Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Политика

  Все выпуски  

Новости Политика Руины храма Звартноц всемирное наследие ЮНЕСКО


Руины храма Звартноц

Руины храма Звартноц

В 10 километрах к западу от Еревана, на трассе, ведущей из Еревана в Эчмиадзин (Вагаршапат) стоят руины храма Звартноц, представляющего собой превосходный пример армянской архитектуры раннесредневекового периода. О существовании храма Звартноц, руины которого до начала XX века лежали под толстым слоем глины и песка, было известно из исторических источников армянских ученых. Храм был построен в 643-653 годах армянским зодчим Ованнесом в эпоху двадцатилетнего правления католикоса Нерсеса III Строителя. Судя по тому, что фундамент храма был освящен в первый же год правления Нерсеса III, идею строительства этого архитектурного шедевра он вынашивал уже давно, мечтая перенести резиденцию католикоса из Двина в Вагаршапат. Портрет зодчего Ованнеса как подпись к архитектурному строению Сам католикос и совершил обряд освящения фундамента, окропив святым миром его 16 камней: 13 во имя апостолов (двенадцать плюс Павел), 2 во имя евангелистов Марка и Луки и один во имя св. Григора Просветителя. Сам храм, согласно источникам, был назван именем св. Григория Просветителя, а название «Звартноц» пошло с легкой руки армянского историка Себеоса, жившего в VII веке, и связано с древнеармянским словом «звартун», что означает ангел, и греческим значением (« неусыпный», «бдящий») имени того, кому был посвящен храм. План храма Звартноц Ведь строительство храма по преданию было заложено именно в том месте, где в 3 километрах от Вагаршапата ( Эчмиадзина) на берегу реки Аракс вышедшего из подземной тюрьмы Хор Вирап Григорий Просветитель встретил своего мучителя и будущего крестника армянского царя Трдата III. Известно, что храм Звартноц простоял до X века, после чего, рухнув, был занесен толстым слоем глины и песка. Колонны храма Звартноц   Исторические источники не указывают точную причину разрушения храма. По всей вероятности храм превратился в развалины из-за разрушительного землетрясения.Раскопки храма Звартноц начались в 1900 году после того, как обычный пастух рано утром в селе Арапар обнаружил, что высыхающая после проливного летнего дождя глина принимает странные очертания. Капитель колонны храма Зварноц с традиционной армянской резьбой по камню   Потрясенный пастух первым делом сообщил об увиденном монахам Эчмиадзинского монастыря, которые сразу поняли, что речь идет об остатках храма. Тем более, что согласно летописям на этом самом месте стоял легендарный исчезнувший храм католикоса Нерсеса III. Колонны храма Звартноц 2 Так по инициативе архимандрита Хачика Дадяна весной 1900 года начались раскопки, а работы по реконструкции храма возглавил архитектор Торос Тораманян. По мере углубления в археологические слои исследователей ждал не один сюрприз. Пол храма Звартноц в идеальном состоянии   Вначале были обнаружены следы небольшой часовни V века. Затем ученые раскопали стелу размером 0,63 - 2,7 метров с клинописью царя Урарту Русы II, которая поведала о строительстве водопровода ( действует по сей день). Солнечные часы Неподалеку от храма также были найдены развалины дворца католикоса. Исследователи лелеяли надежду найти статуэтку языческому богу Тиру, которому был посвящен стоявший на этом месте дохристианский храм. Но по мере раскопок их надежды быстро таяли, и все внимание исследователей занял сам храм. Работу по реконструкции затрудняло отсутствие описания храма в исторических летописях. Слева Один из колодцев гасителей колебаний земной коры (версия) Справа Главный колодец гаситель колебания земной коры Глубина колодца равна высоте храма(версия) И тут было получено сенсационное сообщение из Ани, где проводил раскопки академик Николай Марр. К нему в 1906 году приехал Торос Тораманян, и в анийском квартале Цахкадзор они обнаружили статую царя Гагика I Багратуни, который держал в руках макет храма Звартноц. Основанием храма Звартноц был равноконечный крест, заключенный не в квадрат или прямоугольник, а в круг, который символизировал «вечно движущееся мировое колесо как незримое сплетение начала и конца». Слева Макет храма Звартноц Справа Скульптура из храма Гагтка I в городе Ани в западной Армении.Статуя царя Гагика с макетом Звардноц Находка Николая Мара при раскопках в западной Армении Причем, вертикальная линия креста в круге обозначала духовное начало, горизонтальная- материальное. Храм, согласно реконструкции Т. Тораманяна, представлял собой круглое трехъярусное купольное сооружение. В круг основания был вписан крест, три равные крыла которого образовали по полукругу 6 колонн. А восточное крыло (апсида) представляло из себя глухую стену, которую покрывала мозаика и фрески.Традионная армянская резьба по камню.Виноградные гроздья и гранатовые листья У алтарной апсиды – высокое возвышение, с одной стороны амвон, впереди - крестильная купель. Сзади находилось квадратное помещение (ризница), из которой поднимались по лестнице в коридор, проходивший по верху первого яруса. К настоящему времени почти целиком реконструирован первый ярус, диаметр которого 35, 75 метра. Традиционная армянская резьба по камню Фасад храма богато украшен резьбой и традиционными скульптурами граната, орлов, крестов. Несмотря на разрушенное состояние, храм Звартноц и археологическая территория вокруг него в 2000 году были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Традиционная армянская резьба по камню Классика изображения орла По данным Миаворвац Хайер АмВиеипедия Орг

В избранное