Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Экономический обзор

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Экономический обзор


NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Экономический обзор, 7 мая 2008 г.
Куда уходят рынки

Красноярская розница стремительно теряет покупательскую аудиторию

Сегмент сетевого красноярского ритейла развивается семимильными шагами, отвоевывая все большую долю у главного конкурента – розничных рынков.

Минус рынки

Сети гипер- и супермаркетов в Красноярске развиваются довольно динамично. Несмотря на это, розничные рынки продолжают играть свою роль в формировании потребительского сектора экономики края. На сегодня, по данным Крайстата, в крае действует 62 официально зарегистрированных розничных рынка на 13,2 тысячи торговых мест. Из них 36 – универсальных, 26 – специализированных. В январе – марте 2008 года на продовольственных, вещевых и смешанных рынках края населению продано товаров на 4,2 миллиарда рублей. Несмотря на оптимистичные, на первый взгляд, цифры, статистика оказывается не утешительной для розничных рынков. Доля их продаж в общем объеме товарооборота постоянно снижается: если в первом квартале 2006 года она составляла 13,7%, то за тот же период 2007 она уменьшилась до 10,3%, а в январе – марте этого года опустилась до 7%.


Фото: Розничные рынки

Снижается и количество самих рынков: если в 2007 году на территории края работало 124 розничных рынка, то сегодня их уже вдвое меньше.

Похоже, что сетевые и прочие игроки так называемой «цивилизованной» розницы все больше теснят своих «нецивилизованных» конкурентов. По информации того же Крайстата, объем продаж торгующих организаций за первый квартал этого года вырос на 19,9%, тогда как на рынках всего лишь на 4,4%. Да и значение рынков в удовлетворении покупательского спроса снижается. Если пять лет назад на розничных рынках края населением совершалась каждая 6-я покупка, то в январе – марте 2008 года – лишь каждая 14-я.

На грани коллапса

Причин таких изменений в структуре товарооборота масса. Прокомментировать ситуацию с рынками в сети «Красный Яр» не смогли. Директор же по маркетингу сети «Командор» Дмитрий Полуянов в качестве основных причин изменений доли рынков в потребительском товарообороте называет три: сокращение ценового разрыва между торговыми точками и рынками, более высокое качество товаров, продающихся через торговые точки, более высокий уровень сервиса, предлагаемого в магазинах. – Считать, что основным аргументом при выборе места покупки для покупателя перестает быть цена – ошибочно. Просто если еще 5 лет назад в сознании покупателя существовал устойчивый стереотип, что товары на рынках дешевле, то сегодня все меньше людей придерживаются этого мнения, – считает Полуянов. – К тому же, покупая в сетях, человек больше уверен, что если продукт окажется не надлежащего качества, он сможет обменять его или получить свои деньги назад.

Особо ярко картина коллапсирования рынков видна на примере розничных продуктовых игроков этого сегмента. Первый гром для них прогремел несколько лет назад, когда в Красноярске появились первые супермаркеты. Еще не обладающие большой сетью и, как следствие, большим оборотом, они не могли поддерживать низкие цены. Тогда основной покупательской аудиторией стали люди, которые имели достаточно высокий статус и могли себе позволить покупать более дорогие продукты.


Фото: Супермаркет (http://image009.mylivepage.com/chunk9/246754/266/Супермаркет%20-%20Спасибо%20За%20Покупку!.jpg)

В дальнейшем развитие сетей и становление конкуренции привело к тому, что стали понижаться цены. Это привлекло на сторону сетевых ритейлеров людей с достатком, находящемся на среднем и чуть выше среднего уровне. Дальнейшее понижение цен довершило начатое: по ряду товаров сети сравнялись с рынками.

– Например, в «Командоре» сегодня не менее 60% товаров стоит столько же, а то и ниже, чем на рынке, – уверяет Полуянов.

С сервисом дело обстоит еще интереснее. Если на вещевых рынках все же стали появляться хотя бы примитивные теплые примерочные, то на продуктовых невозможно понять, в каких условиях покупаемый товар хранился до продажи. Да и сколько он хранился, тоже вопрос. Конечно, на упакованных товарах указан срок годности, но когда речь идет об овощах, фруктах, мясе или рыбе, понять, сколько времени этот товар хранился в контейнере, да и сколько раз его (мясо, рыбу) размораживали и замораживали, прежде чем он оказался на прилавке, задачка для большинства неразрешимая. Помимо несоответствия качества большинства товаров, представленных на розничных рынках, запросам покупателей, они не соответствуют и обязательным требованиям стандартов. В 83% проверенных Роспотребнадзором края торговых точках на рынках выявлены нарушения. По данным Крайстата, в наибольшей степени не соответствовали стандартам качества мясо птицы – 75% к общему количеству проинспектированного товара, крупа – 47,8%, безалкогольные напитки и минеральные воды – 38,3%, масло животное – 37,1%, сахар – 33,3%, сыр – 31,6% . «Сети же внушают больше доверия покупателю в качестве покупаемых продуктов», – убежден Полуянов. Подтверждают это и данные Крайстата: на розничных рынках изъято из оборота крупы в 40 раз больше, мяса птицы – в 30 раз, масла животного – в 10 раз больше, чем в стационарной торговой сети.

Выбор покупателя

Свою роль в сокращении доли продуктовых рынков в розничном товарообороте сыграло и изменение стратегий покупательского поведения. Раньше основной составляющей покупательской стратегии была запасливость. Большими объемами запасали все: окорочка брали целыми коробками, растительное масло упаковками, сигареты блоками, картошку мешками.

– Сегодня в целом по рынку растет спрос на свежие продукты с малым сроком хранения, – убежден Дмитрий Полуянов, – если еще три года назад объем такой продукции в товарообороте того же «Командора» был в пределах 10–15%, то сейчас он вырос более чем в 2 раза. Спрос же на замороженные продукты и полуфабрикаты, которые традиционно занимают большую долю в ассортименте рынков, падает. «Сегодня в семьях не запасают большого количества продовольствия, как, например, в конце 90-х годов прошлого века, – говорит Полуянов. – Эта миссия переложена на сети и торговые точки, а покупатели все больше отдают предпочтения товарам со сроком хранения, не превышающим 72 часов». Обеспечить же достаточное количество таких товаров каждый день рынки не в состоянии. Все эти факторы в конечном итоге и сыграли роковую роль в товарообороте продуктовых рынков.


Фото: Свежие продукты (http://probio.io/ru/news/2007/03/1541/media/pictures/news/1541.gif)

Остаточные преимущества

Окрыленные таким успехом сетевые ритейлеры не стоят на месте, строя планы на будущее. «Красный Яр» купил сеть «Орлан», «Командор» пополнил свои активы рядом магазинов, доведя их до 32 штук (в планах открытие еще пяти), не принадлежащие сетям магазины тоже развиваются, все больше облагораживаясь.

Значит ли это, что в ближайшем будущем рынки могут вообще исчезнуть? Дмитрий Полуянов считает, что нет. «Просто рынки станут более цивилизованными, а количество их сократится», – уверен он. Основным преимуществом рынков является индивидуальный подход к клиенту – всегда можно поторговаться и получить товар дешевле заявленной стоимости. Сети же, с одинаковой установленной для всех покупателей ценой, предложить такого не могут. Если в первом приближении и можно говорить о том, что цены на 60% товаров в сетях от рыночных не отличаются, то при более глубоком рассмотрении, с учетом возможности снижения продавцом цены, количество подобных позиций существенно уменьшается.

Довольно ярко баланс между рынками и сетями был виден при осеннем повышении цен. В магазинах рост цен происходил хоть и плавно, но постоянно. Тогда как на рынках цены, которые регулируются лишь продавцом, росли скачкообразно и с заделом на будущее. Вот и получалось, что в одно время цены в супермаркетах и магазинах были выше, чем на рынках, а уже через неделю – ниже. Так происходило всю осень.

В целом же предрекать кончину рынкам преждевременно. «Среди наших постоянных покупателей есть такие, кто ряд покупок все равно совершает на рынке, – рассказывает Дмитрий Полуянов, – объясняя это тем, что там у них уже сложившиеся отношения с продавцами, они им верят, и всегда, если что, можно сторговаться подешевле».

Евгений Волошинский, "Вечерний Красноярск" 


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.

В избранное