Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Журнал "Коммерсантъ Weekend"

  Все выпуски  

<<Его место не в литературе, а в клинике душевных болезней>> // Что думали современники о <<Бесах>> Достоевского



«Его место не в литературе, а в клинике душевных болезней» // Что думали современники о «Бесах» Достоевского
2021-01-29 08:00
В январе 1871 года в журнале «Русский вестник» начал выходить роман Федора Достоевского «Бесы». Шестой роман большого русского писателя вызывал особый интерес публики тем, что был основан на недавних событиях — убийстве, совершенном в ноябре 1869 года членами революционного кружка, к моменту выхода романа ожидавшими суда. Реакция читателей оказалась бурной: автора называли реакционером и мракобесом и обвиняли в клевете на молодежь. Хвалил только Лев Толстой

Нелинейная линия // Анна Толстова о лучшей выставке сезона
2021-01-29 08:00
В Эрмитаже открыта «Линия Рафаэля. 1520–2020», не просто лучшая музейная выставка сезона, но и своего рода дворцовый переворот в выставочной политике главного музея страны

Критика чистого вымысла // Михаил Трофименков о фильме «Кто-нибудь видел мою девчонку?» как очевидец рассказанных в нем событий
2021-01-29 08:00
В прокат выходит мелодрама Ангелины Никоновой «Кто-нибудь видел мою девчонку?» по мотивам лирических мемуаров Карины Добротворской, театроведа, ныне — одного из высших функционеров Conde Nast International. На кинофестивале в Сочи фильм вызвал беспрецедентное неприятие критиков, увидевших в нем опошление памяти выдающегося коллеги Сергея Добротворского, экс-мужа Карины, выведенного под псевдонимом Сергей Добровольский (Александр Горчилин). Другой герой этого фильма — и по совместительству автор этого текста — имеет больше, чем кто бы то ни было, прав защищать Сергея Добротворского от «очернителей», но ему почему-то совершенно не хочется этого делать

Компост-модернизм // Ксения Рождественская о фильме «Снега больше не будет», магическом реализме с человеческим лицом
2021-01-29 08:00
«Снега больше не будет» Малгожаты Шумовской и Михала Энглерта — история бедного украинского массажиста и его богатых польских клиентов, рассказанная как актуальная притча о проблемах глобализации с цитатами из Пазолини, Триера и Тарковского. Но из умозрительного конструкта вопреки всему вырастает настоящее чудо

Новостям тут не место // Марат Шабаев о фильме «Дать дуба в округе Юба», руководстве по выживанию в эпоху fake news
2021-01-29 08:00
В прокат вышла криминальная комедия Тейта Тейлора, в которой одна маленькая ложь порождает другую, а та следующую, в результате чего маленький калифорнийский округ Юба за один уикенд оказывается завален трупами. От режиссера фильма «Прислуга» ждали возвращения чуть ли не в оскаровский пул, но эти ожидания не оправдались: «Дать дуба в округе Юба» — попытка сыграть на территории братьев Коэн, но не слишком удачная

Ум в большом городе // Татьяна Алешичева о Фран Лебовиц в мини-сериале Мартина Скорсезе
2021-01-29 08:00
Netflix выпустил документальный мини-сериал Мартина Скорсезе «Представьте, что вы в городе», посвященный Фран Лебовиц — острослову, писательнице и публицистке, персонажность которой давно стала важнее опубликованных ею текстов

Портрет писателей в кризисе // 10 историй о писательском блоке
2021-01-29 08:00
Главная героиня нового документального фильма Мартина Скорсезе «Представьте, что вы в городе» писательница Фран Лебовиц свою последнюю книгу выпустила в 1994 году — с тех пор она ничего не пишет, но, кажется, совершенно от этого не страдает. В той или иной степени с писательским блоком хоть раз сталкивался почти каждый писатель, хотя не все переживали это так же легко. Мария Бессмертная выяснила, сколько можно не писать, и выбрала самые примечательные случаи

Приглашение на сказ // Игорь Гулин о романе Александра Соболева «Грифоны охраняют лиру»
2021-01-29 08:00
В Издательстве Ивана Лимбаха вышел первый роман литературоведа Александра Соболева «Грифоны охраняют лиру» — воскрешающая набоковскую традицию книга-головоломка, в которой русская история пошла по другому пути

Старостильники: юлианский календарь как норма веры // Расколы и ереси. Проект Сергея Ходнева
2021-01-29 08:00
Расчет дат Рождества по юлианскому календарю на 20 тысяч лет вперед показывает, что оно обречено постепенно превращаться из зимнего праздника в летний. Календарь этот неточен и потому неудобен, но следование ему удивительным образом стало для многих христиан духовной скрепой, позволяющей отделить «своих» от «чужих». Попытки календарных исправлений сначала сотрясли западное христианство в XVI веке, а потом, уже в XX столетии, вызвали капитальный разлад в христианстве восточном — и виды на его уврачевание пока не очень благоприятны

Krasota и Qartuli // Ресторанная критика с Дарьей Цивиной
2021-01-29 08:00
Новый проект White Rabbit Family под названием Krasota — это не ресторан в обычном понимании, а иммерсивный гастрономический театр. Такого проекта в России еще было, и его появление очень симптоматично и показательно. Ресторатор Борис Зарьков, создавший свой проект Krasota, артикулировал главный тренд российского ресторанного бизнеса. Мы перестали воспринимать еду в ресторанах как самостоятельную ценность. А если быть совсем честными, то никогда и не начинали. В советское время в ресторанах играли ВИА, после падения железного занавеса, с притоком заграничных денег и кадров, произошел подлинный гастрономический бум, но очень быстро, уже с конца 90-х…

Яблочный террин с мисо-карамелью // Еда с Еленой Чекаловой
2021-01-29 08:00
Я люблю готовить новое, особенно то, что звучит странно и необычно. Но даже больше меня интригуют рецепты каких-нибудь обычных вроде блюд, но с неожиданными поворотами. Вот что, например, может быть банальнее яблочного пирога? Да, мы все его обожаем — в том числе и за то, что знаем наизусть. Рецептов яблочных пирогов, разумеется, много, но вкус их похож. Лет пять назад в парижском гастробистро Terroir Parisien знаменитого шефа Янника Аллено я попробовала удививший меня необычной текстурой десерт «компрессированное яблоко». По форме он походил на кусок пирога, но теста вообще не было — только десятки плотно прилегающих друг к другу слоев тонко нарезанных яблок. Десерт подавался с соленым карамельным соусом, который великолепно оттенял концентрированный яблочный вкус.Помню, как я тогда кинулась искать технологию приготовления компрессированных фруктов! Однажды наткнулась на блог «Эрин и ее безумная кухня», в котором эта популярная француженка еще в 2008 году опубликовала рецепт «Невидимого яблочного пирога»…

Louis Vuitton // resort 2021
2021-01-29 08:00
Большинство коллекций, созданных в нынешнем году, в том числе и круизные, учитывают изменения в нашей жизни. Не то чтобы они стали более домашними, рассчитанными на запертых по домам людей. Они скорее рассчитаны на замедление темпа жизни.

Gucci // resort 2021
2021-01-29 08:00
Хотя бренд и лично его креативный директор Алессандро Микеле формально отказались от создания сезонных коллекций, эту, с названием Epilogue, они предложили соотносить с круизной коллекцией нынешнего года. Соотносим.

Christian Dior // resort 2021
2021-01-29 08:00
Эта коллекция посвящена традиционному мастерству и была продемонстрирована в Лечче, апулийском провинциальном городке на самом юге Италии. И в связи с локдауном единственными зрителями, вживую присутствовавшими на шоу, оказались жители этого городка. Что справедливо — они и в создании многих вещей приняли живое участие.

Balenciaga // resort 2021
2021-01-29 08:00
Сдержанность и отсутствие спецэффектов могут продемонстрировать талант и профессионализм дизайнера лучше вычурного шоу — если дизайнер талантлив, конечно. Например, как Демна Гвасалия.

100 лет без права передачи // Собственность как вина, обман и отказ в «Саге о Форсайтах»
2021-01-29 08:00
«Если крупной буржуазии, так же как и другим классам, суждено перейти в небытие, пусть она останется законсервированной на этих страницах, пусть лежит под стеклом, где на нее могут поглазеть люди, забредшие в огромный и неустроенный музей Литературы. Там она сохраняется в собственном соку, название которому — Чувство Собственности» — так заканчивается авторское предисловие Джона Голсуорси к «Саге о Форсайтах». Роман был закончен в 1920-м, а предисловие Голсуорси написал в 1922-м к первому полному изданию цикла, когда жанр семейной саги, а в его случае еще и посвященный трем поколениям английских рантье, действительно требовал специального объяснения. «Сага» принесла Голсуорси любовь читателей, а потом и зрителей, Нобелевскую премию и презрение современных ему литераторов-модернистов. Последние считали его видение жизни позорно материалистичным, а художественный метод бесконечно устаревшим. Их можно понять, однако сейчас, спустя 100 лет, важно не то, что казалось несовременным тогда, а то, что осталось актуальным до сих пор. Главный герой «Саги» — собственность, она же оказывается единственной призмой, которую использует Голсуорси в создании романного мира. Многое из описанного им пережило эти 100 лет почти без изменений

В избранное