Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Экономический обзор

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Экономический обзор


Информационный Канал Subscribe.Ru

NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Экономический обзор, 20 мая 2004 г.
Лекарство от бедности.

Здоровье нации, если верить официальному Интернет-представительству Президента Российской Федерации, является важнейшим национальным приоритетом. Однако по тому, как решаются проблемы в сфере здравоохранения, это не совсем очевидно.

Ярким примером в этом плане является реформа обязательного медицинского страхования. В январе текущего года тогда еще Председатель Правительства Михаил Касьянов обещал завершить реформу всей социальной сферы в 2004 году. К сожалению, этому оптимистическому прогнозу не суждено было сбыться. Все реформы социального блока фактически находятся если не в стадии разработки, то уж во всяком случае, далеки от завершения. В частности, многие параметры пенсионной реформы до сих пор активно обсуждаются, более того, в случае ухудшения экономической ситуации, возможны новые изменения. Притом, что уже сейчас, когда государство обладает достаточно широкими финансовыми возможностями, оно, тем не менее, старается сократить объем своих обязательств. Так, например, чиновники не могут определиться, будут ли участвовать в пенсионной реформе люди среднего возраста. Причем, большинство разработчиков реформы склоняются к идее исключения граждан старше 1967 года рождения из накопительной системы пенсионного обеспечения. В общем, пенсионная реформа еще далека от завершения. И хотя президент и распорядился провести налоговую и пенсионную реформу так, чтобы никто не пострадал, скорее всего, пострадавшие будут.


Лекарство от бедности

Еще интереснее получилось с реформой обязательного медицинского страхования.

Существующая система финансирования здравоохранения за прошедшие годы многократно продемонстрировала свою низкую эффективность. Российская система медицинского обслуживания давно уже стала, мягко говоря, «условно бесплатной». По оценкам специалистов, каждый год жители страны неофициально выплачивают врачам более 600 млн. долларов, причем в эту сумму не входят расходы на оплату медикаментов и сопутствующих товаров. Такое положение сложилось во многом благодаря систематическому недофинансированию здравоохранения (в нашей стране затраты в этой сфере составляют 2,8 % ВВП, в то время как во многих европейских странах на здравоохранение тратится от 6 до 8 % ВВП). И даже при этом низком уровне финансирования значительная часть средств просто не доходит до медицинских учреждений. По официальным данным, которые, как правило, бывают далеки от действительности, в настоящее время недофинансирование медицины составляет около 10-15 %. Указанные цифры получаются при использовании в расчете нормативов Минздрава, которые скорее даже не оптимистические, а фантастические. Так, например, в соответствии с ними один койко-день обходится российскому бюджету в 6-7 долларов. На сегодняшний день, по оценкам экспертов, дефицит в системе финансирования здравоохранения составляет около 40 млрд. рублей. Образовался он неслучайно и носит системный характер.

Действующая система финансирования здравоохранения в форме обязательного медицинского страхования была введена законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», принятом в 1991 году. Не обладая достаточными финансовыми и административными ресурсами, новая российская власть тогда не смогла полностью перестроить систему. Список услуг бесплатного здравоохранения на тот момент оставался таким же, каким был в Советском Союзе. В то же время финансирование здравоохранения сократилось почти на 70 %. Из-за сокращения с 2005 года единого социального налога, часть которого отчисляется в фонд обязательного медицинского страхования, существующий дефицит будет увеличиваться еще 16 млрд. рублей ежегодно. Учитывая вышеизложенное, действующая система здравоохранения абсолютно нежизнеспособна.


Лекарство от бедности

Чтобы ликвидировать сложившийся дефицит, Министерство экономического развития и торговли предложило изменить действующую систему финансирования медицинских учреждений. В настоящее время каждое учреждение получает из бюджета определенную сумму, рассчитанную исходя из существующих нормативов. В зависимости от количества койко-мест и т.п. Чиновники МЭРТ считают, что действующая система непомерно раздута. А расходы на персонал, ЖКХ, ремонт и оснащение медицинских учреждений неэффективны. То есть выяснилось, что у нас много денег уходит на медицинских работников. Причем то, что врачи и особенно младший медицинский персонал являются одной из самых низкооплачиваемых категорий граждан – общеизвестный факт. А любой гражданин, хотя бы раз в жизни столкнувшийся с системой здравоохранения, и просидевший полдня в поликлинике в ожидании своей очереди на прием к врачу, вряд ли придет к выводу об избытке врачей в стране. Нуждающиеся в стационарном лечении, наверняка сталкивались с отсутствием мест в больницах.

Однако из дома правительства многие вещи видятся иначе. Чиновники, очевидно, чувствуют себя с каждым годом все здоровее и здоровее, на основании чего делают вывод о том, что в стране есть лишние врачи. Следует кстати, заметить, что численность чиновников в Российской Федерации почти в 2 раза превышает численность врачей. Тем не менее, реформирование здравоохранения предполагается осуществлять путем сокращения.

«Британский Медицинский Журнал» опубликовал в начале мая анализ предлагаемой МЭРТ реформы здравоохранения. Построение более эффективной и экономичной системы здравоохранения предполагает существенное сокращение медицинского персонала. Причем сокращение, в основном, коснется медицинских работников с высшим образованием. Количество врачей предполагается сократить примерно на 300 тысяч человек. Среди оставшихся большинство будут составлять врачи общей практики, то есть в первую очередь сокращены будут узкие специалисты. Кроме врачей будут сокращены стационары. В настоящее время количество коек в больницах нашей страны составляет 1,6 млн. Из них предполагается сократить более 500 тысяч. Учитывая вышеизложенное, можно предположить усиление роли поликлиник. Это действительно произойдет, тем не менее, значительную часть их также ждет сокращение. Более всего это коснется подобных заведений в сельской местности. Функции оставшихся будут расширены, в частности, к поликлиникам перейдет часть задач, которые в настоящее время выполняют стационары. Впрочем, радикальное сокращение расходов на содержание и основных фондов - это еще не все.


Лекарство от бедности

Второй важный момент – это сокращение перечня бесплатных гарантированных государством медицинских услуг гражданам. По проекту МЭРТ в каждой поликлинике и больнице должен быть в наличии, так называемый, клинико-экономический стандарт, в котором и будет определен перечень бесплатных видов лечения и лекарств. Именно в рамках этого стандарта любой гражданин сможет получить помощь бесплатно. Все остальное, если, например, хочется, чтоб более прогрессивным методом лечили или лекарствами современными – за отдельную плату. То есть МЭРТ настоятельно рекомендует гражданам скорее становиться богатыми и здоровыми, потому как бедным и больным будет совсем плохо. Фактически российское здравоохранение уже давно так и работает. Вот только пока до сокращения врачей и больниц пока не доходило всерьез. А могло дойти.

Однако на этот раз все обошлось, причем, как видится, по причинам, прямо не связанным со здравоохранением. Проект федерального закона мог быть внесен в Государственную Думу в период текущей весенней сессии. Но Министерство финансов не сошлось во мнениях с Министерством экономического развития и торговли по вопросам финансирования этого сокращенного здравоохранения. В итоге проект отдали на доработку в Министерство здравоохранения и социального развития, и вряд ли следует ожидать, что новому разработчику удастся подготовить его достаточно оперативно и внести в Думу в «ближайшее время».

Кроме того, есть информация, что ведомство Михаила Зурабова вообще работает над альтернативным вариантом, который концептуально отличается от проекта МЭРТ. Сколько времени будет готовиться этот проект, неизвестно, однако подготовка отклоненного варианта заняла у МЭРТ около четырех лет.

Михаил Лубочников


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное