Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Журнал "Коммерсантъ Weekend"

  Все выпуски  

<<Всё подверглось этому давлению, всё и все отупели>> // Современники о <<мрачном семилетии>>



«Всё подверглось этому давлению, всё и все отупели» // Современники о «мрачном семилетии»
2023-03-24 08:00
26 марта 1848 года Николай I издал манифест «Россия, бастион Европы, не поддается революционным влияниям» о защите России от нависшей над ней угрозы мятежей. Этот документ стал реакцией на революцию в Париже и мятеж в Вене и открыл эпоху тотального закрепощения интеллектуальной жизни, вошедшую в историю как «мрачное семилетие». Weekend изучил, как современники реагировали на тотальную цензуру, политические ссылки и борьбу с западными влияниями.

«Нужно рассказывать друг другу о себе» // Степан Бурнашев о своем фильме «Айта» и якутском кинематографе
2023-03-24 08:00
В прокат выходит якутский триллер «Айта», получивший приз за лучшую режиссуру на I фестивале российского авторского кино «Зимний». Почти все действие фильма происходит в полицейском участке в одном из удаленном уголков Якутии. Дочь местного охотника покончила жизнь самоубийством, оставив предсмертную записку. Все улики указывают на молодого сотрудника полиции русского происхождения. Для деревни он чужак, и местные жители требует устроить самосуд, не дожидаясь итогов расследования. Главный герой, якутский следователь, принимает необходимые меры для охраны подозреваемого, но с каждым часом все больше сомневается, стоит ли ему поступать по закону или по справедливости. О шовинизме, кинолюбительстве и якутской эротике режиссер фильма «Айта» Степан Бурнашев рассказал Константину Шавловскому.

Переломанный момент // «Дитя тьмы»: беременность как боди-хоррор
2023-03-24 08:00
В российский прокат выходит мексиканский хоррор «Дитя тьмы: экзорцизм» дебютантки Мишель Гарсы Серверы, отмеченный призами Торонто, Трайбеки и Ситжеса, где соревнуются фильмы ужасов. За ничего не значащим русским названием скрывается самобытная история о материнстве, черпающая энергию из мексиканской мифологии и идущая дальше «Ребенка Розмари» и даже образчиков «французского нового экстрима».

От «Спрута» к «Медузе» // «Тень Караваджо»: Микеле Плачидо размышляет о гении и свободе
2023-03-24 08:00
В прокат выходит «Тень Караваджо», фильм Микеле Плачидо о великом художнике, боровшемся за свою свободу — верить, любить, творить вопреки. В этом вполне симпатичном байопике досадно много клише, но есть и как минимум одно заслуживающее внимания соображение.

Новые поэтические книги // Выбор Игоря Гулина
2023-03-24 08:00
Первое, насколько возможно, полное собрание поэта Константина Левина. Родившийся в 1924 году в Днепропетровске, Левин был немного младше поэтов-ифлийцев — Слуцкого, Самойлова, Кульчицкого, Когана, но по сути принадлежал той же волне — эстетически сформированной линией Тихонов—Сельвинский—Пастернак, а жизненно — опытом войны. Чрезвычайно отважный молодой командир артиллерийского взвода, он провоевал совсем недолго, потерял ногу и ходил на протезе. После войны он поступил в Литературный институт и сразу стал там звездой — прежде всего благодаря стихотворению «Нас хоронила артиллерия». Однако уже через пару лет Левин попал под кампанию по борьбе с космополитизмом, был отчислен за упаднические настроения, и этот опыт, похоже, сломал его — в том числе и творчески. Остаток лет (Левин умер от рака в 1984-м) он работал литконсультантом в издательстве, продолжал писать, изредка показывал стихи друзьям, но никогда не пытался публиковать их. В этих поздних, ловких и остроумных текстах уже нет блеска его вещей 1940-х. Последние же действительно великолепны. Парадокс ранних стихов Левина в том, что это очевидно советская поэзия — и по стилю, и по ментальности. Однако этот вроде бы принципиально ограниченный в средствах «разрешенный» язык обретает у него виртуозную, трагическую свободу.

Завтра была она // «Актрисы»: новый сериал Паулины Андреевой и Федора Бондарчука
2023-03-24 08:00
Сразу на нескольких интернет-платформах выходят «Актрисы», обманчиво легкая многосерийная мелодрама из жизни театральной богемы, сделанная командой «Психа». Сценарий написала Паулина Андреева, за камеру отвечал Юрий Никогосов, а постановщиком стал Федор Бондарчук. Как и «Псих», «Актрисы» — горькое кино о пространстве и времени: в истории отношений и карьерных взлетов нескольких столичных актрис запечатлены прошедшие восемь лет нашей общей жизни.

Припекло везде и сразу // «Экстраполяции»: голливудские звезды в климатической проповеди Скотта Бёрнса
2023-03-24 08:00
На Apple TV+ выходит сериал «Экстраполяции» о том, как живется человечеству в будущем, когда сбылись самые жуткие прогнозы о глобальном потеплении.

Треска и картофель конфи // Еда с Еленой Чекаловой
2023-03-24 08:00
«Жизнь невозможно повернуть назад»,— предупреждала песня начала 1980-х. Молва переиначивала: «Фарш невозможно провернуть назад, и мясо из него не восстановишь».

Миротворческий работник // Марина Алексеева: метаморфозы реальности
2023-03-24 08:00
Петербургская художница Марина Алексеева (р. 1959) создает художественные миры, притворяющиеся ярмарочными вертепами или кукольными домиками, в крошечных окнах которых тем не менее отражаются большие проблемы реального мира.

Спор между своими // «Война патриотизмов»: книга о том, какой разной бывает любовь к Родине в военное время
2023-03-24 08:00
В издательстве «Новое литературное обозрение» выходит новая книга историка Владислава Аксенова — о том, как проявлялись патриотические чувства во время войн и конфликтов, которые вела Россия, начиная с 1812 года и вплоть до Октябрьской революции.

Meraki и Garda // Ресторанная критика с Дарьей Цивиной
2023-03-24 08:00
Новый проект Аркадия Новикова Meraki открылся на территории «Депо. Три вокзала», что сразу определило масштаб заведения. Meraki занимает отдельно стоящее здание, рассчитанное на 100 посадок, вокруг которого предостаточно места для двух просторных веранд по 100 мест, так что в общей сложности к лету Meraki будет принимать 300 гостей одновременно. Дизайном нового ресторана занималась студия Krivtsova & Redina, сделав главной смысловой деталью пространства многочисленные оливковые деревья, которые в сочетании с остекленными стенами придают ресторану вид уютной греческой веранды не только снаружи, но и внутри.

Что делать, если вас собираются угробить // Как Квентин Тарантино делает победителями тех, кто должен проиграть
2023-03-24 08:00
Среди анфан терриблей мирового кино Тарантино, вероятно, самый благодарный и дружелюбный сын и внук. Его авторское существо источает безоговорочную симпатию к самому предмету под названием «фильм», а человеческое — восхищение к предмету под названием «кино». Кино всемогуще — в нем можно победить силу вещей, расчисленность жизненных обстоятельств и предопределенность ролей и судеб. По поводу наступающего 60-летия Тарантино Ольга Федянина объясняет, как устроены победы в его кинематографе.

Сила чужого слова // Главная особенность одежды будущей зимы
2023-03-24 08:00
Сезон FW 2023 непросто определить — и не потому, что он как-то невероятно разнообразен и сложен, напротив, он получился довольно однообразным и при этом ни плохим, ни хорошим, ни холодным, ни горячим. Мода зависла где-то между реконструкцией и деконструкцией — и это вовсе не динамическое равновесие.

В избранное