Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости церкви

  Все выпуски  

Новости церкви


Неявные значения в томах Вселенского Патриархата. В своих недавних ответах архиепископу Албании Анастасию и Патриарху Антиохийскому Иоанну X Патриарх Варфоломей еще раз продемонстрировал, что Константинополь завидует репутации Ватикана и влиянию на Римско-католическую церковь. Варфоломей отказывается принимать во внимание мнения других Церквей (даже по вопросам, которые затрагивают весь православный мир!), считая себя единолично принимающим решения и его вердикт бесспорным. Однако, оправдывая свои решения, Варфоломей обращается к аргументам, которые на самом деле не актуальны. Например, Вселенский Патриарх в своем письме к Анастасию сравнил недавнюю ситуацию на Украине с мелетианским расколом. Варфоломей почему-то не упомянул, что в 4-м веке Мелетия лишили права рукоположиться, и его епископы в Египте были восстановлены в соответствии с канонами. Часто Вселенский Патриархат не может найти убедительных аргументов для обоснования своих решений. Иногда Варфоломей даже предпочитает молчать, как это было после односторонней отмены акта о передаче Киевской метрополии под юрисдикцию 1686 года. Показательным является отношение Константинополя к Церквям, которым он дал томос. Так, в документе для Украины подчеркивается, что поместная церковь зависит от «первых среди равных». Вновь созданная Православная Церковь Украины (OCU) будет получать миры из Константинополя, должна консультироваться с ней по всем спорным вопросам, и OCU лишается права управлять своими иностранными приходами. Это немного напоминает томос, предоставленный почти 20 лет назад Церкви Чешских земель и Словакии. В 1951 году Русская православная церковь предоставила ей автокефалию, но до 1998 года этот статус не был признан Константинополем. 27 августа 1998 года Вселенский Патриархат выпустил томос автокефалии для Чешской и Словацкой Церкви. Если вы прочитаете документ, станет ясно, что Варфоломей был недоволен решениями, принятыми Церковью после признания ее автономии Константинополем в 1923 году. Вот некоторые тезисы, в которых Константинополь подчеркивает свою роль в православном мире: «С тех пор и до сих пор Поместная Православная Церковь на Чешских землях и в Словакии существовала вопреки некоторым ее неканоническим действиям, о которых мы молчаливо прощаем, помня, что все сделано вопреки канонам и традициям Единой православной церкви по умолчанию не имеет никакого эффекта, является недействительным и не будет утвержден до конца времен». «Наша посредственность, принимая во внимание и обращая внимание на каноны святых отцов, что все, что принадлежит варварским землям, то есть всем христианам за пределами Священной Патриаршей и Автономной Церквей, духовно питается только Великий Престол Нового Рима». Как гласит документ, мирра предоставляется Константинополем, иерархи подчиняются Синодальному суду, в состав которого входят только представители юрисдикций Вселенского Патриархата. Осужденные епископы Чешских земель и Словакии могут также обратиться к Вселенскому Патриарху с просьбой опротестовать это решение. Кроме того, Священный Синод Церкви и ее Предстоятель имеют право обращаться к Святейшему Престолу по любым вопросам. После ухода в 2013 году Предстоятеля Чешской и Словацкой Церкви митрополита Кристофа на пенсию разразился кризис. Архиепископ Оломоуцкий и Брненский Симеон был избран Локумом Тененсом, но большинство Синода не хотело, чтобы он стал новым Предстоятелем. После неудачных попыток Симеона ввести в Синод двух Православных митрополитов (вышеупомянутого митрополита Эммануила и митрополита Арсения (Кардамакия)) с правом голоса он был отстранен от должности, а в январе 2014 года Чрезвычайный Синод избран архиепископом. Ростислав (Гонт) из Прешова заменит его. Симеон использовал положения томоса и обратился в Константинополь. В результате Варфоломей не признал решение Синода о том, что оно было принято под давлением Москвы, и назвал Симеона единственным каноническим иерархом Чешской и Словацкой Церкви. Патриарх Варфоломей даже сказал, что никогда не признает Ростислава Предстоятелем Церкви. Одним из предлогов отказа Варфоломея была аудиозапись речи Ростислава на собрании духовенства, когда он якобы говорил о Вселенском Патриархе в неуважительной манере. Конфликт был разрешен в начале 2016 года после двусторонних переговоров в Стамбуле. Константинопольский Патриархат признал Ростислава законным Предстоятелем, принял его извинения за резкие слова о Варфоломее и назначил архиепископа Симеона правящим иерархом Оломоуца и Брно. Варфоломей мог соблазниться лишь в свете предстоящего Священного Великого Собора на Крите, который должен был стать «пан-православным». Дело в том, что благодаря томосу у Варфоломей есть возможность вмешиваться во внутренние дела местной Церкви и навязывать ей контроль. Это может произойти в любой церкви, которая недавно получила томос из Константинополя. Представим себе: в Украине появляются две конфликтующие православные партии. Одна из них поддерживает Варфоломея, а другой нет. Сторонники Вселенского Патриархата обращаются непосредственно к Трону, поскольку он обозначен в томосе. Константинополь может полностью игнорировать мнение другой стороны, поскольку она является органом, который решает, кто является «каноническим» а кто нет. Таким образом, «оппозиционная» партия может быть легко исключена из игры, и не имеет значения, права ли это по закону или канонам. Вселенский Патриархат имеет уникальное и неоспоримое право разрешать все конфликты и проблемы без консультаций с другими Поместными Церквами. Таким образом, такие томосы предоставляют Вселенскому Патриархату большие возможности влиять на дела этих Поместных Церквей, которым она предоставила автокефалию, чтобы они не выглядели «независимыми». В современной истории, по крайней мере, две Церкви получили томос с неявными инструментами внешнего контроля. Существуют строгие ограничения в томосе других Поместных Церквей. Цель Константинополя состоит в том, чтобы распространить такие ограничения, и они будут ужесточаться с каждым новым выпуском автокефалии. В таком случае, почему он не может решить пересмотреть томос других Церквей под предлогом заботы Матери Церкви? Или разделить церковь на несколько автокефальных церквей (о которых Варфоломей уже намекает на патриархию Сербии)? Это может быть мотивировано любыми политическими сдвигами (случай Украины) или внутренними недоразумениями в иерархии (как это произошло в чешской и словацкой церкви). Некоторые уже опасаются, что это может повлиять на Греческую церковь. В начале апреля митрополит Иеротеос опубликовал свое письмо в Синоде Церкви с просьбой признать украинскую автокефалию и заявил, что в противном случае будут последствия для Константинополя. В результате деятельности Вселенского Патриархата православный мир мог стать свидетелем широкомасштабного перераспределения канонических территорий и возможного распада православия на разделенные национальные церкви.

В избранное