Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Фондовый рынок России. Анализ, обзор. Дайджест. Подготовил С.Лелюхин


Выпуск No16 Подготовлен 2009-10-05

                ДАЙДЖЕСТ                       

прессы и информационных агентств

Тема: Судостроение и судоходство  №  16 Составлен 01 октября 2009 года Подготовил: Лелюхин С.И.

Семь футов по курсу.

Имеется в виду не только семь футов - глубина фарватера под килем по курсу, но и и семь футов - линия поддержки курсовой стоимости акций.

Тема этого дайджеста - две смежных отрасли: судостроение и судоходство. Никто не будет спорить, что Россия великая морская держава, по крайней мере была. (Держава от слова держать). Ограничим эту тему.

1. Регионально - Северо-Западом России. Петр I, ведь не просто погулять вышел к "приюту убогого чухонца". В результате кровопролитных русско-шведских войн "из тьмы лесов и топи блат" вырос центр судостроения и судоходства - Санкт-Петербург. Ну, заодно он стал столицей империи.

2. Финансово - экономически. Сосредоточим внимание только на акционерных обществах открытого типа, то есть предприятиях в капитале которых можно участвовать и в которые можно инвестировать и получать доход. В первую очередь на обществах, чьи акции котируются на биржах.

Таким образом за рамками дайджеста остаются технические вопросы, которые представляют интерес для специалистов. Ответы на эти вопросы были представлены на X Международной выставке «НЕВА-2009» походившей в Петербурге же с 22 по 25 сентября.

 

Начнем все таки с общеотраслевых вопросов. В июне 2007 г. было учреждено ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» со 100%-м государственным капиталом. Логично было предположить что часть акций (не больше 25%) будет пущено в свободное плавание - free float. Ничего подобного пока не видно, налицо старый, заскорузлый командно-административный подход. В доказательство - интервью с президентом ОАО «ОСК» Владимиром Пахомовым  . О ценных бумагах и фондовом рынке ни слова.

 

Обидно и досадно, ну да ладно. Государство заходит с другого боку. Вице-премьер И.Шувалов по дороге на Генассамблею ООН сделал заявление о новой волне приватизации в стране и в числе лакомых предприятий наряду с "Роснефтью" назвал "Совкомфлот". Кратко о Совкомфлоте можно посмотреть здесь,  более подробно на сайте самой компании .

 

Это то, что еще будет. Может быть. Но процесс уже пошел сам по себе. Многие судостроительные и судоходные предприятия уже акционированы. Некоторые котируются на бирже. Так наряду с "Объединенной судостроительной корпорацией", которая создавалась сверху, существует "Объединенная промышленная корпорация" , которая создавалась снизу. Она хоть управляет всего двумя верфями - "Балтийский завод" и "Северная верфь", но зато они выведены на биржу. Также прошли листинг на РТС Судостроительная фирма "Алмаз" и Выборгский судостроительный завод.

 

Мало того, происходит такая незаметная экспансия русских капиталов на запад. Интересное заявление сделал совладелец судостроительной группы Wadan Yards Андрей Бурлаков:

«В Германии мы русские, в России нас считают немцами» Бизнес газета РБКdaily
«В Германии мы русские, в России нас считают немцами»
Интервью с совладельцем судостроительной группы Wadan Yards Андреем Бурлаковым

Мировой экономический кризис и спад объемов торговли привели к резкому сокращению рынка морских перевозок, появился избыток судов на многих судоходных путях. Это напрямую повлияло и на судостроительный бизнес во всем мире, так как заказчики отказываются от новых контрактов. Многие верфи переживают не лучшие времена. О том, какие процессы происходят... Читать далее >

 

А вот сын экс-министра энергетики РФ намеревается бороться за российские заказы на постройку судов, но от имени германских верфей, которые он приобрел:

Германская поддержка
Германская поддержка

Германские верфи в Висмаре и Варнемюнде, в августе этого года приобретенные Виталием Юсуфовым, сыном экс-министра энергетики РФ, намерены побороться за российские заказы. Компания Юсуфова-младшего Nordic Yards уже подготовила заявку на участие в тендере на строительство дизельных ледоколов для «Росморпорта». Кроме того, германские верфи готовы выступить партнером российских предприятий, которые получат заказ «Газпрома» на строительство метановозов. Виталий Юсуфов утверждает, что готов рассмотреть разные формы сотрудничества, от... Читать далее >

 

Много интересных событий, из которых можно извлечь пользу и преференции, происходит в области судостроения и судоходства. Об этом можно подробнее посмотреть в статьях и новостях в этом домене >>>.

 

Сведения об обладателе авторских прав.
© [ Лелюхин Сергей Иванович ], 2007. Все права защищены.
Последнее изменение: 28.09.2009

 

Источники и ссылки на них.

ОАО «ОСК»: взгляд в будущее 

Беседовала Ольга Лоскутова        № 3(29) 2009 

В рамках реформирования отечественного судостроения Указом Президента РФ в июне 2007 г. было учреждено ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» со 100%-м государственным капиталом. Управляющая компания была зарегистрирована в Санкт-Петербурге. Продолжавшееся в течение почти двух лет формирование структуры и уставного капитала корпорации было завершено в установленный срок — к 1 апреля 2009 г. Наш собеседник — президент ОАО «ОСК» Владимир Пахомов.

– Владимир Александрович, в состав корпорации входит более 30 крупных судостроительных предприятий и проектно-конструкторских бюро, расположенных в разных уголках страны. Что собой представляет столь мощная вертикально интегрированная структура?

– Корпорация объединила ведущие проектные, судостроительные и судоремонтные мощности страны, которые до этого находились в подчинении трех разных ведомств. Сейчас в ОАО «ОСК» сосредоточено почти две трети всех научных, проектных и судостроительных организаций и свыше половины производственных мощностей. В состав корпорации входят три субхолдинга, объединяющих заводы и верфи по территориально-географическому признаку. Это ОАО «Западный центр судостроения» (г. Санкт-Петербург), ОАО «Северный центр судостроения и судоремонта» (г. Северодвинск) и ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (г. Владивосток). К ним примкнут еще четыре судоремонтных завода Министерства обороны после прохождения ими процедуры финансового оздоровления.

В отдельную группу выделены девять проектно-конструкторских бюро, они находятся в прямом подчинении у головной компании.

В настоящее время мы работаем над расширением корпорации за счет присоединения КБ и судостроительных мощностей Поволжья и Южного региона. Предполагается интегрировать в состав ОАО «ОСК» еще от 13 до 20 предприятий. Сейчас мы изучаем и оцениваем их состояние. В числе предприятий-претендентов – Московский судостроительный и судоремонтный завод, Новороссийский судоремонтный завод, судостроительные заводы «Лотос» им. Карла Маркса, Туапсинский судоремонтный завод и др. Обсуждается вопрос вхождения в корпорацию судостроительного завода «Красные Баррикады», находящегося в Астраханской области.

– Сегодня более 70% объема производства российской судостроительной промышленности составляют военные корабли. Предприятия и КБ, вошедшие в состав ОАО «ОСК», также ориентированы преимущественно на оборонный комплекс. Однако одной из главных задач корпорации является создание условий для развития гражданского судостроения. Насколько это осуществимо?

– Да, перед нами стоит очень сложная задача. Большинство предприятий требуют глубокой модернизации. Для того чтобы строить современные гражданские суда, необходимо построить новые верфи и создать специализированное проектно-конструкторское бюро. Это мы и собираемся сделать. В западном регионе планируется создание судостроительного комплекса мощностью 250 тыс. тонн металлоконструкций в год, что достаточно для 8-10 крупнотоннажных судов. Инвестиции в проект составят 65 млрд. рублей, срок его реализации – пять лет.

Наша инвестпрограмма включает и создание инжинирингового центра гражданского проектирования, на что потребуется 1 млрд. рублей. Одним из направлений деятельности корпорации станет проектирование и строительство судов для перевозки сжиженного газа для «Совкомфлота». Инвестиции в этот проект составят около 15 млрд. рублей, срок реализации – 4 года.

В северном и дальневосточном регионах совместно с «Газпромом» и «Роснефтью» предполагаем построить центры технического обслуживания морской техники. Планируем также осуществлять комплексный сервис кораблей Военно-Морского флота.

Сейчас главный акцент делается на технику для освоения шельфа. Основу загрузки судостроительных мощностей до 2030 г. составляет именно обеспечение освоения углеводородных месторождений как на шельфе Дальнего Востока, так и в Арктике. Нужно строить суда технического и вспомогательного назначения, ледоколы, суда снабжения, оборудование для освоения шельфа, нефтяные и газодобывающие платформы. Требуются и научно-исследовательские суда, рыбопромысловый флот, суда типа «река-море». Поэтому мы рассматриваем разные варианты использования производственных мощностей, в том числе в перспективе. В 2010-2015 гг. надеемся построить универсальную высокотехнологичную верфь крупнотоннажного судостроения в Кронштадте как участок гражданского судостроения «Адмиралтейских верфей». Стоимость проекта оценивается в 65 млрд. руб., предполагается задействовать в производственном цикле работы новой верфи и мощности Кронштадтского морского завода, который в сентябре 2009 г. должен войти в состав нашей корпорации.

На Дальнем Востоке на базе завода «Звезда» будет создаваться современный судостроительный комплекс мощностью до 100 тыс. тонн металлоконструкций в год. Будет построен и сухой док длиной 400 м и шириной 100 м. Стоимость проекта – 30 млрд. рублей, срок реализации – четыре года. Ввод комплекса в эксплуатацию позволит сначала обеспечить потребности внутреннего рынка, а в дальнейшем выйти и на мировой рынок, предлагая услуги в области гражданского судостроения.

Пока о реализации многих проектов мы говорим в будущем времени, но это и понятно: ведь фактически корпорация только приступает к своей деятельности. К тому же, вместе со многими переданными нам предприятиями мы «унаследовали» и их немалые финансовые задолженности. Предстоит большая работа по оздоровлению таких предприятий, а для этого нужно прежде всего обеспечить их заказами.

– В какой степени корпорация рассчитывает на помощь государства в решении столь тяжелых проблем?

– При всех сложностях, не надо забывать о том, какой мощной производственной базой обладает корпорация в целом. Это позволяет обеспечить поставки военно-морской техники в рамках государственного оборонного заказа, который в этом году для предприятий ОАО «ОСК» составит около 60 млрд. рублей. Подписаны документы между ОАО «ОСК» и Министерством обороны России на 2010-й и дальнейшие годы.

Планируем развивать лизинг в судостроении. Изучив потребность в новой технике потенциальных клиентов, мы определили, что можем построить для них по лизинговой схеме более 200 судов на сумму более 50 млрд. рублей. Конечно, мы рассчитываем на поддержку государства. В прошлом году в уставный капитал корпорации было перечислено из бюджета 1,8 млрд. рублей. В этом году надеемся получить еще 2,5 млрд. рублей. Всего до конца 2010 г. предполагаемая сумма государственных субсидий должна составить 8,3 млрд. рублей. Идет согласование с министерствами и ведомствами необходимой документации.

Прилагаем усилия по привлечению и других источников финансирования. Ожидается, что в нашей программе примут участие финансовоустойчивые банки и их крупные специализированные лизинговые компании, имеющие положительный и долгосрочный опыт работы со значительным объемом денежных средств. Мы остановили свой выбор на таких структурах, как ВЭБ, ВЭБ-лизинг, Газпромбанк и Газпромбанк Лизинг.

Уже начата подготовка некоторых контрактов. По всем проектам работаем над минимизацией рисков невозврата финансовых средств, так как стоимость проектов значительна, а мировой кризис мог подорвать возможности лизингополучателей.

– Владимир Александрович, расскажите, пожалуйста, о международном сотрудничестве корпорации.

– В рамках меморандума о сотрудничестве с южнокорейской компанией Samsung Heavy Industries намечены перспективы строительства и модернизации отдельных российских верфей. Предусмотрены передача современных технологий, закупка оборудования и материалов для технологических целей и строящихся судов, подготовка кадров для нашей корпорации. В рамках взаимовыгодного сотрудничества будут создаваться совместные предприятия по строительству судов и платформ для добычи нефти и газа. Уже сформирован совместный рабочий комитет по разработке конкретных проектов.

С Министерством транспорта Кубы также заключен меморандум о сотрудничестве, в котором третьим участником является Внешэкономбанк. Согласованы технические характеристики 15 судов, предназначенных для поставки. В их числе – сухогрузы дедвейтом 3,5 и 5,5 тыс. тонн, танкеры дедвейтом 20 и 70 тыс. тонн. Планируется построить плавучий док грузоподъемностью 50 тыс. тонн. Коммерческие предложения переданы на рассмотрение кубинской стороне. Совместно с Внешэкономбанком прорабатываются схемы финансирования этих проектов.

Обсуждается ряд проектов с другими странами. Подготовлены и переданы предложения по сотрудничеству с Японией, Францией, Норвегией, Финляндией, Эквадором, Вьетнамом, Азербайджаном, Казахстаном и Камбоджей. По просьбе Аргентины подготовлены предложения по строительству научно-экспедиционного судна и ледоколов для антарктических экспедиций. Изучается возможность постройки различных судов по российской документации на верфях Аргентины.
 

 
ЕЖЕДНЕВНАЯ  ДЕЛОВАЯ  ГАЗЕТА   
В  СОТРУДНИЧЕСТВЕ  С  Handelsblatt

23сентября 2009 г. Среда

Большая распродажа

Правительство уверено, что пришло время для новой приватизации

Первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил в интервью Bloomberg, что пришло время вернуться к приватизации. И даже назвал две компании, к которым инвесторы могут прицениться, — «Роснефть» и «Совкомфлот».

Игорь Шувалов отправился в Америку на Генассамблею ООН, но по дороге заехал в Вашингтон. Там он встретился с министром финансов Тимоти Гайтнером и главой Нацсовета по экономике Лоуренсом Саммерсом. После переговоров Шувалов и сделал новое заявление по приватизации в России.

«Когда дела шли хорошо, рынки (росли. — РБК daily), мы накапливали резервы и не говорили про приватизацию часто. Вопрос был практически закрыт», — говорит Игорь Шувалов. Но теперь к нему можно вернуться, уверен первый вице-премьер. И назвал две компании, которые могут привлечь инвесторов. Это «Роснефть», которая уже провела IPO в 2006 году, и «Совкомфлот». 20% государство готово уступить.

В «Роснефти» заявление г-на Шувалова не комментируют. Эксперт ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин считает, что государство может продать около 24% акций «Роснефти».

 

За этот пакет бюджет может получить около 25 млрд долл. (премия 30% к размещению акций в июле 2006 года), не утратив контроля над компанией.

В Росимуществе вчера не смог­ли прокомментировать слова Игоря Шувалова о «Совкомфлоте». Зато совет директоров пароходства как раз обсуждал возможность продажи доли в 20%. «Государство не первый месяц обсуждает с компанией этот вопрос», — сообщил РБК daily один из участников заседания. Он считает, что сделка может пройти в 2010 году. Кирилл Казанли из УК «Тройка Диалог» предположил, что говорить о публичном размещении акций сейчас не время, у пароходства скорее всего появится стратегический инвестор.

В секретариате первого вице-премьера РБК daily не подтвердили, что он обсуждал тему приватизации с министром финансов США, напомнив, что впервые об этом речь пошла в Госдуме 16 сентября. «Игорь Шувалов тогда говорил о необходимости структурной приватизации в России. Это рыночный инструмент, который стимулирует экономическое развитие страны», — сообщили в аппарате правительства.

В Вашингтоне Игорь Шувалов подтвердил, что инвесторам предложат не только акции, но и лицензии на месторождения нефти, газа и металлов.

«Речь идет о механизме приватизации, который основан на рыночных условиях, то есть о приобретении активов компаниями, а не государством», — уточнили в Белом доме. Окончательный план приватизации там готовы представить в конце года.

ЕЛЕНА ЗИБРОВА, ГАЛИНА СТАРИНСКАЯ, ЕКАТЕРИНА ГОДЛЕВСКАЯ

23.09.2009

  Основные виды деятельности:

Крупнейшая российская судоходная компания:
∙ 66 судов общим дедвейтом более 4,2 млн. тонн (включая 12 танкеров-химовозов в совместной собственности с ОАО «Новошип»);
∙ 17 строящихся судов (13 танкеров, 4 газовоза для транспортировки сжиженного природного газа (СПГ)) общим дедвейтом около 1,5 млн.т

Один из самых молодых танкерных флотов в мире:
∙ средний возраст танкерного флота около 5 лет;
∙ все танкеры имеют двойной корпус

Полностью интегрированная корпоративная структура: судовладение, коммерческий и технический менеджмент
∙ 2882 российских моряков и 354 человек берегового персонала


Направления деятельности

Морская транспортировка нефти и нефтепродуктов танкерами типа:
∙ Суэцмакс (154 – 162 тыс.т): 12 судов в эксплуатации, 4 - в стадии строительства,
∙ Афрамакс (100 – 116 тыс.т): 11 судов в эксплуатации,
∙ Панамакс (70 тыс. т): 5 судна в стадии строительства,
∙ Продуктовозы (47 тыс т.): 20 судов в эксплуатации, 5 - в стадии строительства.

Морская транспортировка сжиженного природного (СПГ) и нефтяного газа (СНГ)
∙ 2 танкера СПГ и 2 танкера СНГ в эксплуатации,
∙ 4 танкера СПГ в стадии строительства.

 

 

 


 

 


В избранное