Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Журнал "Коммерсантъ Weekend"

  Все выпуски  

<<В практиках массового возбуждения нет ничего нового>> // Андрей Зорин о том, как культура формирует наши эмоциональные реакции



«В практиках массового возбуждения нет ничего нового» // Андрей Зорин о том, как культура формирует наши эмоциональные реакции
2023-06-30 08:00
Последнее десятилетие — время, когда эмоции приобрели особую социальную важность: политики и общественные движения опираются на сильные чувства, которые им удалось разбудить, вокруг общих переживаний формируются новые сообщества и идентичности, та или иная гамма эмоций определяет гражданскую позицию едва ли не в большей степени, чем принципы и убеждения. Интуитивно кажется, что эмоциональные реакции спонтанны, но на самом деле во многом они, как и реакции интеллектуальные, запрограммированы культурой. Андрей Зорин, выдающийся историк и литературовед, в книге «Появление героя» (2016) показал, как культура формирует эмоциональные матрицы — способы переживать, интерпретировать, реагировать на похожие ситуации и события, различающиеся для каждой эпохи или социального строя. Юрий Сапрыкин поговорил с Андреем Зориным о том, как размечена эта карта эмоций — индивидуальных и массовых — на переломах российской истории.

Эмоции для диктатуры пролетариата // Григорий Ревзин о том, как авангард хотел управлять сознанием с помощью архитектурных форм
2023-06-30 08:00
В основе авангардной архитектуры лежит идея о том, что форма воздействует на психику людей одинаково — это физиология,— так что это искусство для масс, а не для одного человека. Массе покажи шар — она почувствует гармонию, покажи вертикаль — она почувствует стремление, сложи одно с другим — получишь Институт Ленина Ивана Леонидова, стремление ко всемирной гармонии, которая покамест еще не наступила.

Линия надрыва // Игорь Гулин о том, как эмоции превращались в события в кино эпохи застоя
2023-06-30 08:00
Одна из моментально узнаваемых черт позднесоветского кинематографа — странная тональность, одновременно до предела напряженная и вялая, будто эмоции сдерживаются и  прорываются одновременно. Ее часто называют надрывом. Вглядевшись в это состояние, можно лучше понять чувствительность застоя.

«Еще скажи — Вивальди на титры поставить» // Кирилл Василенко о том, как звукорежиссеры создают эмоции в кино
2023-06-30 08:00
Работа современного звукорежиссера похожа на алхимию или парфюмерное дело: чтобы вызвать у зрителя страх, тревогу, печаль или радость, создаются целые эмоциональные блоки, состоящие из множества звуков. Кирилл Василенко — один из самых известных российских звукорежиссеров, работающий с Ильей Хржановским, Алексеем Учителем, Резо Гигинеишвили, Анной Меликян и другими режиссерами авторского кино, рассказал Константину Шавловскому о том, для чего нужен иммерсивный звук, зачем озвучивать немую хронику и как создается звуковая партитура фильма.

Мне скучно, йес! // Ксения Рождественская о том, как кино справляется со скукой
2023-06-30 08:00
Все теоретики скуки, от Хайдеггера до Карлсона, пытались найти от нее спасение: Карлсон одевался привидением и воровал плюшки, Хайдеггер считал, что нужно опускаться на самое дно этой эмоции, искать себя в глубинной скуке. Вслед за ним и Бродский предлагал скучающей молодежи «испробовать детективы или боевики — нечто, отправляющее туда, где вы не бывали вербально / визуально / ментально прежде,— нечто, длящееся хотя бы несколько часов». Но если это не сработает, он видел тот же выход: полностью отдаться скуке. Плюшки или дно — две дороги сегодняшнего кинематографа, который пытается бороться с этой эмоцией или использовать ее. Он то хочет не дать героям и публике скучать, то ищет способы включить скуку в фильм, сделать ее героем, фоном или кнопкой переключения каналов восприятия. А иногда и намеренно вводит зрителя в состояние транса. Если не можешь побороть скуку — возглавь ее.

10 оттенков страшного // Марат Шабаев о том, чем пугает современный хоррор
2023-06-30 08:00
Фильмы ужасов — категория подвижная и флюидная: секрет вечной жизни хоррора в том, что каждое десятилетие он переизобретает себя заново. В XXI веке экранные ужасы изменились вместе с новой эпохой — и пока мейнстримные образцы жанра продолжают по старинке пугать скримерами и джампскейрами, независимые проекты исследуют новые типы человеческого страха. На примере 10 фильмов можно проследить, к чему апеллируют современные авторские хорроры.

Красота в беде // Сергей Ходнев о том, как европейская культура перестала бояться страха
2023-06-30 08:00
Страх — не слабость, не атавизм, даже не просто охранное устройство. Это темное, малоприятное, иррациональное, не очень почетное, но сильнейшее из человеческих чувств. А поскольку мы воспринимаем художественное произведение в значительной степени через наш опыт именно таких базовых эмоциональных состояний, то страшное — это еще и очень важный художественный инструмент. Сейчас такое соображение кажется общим местом. Однако в свое время, в середине XVIII века, оно прозвучало совершенно революционно — и предвосхитило огромное количество революций в литературе, искусстве, психологии, масскультуре, без которых сегодняшнее сознание невозможно себе представить.

Рожами вышел // Анна Толстова о том, как Франц Ксавер Мессершмидт изобрел скульптурные эмодзи непонятного назначения
2023-06-30 08:00
В числе идейных вдохновителей языка эмотиконов и эмодзи называют много кого, например Владимира Набокова. Как ни странно, немецко-австрийский скульптор Франц Ксавер Мессершмидт среди них не значится, но его гримасничающие рожи вполне годятся в прародители смайлов. По крайней мере, другие интерпретации мессершмидтовских «Характерных голов» носят не менее фантастический характер.

Хлебозрелище // Зинаида Пронченко о том, как еда стала универсальным источником эмоций в кино
2023-06-30 08:00
Еда как символ чего-то большего — любви и тлена, веры и власти, творчества, греха, всеобщего процветания или тяжелого социального невроза — занимала кинематограф с самого его рождения, так же как до его появления в качестве универсальной метафоры ее использовали философия, литература и изобразительное искусство. Но как доступный каждому источник самых простых эмоций кино и еда буквально созданы друг для друга: где зрелище — там и хлеб. Теперь до еды дотянулись сериалы, и все, что готовится на плите или поглощается за обеденным столом, постепенно заполняет собой экран целиком. Только что выигравший в Канне приз за режиссуру фильм «Рагу Додена Буффана» доводит эту тенденцию до абсолюта. Что наша жизнь? Еда!

Разрушение нормы // Елена Стафьева о том, как мода утратила способность возмущать
2023-06-30 08:00
Эмоциональные паттерны современной моды за последние 30 лет заметно изменились, но среди всех эмоций есть одна, которую мода, кажется, изжила окончательно,— и это возмущение. И потребители, и наблюдатели моды утратили способность возмущаться какой бы то ни было одеждой, что показанной на подиуме, что увиденной на улице. И хотя произошло все на наших глазах, быстро и практически безболезненно, это результат огромной работы, проделанной модой в последние десятилетия.

В избранное