Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Интернет маркетинг. Статьи

  Все выпуски  

Что такое интернет-маркетинг?


Интернет маркетинг. Статьи

Выпуск N51

Что такое интернет-маркетинг?


Есть варианты - web-маркетинг, электронный маркетинг, online маркетинг, кибермаркетинг и даже search engines маркетинг. Это все одно и то же? Попробуем разобраться.

О роли личности в истории интернет-маркетинга

Может быть, вы пришли в веб-отрасль недавно и не помните, как Тимофей Бокарев в конце прошлого века (во второй половине 90-х) бороздил просторы страны с семинаром "Маркетинг и реклама в Интернет". Содержание семинара в основном было о баннерной рекламе, хотя о других методах продвижения, вроде event маркетинга и вирусного маркетинга, тоже шла речь. В то время благодаря ему все ассоциировали интернет-маркетинг с баннерной рекламой.

О роли магии

В начале 2000-х до России докатилось первые волны нового веяния: поисковой оптимизации, которая к 2005 году стала абсолютно массовым занятием. Вслед за термином Seach Engines Optimization возник термин Search Engines Marketing, и кое-где даже стали писать: SEM, или интернет-маркетинг. В то время все стали ассоциировать интернет-маркетинг с поисковой оптимизацией и поисковой рекламой, начисто забыв про предыдущее заблуждение. Наверное, тут сыграла роль магия термина: одно дело - заниматься раскруткой сайта, другое дело - интернет-маркетингом. Второе явно более красивое, хотя и не совсем честное определение.

В обоих случаях получилось, что интернет-маркетолог - это человек, который умеет раскрутить сайт. Заблуждение простительное, но только для дилетантов в маркетинге.

Что такое маркетинг и что такое интернет-маркетинг

Маркетинг определяется формулой 4 "P" - Product, Price, Place и Promotion. Те, кто ставят знак равенства между интернет-маркетингом и раскруткой сайта, упускают первые 3 "P" и частично работают только с четвертым "P" - Promotion.

Комплексный маркетинг увязывает все 4 "P". Комплексный интернет-маркетинг - это работа со всеми 4 "P" средствами, которые представляет Интернет как технологическая платформа. Поэтому сначала маркетинг, четко разработанная база маркетинга - цели, целевые группы, задачи бизнеса и задачи потребителей, 4 "P", а затем осознанный перенос всех 4 "P" в Интернет. Если этот путь проделан, и проделан грамотно, мы можем говорить о том, что интернет-маркетинг у компании есть.

Работа с первыми тремя "P" крайне непроста и совершенно непосильна тем, кто не изучал маркетинг системно или не умеет работать в связке с маркетологами. Суть работы состоит в том, чтобы:

Выяснить, каким образом на предприятии поставлен маркетинг. Может оказаться, что он не поставлен или поставлен плохо. Уметь отличить "не поставлен" от "поставлен плохо" и "поставлен хорошо" в маркетинге. Причем мыслить на категорией "мне так нравится/не нравится", а категорией "так нравится/не нравится целевой аудитории".
Особенность интернет-маркетинга состоит в том, что он не требует проработки маркетинга с нуля: он лишь требует знания того, как воплотить маркетинговую политику компании средствами Интернета в условиях существующих ограничений (бюджета, инфраструктуры, времени, специалистов и т.п.). Поэтому, следующий пункт -

Иметь большой портфель решений, который относится к разным ситуациям. Уметь подобрать точное решение для каждой конкретной ситуации, а также при необходимости сгенерировать новое решение. Маркетинговые реалии компаний очень разнообразны, далеко не всегда в идеальном состоянии, поэтому это требует особой экспертизы, как в маркетинге и его методах, так и в методах интернет-маркетинга - чтобы уметь "поженить" их. Неплохо также владеть методикой реинжиниринга бизнес процессов (BPR), а также знать зоны ответственности веб-специализаций. Последнее поможет определить проблемные зоны и поручить работу с ними нужным специалистам, агентствам или компаниям. Вот тут и наступит время SEM-компаний/UX-компаний/интернет-агентств/веб-студий/веб-аналитиков/веб-копирайтеров... .
Кибермаркетинг, веб-маркетинг и online маркетинг vs интернет-маркетинг

Из перечисленных выше наиболее близко к нашему понятию интернет-маркетинг стоит понятие online маркетинг. Это его англоязычный аналог: просто у нас говорят так, а у них - вот так.

Кибермаркетинг, электронный маркетинг - возможно, более широкое определение. Это маркетинг, который использует как базу информационные технологии.

Web-маркетинг, если вдуматься в смысл, несколько ограничен: веб - это надстройка над Интернетом, которая работает только с веб-сайтами. Поэтому интернет-маркетинг - это более широкое понятие, которое включает, например, e-mail маркетинг, рассылочный маркетинг - имеются в виду санкционированные рассылки, которые помогают реализовывать маркетинговую стратегию взаимоотношений с клиентами (CRM). Стоит ли выбирать между web-маркетингом и интернет-маркетингом? Не думаю. Зачем себя ограничивать? Разрешенные получателем рассылки - это ключевой метод в маркетинговой стратегии лояльности.

Ну и наконец Search Engines Marketing. К нему относится поисковая оптимизация и поисковая реклама. Это лишь два из многочисленных методов продвижения в Интернете. Так что SEM - это очень узкая, хотя и важная, отрасль интернет-маркетинга. Не менее (но и не более) важная, чем все остальные.

А в общем можно сделать такой вывод: многообразные обозначения маркетинга в Интернете говорят лишь о том, что нет никакого маркетинга, отдельного от маркетинга компании. Все остальное, будь это SE, online, интернет или кибер - это только один из способов.

Людмила Ладонина

В избранное