Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советую прочитать

  Все выпуски  

Советую прочитать выпуск 86 31 августа 2009


Рассылка     "Советую прочитать"

                   Выходит     2-3    раза   в месяц

            Выпуск   86    31  августа   2009   года

 

 

                               Комментарии  к  текущим  политическим  событиям.

                                           

                                                          

    

 

                            

                            ПОСЕТИТЕ   МОЙ САЙТ                                                                         

     


                         

О проблеме  оценки исторических    событий

 

 

Суть  проблемы  оценки исторических    событий, по-моему , очень  точно схвачена  у shapoval07

- http://shapoval07.livejournal.com/36342.html:

"Преступным, - ни в юридическом, ни в нравственном смысле, - НЕ МОГУТ БЫТЬ НИ РЕЖИМ, НИ СИСТЕМА. Преступными могут быть ДЕЛА (ПОСТУПКИ).

На НЮРНБЕРГСКОМ процессе были ОСУЖДЕНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ фашизма, т. е. СОДЕЯННОЕ фашистами. И по-другому ЮРИДИЧЕСКИ (и нравственно) КОРРЕКТНОЕ осуждение сформулировано быть не может.
Осудить "СИСТЕМУ" нельзя в принципе.

Выражение "ПРЕСТУПНАЯ СИСТЕМА (РЕЖИМ)" - лишь метафора. Преступны ПОСТУПКИ, ПРЕСТУПНО СОДЕЯННОЕ.

В известном смысле необходимо произвести РЕВОЛЮЦИЮ в нашем сознании: четко уяснить, что не бывает ПРЕСТУПНЫХ СИСТЕМ, не бывает даже ПРЕСТУПНЫХ ЛЮДЕЙ. ПРЕСТУПНЫМИ бывают только ДЕЛА, ПОСТУПКИ.
За нашу привычку ВСЕ СВАЛИВАТЬ НА "СИСТЕМУ" мы можем жестоко поплатиться.
Пока не поздно, следует ПРЕКРАТИТЬ разговры о "преступной" СИСТЕМЕ ("гитлеровской", "сталинской", "коммунистической", "тоталитарной" и др.)- именно это нам навязывает ОБСЕ.
Правомерно говорить только О ДЕЛАХ (СОДЕЯННОМ) и определять - преступны ли они, или нет.

В СВЯЗИ СО СКАЗАННЫМ: НУЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ, условно говоря, "ГЕНЕРАЛЬНУЮ РАЗБОРКУ" на международном уровне.
В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ (как и в межличностных) следует по возможности СТАВИТЬ точки над i.
СИДЕТЬ, "ПОДЖАВ ХВОСТ", т. е. ограничиваться "гневными протестами" в ТВ-комментариях, - не получится.

ВЫСШЕЕ РУКОВОДСТВО РОССИИ должно ОЗВУЧИТЬ 3 предложения в одном пакете.
1. ОЗВУЧИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (в пакете с 2. и 3.):

Мы (Россия)
проводим ТЩАТЕЛЬНОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ (ОРГАНАМИ ЮСТИЦИИ РОССИИ при участии зап. наблюдателей) ВСЕХ СОБЫТИЙ (НИ в КОЕМ СЛУЧАЕ - "ПРЕСТУПЛЕНИЙ РЕЖИМА-СИСТЕМЫ"), - В СССР В ПЕРИОД с 1917 по 1956 гг., на предмет наличия в них преступных деяний, с последующими обнародование результатов на всех европейских языках.
В гражданскую войну - как "красных", так и "белых", далее, - по годам, конкретно, "кто", "что", "где" "когда", "по чьему приказу" - чтобы эти события перестали оставаться, (что касается преступлений) на уровне журналистско-писательских фантазий, а приобрели официальный юридически зафиксированный статус.

2. ОЗВУЧИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (в пакете с 1. и 3.):

Вы (Западная Европа)

проводите ТЩАТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ (ОРГАНАМИ ЮСТИЦИИ СООТВЕТСТВУЮЩИХ СТРАН при участии российских наблюдателей) ПРЕСТУПНЫХ ДЕЯНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ В ИТАЛИИ - ПРИ МУСОЛИНИ
В ИСПАНИИ - ПРИ ФРАНКО
В ПОРТУГАЛИИ - ПРИ САЛАЗАРЕ с последующими публичным обнародованием результатов на всех европейских языках.

3. ОЗВУЧИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (в пакете с 1. и 2.):

Вы (Зап. Европа)

проводите ТЩАТЕЛЬНОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ (при участии российских наблюдателей)ДЕЙСТВИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВ ВЕЛИКОБРИТАНИИ, ФРАНЦИИ, ПОЛЬШИ, СТРАН ПРИБАЛТИКИ НАКАНУНЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В АСПЕКТЕ ИХ ОТНОШЕНИЙ С ГИТЛЕРОВСКИМ РЕЖИМОМ с последующим обнародованием результатов на всех европейских языках.
Мотивировка: эти события должны перестать быть (что касается преступлений)предметом политических спекуляций, а приобрели юридически зафиксированный статус.

ВСЕ ТРИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНЫ В ОДНОМ ПАКЕТЕ И ОЗВУЧЕНЫ ПЕРВЫМ ЛИЦОМ РОССИИ.

ОТКРЫТО ПРЕДЛОЖИТЬ провести генеральную разборку необходимо.

СИДЕТЬ, "ПОДЖАВ ХВОСТ", т. е. ограничиваясь "гневными протестами" в ТВ-комментариях, - не получится. Если продолжать (как это происходит сейчас)"хныкать в тряпочку" - заставят каяться, да еще - ВЫПЛАЧИВАТЬ ДЕНЕЖНУЮ КОМПЕНСАЦИЮ "ПОРАБОЩЕННЫМ НАРОДАМ ЕВРОПЫ"
"

Действительно,  внимание надо  концентрировать     на  преступности  не режимов(  систем)  ,  а    дел  и  поступков . С учетом и того  обстоятельства,  что  преступлением  может  быть  и  отсутствие  дел-поступков…  Существующие  одновременно  режимы  (системы)    отличаются  друг  от друга,  скорей,    все-таки  степенью  дикости,    то есть  больше количественно,  чем   качественно.

  Поэтому  shapoval07-пакет из трех   предложений     высшему  руководству  России,  представляется  весьма  продуктивным.  Потому  его,  похоже,  и  не  заметят.

А   начать  можно  было(  в  порядке  подготовки)  с  совсем  простой и естественной  вещи.  Вместо  того,  чтобы  гоняться  с  дубиной  за  Лениным(  как  когда-то  гонялись  за  тем  же  Деникиным ),  создать,  скажем,   общий памятный  мемориал,  посвященный  Гражданской  войне   в  России…

        

 

                                                                   


Об  избыточной  автономии непубличных  контуров  власти

 

В   материале под названием «Одна  голова  хорошо,  а  две – хуже?»,  опубликованном  в газете  в «Завтра» (http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/09/814/31.html)  особое  внимание  привлекает  монолог  С. Белковского.    Резко  критический,  но   не   лишенный  конструктивного  монолог.  С. Белковский  в  свое  время  потратил  немало сил  на популяризацию  тайных  меркантильных  замыслов  Владимира  Путин  и  оставил  эту  идею,  кажется,  только  во  время  августовской  войны  прошлого  года.  Возможно  потому,  что  война завершилась  по  сценарию,  который  им считался   маловероятным,  он   резко  сменил  амплуа  и  всю осень - зиму-  весну   развлекал    публику   в  стиле  петросяновских   молодцов.  И  вот  теперь   нетривиальный    анализ    нынешнего  российского  двоевластия…

    При   этом  интересен  даже  не  сам   этот  анализ,  а    то представление,  которое в  основу  его  положено -  представление о  публичном  и  непубличном  контурах власти.  Исходя  из  того,  что  при  Ельцине в  России  сложился  мощный непубличный  контур,   основанный на крупной частной  собственности, С.  Белковский  и формулирует   как  основную  политическую  задачу,  стоявшую  перед  президентом   Путиным (  сохранить  собственность  и  влияние  насельников  этого  контура ),  так  и  основную политическую  задачу  президента  Медведева  (легализация  этой  собственности  на  Западе).   Отсюда  вывод:

«Они — представители одной и той же элиты, одной системы ценностей, они выдвинуты на политическую авансцену одними и теми же силами, оба — не публичные политики, а политтехнологические фантомы.»   И   различие   их  лишь  в  том,  что

      «Первый — фальшь-силовик, второй — фальшь-либерализатор»…

Как  видим,  по  существу  концепция  С.Белковского  не  изменилась.  Она  просто  обрела  более   благопристойную  форму -  эволюционировала от  примитивного «нахапать  и  сбежать»   к вполне  респектабельному « оказаться  под  влиянием  неких  сил»

Увы,  но  отличная  идея,  заложенная  в  основу   анализа  (  два  контура)  использована в общем-то  достаточно  дико  -  под  предварительно   заданный   вывод.   Хотя,  возможности  идея  открывала  немалые,  поскольку   выводила   на действительно  серьезную  проблему,  требующую  немедленного решения.

Ведь  дело,  если  разобраться,  вовсе  не  в той конкретной  форме    непубличного  контура  власти,  о  которой  пишет  С. Белковский.  Проблема -  в  избыточной  автономии любых  в  общем-то непубличных  контуров .  Именно  из  этой   автономии   вырастают  все  крупные  просчеты современной  российской  власти   -  от   скоропалительных  шагов в  военной  реформе, до   ЕГЭ- идиотизации  страны(неужто   даже орды   юных  кавказцев-обладателей 100-процентного  результата по ЕГЭ,  лавиной двинувшиеся  нынешним  летом    на    московские вузы  ,  не   положат    конец этому  про-фурсенковскому насилию  на  страной  и  здравым  смыслом.) 

  Главный   же  источник   пресловутой  автономии  -  наш    выстриженный  под  ЕР-машинку    и  лишенный  всяких  контрольных  функций  парламент.     Именно  на  это  обстоятельство и нужно  ориентировать  внимание  нашей   высшей  власти.  Ежедневно,  ежечасно, всеми  доступными  обществу  средствами  по  каждому  поводу  и  без  повода.  Стране,  как  воздух,  нужна  парламентская    реформа. Единая  Россия ,  этот  недопартиный  Карфаген,  должен   быть  разрушен (  свободная  партийная дискуссия,  и  сия  «партия»  за  сутки развалится   на    вполне  естественные  три части ).   Денежным  мешкам нужно   наглухо,  через депутатский  максимум   доходов, закрыть  доступ в    органы представительной     власти.  Представительная  власть  должна   первой сделать    шаг  от работы  во  власти  к  служению    во  власти,  о  котором    говорил  в  своей  блистательной  проповеди  Патриарх  Кирилл  2  июля.

  Именно  к  этому,  возможно,  и  должна  быть  сведена сегодняшняя революция   сверху.  А  остальное  все  приложится.

 


Стиль  российской  власти -  заметки    к   10-летию правления  В.Путина

 

       Власть  наша  ленива  и    нелюбопытна .  Пендель    с самого верху    -  единственное,  что   может   понудить  ее    исполнять  свои  прямые  обязанности.   Без  этого     же вразумляющего  жеста    она   не  шелохнется  -  разве лишь  тогда,  когда почует  в том  или  ином  месте  личную  выгоду.   

     Замечательно высказался по  этому  поводу Виктор  Щацких  («Старший сказал»  http://www.apn.ru/column/article21789.htm) ,  рассказывая   о  превратностях судьбы  Черкизона.  Добавить  можно  одно:   вразумляющий   пинок  чести  премьеру Путину  не  делает   и  свидетельствует лишь  о  том,  что  выстроенная      им    система  власти   практически  лишена   чувства  ответственности   -   построена    по преимуществу   не  на  идее  служения,  а  на    соображениях   выгоды.  Хреново,  получается,  выстроена…

     Другая  тема,  на  которую  в  последнее  время говорили много  и  многие: абсцесс  в  ОБСЕ, завершившийся     гнойной   резолюцией, уравнивающей сталинизм  с   нацизмом…. Но страстный  монолог  Сергея  Черняховского(  «ОБСЕ против Сталина» http://www.apn.ru/publications/article21781.htm) -   нужно   выделить особо. И  не  только    за эти  хлесткие его     слова:

«Если они такие непримиримые бойцы с нацизмом – ну и дрались бы с ним тогда, в 1939.А только тогда, так никого и не нашлось, кроме «проклятых сталинистов» - которые ложились под нацистские танки. Никто пока не слышал о «28 гвардейцах петэновцах», которые легли бы в мае 1940 под нацистские танки, преграждая им путь в Париж. И никто не слышал о парижском народной ополчении, вставшем живой стеной вокруг своей столицы. Или о «двухлетней обороне-блокаде Копенгагена». Равно как о некой «полугодовой битве за Варшаву» или Орлеан...»

  Но  и   за   подтекст    -     за жесткий  упрек высшей российской  власти, не  решившейся  на     политический  демарш,    не  посчитавшей  нужным ответить на  эту  резолюцию твердо  и властно. И  фактически  улегшейся   под  ОБСЕ.

   Хотя     опять-таки   опосредовано,  но весьма   и  весьма  выразительно  высказалась   недавно  о  стиле  российской  власти  и  Н.Холмогорова  в  своих  впечатлениях  о  пребывании  в Севастополе

(http://nataly-hill.livejournal.com/1005696.htm).  Ее  потрясло столь  непривычное   для  современной  России сочетание: громадное  скопление   людей, резкие обличительные  речи  в адрес  украинского  президента   и …  отсутствие  милиции,  ОМОНа,  автозаков, переносных  заграждений, отсечений-рассечений .   И  все  это  в  городе, резко  оппозиционном   центральной  власти  .

Можно, конечно, объяснить все  это   и  так:  власть  украинская  настолько  слаба,  что  ей  остается  единственное  -  не  замечать    оппозиции.  Но  у  Н.  Холмогоровой   подтекст  другой :   да  это -  слабенькая  и  фактически  дышащая на  ладан  власть,  но  тем  не менее  она,  в  отличие  от  российской,   находит  в  себе  силы  и для     мудрости ,  и   для  благородства.

 

   Можно  ли считать   все  эти (и  другие родственные  им )   стилистические особенности    нынешнего  правления    в  России  чисто  ситуационными, обусловленными лишь   текущей политической   ситуацией   ?... Или  же  все-таки  это - отражение чего-то   сущностного  и  непреходящего?

    По  завершении  10  года  пребывания  Владимира  Путина   в   высших  сферах   российской  власти   выбора   между   двумя  этими  возможностями, увы,   не  остается.  И ничего  ,  кроме «сущностное»,  в ответ  предложить  нельзя .

   Как    россицский  правитель В. Путин  остановился. И, возможно,  уже   давно,  еще   до  своей   мюнхенской    речи,  которая,  скорей  всего,  была    все-таки не демонстрацией  начавшегося  качественного  перехода,  а  всего  лишь  политическим  маневром.   Если  это  так,  то  наиболее интересным   становится  вопрос,  почему.  Почему  В. Путин  остановился  и  не  пошел  дальше?  Самым  простой  ответ  здесь,  видимо,  и  будет  наиболее  близким  к  истине  -  таковы    его  пределы   -  как  личности,  как  субъекта   государственной    политики.   Для  дальнейшего  движения  нужны были  другое   рождение,  другое образование, другое  воспитание,  другое окружение,  другая  история  карьерного  роста  -  другая  индивидуальная  жизнь,  одним  словом.

    Но   сводить     все  к  субъективному   вряд  ли  целесообразно.  Поскольку    с  точки  зрения  уроков   для  будущих  российских  правителей интерес  представляет   прежде  всего  та роль,  которую  сыграли  при  подмораживании   В.Путина  факторы  объективные.  Даже  если  эта   роль  и  не  была  определяющей.

  Если   попытаться  выделить  в  стиле  властвования,  который  сложился  за  путинское   десятилетие,  одну определяющую  особенность,  являющуюся  ключевой  для  понимания  как   остальных    особенностей,  так     и  итогов  этого  десятилетия,  то   во  всем,  всюду    нельзя  не  заметить  одного -  отсутствия (  лучшем  случае ослабление)   в  управлении обратной связи, компенсирующей  возмущения    в  управляемой  среде .  Все  информационные  потоки сориентированы   по  преимуществу  в  одном  направлении – от высшей  власти.  Она  изолирована  от  общества -   заключена  в  полупроницаемую  оболочку   под  названием   «Администрация    Президента». И  всесилие    этой   самовластной,  над-законной   бюрократической  перемычки    столь   бесконечно,  что  даже  такая хорошо  отлаженная  форма  обратной  связи, как верховная  представительная власть,   в  версии   российской   Госдумы   скукожилась и  обрела  устойчивые   черты  подотдела  АП.

   Управляющие  действия  власти   не являются  компенсирующей  реакцией  на  возмущения  в  общества,  власть  наша  не  правит,  а самовластно  царствует.  Именно поэтому  для  ликвидации Черкизона  потребовался вразумляющий  пинок  премьера ,  именно  поэтому на всех  митингах,  шествиях,  маршах главным  полномочным  представителем  власти  являются    не  ораторы,  не  высшие  функционеры  правящего  режима,  а омоновский  фельдфебель  с своими    универсальным  «риторическим»    набором  -  дубинкой  и   щитом .  Именно  поэтому   власть      оставила по существу  без   ответа  выходку  ОБСЕ -    не  смогла  почувствовать  глубины оскорбления, нанесенного народу.

  В. Путин    несомненно стремился  выстроить  рациональную  систему  управления страной,  но именно этой  системой  и  был  сам стреножен.Тепловая   машина,  как  известно,  не  может     работать  без  холодильника,  без  энтропной   потери  тепла .  Точно  также  и  эффективное, постоянно  совершенствующее  и  обновляющееся управление    невозможно  без    шумовых  потерь –   без устойчивого  и  сильного  сопротивления системы   этому   управлению .  Сия истина  известна  была  по существу    очень  давно  -   максима «  опираться   можно  лишь на  то,  что  сопротивляется»   именно    об  этом.   А  без    сопротивления,  без   заложенных в  систему  управления   шумовых  потерь  происходит  элементарнейшее  вырождение  управляющих  реакций   власти  в   указующие директивы.  И  выстроенная  под  жесткое,  казалось бы,   управление  система   становится  по  существу  неуправляемой…

    М.  Ремизов   (http://www.russ.ru/pole/Putin-kak-al-ternativa-Putinu),    считает, что   В.  Путин,  как  президент-оптимизатор (  а  не  президент-созидатель  ),   мог  лишь  отладить  доставшуюся  ему    в  наследство    систему  -  лишь это  изначально  ограничивало  возможности  В. Путина  как  правителя.  Да,  эти  начальные  условия  несомненно  сыграли   свою  роль.  Но  отнюдь  не  меньшую  сыграли  и  те  условия,  которые  появлялись   в процессе   путинской  оптимизации.  Его  удерживало  не  только   ельцинское  наследство,  но  и  его  собственные  идеологические  установки.  И  сам  он,  одним  словом,  держал  себя   за   фалды.

 

    За   последние двадцать  лет    много чего   из советского  наследия  России было   обгажено и  изничтожено  .  Вот  уже  и  систему  образования     не  сегодня   так   завтра   потихоньку   додушат    в  пыточных  подвалах  господина  Фурсенко… Но  совершенно  исключительную  живучесть  демонстрирует  святая   святых   советской  системы  -  ее   центральный   комитет  «управления»  на  Старой площади.  Что  там  какие-то  библейские  мудрости  о  новом  вине  и  старых  мехах.  Держат  Старые  мехи  «новое»   вино,  уже   почти  два  десятилетия  держат.   Пятый состав   Госдумы  приведен    в  России к  высшей  власти. Но  до  сих  пор   даже   идеи    законопроекта,   регулирующего    деятельность  АП, по – моему,  не  существует.    Здесь (    Б.Виноградов.  Россия  после  Путина http://www.apn.ru/publications/article21784.htm),похоже,

первое  упоминание   о  таком  законопроекте.   

      Почти  два  десятилетия  главные  управляющие  функции   сосредоточены  у нас   в  невиданном  по  размерам  и  мощи  бюрократическом  аппарате,  который существует  и функционирует  по  никому  не  веданным  принципам,  который  абсолютно  неподконтролен  закону,  а  следовательно   безответственен… 

      Разве может   условиях ,  когда  все  выстроено  исключительно  на  личной  преданности появиться  в  стране действительно  эффективный  правитель   …

      Разве  вырождение,  вымораживание нынешней    системы  российской власти  не  свидетельствует  о   правоте вот этого  синергетического принципа :

 «устойчивость, доведенная до своего предела, прекращает любое развитие».

 Самозамыкание  власти   в  полупроницаемую  оболочку  наподобие    российской  АП,  создает    у  власти ощущение  ее   исключительной  стабильности,  ее  безусловной  самодостаточности.  Но  на поверку   это  ощущение   оказывается   иллюзией .  Без жесткого  сопротивления  снизу,  без  постоянных  и  достоверных  сигналов  об  этом  сопротивлении обеспечить  эффективное  управление  невозможно.  Они,  собственно,,    только  и    дают власти   возможность    выполнить  ее  основную  функцию.    Без  них  власть   оказывается     легкой добычей  случайностей ,  обстоятельств, частных  выгод  и  всего  иного  из  этого скорбного и  всегда  очень далекого  от  национальных  интересов   ряда .

 

 

    Буквально  на днях  Н.  Кричевский  и  В.  Иноземцев  опубликовали  статью  (Постпикалевская Россия: Идеология временщиков                     

http://www.slavic-europe.eu/index.php/comments/17-russia-comments/4842-2009-08-25-02-53-54 ),в которой как  раз  и  исследуется подобная трансформация   -  ее вполне можно  было  бы  назвать   псевдоморфозой   олигархкии  по госвласти .  Так,  во  всяком  случае,  у авторов исследования получается: «современная российская олигархия … сейчас  не столько диктует государству свою волю, сколько выступает от его имени…»;  «…российские власти в последние годы своим бездействием потворствовали переводу прав собственности на промышленные активы России в офшорные юрисдикции — и сейчас вынуждены предоставлять бюджетную помощь иностранным, по сути, компаниям».

  А  способствует  всему  этом, по  мнению Н.  К. и В. И. исключительно  низкий  налог  на  дивиденды,  что  приводит  к возрастанию  доли  прибыли ,  которая   не  идет  на  развитие  и  укрепление   производства,  а переводится  в    потребление.   

 

   Эта   публикация  воспринята  читающей   публикой  неоднозначно.  Во  всяком  случае, «Эксперт» http://www.expert.ru/printissues/expert/2009/32/antioligarhiya/ ( на  очень  высоком  уровне  -  Т.Гурова, М.  Рубченко  и  местами  очень  убедительно )  демонстрируют  экономическую  некорректность претензий  к   олигархату. Правда, авторами  «Эксперта»     прокомментировано    из  статьи  Кричевского-Иноземцева  все,  кроме   факта   существенного увеличения доли  прибыли, уходящей   на   дивиденды,  приближения  этой   доли  в  некоторых   случаях   к  значению   100%.  А  это,  между  прочим,  наиболее  интересная  часть  статьи, несущая   серьезнейшую    политическую   нагрузку,  к  тому же   независимую от основного  содержания  статьи.

    И    власть,  если  она  власть,  управляющая  страной,  а  не  только  царствующая   в  ней,   обязана  на эти  факты  реагировать..  И   реагировать,  не   дожидаясь  катастроф, подобных  енисейской.  В которой  ,  чтобы  ни  показали  расследования,   главная   вина   окажется  все-таки   за  высшей  властью,  допустившей  в  своей  экономической   политике   эту  безумную    денежную накачку   потребления, оставив  без  должного  внимания     болевые  точки   хозяйства   страны,   недостаточное  финансирование  которых  чревато  катастрофами.

 


В избранное