Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Журнал "Коммерсантъ Weekend"

  Все выпуски  

За запой! // Александр Рогожкин и его поиск ответа на вопрос, как выживать, никого не убивая



За запой! // Александр Рогожкин и его поиск ответа на вопрос, как выживать, никого не убивая
2024-09-27 08:00
Если и есть режиссер, сумевший воздать должное загадочной русской душе, это, безусловно, Александр Рогожкин. Он эту душу бурил вдоль и поперек, он отворял ей кровь и заливал ее спиртом, он аккуратненько выводил ее из запоев и поддерживал в завязке, он на нее охотился, с ней рыбачил, кричал с ней «ура!» и пил за нее из горла в электричке. Он научил ее емким и содержательным тостам, кратким как выстрел. Потому что запой не считается запоем, если пить с друзьями, на природе и особенно если начать с тоста. 3 октября Александру Рогожкину исполнилось бы 75 лет.

Трезвость особая // «Москва — Петушки» как путь праведника
2024-09-27 08:00
Поэма Венедикта Ерофеева, как известно, была впервые опубликована в СССР на страницах журнала «Трезвость и культура». Шел 1987 год. По стране, вызывая всеобщую оторопь, катилась горбачевская антиалкогольная кампания с ее «безалкогольными свадьбами» и водкой по талонам. В «Юности» печатали Вознесенского, чьи строки умело балансировали между оптимизмом и отчаянием: «Человек проснулся трезвый — / он не врезал, / не дерябнул политуры / с гением литературы». По рукам ходили распечатки с лекциями академика-патриота Федора Углова — о страшном количестве, выпиваемом душой населения. «Москву — Петушки», давно разошедшуюся в самиздате, решили легализовать как текст, соответствующий требованиям момента,— то есть как разоблачение искореняемого порока: вот до чего может довести себя советский человек, если будет мешать кубанскую с розовым крепким. Юрий Сапрыкин отмечает, что природа опьянения главного героя поэмы остается необъясненной.

Веселье без шумства // Как европейское искусство перестало бояться и полюбило вакханалии
2024-09-27 08:00
Дионис, он же Вакх, греко-римский бог вина, виноделия и пьянства, получил в искусстве и культуре Нового времени удивительную карьеру. Сначала, объясняет Сергей Ходнев, его сделали символом беззаботного гедонизма, потом — человеческой слабости, но в конце концов попытались увидеть в нем залог счастливого массового единения.

Со всей русской безысходностью // Как лучшая картина Василия Перова отразила особенности национального запоя
2024-09-27 08:00
Если искать образ «русского пьянства» в живописи, то на ум сразу приходит «Последний кабак у заставы» Василия Перова: картина, в которой не изображено ни пьянства, ни пьяниц, ни застолья, ни запоя — только безнадежность. Анна Толстова — о том, каким безлюдным оказался алкоголический пейзаж у Перова.

Лас-Вегас—Петушки // Как снять фильм, в котором «пить» рифмуется с «играть»
2024-09-27 08:00
«Разбитый нос, пустые карманы», фильм независимого американского кинодуэта братьев Росс,— правдивая история на вымышленном материале. Не только о выпивке, но и об актерстве, на которое она обрекает.

Пьет — значит жив // Как запой оказался единственной живой темой «Живого трупа»
2024-09-27 08:00
«Живой труп» Толстого — пьеса мучительная во многих отношениях. Мучительная для зрителя или читателя, но мучительная и для персонажей. Кажется, автор тоже был не особенно удовлетворен результатом: Толстой оставил пьесу в черновиках, ее принято называть неоконченной. Незаконченности в ней как раз нет, в ней другая беда — в «Живом трупе» трагедия разворачивается среди людей, неправдоподобно безупречных. Среди таких никакое драматическое событие невозможно, так что, считает Ольга Федянина, запой был неизбежен.

Динамика против статики, запой против самоизоляции // Как Лесков обнаружил в «Левше» то, что кому-то нормально, а русскому смерть
2024-09-27 08:00
Со школьных времен мы еще помним: «Левша» Николая Семеновича Лескова — это печальный рассказ о тульском умельце, который сначала из слободы мастеровых перемещается в императорский дворец, потом в далекую Англию, чтобы в конце концов оказаться в Обуховской больнице для бедных. Но в этих трагических приключениях можно увидеть и новые смыслы и прочитать «Левшу» как историю о том, как попытка преодолеть стену между мирами упирается в смерть и почему отказ от таких попыток ведет туда же.

Трудно пить богу // Как Алексей Герман снял фильм-запой
2024-09-27 08:00
«Трудно быть богом» Алексея Германа — самое отчаянно-грандиозное произведение русского кинематографа: 45 лет с момента задумки до выхода на экран, 14 лет работы над фильмом, который режиссер так и не успел закончить. Этот истязающий, доводящий зрителя до исступления фильм — размышление об истории, превращенное в беспощадный алкогольный делирий.

Антиалкогольная компания // 10 фильмов про пьянство
2024-09-27 08:00
В алкогольной истории кино можно и утонуть — отношения этого искусства со спиртным крепчайшие. Weekend представляет десятку выдающихся пьяниц, алкоголиков и просто выпивающих героев мирового киноэкрана.

Каждому по наклонностям // Режиссеры и их фирменные напитки
2024-09-27 08:00
К числу людей, между которыми устанавливаются самые прочные связи,— наряду с друзьями и любовниками — относятся собутыльники. Часто собутыльники в итоге совместных выпивок становятся и друзьями, и любовниками. Вот почему так прочна и еще одна связь — между кинематографом и алкоголем. Сценаристы охотно хватаются за бутылку, когда им нужно свести или развести персонажей, придать кому-то смелости, развязать язык. Выпивка на экране дает зрителю в зале повод посмеяться, или поплакать, или повздыхать о собственных косяках — и отпустить их с доброй улыбкой. Алкогольные напитки — кинозвезды в своем роде. Нет такого, что не засветился бы на экране, а за большинством — такой шлейф шедевров, что кинокритикам впору писать их творческие портреты. Иные же, как Моника Витти у Антониони, как Анна Карина у Годара, как Роберт Редфорд у Поллака, стали символами режиссерских вселенных и неотъемлемым элементом режиссерского почерка.

В избранное