когда бы оно
совпадало с моим. Alex: Я отчасти не согласен с идеей фильма, так как в нем говорилось о том, что человек рожден коллективистом, но ведь в мире есть как и коллективисты, так и индивидуалисты, и их примерно поровну. В любом случае я никогда не стал бы отвечать, как другие, если не уверен, что это правильно, и опирался бы только на свое мнение. David23: нужно стараться придерживаться своего мнения. Например, в фильме, когда дети ели кашу, девочка назвала её сладкой,
как все дети, хотя ей дали соленую кашу. Девочка сказала так, решив, что мнение окружающих всегда верно. Я думаю, что мне было бы легко участвовать в экспериментах, но кроме экспериментов с фотографиями. Shalwo: Большинство из нас под давлением большинства волей-неволей выберет то, что сказало большинство. Так как мы не хотим выделяться из группы и противоречить или попросту спорить. Если бы я был на месте испытуемых, мне то же, как и им, было бы тяжело решиться возразить большинству,
но я бы постарался, т.к. должен иметь своё мнение. Возможно, через некоторое время мне это очень поможет, допустим, при выборе профессии. STALKER: Фильм о том, что человек должен отстаивать свое мнение. Я бы в ситуации со стрельбой сразу обратил внимание на лица и одежду похитителей, потому что прямо до этого профессор говорил о свойствах памяти человека. Аноним: Это фильм, который дал мне богатую почву для размышлений. Есть такая вещь – стадное чувство,
или мнение большинства, на которое так и так приходится опираться. Лично я точно бы имела аргументированную позицию, либо «за» либо «против». Очень интересно, что находились люди, которые вставали поперек мнения товарищей. Хотя под давлением доказательств большого количества людей все-таки трудно отстаивать свою точку зрения. Конечно, во время каждого эксперимента я бы наверняка засомневалась в правильности своей позиции. Однако наверняка в опыте с пирамидками я бы не прогадала) Меня
поразило, как легко дети отрицали очевидные вещи, чтобы не отставать от группы. А вообще, все люди, независимо от возраста, просто мыслили рационально. Ведь если ты 1 из 7 человек утверждаешь, что пирамидка белая, а остальные противоречат явному различию, то какой шанс, что все те 7 человек дальтоники, если у них бесспорное числовое преимущество? В такие моменты остается только надеяться на собственную адекватность. Настя Савоськина: По-моему, суть этого фильма заключается в том, что человек
должен не бояться выражать своё мнение. Если люди, видя, что другие отвечают «неправильно», под их воздействием говорят то же самое, даже если это не верно, обычно это люди с низкой самооценкой и со слабой силой воли. А люди с крепкой силой воли настаивают на своем мнении. Если мне бы дали соленую кашу, я бы сказала что она солёная. А если бы мне сказали, что на фотографиях 2 и 4 номера, при этом разного пола, это один и тот же человек, и настаивали на своём, наверно, я бы заткнула уши и сказала
бы, что они разные и не хочу ничего слышать другого. Аня: Мне кажется, что не нужно повторять за другими людьми, нужно иметь свое собственное мнение. Конечно, хочется быть как все, не отличаться от других, но все равно. Если, начиная со школьных лет, ты будешь повторять за другими, высказывать не свое мнение, а чужое, то когда ты вырастешь, закончишь школу, институт, где ты все еще продолжал повторять за другими, тебе будет тяжело в своей жизни, где ты должен будешь жить сам, устраиваться
на работу и где уже не будет тех людей, за которыми ты повторял. Если бы я была на месте испытуемых, то, возможно, я бы все-таки высказала свое мнение. Т.к. с экрана было немного смешно смотреть на тех людей, которые ошибались, но только потому, что они хотели быть как все. Вера: В этом фильме были показаны эксперименты. В экспериментах проверялось, как люди ответят на вопрос, когда весь коллектив был совершенно другого мнения. Даже дети были «подопытными»! Детям показывали
две пирамидки, и испытуемых просили сказать, какого цвета пирамидки. В один раз пирамидки были обе белые, тогда все отвечали, правильно. А в другой раз одна белая, другая - черная, уж в этот раз ребята, которые отвечали первыми, говорили, что обе они белые, а вот последние ребята иногда повторяли за первыми. Конечно, были и такие ребята, которые настаивали на своем мнении. Для каждого человека, а особенно для ребенка очень важно мнение коллектива. Поэтому практически любой человек не может выдержать давления
окружающих на себя. В некоторых ситуациях, как в фильме, мне было бы тяжело удержаться, но в каких-то я бы удержалась и настояла на своем мнении. Владик: В одном из экспериментов, как я запомнил, маленькой девочке не стоило есть еще две ложки с соленой кашей. Видно было, что девочке она не понравилась, но она ела ее, чтобы не подавать виду. Я бы на ее месте не стал есть еще две ложки каши, если уже узнал, что она соленая. Дикий ёж: моё самое главное впечатление
от этого фильма – прежде, чем принять решение, нужно хорошо подумать и, независимо от мнения окружающих, даже если все принимают одно решение, надо следовать своей интуиции или опираться на свои знания не колеблясь. В эксперименте с двумя пирамидками, думаю, я настояла бы на своём мнении. А вот в остальных я бы чувствовала себя неуверенно и скорей всего отвечала невпопад или неправильно. Женя: Как я поняла из фильма, в основном человек опирается на мнение коллектива. Редко, когда
человек, несмотря на мнение других, выбирает самостоятельно решение. Например, когда был эксперимент с портретами людей и нужно было сказать, есть ли похожие люди на фотографиях. Несмотря на свое первоначальное мнение, студент выбрал точку зрения коллектива. Я считаю, что сложно находиться на месте испытуемого, потому что стоит сложный выбор – либо согласиться с мнением класса, либо принять решение самому. Ника: мне понравился фильм, как проверяли людей, зависимость их мнения
от других людей. Я бы хотела провести такой эксперимент в нашем классе. Я боюсь, что с проверкой на то, разные люди или нет на фотографии, я бы не справилась. Но с кашей и пирамидками я должна была бы точно справиться. Сплетница: фильм показался мне очень интересным. Проведенные эксперименты были просты, но очень жизненные, а главное - помогают раскрыть свой характер, узнать больше о себе. Меня поразил эксперимент с «пирамидами»: я просто не представляю, как можно быть настолько
бесхарактерными, чтобы, поддаваясь чужому мнению, сказать, что черная пирамида белая! Меня очень заинтересовали эксперименты с детьми: я считаю, что детский разум не обременен знанием и опытом, а значит, самый правдивый. В общем, мне фильм понравился, я бы провела пару таких тестов со своими друзьями. Я думаю, что тест с пирамидами, кашей и фотографиями я бы прошла. А вот над тестом с «тиром» я бы хорошенько подумала, но, думаю, выбрала класс (просто у меня 1 руб. есть…). Увася:
Мне понравился этот фильм. Я люблю смотреть все о психологии. Самый интересный, на мой взгляд, эксперимент - про школьников в тире. Думаю, что на месте испытуемых я бы чувствовал себя не ловко. Я бы стеснялся, краснел и нервничал. Меня бы все смешило, и вообще, я считаю, что в таких ситуациях, если бы я всех смешил, это был бы не эксперимент! Этери: Никогда нельзя подпадать под влияние других людей. В основном люди, не уверенные в собственном мнении, начинают повторять за группой,
даже если считают всё наоборот. В фильме можно наблюдать, как дети, так и взрослые следовали за группой… Если бы я была на месте испытуемого, мне было бы нелегко. Но мне кажется, что я высказала бы своё мнение. Ведь почти везде всё было очевидно. Но в опыте с фотографиями, я, наверное, согласилась бы с мнением группы, потому что очень тяжело высказывать собственное соображение, когда всё остальные твердят тебе об обратном.