← Сентябрь 2008 → | ||||||
1
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.vsurikov.ru/
Открыта:
10-10-2006
Адрес
автора: media.news.online.adviseread-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Советую прочитать выпуск 66 9 сентября 2008
Рассылка "Советую прочитать" Выходит 1 - 2 два раза в неделю Выпуск 66 9 сентября 2008 года
Конец смутного времени
Если попытаться в двух словах выразить впечатление от того, что произошло в России в августе 2008 года, то, скорей всего, самыми точными окажутся слова, вынесенные в заголовок - конец смутного времени. Эту оценку нельзя ( да и не нужно) убедительно доказать - она из области ощущений. Суть же свершившегося вовсе не в пресечении бесчинств грузинских властей в приграничных областях России и даже не в решительном признании независимости Южной Осетии и Абхазии - в этих акциях суть только выразилась, осуществила себя. Заключена же она в самоиндификации России. Почти двадцать лет простояла страна в подобострастной позе перед Западом, превосходя порой по части лакейства и современную Грузию и нынешнюю Украину. Еще в начале года, когда кандидат в президенты предъявил обществу в качестве волшебной палочки комбинацию из четырех «И», и когда ему тут же напомнили (А.Казаков), что он опустил в своих построениях «И» главное, все определяющее и всегда все определявшее в России - само-Идентификацию ее-, еще тогда ничто не предвещало идеологического поворота - глас А.Казакова так и остался гласом одинокого в пустыне. Но этот поворот, несмотря на демонстративную индифферентность президента Путина ко всякой идеологии все же медленно и неуклонно вызревал в сознании представителей нашей высшей власти: он готовился, по существу, все восемь путинских лет - во всех явных и неявных удачах этого периода, во всех его очевидных просчетах, промахах, идиотизмах. Неравновесный Мишико из Напареули своим резким, неосмотрительным движением лишь «обналичил» результаты этот долгого и скрытого процесса. Но смутное время в августе 2008, конечно же, не кончилось, так же, как оно не кончилось когда-то в 1613. Россия просто перешла в эти дни в новое качество, а точнее восстановила - вычертила - еще очень робкий и, несомненно, предварительный набросок своего традиционного, в веках выношенного качества. И пока далеко не очевидно, что этот набросок станет реальным планом. О сложности задач, стоящих теперь перед Россией наиболее емко написал Сергей Кургинян, в очень жесткой, но, как представляется, совершенно адекватной происходящему статье под названием «Слагаемые победы» http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/08/770/11.html», опубликованной еще до президентского указа о признании. Говоря о признании, как об одном из возможных вариантов, С. Кургинян в полной мере отдает себе отчет в том, что начатый пятидневной войной разворот России к самой себе будет связан с активным противостоянием мировому сообществу. И одновременно будет свидетельством того, что эту чашу мы готовы испить до дна. Горькой или смертельной будет она, - спрашивает С. Кургинян. И отвечает: «Нерезкость нашего поведения породит превращение горького в смертельное». Возвращение России к самой себе понимается С. Кургиняном как сложнейший процесс с далеко не безусловным результатом. Предстоит добывать «одно слагаемое победы за другим». Потребуется : « Другая стратегия. Другая армия. Другая связь со своим народом. Никто, кстати, не сказал, что он так уж не готов к этому. Другая идеология, культура. Другой формат идей, касающихся того же развития»… Нам «надо создавать другую Систему под другие нагрузки. Построенная (же) Система будет двигаться по "балканской" траектории. И очень скоро столкнется с сокрушительными нагрузками». «Не губите под ее( нынешней системы) обломками себя и народ. Стройте новую! Вам в этом не мешать будут, а помогать все те, кто понимает масштаб беды» Очевидно, что мировоззренческий сдвиг, обнаружившийся у нашей власти в эти дни, - явление достаточно эфемерное и неустойчивое. И единственным источником оптимизма потому на сегодняшний день является то обстоятельство, что признанием независимости двух частей бывшей Грузинской ССР России перешла рубеж, с которого в принципе нельзя отступать, отступление с которого стало бы ее гибелью. То есть этим признанием Россия перевела себя в точку невозврата и идти теперь ей можно только вперед. Удастся ли? Это во многом будет зависеть от того, насколько грамотно, по- умному президент и премьер сумеют в рамках действующей конституции поделить, выразимся так, сферы своего основного влияния. Насколько осуществится идеологических сдвиг в президентской власти (тот, о котором мне уже не раз приходилось писать в течение последних двенадцати месяцев). Насколько все управление хозяйством сосредоточится в руках премьера. Насколько президент замкнет сферу своего влияния на внешней политике, армии, культуре и просвещении. Август 2008 вроде бы однозначно показал: премьер Путин внешнюю политику выпускать из своих рук не намерен - велика, судя по всему, его роль, как в принятии основных решений августа, так и в их толковании. Но с другой стороны, очевидно и усиление позиций президента Медведев, что позволяет предполагать, что мы имеем дело с активным тренингом нового президента. В. Путин, похоже, на все сто использует сверхкритическую ситуацию августа, чтобы в кратчайшие сроки и в полном объеме передать весь свой политический и жизненный опыт. Путинская внешнеполитическая активность в августе, возможно, и означает, что он форсирует тот самый идеологический сдвиг. В пользу того свидетельствует, в частности, и то, что сам В. Путин, как он говорил вчера об этом в Ташкенте, не без удовольствия, вникает в детали хозяйственного управления… Есть и еще одно, чисто косвенное, свидетельство того, что драка во властном дуумвирате все-таки не состоялась, что там идет банальный поиск оптимальных сфер влияния. Я имею в виду те метаморфозы, что наблюдаются в позиции и стиле С. Белковского. Аналитик с далеко не средними способностями, он очень остро чувствует все реальные смены установок и ориентаций. Его портал (АПН) безмолствует с середины августа - он один рассылает сегодня «свои http://www.apn.ru/publications/article20649.htm послушливые http://www.apn.ru/publications/article20650.htm стрелы» Шумит он, по-прежнему, - «как Есенин в участке». Но нет былого лоска. И какой-то странный, разоблачительный сдвиг наблюдается в его текстах. Еще совсем недавно, еще 8 августа, он если и разоблачал власть, то исключительно, как поборник истины и чистых идеалов. Через три недели и истина и идеалы отодвинуты в кулисы. Сегодня С. Белковский - ярый патриот, и власть он мордует в основном за недостаток патриотизма. Ничто, кроме острого ощущения, что в России началась смена вех, причиной такой нервной метаморфозы быть не может. Из этого состояния ему прямой путь в министры пропаганды у Мишико. Оба у грани психического срыва. Тот жрет галстуки, этот публично сжирает самого себя. Еще пару текстов в таком стиле и никого, кроме специалистов по экстремальным состояниям психики, они уже не заинтересуют. Валерий Суриков http://www.vsurikov.ru/
Александр Привалов О кризисе профессионализма http://www.expert.ru/columns/2008/08/25/raznoe/ Ингодинский районный суд Читы рассмотрел ходатайство об условно-досрочном освобождении Михаила Ходорковского, бывшего хозяина ЮКОСа. Заседания суда прошли в атмосфере либерализма, доселе ни на одном процессе «дела ЮКОСа» не виданном: дошло до того, что судья отказался выслушивать свидетелей со стороны прокурора! Но в итоге прокурор, как обычно, оказался победителем: суд отклонил ходатайство об УДО, Ходорковский продолжит отбывать назначенные ему восемь лет. Адвокаты экс-олигарха намерены оспаривать это решение в следующих инстанциях, хотя должны были бы знать, что оспорить его не удастся. Потому что оно — законное. Все представители защиты твердили одно и то же. Как адвокат Шмидт месяц назад при подаче ходатайства заявил, что «для подачи ходатайства об УДО от заключённого не требуется ни признания вины, ни раскаяния», так на этом и стояли. Характеристики Ходорковского, представленные из мест, где он отбывал наказание, адвокат Терехова упрямо называла положительными: «Те черты личности, на которые указывает администрация в описательной части характеристики, они просто замечательные. Дай Бог каждому, чтобы его так охарактеризовали. А вот вторая, результативная часть состоит из одного только предложения: не раскаялся в содеянном и на путь исправления не встал». Если бы адвокаты пели такие песни одним журналистам, это бы ещё полбеды — те законов не знают (увы, ни в одном СМИ я не видел критических комментариев). Но эти же странные мысли они внушили и своему доверителю, чем дело было загублено уже в самом начале слушания. Потому что характеристику из тюрьмы ещё можно оспаривать, но если просящий об УДО сам начинает свою речь такими словами: «Всех наверняка интересует, раскаиваюсь ли я после без малого пяти лет, проведённых в заключении. Раскаяние в грешных поступках является нормальным состоянием человека, но каяться в преступлениях, которых не было, я не могу», — то дальше можно не слушать. Держал Ходорковский на прогулке руки за спиной или не держал, грязная у него была крышка бачка для воды или чистая — и вообще, есть у него нарушения дисциплины или нет, стало с этой минуты абсолютно не важно. Потому что УДО уже накрылось. Дело в том, что порядок обращения с ходатайством об освобождении от отбывания наказания диктуется статьёй 175 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Цитирую первый же пункт этой статьи: «В ходатайстве должны содержаться сведения, свидетельствующие о том, что для дальнейшего исправления осуждённый не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, поскольку в период отбывания наказания он <…> раскаялся в совершённом деянии, а также могут содержаться иные сведения, свидетельствующие об исправлении осуждённого» — (курсив, естественно, мой. — А. П.). То есть рассказы о сколь угодно замечательных человеческих качествах зэка для УДО по закону факультативны, свидетельство о его раскаянии — строго обязательно. Поэтому даже если в ходе слушаний у судьи сложилось твёрдое убеждение в абсолютной невиновности и кристальной чистоте экс-олигарха, даже если судья очень хотел освободить Ходорковского, он не имел права удовлетворить ходатайство нераскаянного осуждённого. Точно такое же решение при данных обстоятельствах неизбежно примут и во всех вышестоящих инстанциях. Для юриста всё это — азы. Тогда спросим себя, за каким чёртом адвокаты Ходорковского так жёстко усадили своего доверителя в лужу. Мне не приходит в голову никакого ответа, кроме одного: непрофессионализм. Конечно, Ходорковский — не обычный зэк и дело ЮКОСа — никак не рядовое дело, а потому и защита, по всей видимости, должна работать не вполне стандартно. Но шансы использовать в интересах клиента «особость» ситуации следует, очевидно, искать лишь там, где у суда есть хоть какое-то пространство для манёвра, а в законе — хоть тень диспозитивности. Рассчитывать, что в громком деле суд пойдёт против императивной нормы закона, — не знаю, как это и назвать. Даже если сам доверитель, строя какую-то длинную комбинацию, настаивал на этой безумной тактике ходатайства, профессиональный долг защитников состоял в том, чтобы разъяснить клиенту неизбежные — ещё раз: не вероятные, а неизбежные — последствия. Трудно поверить, что это было сделано, иначе Ходорковский не допустил бы на заведомо проигранном суде прочувствованного выступления матери. Но если такого качества защита у самого Ходорковского, на какой уровень профессионализма могут с уверенностью рассчитывать клиенты менее обеспеченные и не столь именитые? Для полноты картины прикинем, в какие «длинные комбинации» мог бы вписаться этот сданный без боя процесс. Одну гипотезу я нашёл у правозащитницы Алексеевой: «Дело Ходорковского уже в Страсбурге. Может быть, Европейский суд поторопится в связи с решением, которое принял сегодня суд в Чите». Может, и поторопится. Только ведь он не является высшей инстанцией для российских судов и на свободу никого выпустить не сумеет. Ну, постановит он заплатить МБХ за моральный вред — и что? Басманному суду станет очень стыдно? Так весь стыд, на который он способен, он уже испытал в 2005 году. Другую гипотезу мы с коллегами придумали сами: защита хочет, проиграв по УДО во всех инстанциях, обратиться в Конституционный суд за признанием антиконституционности самого требования о раскаянии (имея в виду статью 51, разрешающую не свидетельствовать против самого себя). Но судьба такого требования крайне сомнительна, да и МБХ в таком случае оказывается не более чем жертвуемой пешкой… Нет, ничего, кроме непрофессионализма, с наблюдаемой реальностью не согласуется. Он ведь теперь в моде. Одно это слово описывает массу явлений — и электрика, мрачно говорящего: «Хозяйка, за такие деньги лучше нельзя»; и учителя математики, пасующего перед задачкой из ЕГЭ; и ничего ещё не умеющего выпускника института, требующего — и по кадровой безысходности получающего — «полторы-две штуки». А наши пропагандисты? Первые кадры, дающие хоть какое-то представление о трагедии в Цхинвали, стали появляться на наших каналах только на третий день, а связного и внятного ролика нету, кажется, и до сих пор. Впрочем, мы все, конечно же, верим, что могут быть указаны и примеры обратного. Глеб Павловский Возвращение из Гори
Армия России после краткой заминки вошла в Осетию и Грузию и выходит, в точности выполнив поставленную задачу. Одно это обстоятельство, если вдуматься, меняет массу наших предрассудков Фото: Митя Алешковский, AP <!--[if !vml]--><!--[endif]--> Война выиграна в пять дней — военными, страной, нацией и ее руководством. Воюющее общество вернулось с Кавказа с победой, это победившее общество. У него есть новое чувство достоинства и новые права. Консервативные аргументы, исходя из которых население, для его же блага, считалось полезным удерживать от политики (сам я столько раз изображал этого «Гоббса для бедных», что не хочу повторяться), теряют убедительность даже для своих сторонников. Это успех руководства. Он показал, что трения в тандеме Медведев–Путин были сильно переоцененным фактором. История «Мечела» не подтвердила их глубины, зато укрепила согласованность в ключевых областях. Тандем держится не дружбой, а повесткой дня, устрашающей по стратегической важности. Его основа не «добрые отношения», а наружный политический скелет старта модернизации. Страна нуждается в руководстве без расколов и не желает о них слышать. В три недели прошла смена декораций в стране и в мире. Россия, годами настаивая на консервативной святости суверенитета и территориальной целостности, вдруг ввязалась в молниеносную войну «за право», да еще право гуманитарное. Это европейская война XXI века. Ради нее мы переступили свою же Концепцию внешней политики, перед тем подписанную президентом Медведевым (где «принуждение к миру» еще строго-настрого обусловлено решением Совета Безопасности ООН). Перейдя красную черту пожеланий «коллективной безопасности», мы вошли в мир взрослых и заговорили на их языке. Взрослые отвечают нам жестко, без скидок на юниоров. Тем временем союзники по СНГ ошарашены разворотом Кремля от консерватизма к интервенционизму. Война кончена — считается, что это так, — военных под аплодисменты вернут в казармы, и от экспертов станут ждать кой-чего посильней, чем комментирование телевидеоряда. Конечно, нам проще препираться, «стоило или нет» входить в Цхинвали и Гори, но разбор полетов практичней с любой точки зрения. Если не называть некоторые вещи их именами — например, российской гуманитарной интервенцией, — наши тексты будут состоять из эвфемизмов и «ура!», перемежающихся «долой!». Нам предстоит быстро принимать много решений в условиях, к которым никто не готовился. Разом подверглись ревизии основы СНГ, отношения с НАТО и США, сильно затронуты чувства Евросоюза. Американская попытка изоляции России натолкнулась на фактор глобализации. В глобальном мире изоляция великой державы требует ее «расизации», то есть описания России как чуждого, патологического субъекта, одновременно заразного для всего мира и виновного в этом. Такой сфокусированный на России расизм, ярко выраженный в скандальной речи Саакашвили про «орды русских варваров» в присутствии Кондолизы Райс, сегодня отравляет американский и европейский дискурс. Эксперты-комментаторы говорят о «проигрыше информационной войны», но это подмена тезиса. Имиджевая работа важна, но никогда не спасала от расизации — Израиль может проконсультировать на этот счет… Мы входим в новый опасный мир, где ведется несколько больших игр. Министр иностранных дел ФРГ Штайнмайер не красного словца ради именует наш мир «неопределенным». Все отметили обнаружившуюся на Кавказе слабость США — и провал стратегии Запада. Но ведь из-за этой-то слабости России и пришлось брать Цхинвали. Отражая грузинскую атаку, мы зашли в темный лес «права на гуманитарную интервенцию», «ответственности за этнические чистки и геноцид», «принуждение к миру». Все эти новые, мало разработанные поля международного права обсуждались в Европе — но не у нас. Все это назревало, консервативно откладываясь на потом, и вот, оказывается, «потом» — это август 2008 года. Неопределенность мира и далее будет оборачиваться непредсказуемыми вызовами. А что скажет о них российский эксперт? Потому кавказская победа не место для эксперт-триумфаторов, зачищающих риторику суверенитета риторикой справедливого вмешательства. Придется менять концепцию! Что совсем не просто, если перевести взгляд на министра иностранных дел России. Который уже несколько раз потребовал от Америки «выбирать» между Россией и Грузией как «виртуальным проектом». Это что, заискивание или ультиматум? В разгар игры не требуют выбора между одной из карт — и добрыми отношениями. Заявлять такое, пока наши стояли в Гори, значило зря нарываться на грубость. И ответная грубость из Вашингтона последовала незамедлительно. Но это не слабость Лаврова. Это слабость внешнеполитической догмы, полностью сфокусированной на российско-американских отношениях. Старая добрая архаика «горячих линий», где снятием телефонной трубки якобы решается любой вопрос (на деле не решился ни один, а риски тем временем подрастали). Наш вашингтоноцентризм — старейшая из священных коров МИДа, а ультиматум Лаврова был всхлипом ограбленного пастуха. Прежде Путин был «всеобщим модератором» и МИД не мог слишком много испортить. Но пришло время внешней политики для неопределенного мира. Пересмотры — значит разработки, а не «экспертные комментарии». Министерство не сможет быть умней экспертного сообщества, пока то расколото на комментаторов НТВ и комментаторов «Эха Москвы». Случайность «глубочайших разногласий» — это обычный симптом неприкаянности. Нам говорят, что эксперты не влиятельны из-за глубины своих разногласий. Все наоборот: отстраненность от участия в выработке политики оборачивается расколами по пустякам. Власти России не могут далее и не сумеют разрабатывать концепции самостоятельно. Политика ценностей должна за себя отвечать. Пока это выходит не слишком хорошо. Ядовитым подвохом у нас считают сравнение осетинской операции с чеченской войной. Противники уличают в двойном стандарте: от права на целостность для России — к праву на отделение для бывших грузинских земель. Что же, взглянем предельно холодно на цели обеих войн. Из года в год официальная Грузия исходила из приоритета территориальной целостности над будущим населения этих территорий. Российская паспортизация только освежила грузинскую доктрину «вам — граждане, нам — их землю», философия шаха Аббаса. Политическому классу абхазов и осетин было ясно заявлено о незаинтересованности Тбилиси в его выживании. Осетин — граждан России официально призывали: освобождайте территорию! (В хамской внутренней версии — «Выметем осетинский мусор через Рокский туннель!»; поэтому туннель и не стали взрывать.). Вот грузинская доктрина этнической чистки, в строгом смысле этого термина. Цель Грузии в войне — территория минус население: Абхазия без абхазов, Осетия без осетин. В этом пункте война Саакашвили за земли резко расходится с войной Путина за чеченский народ в составе России. Как ни жестоко велась та наша война, чеченцев не выдавливали с их земель, и территория без людей никогда не была целью. Даже идя на Грозный, «русские варвары» говорили европейской политической прозой инклюзивности, сами о том не думая. А теперь придется думать. Действительно, легко ли вести дела с Евросоюзом, многоглавой империей, основанной на общих ценностях двадцати восьми бюрократий? И все же России не миновать внешнеполитической переориентации на Европу. Одно это требует широких политических дебатов (и разумеется, увы, не в парламенте). А тем временем обществу предстоит своя переориентация — с военной повестки дня на мирную. Это тем более нуждается в экспертных пересмотрах. Кавказский военный зигзаг исключает возврат к довоенному statu quo ante. Президент Медведев, взявший Цхинвали, но брезгливо отказавшийся от Тбилиси, — это президент, который может требовать от аппарата исполнения долга, а от общества — правового порядка, без которого нет и никогда не будет никакой модернизации страны. http://www.expert.ru/printissues/expert/2008/33/vozvraschenie_iz_gory/
Виталий Третьяков А ЕСЛИ БЫ МЕДВЕДЕВ ИСПУГАЛСЯ? http://v-tretyakov.livejournal.com/158443.html?nc=309 at Август, 31, 2008 (01:20) <!--[if !vml]--><!--[endif]--><!--[if !vml]--><!--[endif]--><!--[if !vml]--><!--[endif]--><!--[if !vml]--><!--[endif]--><!--[if !vml]--><!--[endif]--><!--[if !vml]--><!--[endif]--> А если бы президент Медведев не решился на признание независимости – после всего того, что случилось, - Южной Осетии и Абхазии? То есть сделал бы то, что он него требуют «лидеры» (специально отмечаю это слово) стран Запада и некоторые наши «лжелибералы» и «псевдодемократы». Рассмотрим этот невероятный сценарий всего лишь в двух аспектах. Прежде всего, он сам и Владимир Путин вместе с ним перестали бы быть «лидерами» России. То есть западные лидеры лидерами оставаться хотят (членя Сербию, например), а Медведеву с Путиным предлагают стать пораженцами во главе своей нации? Но, допустим, Медведев и Путин переступили бы через это «национальное пораженчество». Чисто теоретически и гипотетически. Что – в этом случае они бы обрели для себя и для России славу и честь? Нет. И западные лидеры, и наши доморощенные «западники» с антироссийской, а часто и антирусской начинкой, сказали бы – и, конечно, с радостью: ну вот, слабаки, политические кастраты, раздувшие свои рейтинги на нефти и газе. Да можем ли мы уважать таких руководителей государства? Да можем ли мы уважать страну, которую такие руководители возглавляют. Если бы Медведев не подписал свои указы от 26 августа, не выступил именно с тем замечательным и по духу, и по слогу обращением к России, и Буш, и Обама, и Маккейн, и Саркози, и все остальные, и даже фрау Меркель, не говоря уже о Качиньских-Саакашвили-Ющенко-Адамкусах, подумали, а многие от радости и сказали бы вслух: дрянь эта страна – Россия, дрянные и слабые у нее лидеры – Путин с Медведевым. И раньше не желали с их мнением считаться, а теперь, после победы над ними даже такого… как Мишико, точно не будем. Себя лично и всю Россию спас от позора президент Дмитрий Медведев, сделав 26 августа то единственное, что он ДОЛЖЕН был сделать. А не сделал бы, то, кстати, вскоре перестал бы быть президентом. А Россия еще долго отмывалась бы от презрения всего мира. Так почему же США и НАТО-Евросоюз так поддерживали очевидно диктаторский, милитаристкий и антидемократический режим Саакашвили в его борьбе, а затем и войне против России? Боржоми им что ли не хватает? Итальянские и французские вина надоели? Целостность Грузии понадобилась вместо сербской? Зачем науськивают на Россию и так уже на все готовых в своей антирусской злобе украинских националистов с Банковской и иных улиц Киева и Львова? Ответ-то прост. Нужен Кавказ – как естественная крепость, из которой легко контролировать и Европу, и Азию (за это-то и бились мировые империи), а это поважнее, чем «мягкое подбрюшье Европы», полностью обставленное теперь натовскими базами. Нужно Черное море как внутреннее озеро НАТО. Без русского военного флота. То ли из-за слабости 90-х годов, то ли из веры в бескорыстный демократизм Запада, то ли по глупости тогдашнего российского руководства, то ли из-за своего природного демократизма и альтруизма, но с момента распада СССР Россия вела себя на постсоветском пространстве крайне ОТВЕТСТВЕННО и предельно ОСМОТРИТЕЛЬНО. Она, даже в том ослабленном состоянии, была способна в течение нескольких дней дестабилизировать ситуацию в любом из четырнадцати постсоветских государств. Даже в Белоруссии и Туркмении, не говоря уже об Украине, Грузии, Казахстане, Латвии, Эстонии, Молдове… Да где угодно. Но не делала этого. Да еще гасила волны, а иногда и цунами дестабилизации, идущие от других, в том числе – с Запада. Умному и честному наблюдателю или политику это о многом говорит. А дуракам и лжецам – и объяснять бессмысленно.
Татьяна Становая Кризис внешнеполитического курса России <!--[if !vml]--><!--[endif]-->http://www.politcom.ru/article.php?id=6788 26 августа президент России Дмитрий Медведев признал независимость Южной Осетии и Абхазии. В своем телевизионном обращении президент обвинил режим Михаила Саакашвили в геноциде. Признание Южной Осетии и Абхазии было резко осуждено Европой и США. Тем временем, Россия дала понять, что теперь приостанавливает свое участие в ряде соглашений, подписанных в рамках подготовки вступления в ВТО. В своем выступлении, посвященном признанию республик, президент Медведев заявил: «Народы Южной Осетии и Абхазии неоднократно высказывались за поддержку своей независимости. Мы понимаем: после того, что произошло, они имеют право решить свою судьбу сами. Они обратились к России с просьбой признать независимость. Исходя из сложившейся ситуации, необходимо принять решение. Учитывая свободное волеизъявление народов..., устав ООН..., документы ОБСЕ, я подписал указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и Абхазии. Это единственный способ сохранить жизни людей». Через два часа после заявления президент также дал интервью каналу Russia Today и пояснил: Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии, чтобы предотвратить истребление их народов и помочь стать на ноги. Президент также дал понять, что данные решения не являются предметом торга. В данном контексте важна и встреча с президентом Молдавии Владимиром Ворониным: Кремль сигнализирует, что признание является исключительным случаем. Фактически на вооружение взята аргументация Запада, признавшего независимость Косова. Война в Грузии изменила внешнеполитическую реальность, которая оказались де-факто в противоречии с концепцией внешней политики России, презентованной Дмитрием Медведевым 15 июля. Традиционная позиция России, связанная с признанием определяющей роли ООН в современных международных отношениях и безусловного характера принципа территориальной целостности государств, претерпевает принципиальные изменения, которых в концепции еще не было – несмотря на то, что она была обнародована уже после признания Косова большинством западных стран. Представляется, что здесь действовала сила инерции, которая была преодолена после военных действий в Южной Осетии и Грузии. Сейчас же Россия считает абхазскую и юго-осетинскую проблемы «особым случаем», исключением из общего принципа (по аналогии с Западом, который считает таким случаем Косово). Показательны пять принципов внешней политики России, которые президент сформулировал в минувшее воскресенье. Первый состоит в том, что «Россия признает первенство основополагающих принципов международного права, которые определяют отношения между цивилизованными народами». Таким образом, речь идет о весьма расплывчатой формулировке, оставляющей за Россией право при необходимости ревизировать те или иные положения международного права, как это делают США. Второй – многополярный мир; впервые он находится так высоко в системе иерархии внешнеполитических приоритетов страны. Третий – отказ от изоляции и конфронтации с другими странами, четвертый - защита жизни и достоинства российских граждан, «где бы они не находились», пятый - наличие у России привилегированных интересов в ряде регионов, причем не только на территории бывшего СССР. Понятно, что жесткая реализация четвертого и пятого пунктов могут привести к тому, что выполнение третьего пункта может оказаться под вопросом. Ни роли ООН, ни, тем более, признания территориальной целостности государств как безусловного принципа в этих пяти пункта нет. Принципиальную коррекцию внешнеполитического курса приходится осуществлять в обстановке как дефицита времени, так и резко осложнившейся международной ситуации. Россия и НАТО в двустороннем порядке сворачивают сотрудничество, а отношения угрожают перерасти в фактическую конфронтацию, что видно по ситуации в Черном море (там скапливаются около 18 военных кораблей НАТО, а Россия обвиняет Североатлантический альянс в вооружении Грузии под видом гуманитарной помощи). Фактически заморожены переговоры о вступлении России в ВТО. В ответ Россия впервые публично столь жестко дала понять, что это больше не является ее приоритетом, обозначена лишь актуальность стратегического долгосрочного движения к членству в организации. До войны в Грузии призывы исключить Россию из G8 носили достаточно маргинальный характер и, как правило, были связаны с внутриполитическими мотивами (например, всегда жесткую позицию занимал кандидат от Республиканской партии США Джон Маккейн). Теперь Запада консолидируется. Признание Россией Южной Осетии и Абхазии является мощнейшим фактором сближения позиций стран Запада с целью не просто осуждения, но и принятия некоторых антироссийских мер. Война в Грузии и ее последствия значительно затрудняет одну из фундаментальных основ концепции построения «новой России» - это ставка на выстраивание отношений с ЕС. В первую очередь, Россия рискует столкнуться с ограничениями в возможностях использования инструментариев и ресурсов для того, чтобы «бросать вызов» США. Реакция инвесторов на события в Грузии и конфликт с Западом обрушила российские фондовые рынки. Теперь называть Россию «островком стабильности» крайне сложно, и на фоне опасности «холодной войны» проблема не исчезнет. Стало сложнее говорить о перспективах превращения России в международный финансовый центр. Однако что не менее важно – Россия основывала свою концепцию на качественно новых отношениях с Европой и Китаем. «Гвоздем» концепции стала идея создания «по-настоящему открытой, демократической системы общерегиональной коллективной безопасности и сотрудничества, обеспечивающей единство Евро-Атлантического региона – от Ванкувера до Владивостока». Фундаментом такой системы должен стать договор о европейской безопасности, подписать который предложил Медведев. Теперь даже сама возможность обсуждения этой темы оказывается под большим сомнением, несмотря на то, что в публичном пространстве Россия подтверждает ее актуальность. Могут стать менее доверительными отношения России с Китаем, который весьма негативно воспринял признание Абхазии и Южной Осетии (что проявилось и в результатах саммита ШОС). Это связано как с наличием у Китая тайваньской и тибетской проблем, заставляющих страну крайне негативно относиться к любому сепаратизму (включая и косоварский), так и с нежеланием допустить слишком сильный рост амбиций российской власти на международной арене. Пекин готов принять как данность (на современном этапе), что международное право ревизирует сильнейший игрок – США; тем более, что американцы не ищут поддержки Пекина в кризисных ситуациях и согласны на его нейтралитет. Но китайское руководство не готово поощрять подобные действия России, которая нужна Китаю как региональный партнер и ограничитель влияния США в мире, а не как страна, находящаяся в конфронтации с Западом и апеллирующая за поддержкой к Пекину как члену ШОС. Жесткие действия России стали предметом серьезной озабоченности центральноазиатских лидеров, что может стимулировать их постепенное сближение с Китаем. Фактическое перечеркивание концепции построения «новой России» может иметь самые ощутимые последствия для внутриполитической ситуации в России. Напомним, в соответствии с концепцией, Россия начала очень активное продвижение своего образа как дееспособной демократии, являющейся частью европейского мира и частью цивилизованного развитого сообщества. Важнейшим приоритетом России обозначена «приверженность универсальным демократическим ценностям, включая обеспечение прав и свобод человека». Фактическое начало противостояния между Западом и Россией, не ограниченное безусловным стремлением России стать частью «цивилизованного, развитого мира», возвращает дискуссию об этом выборе внутрь российской элиты. Стремление в ВТО, желание играть активную роль в G8, определяя мировую повестку дня, наконец, ставка на статус энергетической сверхдержавы на основе концепции энергетической взаимозависимости поставщика и потребителя – все это перестает работать как ограничитель во внешней и внутренней политике. Сейчас главным ограничителем будет другой фактор – включенность российской элиты в мировое культурное и бизнес-сообщество. Многие российские чиновники, бизнесмены и их семьи получают на Западе образование, держат свои финансовые ресурсы в крупнейших банках, наконец, регистрируют свой бизнес. Не исключено, что в скором времени именно по этой линии начнется «выборочное» давление на российский истеблишмент. В то же время давление может быть осуществлено и со стороны власти, которую уже давно не устраивает «качество» российской элиты, ориентация значительной части ее представителей на Запад. Отметим также, что и западная элита не хочет эскалации отношений с Россией – и из-за общего нежелания начинать новую «холодную войну», и из-за роли России в транзите грузов в Афганистан. Признание Южной Осетии и Абхазии окажет существенное влияние на ход мирного урегулирования в регионе. С одной стороны, Россия окончательно закрепила свое присутствие в республиках. Однако, с другой стороны, крайне сложно будет легитимировать свое военное присутствие в так называемой зоне безопасности, которая выходит за пределы Южной Осетии (Владимир Путин уже дал понять, что российские войска покинут ее, хотя и не обозначил сроки). Разногласия между западными странами по поводу мер в отношении России не могут отменить консолидации Запада на негативной по отношению к Москве основе. Речь может идти о различии предлагаемых методов – от радикальных, отстаиваемых меньшинством западных стран и способных лишь усилить конфронтацию, и умеренных, благодаря которым Франция и Германия хотят постепенно добиться ухода российских войск с собственно грузинской территории. Заметим, что и Кремль теперь пытается уйти от слишком жесткой конфронтации и вновь попытаться апеллировать к Европе и, прежде всего, к Франции, что открывает возможность для продолжения диалога, но в обстановке «холодного мира». Однако в рамках умеренного подхода с обеих сторон возможны отдельные конфликтные «вспышки» - как это произошло в отношениях России и Турции после того, как последняя разрешила американским кораблям пройти через проливы в Черное море (это привело к задержкам на границе российских и грузинских товаров). Южная Осетия и Абхазии получили признание только России. Прямую поддержку Москве в этом вопросе оказали Белоруссия и Венесуэла (причем последние две страны медлят с официальным признанием). Положение двух республик с точки зрения абсолютного большинства стран останется прежним, они будут считаться частью Грузии. Ситуация крайне похожа на отделение Северного Кипра, признанного только Турцией. Однако отличие состоит в том, что Турция не находится в напряженных отношениях с Западом и даже более того – на пути (хотя и долгом) к вступлению в ЕС. Понятно, что Кремль ни при каких обстоятельствах не намерен пересматривать свою позицию по Южной Осетии и Абхазии. На этом фоне становится ясно, что теперь дальнейшая тактика Москвы будет напрямую зависеть от готовности Запада принимать сложившуюся ситуацию и не идти на чрезмерную конфронтацию с Москвой. Огромную роль будет играть и позиция Запада по поводу перспективы вступления Украины и Грузии в НАТО. Фактически Москва сейчас дает Европе понять, что перспектива улучшения ситуации в ее руках. Однако в противном случае Кремль демонстрирует готовность к конфронтационному сценарию: «ну, что ж, мы жили в разных условиях, проживем и так», - сказал Медведев. Фактически речь идет о ревизии внешнеполитического курса, который был взят на вооружение Владимиром Путиным еще в 2000 году, в рамках которого Москва изначально относительно спокойно отнеслась к вступлению прибалтийских государств в НАТО и выходу США из соглашения по ПРО – Кремль всегда рассчитывал на создание системы эффективного взаимодействия непосредственно с США. Исходя из этого, Россия также активно поддержала США в борьбе с терроризмом после 11 сентября. Первым кризисным моментом стали «цветные революции» в Грузии и Украине, показавшие, что партнерство с США не выстраивается, а конкуренция, напротив, усиливается, причем в сферах традиционного влияния России. Негативный процесс носил эволюционный характер, однако окончательный слом, приведший к кризису внешнеполитического курса, произошел после военных действий на Южном Кавказе, которые, с точки зрения российского руководства, служат подтверждением тезиса о том, что Запад занимается продвижением демократии для ослабления позиций России. Признание Россией Южной Осетии и Абхазии, а также фактический отказ от вступления в ВТО могут стать поворотными моментами в вопросе развития страны. Россия была поставлена перед жестким и вполне определенным выбором между своими геополитическими интересами и стремлением оставаться частью развитого мира, полноценным участником G8. Признание Южной Осетии и Абхазии значительно затрудняет балансирование между двумя этими приоритетами, хотя и не отменяет такой возможности. Во многом это будет зависеть, в первую очередь, и от степени жесткости позиции Запада, от возможностей его консолидации. Россия, на этом фоне, будет стремиться к возобновлению диалога без принципиального изменения своих позиций. Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий 01.09.2008 Интервью лидера? Татьяна Становая http://www.politcom.ru/article.php?id=6789 Путин, напрямую обвиняя США в конфликте в Грузии, пытается одновременно достичь нескольких целей 28 августа премьер-министр России Владимир Путин дал очень эмоциональное и жесткое интервью американскому телеканалу CNN. Российский президент впервые столь резко высказался о роли США в конфликте на Южном Кавказе. Во-первых, интервью резко усиливает антиамериканскую направленность российской реакции на осуждение со стороны Запада. Путин почти напрямую обвинил республиканскую администрацию США в инициировании конфликта в Грузии. Конфликт в Грузии могли спровоцировать некие силы в США, чтобы создать преимущества одному из кандидатов в президенты Соединенных Штатов. «Если мои догадки подтвердятся, то тогда возникает подозрение, что кто-то в США специально создал этот конфликт с целью обострения ситуации и создать преимущества в конкурентной борьбе для одного из кандидатов за пост президента США», - сказал премьер. Эта версия, ранее считавшейся «популистской» и маргинальной, была озвучена лидером ЛДПР Владимиром Жириновским, который дал понять, что война в Южной Осетии является частью заговора вице-президента Дика Чейни с целью не допустить избрания Барака Обамы президентом Соединенных Штатов. Путин, по сути, обвинил США в прямом военном столкновении с Россией, не исключив, что в составе грузинской армии воевали граждане США. «Граждане США были вовлечены в конфликт. Они действовали, потому что им приказывали, а единственный, кто мог им дать такие приказы - это их лидер», - сказал Путин. «Даже во времена «холодной войны», жесткого противостояния Советского Союза и Соединенных Штатов мы всегда избегали прямого столкновения между нашими гражданскими и, тем более, военными, военнослужащими», - подчеркнул премьер РФ. Путин, напрямую обвиняя США в конфликте в Грузии, пытается одновременно достичь нескольких целей. Так, Путин может рассчитывать подыграть антиамериканским настроениям в мировой общественности и ударить по позициям Маккейна в избирательной кампании. Впрочем, в действительности такие заявления косвенно могут способствовать росту популярности республиканского кандидата – как высказанные представителем страны, которую большинство американских избирателей считают агрессором. Одна их целей Путина – это усиление диверсификации отношения России к США и Европе. Он, так же как и Медведев, дает понять, что Россия готова эффективно взаимодействовать с Европой, в то время как за США закрепляется исключительно деструктивная роль и ответственность за произошедшее. По словам Путина, Вашингтон не только не предотвратил грузинскую агрессию против Южной Осетии, но и вооружил грузинскую армию. Во-вторых, Владимир Путин резко снижает для России ценность членства в международных организациях, одновременно снижая ставки в торге с Западом. Именно попытки пригрозить исключением России из G8 или сворачиванием сотрудничества в рамках других организаций было одним из самых главных рычагов, которые намеревался использовать Запада в давлении на Россию. Москва дает понять, что этот рычаг в новой реальности просто оказываются малоактуальным. В рамках полемики Путин в публичном пространстве подчеркнуто снизил значение членства России в G8, заявив: «Мы что должны позволит себя убивать и за это нас, скажем, сохранят в «восьмерке»?». Этой же задаче служило и то, что впервые Россия на политическом уровне официально заявила о неполноценности G8. Путин отметил, что «в сегодняшнем виде «восьмерка» уже неполноценная весовая позиция. Ведь без приглашения Китайской Народной Республики или Индии, без совета с ними... невозможно себе представить нормальное развитие мировой экономики», - сказал премьер. Отвечая на вопрос корреспондента CNN о возможности исключения России из «восьмерки», российский премьер поставил под сомнение эффективность деятельности G8 без России в таких сферах, как борьба с терроризмом, наркотиками, инфекционными заболеваниями и предотвращение нераспространения ОМУ. «Ну, хорошо, если кто-то хочет это совсем делать без России. Насколько будет эффективна эта работа?» - спросил он, явно давая понять, что исключение не останется без ответного частичного ограничения Россией сотрудничества в ряде ключевых сфер международной политики. В-третьих, Путин озвучил ряд мер, которые может предпринять в случае продолжения реализации жесткой лини Запада в отношении России и тем более принятия санкций. Он считает, что при определенных условиях РФ может прекратить сотрудничество с Западом по иранской ядерной проблеме. «Если с нами никто не захочет разговаривать по этим вопросам и сотрудничество с Россией будет не нужно - ну ради Бога, сами работайте тогда», - сказал он, отвечая на вопрос о том, может ли Россия при усилении на нее дипломатического давления отказаться от взаимодействия с Западом по иранской ядерной проблеме. В качестве уже введенной санкции можно назвать ограничения на поставки американских куриных ножек. Россия с 1 сентября исключает 19 американских предприятий из списка поставщиков мяса птицы в РФ. Путин особенно подчеркнул, что это не является реакцией на позицию США. Однако в нынешнем контексте это выглядит и расценивается в мире именно так, и возможно, Россия не против этого, давая понять, что имеет в наличии свои инструменты реагирования на действия США. Наконец, в-четвертых, Владимир Путин, пожалуй, впервые с момента начала военного конфликта вышел на международную арену и выступил как реальный политический лидер России (Дмитрий Медведев также ответил на вопросы журналистов телевизионных каналов «Раша тудей», Си-Эн-Эн, Би-Би-Си, Тэ-Эф-1, «Аль-Джазира», однако его ответы были скорее «дежурными»). Несколько раз оговорившись, что ключевые решения принимает Дмитрий Медведев как президент России и Верховный главнокомандующий, он, тем не менее, действовал в соответствии с логикой поведения политического лидера, чего пока нет у Медведева. С одной стороны, это демонстрация единства внешнеполитического подхода. С другой стороны, обозначение позиции «злого следователя», которая может быть максимально задействована в случае усугубления конфронтации с Западом. 01.09.2008 Сергей Расов Бумеранг Косово http://www.politcom.ru/article.php?id=6781<!--[if !vml]--><!--[endif]-->
Вчера завершился столь ожидаемый саммит ШОС в Душанбе. В другое время к нему вряд ли было бы приковано внимание всего мирового сообщества, но вооруженный конфликт на Северном Кавказе и последующее признание Южной Осетии и Абхазии резко подняло статус Шанхайской организации сотрудничества. Вызывает искреннее недоумение, и удивление комментарии по итогам ШОС, прежде всего, на телевидении и в российской печати. Все словно сговорившись, как молитву, твердят о публичном одобрении действий Дмитрия Медведева партнерами по ШОС. Получается, как у Козьмы Пруткова: если на клетке со слоном написано буйвол, не верь глазам свом. Также, извините, но не впечатляют многочисленные ссылки, на неназванных высокопоставленных чиновников, которые под большим секретом рассказали журналистам, что якобы, на неофициальных встречах все лидеры ШОС гневно осудили Грузию и выразили свою полную и безоговорочную поддержку России. Можно хоть сто раз твердить халва, халва, но слаще от этого во рту от этого не станет. На данный момент можно констатировать, что политика России на Кавказе не получили публичного одобрения собеседников Дмитрия Медведева на саммите ШОС. Об этом свидетельствуют следующие факты. В принятой по итогам заседаний «Душанбинской декларации» глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества сказано дословно следующее: - Ставка исключительно на силовое решение не имеет перспективы, препятствует комплексному урегулированию локальных конфликтов; всестороннее разрешение существующих проблем возможно только при полном учете интересов всех сторон, при их вовлеченности в процесс переговоров, а не изоляции. Попытки укрепить собственную безопасность в ущерб безопасности других не способствуют сохранению глобальной безопасности и стабильности. - Участники Душанбинской встречи подчеркивают необходимость уважения исторических и культурных традиций каждой страны и каждого народа и усилий, направленных на сохранение в соответствии с международным правом единства государства и его территориальной целостности, а также на поощрение отношений добрососедства между народами и их совместное развитие. Государства-члены ШОС выражают глубокую озабоченность в связи с недавно возникшей напряженностью вокруг югоосетинского вопроса и призывают соответствующие стороны путем диалога мирно разрешать существующие проблемы, прилагать усилия к примирению и содействию переговорам. - Государства-члены ШОС приветствуют одобрение 12 августа 2008 года в Москве шести принципов урегулирования конфликта в Южной Осетии и поддерживают активную роль России в содействии миру и сотрудничеству в данном регионе. Если все это перевести на понятный общечеловеческий язык, то ШОС высказалась в поддержку принципа территориальной целостности государств и против применения силы в международных делах. Это что осуждение Грузии? Или это как-то можно трактовать как поддержку действиям России? Кстати об Абхазии и Южной Осетии вообще в официальных документах нет ни слова. Если кто скажет, что поддержка России заключается во фразе, что «члены ШОС приветствуют одобрение 12 августа 2008 года в Москве шести принципов урегулирования конфликта в Южной Осетии и поддерживают активную роль России в содействии миру и сотрудничеству в данном регионе», то замечу, что подобные официальные заявления уже не раз звучали от многих лидеров Запада, и скорее напоминают некий дипломатический ритуал. Думается Дмитрий Медведев ожидал гораздо большего от своих ближайших партнеров по ШОС. Ведь выступая в Душанбе он ясно дал понять, что позиция России не изменилась. «Грузинская агрессия против Южной Осетии - это пример безответственных преступных действий по обеспечению определенных интересов силовыми методами. Уверен, что единая позиция ШОС получит должный международный резонанс и послужит серьезным сигналом тем, кто пытается выдать черное за белое, и оправдывает кровавую авантюру грузинского руководства», - сказал российский президент. Ну и где спрашивается «должный международный резонанс» от «единой позиции ШОС»? Мягко говоря, он присутствует только в подконтрольных Кремлю СМИ и то с большой натяжкой. Надо отдать должное Дмитрию Медведеву, после более чем прохладной «Душанбинской декларации» он «не стал в позу», а нашел мужество, чтобы поблагодарить партнеров «за понимание и объективную оценку предпринимаемых Россией миротворческих усилий». Что, в общем, понятно: провал на официальном уровне очевиден, а оказаться в полной международной изоляции Москве совсем не хочется. Поэтому слова главы МИД РФ Сергея Лаврова, о том, что «мы не пытались убедить своих партнеров признать независимость Южной Осетии и Абхазии», выглядят как «хорошая мина при плохой игре». Как и слова самого Медведева, что «коллеги с благодарностью» восприняли его информацию. По сути, единственным, кто оказался благодарным России так это президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Он действительно громил в своем выступлении «некоторые силы на Западе», что, впрочем, не удивительно. Однако это ему не помогло: страны-наблюдатели ШОС, среди которых и Иран, так и не смогли поднять своего статуса даже до переходного – Партнера по диалогу, хотя еще за несколько дней до саммита, официальный лица в Душанбе заявляли, что с Ираном и Пакистаном этот вопрос практически решен. Вместо этого в Душанбе было решено сформировать группу экспертов по вопросам расширения организации. В итоге, за что боролись на то и напоролись. Бумеранг Косово вернулся в Россию и нанес сокрушительный удар. Москва осталась в полном одиночестве в своем противостоянии с Западом. С небольшим бонусом в лице Белоруссии, Кубы и Ирана, имеющих на том же Западе стойкий статус стран-изгоев, а ШОС, соответственно, - белым и пушистым. Лишь президент Казахстана при личной встрече с Медведевым с присущей ему восточной дипломатией слегка пожурил Запад, что он «проигнорировал нападение вооруженных сил Грузии на Цхинвали» и глубокомысленно заметил, что «все вернется к миру». 29.08.2008 Откат Европыhttp://www.imperiya.by/comments.html?id=3168 30 августа 2008, Коммерсант Евросоюз вчера неожиданно отыграл назад по вопросу введения санкций против России. Вопреки угрозе Евросоюза уже в понедельник согласовать антироссийские санкции, перечисленные накануне главой МИДа Франции Бернаром Кушнером, вчера сразу несколько европейских стран заявили, что вводить санкции преждевременно. Не последнюю роль в этом сыграли традиционные в Европе страхи оказаться без российских энергоресурсов. Зачем В Путин разговаривал с журналистом CNN http://www.imperiya.by/comments.html?id=3178 <!--[if !vml]--><!--[endif]-->31 августа 2008, В.Соловьев Очень интересным было выступление Путина для канала CNN. Очень. И интересна реакция американцев – быстрая и неадекватная. Итак, что же произошло? Ну, очевидно – это мощный удар в информационной войне: сначала выступление президента Медведева на всех мировых каналах, а после интервью премьер-министра Путина на телеканале CNN. Что на самом деле за этим стоит? Попытка разъяснить нашу позицию? Согласен. А еще что? Кстати, нашу позицию также блестяще разъясняет господин Чуркин – с чувством
юмора, иронией. Прямо-таки жалею, что нельзя поставить камеры и вести круглосуточную трансляцию из зала заседания Совбеза, потому что сердце переполняется чувством гордости за наших дипломатов. Молодец Чуркин! Россия готовит масштабную реформу СМИ
http://www.imperiya.by/club.html?id=3177 31 августа 2008, Л.Новикова Министерство связи и массовых коммуникаций готовит масштабную реформу в СМИ. Она коснется в первую очередь идеологических ориентиров: на смену пропаганде личных свобод, богатства и потребления придет культ образования, здоровья и стремления к самореализации. В продвижении новых идеалов государство рассчитывает на добровольную помощь СМИ. Такие положения содержит концепция ведомства, которая имеется в распоряжении РБК daily.
Финансовый крах на Украине Оранжевый дурман над страной Не будем гадать, грянет буря сегодня или немного позже. Социально-экономические процессы многофакторны и стохастичны. Но раскаты грома уже слышны, экономика Украины проседает на более низкий уровень, соответствующий её действительному состоянию. Но это проседание будет шумным и болезненным. http://www.russian.kiev.ua/material.php?id=11603988 Первого сентября, на этой неделе, в этом месяце или в этом квартале? В то время как наивные селяне источают слезы умиления от собственноручных денежных раздач ювт, расчувствовавшиеся шахтеры рукоплещут реформаторским речам президента и награждают ЮВТ высшими шахтерскими наградами, грянул первый гром надвигающейся экономической катастрофы. 27 августа произошел обвал фондового рынка, причем в основном за счет падения акций черной металлургии. На сегодняшний день по некоторым данным начинается сброс гривны и активная покупка валюты. Директор Мариупольского металлургического комбината заявил, что комбинат на грани остановки. Ревальвация гривны на фоне стремительно растущих затрат выбивает из-под ног экспортных производств последнюю опору. За начинающимся падением экспортных производств неизбежно последует общий экономический провал – закономерный результат безответственной и некомпетентной «оранжевой» политики. Предпосылки невозможности экономического развития Украины хотя бы до уровня советских времен, конечно, заложены в псевдолиберальной политике 90-х годов: разорение крупного сельскохозяйственного производства и всей сельской инфраструктуры. Потеря рынков сбыта и выгодных источников энергетического обеспечения в результате шапкозакидательского национализма и тупикового (для Украины) «европейского выбора», уничтожения под лозунгом приватизации большей части машиностроения и приборостроения, почти полная ликвидация технического образования и подготовки рабочих кадров, и т.п. Индустриально развитая Украина превращается в бедную страну мелких лавочников и отсталых сырьевых производств, страну с низким уровнем жизни населения и низким уровнем культуры. Последнее наглядно иллюстрируется убогостью интеллекта, предельной некомпетентностью, продажностью и политической марионеточностью так называемой «элиты», включая руководителей государства. Поражает самовлюбленная напыщенность бывшего президента (Кучмы-ред.), который в своих мемуарных опусах хвалится, как он «реформировал» экономику Украины. Непосредственные механизмы надвигающегося крушения были заложены в 2005 году. Амбициозное стремление к «европейскому уровню» и политический популизм при отсутствии достаточной квалификации подвигло правительство к форсированному повышению непроизводительных доходов населения, а в качестве антиинфляционной меры пойти на повышение обменного курса гривны. К тому же начала снижаться таможенная защита внутреннего рынка во имя скорейшего вступления в ВТО. В результате инфляция продолжала нарастать, начал стремительно накапливаться финансовый дефицит внешней торговли. Высокий курс гривны и высокие (антиинфляционные) проценты за гривневые кредиты сделали выгодными зарубежные займы. В страну хлынули деньги, занятые банками и предприятиями за рубежом, а также спекулятивные портфельные инвестиции. Опасно вырос совокупный государственный долг, причем с высокой долей краткосрочных обязательств. Как только что-то колебнется на мировых рынках, все эти деньги побегут вон с Украины. Кажется, эти колебания уже начались. Подтвердим сказанное цифровыми данными. Рост розничных цен за январь-июль 2008 года составил 15% с начала года, а за год 29%. Рост цен производителей промышленной продукции просто катастрофический: с начала года на 34%, а за год на 46,3%.... Причем цены на производимые мясо и мясопродукты увеличились за год почти на 54%, хлеба и хлебобулочных изделий на 39%, продуктов переработки на 87%. Это же неизбежный соответствующий рост потребительских цен до конца года!!! Ревальвация гривны в 2008 году, как и в 2005-м инфляцию существенно не затормозит, но отрицательное сальдо торгового баланса увеличиться. По состоянию на июнь оно уже превысило 7 млрд. долл. и выросло за год более чем в ТРИ РАЗА! Уже третий год Украина имеет отрицательное сальдо текущего счета платежного баланса за I-й квартал 2008 года – 3,6 млрд. долларов. Общий внешний долг Украины уже достиг 93 млрд. долл. при золотовалютных резервах государства в 34 млрд. долл. Если Украина удержит объем экспорта на уровне 2007 года, то погашать этот долг за счет всех доходов от экспорта пришлось бы 1,5 года. Но, похоже, этот объем экспорта Украина не удержит! Что произойдет, если начнут сокращаться ведущие экспортные производства и рухнет фондовый рынок? Из Украины побегут капиталы, невозможно будет занимать за рубежом деньги для рефинансирования уже накопленных долгов, а требования уплаты будут неумолимо нарастать. Это означает финансовый кризис и падение курса гривны, разорение массы предприятий и банков, падение производства, страшный всплеск безработицы и дикая инфляция. Об этом страшно даже говорить, но ведь гром уже грянул! Несомненно малокомпетентное правительство Тимошенко при таком развитии событий уйдет в отставку. Но хуже всего, то, что не видно политической силы способной как-то если не выправить, то смягчить положение. Стыдно даже спросить, как президент Украины, который считает себя экономистом и банкиром, не понимал, к чему приведут ревальвации гривны в 2005 и 2008гг.? Как он мог поощрять Тимошенко в её политике денежных раздач и нажимать на правительство Януковича, чтобы оно планировало увеличение социальных расходов бюджета без увязки с товарным обеспечением? Недальновидным было ослабление защиты внутреннего рынка ради спешного вступления в ВТО. Приложили к этому ручки и Янукович, и Яценюк подписывая невыгодные протоколы по вступлению в ВТО … А как можно постоянно обострять отношения с Россией, которая является для Украины, прежде всего естественным и чрезвычайно емким рынком? Все страны мира всегда и везде боролись за рынки сбыта – ибо это база роста и процветания. В Европе для Украины рынков нет! Украина наверное единственная за всю историю обрекла себя на экономический упадок. Свою лепту в экономический провал вносит и официальная экономическая наука. Она баюкает баснями о недооценке гривны (значит можно ревальвировать!), о конкурентных преимуществах Украины (которые остались лишь в мечтах), об экономическом росте (который сводится к раздуванию торговых и финансовых операций, производству сырья и устаревшей продукции при неспособности прокормить, одеть и обеспечить теплом собственное население), о возможностях преодоления инфляции курсовыми и монетарными манипуляциями (когда её основные причины в разбалансированности и отсталости экономики) — и т.п. Какое-то помрачение, замешанное на националистическом бахвальстве! Недостаточно компетентное руководство, включая правительство и президента, искусственно тянули повышение непроизводительных доходов, на которое Украина не имела сил – и подорвали экономику. Точно так же будет и с ЕС и с НАТО. Вся «оранжевая» команда не способна руководить страной в её национальных интересах. Это могильщики Украины. Не будем гадать, грянет буря сегодня или немного позже. Социально-экономические процессы многофакторны и стохастичны. Но раскаты грома уже слышны, экономика Украины проседает на более низкий уровень, соответствующий её действительному состоянию. Но это проседание будет шумным и болезненным.
|
В избранное | ||