Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Александр Колосков. Экономика, политика, свежие новости Рейтинговые оценки российских компаний


Данный обзор посвящен вопросам финансового анализа отечественных предприятий. Изложены базовые положения: исходные данные, методика и корректность анализа, конечный результат. 

Финансовый анализ нужен многим группам пользователей: налоговым и статистическим органам, банкам, партнёрам и контрагентам, сотрудникам этих предприятий… Но самый главный интересант подобной информации - инвесторы предприятия. Именно инвесторы – основа всей рыночной экономики. Движущей силой любой коммерческой организации является желание инвестора получить прибыль. Интерес всех остальных участников рынка - перераспределение прибыли, снижая её в виде налогов, процентов по кредиту, зарплаты и других отчислений.
Мысль о создании НФЭ возникла во время учебного процесса. Изучение предмета «Финансовый анализ» при прохождении курса «Антикризисное управление» навело на идею пользе финансового анализа для подавляющего большинства действующих предприятий.
Насколько нужна финансовая аналитика сегодня? Крупные предприятия обязаны делать аудит на законном основании, и аудиторские компании, выражая мнение об отсутствии существенных искажений в бухгалтерской отчетности, имеют право вести разработку и анализ инвестиционных проектов. Крупные предприятия в обязательном порядке имеют финансовые службы, в обязанность которых входит контроль за финансовыми потоками. Но инвестор на этих предприятиях внешний, зачастую не имеющий доступа к внутренней отчетности (например, миноритарный акционер), поэтому ему будет небезразлично узнать о финансовом состоянии его предприятия. Оценка внешнего аналитика должна быть важна для любого собственника.
Для малого бизнеса не столь существенны финансовые коэффициенты и направление финансовых потоков. Как правило, на малых предприятиях собственник сам руководит «своим делом», а у его фирмы долговая и кредитная нагрузка не столь существенна. При других вариантах финансовый анализ может существенно «облегчить жизнь» предпринимателю.
Итак, целевая аудитория НКО «Независимая финансовая экспертиза» - это собственники предприятий, инвесторы – все те, кто напрямую (а не по должности) заинтересован в увеличении отдачи от собственного капитала, вложенного в реальный сектор российской экономики. Именно такие вложения сейчас нужны стране, так как производство – ключ к финансовому благополучию граждан любого государства.
В соответствии с российским законодательством российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ) являются основой для формирования бухгалтерской отчетности компаний. Для наибольшей достоверности необходимо обращаться к максимальному числу внутренних документов. Но этим должны заниматься аудиторские компании. Поэтому если компания прошла внешний аудит, её отчетность является официально подтверждённой. Но практика говорит о том, что в отчетности многих компаний обнаруживаются ошибки, от «человеческого фактора» никто не застрахован. При обработке исходных данных необходимо эти опечатки выявить и исправить. Для работы, как правило, используется ежеквартальный отчёт за первый квартал, в нём содержится вся нужная информация (в том числе и бухгалтерская отчётность) за анализируемый период.
Почему используются в соответствии с РСБУ, несмотря на то, что в мировой практике применяются Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО, IFRS)? Отчетность по МСФО также предоставляется компаниями, и инвестор в качестве основного источника информации может её использовать. Но в 2008 года отчетность по МСФО не стали гарантией от кризиса крупных компаний. Это не значит, что анализ отчетности по РСБУ будет «ключом» к обнаружению проблемам на предприятии. Отечественные предприятия в подавляющем большинстве не выдержали конкуренции с зарубежными и прекратили свое существование. Но главная причина - отсутствие поддержки со стороны государства, а не бухгалтерские стандарты.
На современном этапе инвестор не должен замыкаться в одной системе отчётности, в его распоряжении должно быть максимальное количество информации, включая и российскую, и международную систему стандартов учёта, а выводы по предприятию пусть делает сам.
Перед началом анализа нужно обратиться к теории: какое количество финансовых коэффициентов является оптимальным? Каков вид итогового показателя, как и с какой точностью его рассчитывать? Чтобы ответить на все вопросы, нужно обратиться к существующим методическим рекомендациям.
Финансовый анализ выполняется в несколько этапов:
- форматирование исходных данных (в тех случаях, если в бухгалтерской отчётности найдены технические ошибки либо в ней раскрыты дополнительные строки);
- анализ динамики и структуры баланса (предварительный анализ «на коленках», с минимальным количеством относительных величин);
- анализ ликвидности и платежеспособности;
- анализ финансовой устойчивости;
- анализ рентабельности;
- анализ деловой активности.
Итогом каждого этапа (кроме первого, предварительного) является свой коэффициент, рассчитываемый по ряду финансовых показателей. Итоговый результат подсчитывается в заключении.
Так как итоговое значение располагается в диапазоне от 0 до 10 с одним десятичным знаком, то максимальный диапазон значений равен 100. Это вполне достаточная величина, чтобы оценить состояние ряда компании для выбора наиболее предпочтительной. Однако нужно иметь в виду, исходные данные для расчётов могут меняются быстрее периода мониторинга, а их подсчёт, хоть и основан на классическом финансовом анализе, не является бесспорным. Для получения представления о компании достаточно меньшего диапазона.
Исходя из вышеизложенного был установлен следующий способ представления результата: число параметров, принимаемых в качестве показателей, должно лежать в диапазоне от 30 до 50. Этим будет обеспечена нужная точность и не приведёт к чрезмерному количеству расчётов. Каждый коэффициент имеет равный «вес» при подсчете конечного результата. Итоговый результат имеет два представления:
- от 1 до 10 с одним знаком после запятой (в отличие от буквенных коэффициентов «большой тройки» рейтинговых компаний);
- привычный многим «школьный» вид (от «единицы» до «пятерки» с плюсами или минусами).
Данный метод подсчета оценки компаний не должен и не может быть бесспорным. Могут появляться новые коэффициенты либо корректироваться их подсчет. Поэтому с течением времени может меняться и итоговая оценка каких-то компаний. Если такие изменения возникли, это говорит об улучшении оценочной методики и, как следствие, к более точным определениям качественной оценки предприятий, их перспектив.
Повышение качества работы отечественных аналитических компаний, их популяризация в стране и за рубежом будет способствовать привлечению новых инвесторов в нашу страну, способствуя правильному выбору объектов их вложений. Это даст возможность инвесторам получать высокие дивиденды, налоговым органам – обеспечивать бюджеты всех уровней, государству - снизить зависимость от иностранной продукции, гражданам - повысить своё материальное благополучие.

В избранное