Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

О жизни ведущих сайтов рунета из первых уст - litkarta.ru


БАЛКОН: каталог золотых сайтов. Интервью с владельцами сайтов


litkarta.ru: портал о современной русской литературе

  • Когда и при каких обстоятельствах появился проект litkarta.ru?

  • Дело в том, что вот уже больше 11 лет я веду ряд литературных проектов в Сети и "на бумаге", пытаясь их как-то совмещать. Скажем, мой первый сайт, "ВАВИЛОН: Современная русская литература" (vavilon.ru), помимо всего прочего был местом размещения в интернете одноименного альманаха молодых писателей и других книжек, выпускавшихся моим издательством "АРГО-РИСК".

    В 2006 году был начат наиболее важный из моих нынешних "бумажных" проектов - ежеквартальный поэтический журнал "Воздух", и встал, естественно, вопрос о его сетевой версии. Традиционно сетевые версии основных литературных журналов в рунете размещаются в составе проекта Журнальный зал (нынешний адрес magazines.russ.ru). Я подал туда формальную заявку и после нескольких месяцев, в течение которых, как я понимаю, между разными представителями этого ресурса шла закулисная борьба, получил оттуда отказ, ничем не мотивированный, но вызванный, насколько я могу судить, посторонними по отношению к литературе причинами.

    Повесить "Воздух" на мой прежний сайт "Вавилон" было можно, но этот сайт, при всей моей любви к нему, сделан в plain html по стандартам прошлого века. А если уж затевать новый сайт, подумалось мне, то так, чтобы он действительно стал событием. Дальше последовали консультации с коллегами - литераторами, не чуждыми интернета, и деятелями интернета, не чуждыми литературы, - и в итоге сетевая версия журнала "Воздух" оказалась довольно маленькой и незначительной частью сложившегося нового проекта.

  • В каком состоянии на момент появления litkarta.ru находился литературный рунет? Чувствовали ли вы, что рунет нуждается в таком проекте?

  • Проблема литературного рунета, как, собственно, и проблема сегодняшней русской литературы вообще, состоит не в том, что мало хороших текстов. И не в том, что они не выложены в Сеть (выложено в Сеть практически что угодно). Проблема - в недостатке информации, по возможности четко структурированной и обладающей определенными рекомендательными свойствами. По сути дела, человеку, не знающему заранее с большой точностью, что именно он хочет найти, невозможно было выяснить, что за поэты, прозаики, критики сегодня находятся в центре внимания специалистов, что пишут эксперты об интересующем его авторе, каково положение дел в литературе данного региона, и т. д., и т.п.

    Уже упоминавшийся Журнальный зал не выполняет эту задачу: формально там заводится страница на каждого автора, но содержательной информации на ней нет (в лучшем случае - сильно устаревшая биографическая справка), внешние ссылки отсутствуют принципиально. Информационный голод и недостаток ответственных рекомендаций призваны утолить Википедия и Имхонет, но и там, и там есть фундаментальная проблема: как отделить голос специалистов от "белого шума", создаваемого множеством добронамеренных, но совершенно некомпетентных пользователей? Это проблема не только для читателей, но и для авторов-дебютантов, которых - при отсутствии более разумной альтернативы - естественным путем заносит на сайты со свободной публикацией, выполняющие важную психотерапевтическую роль, но по своей природе и своим задачам совершенно противоречащие нуждам самой литературы в осторожном и тщательном поименном отборе новых талантов и присоединении их к сообществу профессионалов.

    И хотелось придумать какую-то конструкцию целого, которая позволяла бы дать нужный инструмент в руки и специалистам, и молодым авторам, и заинтересованным читателям.

    Характерно, что первой крупной институцией, с которой мы стали сотрудничать в работе над сайтом, стала Независимая литературная премия "Дебют", а ее ответственный секретарь, поэт Виталий Пуханов, согласился принять общее руководство проектом.

  • Можете ли вы определить основные жизненные этапы litkarta.ru за прошедшее время? В чем заключаются ключевые отличия litkarta.ru времен запуска проекта и нынешнего варианта?

  • Несмотря на то, что сайт работает уже больше полутора лет (мы открылись к сентябрю 2007 года и провели презентацию на Московской международной книжной выставке-ярмарке), я думаю, что мы еще находимся на начальной стадии развития.

    Ведь проект рассчитан на долгую последовательную работу по наращиванию информационной плоти на созданный в самом начале "скелет".

    Так что отличия пока сугубо количественные. Мы открывались с примерно 900 авторскими страницами - это была основа; сейчас их 1258. В разделе "Досье", где собираются материалы литературной критики об имеющихся в картотеке авторов, при открытии сайта было около 400 позиций - сейчас их число приближается к 2000. И так далее.

    Ну, и следует отметить, что один из главных разделов сайта - Виртуальную литературную студию - мы запустили позже, весной 2008-го, но и тут, я бы сказал, все еще впереди.

  • Есть ли какой-то зарубежный литературный сайт, чьи концепция развития, деятельность, масштаб вам импонирует?

  • Да. Мне кажется замечательным сайт Американской ассоциации поэтов poets.org - и, в идеале, хотелось бы добиться этого же уровня информационной насыщенности и разносторонности.

  • Каким образом в настоящее время вы позиционируете litkarta.ru? Какие задачи стоят перед litkarta.ru?

  • Мы полагаем, что "Новая литературная карта России" - наиболее важный информационно-рекомендательный ресурс в области новейшей русской литературы. В этом определении заложено внутреннее противоречие, потому что информировать можно (и, в каком-то смысле, должно) обо всем, что есть, а рекомендовать, естественно, хочется только лучшее. Нам кажется, что тот баланс между этими двумя задачами, который мы выстраиваем, задуман правильно: мы отсекаем чисто коммерческую литературу - сочинения-однодневки из рыночного ширпотреба и их сочинителей, - и бюрократическую литературу доживших до наших дней советских писателей, но при этом включаем авторов очень разной художественной и идеологической направленности: традиционалистов, авангардистов, постмодернистов и т. д. - лишь бы за каждым из них стояла какая-то авторитетная институция профессионального сообщества: важное издательство, известный журнал, значимая литературная премия...

    Важное и отличительное свойство Литкарты - ее интерес к русской литературной регионалистике: авторы разбиты по регионам, где они живут и работают. Это существенно, потому что часто забывают о том, что русская культура создается не только в Москве и Петербурге. Но это и сложность, потому что из Москвы далеко не всегда удается разобраться, что происходит с литературой в том или ином регионе. Мы ищем для каждого региона куратора - местного автора, который, с одной стороны, хорошо владеет ситуацией, а с другой - завоевал достаточно авторитета в глазах профессионального сообщества в масштабах всей страны, чтобы его оценкам и рекомендациям можно было доверять. Таких людей удается найти не везде.

  • Каким образом в рунете менялся интерес к литературе за годы работы litkarta.ru? Интересует ли ваша тематика (литература) рунетчиков?

  • У меня нет ощущения, что тут есть или были какие-то скачкообразные изменения. Существует, мне кажется, плавный рост востребованности ресурсов, посвященных серьезной литературе, по мере того, как люди, в принципе в ней заинтересованные, выходят в онлайн и понимают, что им тут есть чем попользоваться. В частности, наши 40-45 тысяч посещений в месяц - это вполне достаточное свидетельство того, что современная литература в лучших своих проявлениях кое-кого в рунете интересует.

  • Сколько человек работают над поддержкой и развитием litkarta.ru?

  • Как я уже сказал, общее идейное руководство сайтом осуществляет Виталий Пуханов, а непосредственно проектом управляют два человека: я отвечаю за контент, а Дмитрий Беляков (известный также своей работой на gif.ru и openspace.ru) - за технические аспекты.

    Поскольку даже чисто техническая работа над таким сайтом требует содержательного понимания современной литературы - выпускающими редакторами у нас работают молодые, но уже вполне признанные поэты Анастасия Афанасьева (Харьков) и Валерий Леденев (Москва), а молодой поэт Георгий Манаев ведет Медиатеку - раздел, где размещаются аудио- и видеозаписи писателей.

    Важнейшая позиция - позиция регионального куратора (их на сегодняшний день полтора десятка - гораздо меньше, чем нужно), но это работа волонтерская, поэтому активность кураторов сильно различается; особо нужно отметить Дарью Суховей, отвечающую за Петербург. Ну, и есть еще Виртуальная студия, у которой есть староста - челябинский поэт Андрей Черкасов - и шестеро экспертов, включая опять меня.

  • Допустим, на litkarta.ru читатель оказался в первый раз. На что вы ему посоветуете обратить внимание? Как наиболее эффективно работать с litkarta.ru?

  • Дело в том, что сайт, в принципе, не предназначен для того, чтобы просто по нему бродить: по идее пользователь должен приходить к нам за более или менее конкретной информацией. Скажем, за сведениями об определенном авторе: где этот автор публикуется, что говорит о себе, что пишут о нем критики, как он сам читает свои сочинения, и т. д., и т. п. Или, к примеру, какие живут интересные авторы в Воронеже или в Барселоне... Мы не боимся отпускать посетителя со своего ресурса: у нас везде внешние ссылки, наша роль подсобная. Но мы надеемся, что за новой справкой-рекомендацией читатель к нам вернется.




Продолжение интервью с litkarta.ru - http://literature.bal-con.ru/litkarta_ru/

Интервью с другими сайтами - http://www.bal-con.ru/cat/section/all/


В избранное