Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Журнал "Коммерсантъ Weekend"

  Все выпуски  

Полухоррор Крым // Смех и ужас <<Шапито-шоу>> 10 лет спустя



Полухоррор Крым // Смех и ужас «Шапито-шоу» 10 лет спустя
2022-10-28 08:00
Нет жанра более скоропортящегося и непригодного к перевозке, чем комедия. Юмор всегда слишком локален, привязан к контексту местности, языка, мгновения. Возьмем хотя бы феномен советских юмористов, бывших суперзвездами в 70–80-е,— сегодня их монологи и репризы вызывают жуткую неловкость. Но рецепт вхождения комедии в вечность только что и был произнесен нами: жуть.

«Это проходит по категории смешного, но это совсем не смешно» // Как происходит слияние госсмеха и госстраха
2022-10-28 08:00
В издательстве НЛО вышла книга Евгения Добренко и Натальи Джонссон-Скрадоль «Госсмех. Сталинизм и комическое» — огромное исследование «подцензурной» сатиры и юмора сталинского периода. Юрий Сапрыкин поговорил с Евгением Добренко — историком культуры, профессором Венецианского университета — о том, почему в советских фельетонах так мало смешного, как сатира одновременно разоблачала и скрывала «недостатки», почему юмор того времени можно назвать по-настоящему народным и как традиция «государственного смеха» продолжается сегодня.

Гроб изнутри и снаружи // Смехотворная смерть и страшная жизнь в «Самоубийце» Эрдмана
2022-10-28 08:00
Во второй — и последней — пьесе Николая Эрдмана нелепый советский обыватель никак не может решить, быть ему иль не быть. Гамлетовский вопрос, будучи вынесен на коммунальную кухню, ожидаемо приобретает пародийную остроту и, как ни странно, сохраняет остроту метафизическую. Советская власть предпочла надолго убрать подальше от зрителя и оказавшегося перед таким несоветским выбором героя, и его автора. Через десятилетия «Самоубийца» Эрдмана вернулся на сцену в, казалось бы, совершенно новых исторических обстоятельствах, но смешное в нем все так же убийственно, как и раньше.

Комедия одного положения // Смех без разрядки в фильмах Георгия Данелии
2022-10-28 08:00
Самый глубокий мастер советской комедии, Георгий Данелия из фильма в фильм разрушает этот жанр, делает с ним нечто противоестественное. Речь не о сломе повествовательных или стилистических канонов — это всегда идет жанру на пользу. Данелия работает вопреки самой природе комедии.

Принуждение к смеху // Как серьезные режиссеры снимали комедии
2022-10-28 08:00
Чем солидней автор, чем серьезней его взгляд на мир, тем отчаянней ему нужна возможность переключиться, и комедия — романтическая, сюрреалистическая или черная — всегда давала такую возможность — и Хичкоку, и Годару, и Кубрику, и Триеру. Правда, смешного в этих фильмах мало. Чем острее комические эскапады, тем очевиднее, что миром правят не разум и рассудительность, а абсурд и хаос. Осознание этого сбивает с ног даже подготовленного зрителя. Так что комедии, сделанные насупленными авторами, редко становятся любимчиками широкой аудитории, но и из головы их так просто не выкинешь.

Со страшной женской силой // Чем Безумная Грета Брейгеля напугала ад
2022-10-28 08:00
В 1563 году Питер Брейгель Старший остепенился: женился, перебрался под нажимом властной тещи-художницы в столичный Брюссель, постепенно замкнул на себя тамошний круг влиятельных заказчиков и патронов. В оставшиеся ему шесть лет жизни он, собственно, станет Брейгелем Мужицким — автором «Времен года», «Крестьянской свадьбы», «Страны лентяев». Но это потом, а пока в том же самом 1563-м — напоследок, так сказать,— он пишет «Безумную Грету», одно из самых диких произведений и фламандского XVI века, и всей мировой живописи.

Венец пищеваренья // Как Юп Ван Лисхаут смеется над гуманизмом
2022-10-28 08:00
Все во имя человека, для блага человека — в сущности, под советским партийным лозунгом должны подписаться все мастера искусства и дизайна. Atelier Van Lieshout (AVL), работающее в пограничной зоне между тем и другим, тоже очень ценит и любит человека. Особенно — на вкус.

Пурга на оба наши дома // Самый несмешной смешной режиссер Франции и его «странная» война
2022-10-28 08:00
Шина-убийца, гигантская муха с амбициями магазинного воришки, плюшевый медведь, виртуозно сводящий пластинки, муравьи в кровеносной системе Леи Друкер, электрический член в штанах у Бенуа Мажимеля, видеокассета в желудке у кабана, наконец, куртка из оленьей кожи, диктующая Жану Дюжардену свою злую волю,— все это креатуры Кантена Дюпьё, переквалифицировавшегося из клубного диджея в инженера Птибурдукова от кинематографа. Дюпьё выпиливает свои фильмы, словно миниатюрный нужник — чтобы спустить туда национальную идентичность,— под дружно застрявший в глотках буржуазных соотечественников смех, ведь ничего смешного по сути на экране не происходит. Его новый фильм «Невероятно, но факт» только что вышел в российский прокат. Невероятно, но факт.

Над чем нельзя смеяться // 13 поучительных примеров из кино
2022-10-28 08:00
Над какими-то вещами совсем-совсем нельзя смеяться, а то кто-нибудь обязательно оскорбится, или расстроится, или запретит все, что вы делаете, а то и вас заодно. Собрали темы, над которыми смеяться не позволено совершенно, и посмотрели, как над этими темами шутили в кино. Несмешно, оскорбительно, цинично и разнузданно шутили.

В избранное