Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

О жизни ведущих сайтов рунета из первых уст - GoGo.Ru


БАЛКОН: каталог золотых сайтов. Интервью с владельцами сайтов


GoGo.Ru: наши пользователи привыкают находить искомое

  • Когда и кем была инициирована разработка поисковой системы GoGo.Ru? Почему вы решили ее создать? Чем вас не устраивали имевшиеся на тот момент поисковые системы? Как долго разрабатывался GoGo.Ru?

  • Идея создать собственный поисковик возникла у руководства нашего интернет-холдинга около двух лет назад. Хотелось разработать систему, которая удовлетворяла бы трем основным требованиям. Во-первых, была бы изначально более устойчива к поисковому спаму, чем ранее появившиеся аналоги. Во-вторых, использовала ряд инновационных подходов в алгоритмах поиска и ранжирования. И, в-третьих, хотелось бы, чтобы эта система отвечала всем потребностям современного пользователя. Под последними понималось очень многое: от реализации поиска по видеоконтенту и расширенных возможностей фильтрации результатов до отказа от традиционного строго дизайна поисковиков и перехода к более дружелюбному и удобному оформлению и интерфейсу.

    Активная работа над проектом началась с приходом в компанию Михаила Костина, автора небезызвестного поисковика "Апорт", который возглавил разработку сначала многоцелевого поискового движка, а затем и поисковика для интернета.

    Работа над GoGo.Ru велась около года. И вот в июне 2007 года проект перешел в стадию бета-тестирования.

    Команда разработчиков под руководством Костина по сей день занимается совершенствованием и функциональным развитием поисковика. Например, недавно мы наладили прием ежедневных XML-рапортов об обновлениях от фото- и видеосервисов, что сделало индексацию визуального контента существенно более полной и оперативной.

  • Ориентировались ли вы при разработке GoGo.Ru на какие-то аналогичные зарубежные проекты? Каким вам хотелось сделать проект? Вы рассчитываете только на российских пользователей?

  • Нет, мы не ставили перед собой задачу сделать нечто похожее на тот или иной поисковик. Да и вообще это тупиковый путь. Во-первых, скопированный проект редко добивается успеха, сравнимого с оригиналом. А во-вторых, в случае с поисковиками клонировать проект практически невозможно, ведь большинство технических особенностей разработки, связанных с качеством поиска, - это закрытая информация. А отвлеченные академические исследования на практике оказываются мало применимыми.

    Так что GoGo.Ru делали практически с нуля. Делали проект, который должен полностью удовлетворять потребности пользователя в поиске, как текстового, так и визуального контента.

    Пока мы рассматриваем в качестве нашей целевой аудитории русскоязычных пользователей из России и стран ближнего зарубежья.

    Мы постарались учесть и тот факт, что довольно часто пользователи ищут ответы на вполне бытовые вопросы (например, "сколько стоит повесить люстру?", "как лучше варить креветки?", "где найти чертеж сцепления легкового автомобиля?" и т. д.), которые сложно найти в классических поисковиках, но легко обнаружить на проекте Ответы@Mail.Ru. Поэтому база этого проекта также была проиндексирована.

    Естественно, большие надежды мы возлагаем и на поиск по видео. Широкополосных подключений в России становится все больше, растет и количество видеоконтента в Рунете, и в то же время до GoGo.Ru не было ни одного русскоязычного поисковика, который позволял бы искать ролики на нескольких видеосервисах. Мы заполнили эту нишу и, похоже, не прогадали. Количество индексируемых нами видеохостингов превысило 11 ресурсов, и каждый шестой запрос в GoGo.Ru сейчас сделан в поиске по видео.

  • Если попытаться немного теоретизировать: какими качествами должна обладать, по вашему мнению, поисковая система, чтобы стать популярной?

  • Разумеется, у нее должно быть высокое качество поиска, но поскольку это достаточно субъективно, то можно сказать, что поисковик для завоевания популярности должен предложить пользователю наиболее точные и интересные результаты поиска по его запросу. Ну а каждый понимает это по-своему.

    Так, главный принцип GoGo.Ru - это использование при ранжировании критериев, которые позволяют находить и поднимать в выдаче качественные некоммерческие сайты, вместо перманентной борьбы с грамотно оптимизированными коммерческими ресурсами. На первый взгляд довольно очевидная поисковая ниша, которую, однако, нельзя назвать в рунете заполненной.

    Этой идее подчинены практически все особенности поиска GoGo.Ru, которые мы условно группируем по трем направлениям: препроцессинг запроса, типизация документов и уже упомянутое выше особое внимание к медиаконтенту. Михаил Костин подробно рассказывал об этом в своем докладе на конференции Ашманова.

    Под препроцессингом запроса мы подразумеваем предварительный анализ введенных пользователем слов, в том числе синтаксический и статистический анализ, обработку стоп-слов (предлоги, союзы), географических терминов, синонимов, опечаток и т. д.

    Типизация документов подразумевает внимание к разным признакам и применение различных принципов ранжирования в зависимости от типа веб-источника. Скажем, для форума существенным фактором может быть количество сообщений в теме, а для новости или объявления - дата публикации.

  • Как в настоящее время обстоит дело с рынком поисковых систем в рунете? Достаточно ли поисковых систем? Есть ли какие-то проблемы в их развитии? Какую позицию должен занимать на этом рынке GoGo.Ru?

  • Мне кажется, пока нельзя говорить о насыщении отечественного рынка поиска в интернете. Достаточно взглянуть на любое обсуждение качества работы поисковых систем в Сети, чтобы понять, что существующие предложения далеки от идеала, а требовательность пользователей непрерывно растет.

    Сейчас уже вызывает сомнение жизнеспособность поисковика, который ищет документы, ранжируя их лишь по частоте упоминания и местоположения слов на станице или по количеству ссылок на этот документ в интернете. Необходимо дополнять алгоритмы более "интеллектуальными" методами, осваивать новые ниши. Косвенно это доказывает и наличие молодых игроков, которые приходят на этот рынок с оригинальными предложениями.

    Я думаю, что в свете вышесказанного у GoGo.Ru открываются очень хорошие перспективы, так как мы привнесли в поиск много свежих инновационных идей, сделали акцент на наиболее актуальные моменты (синонимы, медиаконтент, фильтрация выдачи и т. д.) и в то же время GoGo.Ru - это не "один из многих", не "голый" стартап никому не известного происхождения со скромными ресурсами и туманными перспективами. Это новый проект Mail.Ru, лидера отечественного интернет-рынка, что, разумеется, повлияет на темпы продвижения GoGo.Ru в рунете.

  • Как бы вы охарактеризовали GoGo.Ru в нескольких определениях?

  • Инновационный, динамично развивающийся, современный поисковик.

  • Сколько человек работают над разработкой и поддержкой GoGo.Ru?

  • В команде, которая работает под руководством Михаила Костина и занимается исключительно развитием GoGo.Ru, работает около десяти человек. Также к проекту привлекаются другие программисты и дизайнеры Mail.Ru.

  • Какие задачи сейчас стоят перед разработчиками GoGo.Ru?

  • Мы продолжаем наращивать индексную базу, уделяя особое внимание сотрудничеству с фото- и видеосервисами.

    Для того чтобы большее число людей смогли быстрее оценить качество поиска GoGo.Ru, мы ведем переговоры о предоставлении нашего движка ряду крупных интернет-проектов для внутреннего и внешнего поиска, и планируем раздавать XML-выдачу всем желающим веб-мастерам. Бесплатно, разумеется, и с минимальными ограничениями по использованию.

    Кроме того, мы продолжаем работать над качеством поиска и ранжирования, корректируя алгоритмы по результатам тестирования.

  • Расскажите, пожалуйста, о причинах выбора такого названия - GoGo.

  • В 2000 году Mail.Ru зарегистрировала несколько звучных доменных имен, которые могли пригодиться нам при запуске новых проектов. Среди прочих был зарегистрирован домен gogo.ru. И вот в процесс поиска подходящего названия для нового поисковика, мы посмотрели список имеющихся в распоряжении названий и решили, что GoGo.Ru - это наиболее удачный вариант.

    Как говорится, "как вы судно назовете, так оно и поплывет". GoGo символизирует динамичность развития поисковика, подчеркивает активное наращивание, как аудитории, так и функциональности. Да и просто это имя показалось симпатичным. Ну а когда был готов дизайн главной страницы с "глазами" в буквах и появился слоган "Видит больше, чем другие", намекающий на поиск по видео, мы поняли, что не ошиблись с выбором.




Продолжение интервью с GoGo.Ru - http://internet.bal-con.ru/gogo_ru/

Интервью с другими сайтами - http://www.bal-con.ru/cat/section/all/


В избранное