Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Экономический обзор

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Экономический обзор


NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Экономический обзор, 15 марта 2007 г.
«Бермуды» или пираты?

На Енисее бесследно исчезли более 20 судов!

Их владельцы считают, что виновник пропажи вовсе не природный катаклизм, а рейдерская методика с элементами пиратства. Схема проста. Пишите заявление в органы на приглянувшееся имущество предприятия и… милиция вам поможет. Даже если у этого имущества есть собственник!

Поиски «летучей армады»

Де-юре пропавшие суда принадлежат Ярцевскому леспромхозу (ЛПХ), на котором введено конкурсное управление. Однако сегодня на них претендует еще и Ярцевская лесопромышленная компания (ЛПК). Кто прав, кто виноват, следствие пока сказать не может. Меж тем за судами гоняются все: ЛПК, ЛПХ и милиция. Часть «вещдоков» ржавеет в красноярском затоне речного пароходства, а другая часть используется где-то и кем-то. Ржавеющие баржи и суда законный собственник получить не может.

Для того чтобы понять, почему все так сложилось и что кому принадлежит, необходимо вернуться на несколько лет назад. В свое время на тогда еще единое предприятие пришли крупные собственники в лице одной финансово-промышленной группы. Несмотря на инвестиции, поднять лесопереработку не получилось. ФПГ ушла. На предприятии было введено конкурсное управление. Управляющие там менялись. И вот в прошлом году на ЛПХ пришли новые управляющие. Тут обнаружилось, что предыдущие руководители оставили от предприятия немного. Один из основных активов – флот из тридцати трех кораблей. Вот только определить его местоположение составило большого труда. Собственные поиски привели на красноярский затон – обнаружилось три судна. На руководство Красноярского судоремонтного центра не произвели впечатления даже оригиналы правоустанавливающих документов собственников. Нет, мол, не отдадим. Ставила на прикол другая компания, а она нам еще и денег должна.



Вскоре последовало заявление в СибУВДТ о помощи в розыске остальных кораблей. Поначалу следствие двигалось очень даже оперативно. Однако запала хватило ненадолго. Следственная группа направилась в Ярцево, где и отыскала недостающий флот. Оказалось, что суда периодически бороздят воды Енисея, часть стоит на берегу. Правда, до сих пор остается непонятным, кто же все-таки эксплуатировал эти корабли. Соответствующие речные органы не раз «тормозили» суда и выписывали капитанам всевозможные предписания о невозможности дальнейшей эксплуатации.

Первоначально у следователей даже возникло подозрение – будто на кораблях занимаются незаконной предпринимательской деятельностью. Но дальше предположений дело не пошло. Погостив в Ярцево всего два дня, следователи уехали, ничего ни у кого не изымая. Кстати, собственники никакого пояснения по поводу дела и столь непредсказуемой поспешности от милиционеров так и не получили. Известно лишь, что с места правоохранителей сорвал приказ из Красноярска.

На абордаж и плавающие «вещдоки»?!

Тут и начинается почти самая настоящая пиратская история. Представители конкурсного управляющего ЛПХ сами решили вернуть теплоход и три баржи, находившиеся в Ярцеве. Но попытка спустить на воду флотилию превратилась в морской бой. Целая группа практически напала на корабли, пробила днище и стали забрасывать «армаду» камнями, арматурой… Что это за противоборствующие силы – сейчас остается только гадать. Вполне возможно, что это были очередные претенденты на суда.

Теплоход и две баржи отчалили с грехом пополам, оставив еще одну на берегу. Однако на этом приключения не закончились. В дороге караван останавливают судоходный инспектор, милиционеры в сопровождении представителей Ярцевской ЛПК. Проверка документов шла целый день. В конце концов, добрались до Кононова. Поставили корабли в отстой и поехали со спокойной душой в Красноярск.

Меж тем СибУВДТ возбудило дело о самоуправстве. Было это еще в конце октября прошлого года. Однако до сих пор в деле нет ни подозреваемых, ни обвиняемых. Кировский суд наложил арест на флот. Собственно, милицейская практика говорит о том, что дела по таким статьям, как самоуправство, доходят до суда крайне редко. Создается такое впечатление, что разбирательство намеренно затягивается.

В пресс-службе СибУВДТ поясняют, дескать, дело возбуждено по факту. Когда разберемся, кто кому должен, тогда и снимем арест. Интересна сама процедура наложения ареста. Следователь просто приехал в Кононово, исполнил свой долг. При этом собственников с этим решением никто не знакомил. Представителям конкурсного управляющего пришлось самостоятельно узнавать все эти факты. Корабли стали вещдоками и теперь, по информации пресс-службы СибУВДТ, находятся в затоне Красноярского судоремонтного центра.

Со стороны выглядит довольно странно. Адвокат Александр Глисков, представляющий интересы Ярцевского ЛПХ, говорит, что такая схема довольно распространена. Такие манипуляции с имуществом называются не иначе как рейдерство, то есть завладение чужим имуществом. По словам Глискова, нечто подобное в Красноярске уже происходило с железнодорожными вагонами.

На практике любой может прийти в милицию, написать заявление: «это мое». Следователь накладывает арест или передает имущество потерпевшему. Потерпевшим в данном случае выступает тот, кто первым написал заявление. Пока дело расследуется (а процесс может тянуться годами), потерпевший будет эксплуатировать вагон, самолет, корабль… И зарабатывать на нем деньги.



Интересен подход СибУВДТ к таким делам. Глисков рассказывает, что суд признал собственником одного, а вагоны оказались у совершенно другого человека. Кстати, как стало известно «ВК», эти два дела далеко не единственный пример подобного передела собственности.

В СибУВДТ простое объяснение: корабль – это вещдок. Хотя данная формулировка, по словам Глискова, не выдерживает никакой критики.

– Вещдок – это то, что содержит следы преступления. Нож со следами крови, например. Какие следы преступления могут найтись на барже или теплоходе. Или вагонах? И все равно – они были признаны вещдоками, – рассказывает Глисков.

Все бы ничего, но ЛПХ – по сути, банкрот. Денег на нем уже не заработать. Процедура конкурсного управления сводится к тому, чтобы продать с торгов корабли и внести финансы в бюджет края. Конкурсный управляющий, по сути, это наемный работник, который выполняет работу во благо бюджета. Уж какие убытки нанесены и предприятию-банкроту, и краевой казне, еще только предстоит подсчитать. Тут все зависит от того, как долго будет продолжаться следствие и как долго «вещдоки» будут плавать под чужими флагами. Простая схема на деле оборачивается месяцами мытарств и недомолвок со стороны правоохранителей. В особенности когда кто-то третий хочет завладеть лакомым куском.

Рубрика Комментарий юриста

Александр ГЛИСКОВ, адвокат, представляющий интересы судовладельцев:

– Уголовное дело, по сути, превращается в своеобразный инструмент завладения или передачи собственности. Достаточно лишь подать заявление в милицию. В принципе, на эту удочку могут попасть и обыкновенные граждане, а не только владельцы вагонов да теплоходов. Достаточно лишь возбудить уголовное дело, например, в другом регионе о хищении (желательно дорогой) машины. В Красноярске у законного владельца изымается автомобиль, транспортируется в другой регион, где и передается потерпевшему. Законный владелец может подать в суд, но к тому времени, когда будет вынесено решение о признании права на автомобиль, исполнение его может оказаться уже невозможным.

Конечно, я утрирую. Но, исходя из ситуации с имуществом ЛПХ, такая схема выглядит вполне реальной.

Интересен, хотя и довольно типичен, подход следователей. Возбуждается дело о самоуправстве. Непонятно, в отношении кого? Какое самоуправство?! Собственник просто взял свое имущество и попытался им распорядиться – только и всего. Исходя из логики следователей, если в вашу квартиру кто-то въехал, а вы выгнали его, поставили новый замок, то самоуправство творите вы. Так же и с вором. Если вы отобрали у вора свой кошелек, то самоуправством занимаетесь вы! Правда, при условии, что тот, кого вы «обидели», первым подал заявление в милицию. Абсурд, исключающий возможность самозащиты своих прав, которая, кстати, предусмотрена законом.

Марат Винский, "Вечерний Красноярск"


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.

В избранное