NEWSLAB.RU - Экономический обзор, 26 апреля 2004 г.
Надо чаще встречаться, или зачем нам инвестиционный форум.
«Инвестиционный форум регионального развития. Красноярский край 2004». Мероприятие с этим пафосным названием прошло на прошлой неделе в Красноярске. Инвестиции, безусловно, тема актуальная и для любой территории, и для национальной экономики в целом, без них нет развития. Привлечение инвестиций - важнейшая задача в процессе модернизации российской экономики. Никто этого тезиса, в общем-то, не оспаривает. Более того, указанный вопрос на протяжении предшествующего десятилетия многократно поднимался на всех уровнях управления. Однако ни на федеральном уровне, ни на уровне регионов, за редким исключением, не удалось за все время привлечь серьезные средства для решения насущных проблем развития экономики. Проблем в этом смысле несколько. Во-первых, на протяжении 90-х годов в стране катастрофически не хватало финансовых ресурсов не то что на развитие, но и на поддержание
существующего уровня производства. Существующее на тот момент экономическое положение, мягко говоря, не способствовало вложениям в будущее. Во-вторых, те финансовые ресурсы, которые все же приходили в страну из-за рубежа, не направлялись в реальный сектор. Средства западных инвесторов работали в основном на фондовом рынке. Причем эта деятельность носила исключительно спекулятивный характер. В-третьих, направлению инвестиций в производство препятствовали нестабильность правил игры, установленных государством, отсутствие гарантий прав собственности, произвол чиновников на местах.
Ситуация в стране начала меняться после кризисного 1998 года. Дефолт подействовал во многом отрезвляюще и на власти, и на бизнес. Произошедшая девальвация рубля стимулировала рост значительной части отраслей промышленности. Однако этот импульс развития достаточно быстро исчерпал себя. Дальнейший рост российской экономики обеспечивался и до сих пор обеспечивается в основном благоприятной внеэкономической конъюнктурой. В настоящее время проблема привлечения инвестиций в реальный сектор стоит не менее остро, чем в начале реформ.
В связи с этим проведение инвестиционного форума и вообще поиск краевыми властями альтернативных форм привлечения капитала - действие вполне осмысленное и оправданное. Организаторы форума изначально ставили себе две глобальные цели. В первую очередь, презентовать край потенциальным инвесторам и рассказать о планах государственной власти по улучшению инвестиционного климата, предложить инвестиционному сообществу конкретные инструменты для развития проектов на территории края. Как один из таких инструментов презентовалась «Корпорация развития Красноярского края». Второй, не менее важной задачей было определение роли региональных властей в ускорении экономического роста страны. Значение и направление региональной политики государства в обеспечении этого роста.
Презентация края инвестиционному сообществу прошла, в целом, успешно. Оперативно, точно к открытию форума рейтинговое агентство «Эксперт-РА» проанализировало инвестиционный климат и пересчитало кредитный рейтинг края. Перспективы, по мнению специалистов, самые радужные. Причем тут необходимо различать два понятия. Так, инвестиционный климат – совокупность возможностей и условий ведения инвестиционной деятельности на территории региона. Измеряются эти условия и возможности двумя показателями: интегральный риск и совокупный потенциал. Все регионы России занимают определенные места на этих шкалах. Так вот, Красноярский край в 2002/2003 годах занимал 8 место по совокупному инвестиционному потенциалу, при этом по уровню интегрального риска 67 место. Попадает, таким образом, край в группу 2С – «средний потенциал - высокий риск». Согласно рейтингу «Эксперт-РА»
Красноярский край относится к числу регионов России с «нетипичным» инвестиционным климатом. При значительном инвестиционном потенциале здесь весьма велики риски инвестирования. Как отмечают эксперты, тенденции к изменению инвестиционного климата выражены слабо. Хотя есть некая направленность к улучшению. Так ожидается, что в текущем году край переместится в группу 2В – «средний потенциал – умеренный риск». Практически неизменным остается совокупный инвестиционный потенциал. А он обусловлен природными ресурсами, а по ним край вообще уступает в России только Якутии. Улучшение инвестиционного климата, таким образом, может быть достигнуто только за счет снижения рисков. Причем одна из основных составляющих этого риска - слаборазвитая инфраструктура. Эта проблема носит объективный характер и вряд ли может быть снята в обозримом будущем. В то же время законодательные,
экономические и финансовые риски могут и должны быть снижены совместными усилиями исполнительной и законодательной власти края. Несмотря на в общем улучшающийся инвестиционный климат, «Эксперт-РА» отмечает что достигнутые позиции край сможет удержать только при условии широкомасштабных инвестиций в экономику. Это означает, что с течением времени, возможно, ухудшение этого самого климата.
Вторым показателем, гораздо более широко освещенным, является кредитный рейтинг. «Эксперт-РА» присвоил Красноярскому краю рейтинг: «А» – «Высокий уровень надежности с низким риском несвоевременного выполнения обязательств и позитивными перспективами». Кредитный рейтинг «А», несомненно, важен. Но по существу он означает лишь то что, край в состоянии рассчитываться по своим обязательствам. В общем случае заемщик с высоким рейтингом имеет больше возможностей привлечения более дешевых финансовых ресурсов. Однако государственный долг Красноярского края и так достаточно велик, и в этом смысле дополнительное привлечение средств может ухудшить ситуацию с бюджетом и, как следствие, кредитный рейтинг.
В общем, рейтинговое агентство «Эксперт-РА», значилось в соорганизаторах форума недаром.
Губернатор края Хлопонин в своем докладе также популярно объяснил собравшимся инвесторам и не только, что потенциал края велик, и использовать его наполовину, как сейчас, как минимум глупо. Выступавшие за тем потенциальные инвесторы, в основном, были согласны с губернатором и обещали инвестировать в край. Другое дело, что эти инвестиции были бы осуществлены в краевую экономику и без проведения форума. Самым значительным событием в смысле инвестиций в итоге оказалось подписание инвестиционного меморандума с компанией «Базовый элемент». Документ декларирует желание сторон дружить на почве достройки Богучанской ГЭС и возможной постройки нового алюминиевого завода. Цена вопроса 1,2 млрд. долларов, именно столько «Базэл» готов инвестировать при деятельном содействии Губернатора Красноярского края. Содействие это, по мнению наблюдателей, будет в основном заключаться в
выступлении Красноярского края на стороне Дераписки в противостоянии с энергетиками. Таким образом, инвесторам было продемонстрировано, что краевая власть готова дружить с инвесторами всерьез. Так или иначе, первая цель форума в основном достигнута была, презентация прошла. А то, что инвестиции не хлынули бурным потоком, ничего страшного, придут еще, климат ведь есть, и механизмы есть. Ну и что, что непонятно, как работать будут? В смысле на словах, конечно, понятно и гладко, а в реальности? Взять, например, ту же Корпорацию развития, по заявлениям краевых чиновников, на один рубль, вложенный из бюджета, они рассчитывают привлечь до 20 рублей частных инвесторов. Жаль, что частные инвесторы пока не заявили, сколько рублей они дадут на рубль, вложенный из бюджета.
Еще хуже получилось со второй целью форума, новой региональной политикой. Г. Греф не приехал, поскольку должен был что-то со своей новой структурой утрясать. Она, кстати, была утверждена в четверг 15 апреля, и в ней, по странному стечению обстоятельств, уже не было заместителя министра экономического развития и торговли М.Циканова. Вот так негативно сказалась реформа правительства на красноярском форуме. То есть фактически пламенная речь о регионах роста и выработке новой региональной политики была обращена по существу к тем, кто и так «за», представителям регионов и бизнеса, который в этих самых регионах работает. В частности, идею активно поддержал г-н Дерипаска. К слову сказать, региональная политика нашей страны всегда была построена на принципах именно выравнивания региональных различий. И в дальнейшем она будет строиться таким же образом. Что и подтвердил в своем докладе
неизвестный чиновник МЭРТ, представленный как замминистра М. Циканов.
В общем же проведение инвестиционного форума следует оценивать скорее положительно, привлекать инвестиции действительно важно и нужно. Хочется посоветовать организаторам, поработать «над техникой», в частности, со «свадебными генералами», такими, как федеральные министры. Что же касается «Сибирского Давоса», то это и не нужно, и невозможно, Давос все-таки курорт. А вот Лондонский российский экономический форум, завершившийся на днях, можно попробовать перенести. Кстати, в Лондоне звучала мысль о переносе форума в один из российских регионов. Им вполне может быть Красноярский край.
Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.