NEWSLAB.RU - Экономический обзор, 1 ноября 2004 г.
Бензиновая теория относительности (продолжение)
Старые песни о главном
Вопрос, чем мотивирует решения непосредственно ЮКОС?
Причины называются громкие. Скажем, война в Ираке: «Мы же не знаем, что дальше будет». В более серьезном ответе это, как правило, кивание на вздорожавший мировой баррель. С одной стороны, вроде бы оправданно. С другой стороны, такую аргументацию можно развернуть – с точностью до наоборот. Ссылаясь даже не на то, что мировым ценам должны соответствовать мировые зарплаты и т.д. Нет, все проще. По-прежнему вспоминается избитая проблематика «природной ренты». Приватизированы все-таки скважины и заводы, а не то, что лежит в земле. В ситуации, когда мировая цена за баррель превысила на биржах 50 долларов, такой нюанс особенно актуален. Новых издержек нет – доходы же нефтяников повышаются многократно. За счет того, что подорожали недра. Которые им вообще-то не принадлежат.
Выход уже, кажется, очевиден… Особым фанатиком справедливости для этого быть не надо. Нефтяники получают свой фиксированный процент за добычу и переработку – а все, что сверх, идет в госказну. Или мягкий вариант: с доходов, вызванных колебанием мировой конъюнктуры, в казну отчисляется их большая часть. Цена на российском рынке при этом расти не обязана! Наоборот, она могла бы… упасть. С лихвой компенсированная вздорожанием российской природной ренты на мировых биржах. Но это, опять-таки, вопрос политической воли. Формально-юридически сделать бензиновое ценообразование государственным, имея подконтрольную Думу и одобрение общества – государству было бы несложно.
А пока… ЮКОС и «Сибнефть» провели очередное повышение. Оптовые цены на А-80 и зимнее дизельное топливо возросли соответственно на 500 и 600 рублей на тонну. И гарантий, что рост цен остановился, никто предоставлять не собирается… Такая вот нынче ситуация в Ираке.
Кто постоит за ценой?
Существуют различные механизмы смягчения роста цен. Скажем, государственные конкурсы на поставку. Допустим, есть такая «служба государственного заказа». В потребителях там проходят больницы, школы, интернаты. Короче, вся «социалка», разбросанная по краю. Тендер проходит два раза в год, в январе и конце июня. Основное условие: победитель конкурса фиксирует цену. Как бы она ни росла на рынке – полгода поставки идут по оговоренной цене. Понятно, что с каждым месяцем реальные доходы поставщика в таком бизнесе будут падать… Правда, растет товарооборот. Вопрос для него: готов ли он рисковать (возможен предельный случай, когда цена завода просто перекроет цену его собственную – и прибыль станет отрицательной)? Или, если минимизировать риски, может ли он позволить себе закупить и хранить пока еще дешевое топливо?
На последнем конкурсе «Красноярскнефтепродукт» смог гарантировать фиксированную цену и выиграл. Конкуренты – «Магнат», «Фортуна-плюс», «Сибнефть» - на такое не отчаялись. И сейчас бензин продается по той же цене, что и в начале лета. По Аи-95 это 14.70 рубля (потребительская цена сейчас – 16.00), по Аи-92 – 13.70 (14.30), по А-80 – 11.00 (12.20), по дизельному топливу – 11.30 (12.00). Это цена по центральным районам. По другим районам «государственный заказчик», как правило, платит меньше.
Аналогичная схема принята для северного завоза: в марте фиксируется цена, и до осени топливо возят по ней. Те же правила – для муниципальных поставок в Красноярске. В мае «Фортуна-плюс» не смогла гарантировать твердую цену и ушла с городского тендера. Рынок сбыта (если это можно считать рынком) вновь подобрал «КНП».
Как уже сказано, минимизировать риски в такой операции можно. В случае, например, северного завоза «КНП» набрал кредитов и закупил бензин по майским, еще приемлемым, ценам. Для этого требуется, во-первых, чтобы кредиты были достаточно крупными и дешевыми. Во-вторых, закупленное надо где-то хранить. Будучи VIP-клиентом, «КНП» кредитуется… под 13% (это при общепринятой ставке где-то в 24%). Что же до хранения, то еще с давних временем за компанией числятся 16 нефтебаз и 127 нефтезаправочных станций. Отсутствие чего-то подобного у конкурентов оборачивается их неспособностью аккумулировать товар: чтобы сегодня продать, вчера надо купить у завода. Естественно, приспосабливая цену к вчерашней юкосовской, и здесь уж без вариаций.
В случае поставок для ГУП «Сельхозобъединение» дело обстоит схожим образом. Только фиксируется не цена поставленной тонны, а надбавка: 600 рублей за тонну к текущей цене завода. Сейчас это тоже удел «КНП». Один, заметим, из многих.
Всего в этом году «Красноярскнефтепродукт» выиграл более 20 конкурсов. В списке потребителей: ГУВД края, управление госнаркоконтроля РФ по краю, «Сибтяжмаш», муниципальные предприятия Красноярска, Минусинска, Лесосибирска и т.д.
…Как видим, все относительно. В бензиновом ажиотаже наш край выглядит не худшим образом – относительно соседей. Не все посредники смотрятся «социально безответственными» предпринимателями – относительно ЮКОСа. Не все потребители, наконец, платят много – относительно розницы для частников. Такая вот бензиновая теория относительности.
Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.