Берега доверия. В стремительном потоке современного рынка, где качественный товар смешивается с огромным количеством поддельных и второсортных видов продукции, неизбежно происходит снижение уровня потребительского доверия. Подчас людям сложно разобраться в заявленных характеристиках продукта и, соответственно, убедиться в обоснованности
стоимости товара. Как направить товарный поток в цивилизованное русло? На вопросы по сертификации и качеству продукции, критерию оценки потребительского рынка отвечает генеральный директор ФГУ «РОСТЕСТ-МОСКВА» Виталий Бас. – Виталий Николаевич, почему на рынке сейчас много плохих товаров и гораздо меньше хороших, а те, кому следует повышать качество, не очень-то к этому стремятся? Может, государство должно проявить здесь свою волю? – Даже во времена командно-административной
системы хозяйствования, когда нарушение стандартов преследовалось вплоть до уголовного наказания – государственное регулирование показало свою полную несостоятельность. В условиях рыночной экономики задачей государства является контроль за соблюдением производителями требований по безопасности с помощью механизмов обязательной сертификации и госнадзора. Рынок же регулирует категории качества, где должна возобладать логика, что если товар похуже, то и стоить должен дешевле, а на товар лучшего качества –
цена будет дороже. Вопрос только в том, что сегодня за хорошие деньги может продаваться дешевый товар и выдаваться как хороший.
– Долго ли покупатели будут разочаровываться в качестве товара? – До тех пор, пока будут покупать кота в мешке. То есть товар неподтвержденного качества. Простой пример. Хозяин дачи покупает для работающих у него строителей сверла, но буквально через несколько операций они затупились. Снова долгая дорога в магазин, потеря собственного времени и простой
бригады, покупка на этот раз более дорогих сверл в надежде на их более высокое качество. Но высокая цена далеко не всегда гарантирует качество товара. Других же ориентиров, кроме необоснованной цены и не вызывающей доверие рекламы, нет! Сложнее обмануть потребителя в странах с более длительным периодом рыночных традиций – там в основе ценообразования лежит добровольная сертификация, где потребитель готов заплатить дороже за знак на упаковке, которому он доверяет. И не намерен платить даже полцены,
если нет «знака доверия» – такой товар ему не нужен. Когда у нас будет развита добровольная сертификация, потребитель получит четкие ориентиры. Тогда и цена на продукцию станет больше отражать его качество, и мы сделаем шаг к тому рынку, где товары можно будет подбирать, полагаясь не на интуицию и везение, а руководствуясь достоверной информацией и здравым смыслом. По оптимальному соотношению «цена-качество». – Хотелось бы уточнить: что такое добровольный сертификат
качества и чем он отличается от «обычного» сертификата соответствия? – Привычный нам сертификат соответствия подтверждает безопасность продукции. Однако его часто называют сертификатом качества. Это неправильно. Если производитель хочет подтвердить не только безопасность, но и высокие потребительские свойства выпускаемой им продукции, он должен дополнительно получить сертификат Добровольной системы сертификации качества. Для этого проводится экспертиза технического документа, по которому
изготовлена продукция, проверяются протоколы испытаний, насколько полно и достоверно представлена информация для потребителя. Понятно ли изложено руководство по эксплуатации технически сложных изделий: недопонимание потребителем сути инструкции и предупреждений изготовителя – не только становится причиной преждевременной поломки, но может привести и к травме. Часто эти нарушения неожиданны для производителя, считавшего свою продукцию «безгрешной». Аудит качества – это зеркало, в котором
мы не всегда видим то, что ожидаем. Чтобы получить знак качества, изготовитель устраняет все выявленные несоответствия. Мы стремимся к такому сотрудничеству с производителями, которое помогло бы им наладить системную работу по качеству и сформировать производственные условия, необходимые для его стабильного обеспечения.
– Какие чаще всего бывают нарушения и в чем их причины?
– В технических условиях на продукцию качественные характеристики четко не прописываются. Хитрость
их разработчика в этом случае понятна: претензий по качеству потом не предъявишь! Но с таким подходом сертификат качества не получишь. Случается, что ТУ на продукцию правильно разработаны, согласованы и… благополучно забыты! В них не фиксируются те изменения, которые со временем в процессе работы вносятся в производство изделия. В результате при проверке выясняется, что в ТУ – одна информация, на этикетке – другая, а товар, как говорится, сам по себе! Часто испытания проводятся не в полном
объеме и их результаты не соответствуют показателям технического документа. Бывает, они вообще не проводятся. На вопрос, почему так происходит, можно, к примеру, услышать: а зачем, если садовый инструмент теперь не подлежит обязательной сертификации? Им и в голову не приходит, что испытания в первую очередь необходимы для производственно-технического контроля, для обеспечения и подтверждения качества продукции. На отдельных видах товара можно увидеть надпись «Экологически чистый», но от той же ванночки
для краски или от ручки инструмента чувствуется характерный запах. Задаем вопрос: на каком основании? Аргумент один: мы знаем, что у нас все чисто. Но независимые исследования не проводились, и такое утверждение не более чем плод фантазии маркетолога. Покупатель же верит таким заявлениям и рассчитывает на экологичность товара. Главная причина нарушений – в отсутствии эффективной системы менеджмента качества. Если бы на предприятии была формализована, документирована и контролировалась процедура внесения
изменений в технологию и технические документы, в информацию, предоставляемую для потребителя, то такой «отсебятины» не получалось бы и многим нарушениям не было бы места.
– Какие преимущества дает добровольная сертификация качества?
– Время тотального дефицита давно кануло в Лету. И сейчас для успешного продвижения товара уже недостаточно даже рекламной поддержки. Спрос на товары предопределяет степень доверия потребителя к рекламируемым потребительским свойствам.
Поэтому когда качество продукта подтверждено независимой стороной, и об этом потребителя информирует соответствующая маркировка, то доверие к производителю и спрос на его товар заметно повышаются. Соответственно повышается и его конкурентоспособность. Использование Сертификата качества и Знака качества в рекламных целях увеличивает сбыт товара. Когда на упаковке стоит Знак качества, имеются официальные документы, в которых приводятся и подтверждаются повышенные функциональные, потребительские и эксплуатационные
свойства товара, это выгодно выделяет продукт среди подобных изделий. Покупатель сразу видит, что товар действительно того качества, которое обещано производителем в маркировке. И тот, опираясь на информационно-рекламный ресурс добровольной сертификации качества, начинает эффективно продвигать свой бренд на рынке.
– Вроде бы в добровольной сертификации заинтересованы все – и потребители, и производители качественной продукции, и государство в целом. Но воз и ныне там. Как сдвинуть дело
с мертвой точки? – Если мы с вами, потребители, перестанем покупать товары, качество которых не подтверждено добровольной сертификацией, то производители, хотят они того или нет, придут к осознанию, что необходимо пройти проверку независимой экспертизой качества. Для того чтобы заработал этот механизм, нужна воля потребителей, то есть гражданского общества. Будет спрос на продукцию подтвержденного качества, будет и предложение.
– Учитывая актуальность темы по продвижению качественных
товаров на российский рынок, редакция журнала «Хороший инструмент» выходит с инициативой проекта добровольной сертификации продукции с учреждением Знака качества в номинации «Хороший инструмент».
– Думаю, это хорошая идея, если ваш журнал внесет свою лепту в создание добровольной сертификации инструмента. Почему бы журналу не возвести в принцип правило публиковать рекламу только действительно хорошего инструмента, качество которого подтверждено экспертизой и сертификацией?!
Наверное, на первом этапе такая «щепетильность» вступает в противоречие с коммерческими интересами, зато сулит хорошие перспективы. Потребителям нужны источники достоверной информации о качестве.