Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Экономический обзор

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Экономический обзор


Информационный Канал Subscribe.Ru

NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Экономический обзор, 24 октября 2003 г.
Франчайзинг: фирменный стиль

В первой декаде октября известным агентством Moodу’s был повышен рейтинг России - до уровня инвестиционного. Данное решение, по сути, еще больше открыло дорогу на российский рынок для иностранных компаний, в том числе и для тех, которые хотят создавать у нас не только собственные фирменные объекты, но и продавать уже раскрученные мировые «марки».

В международной практике такая продажа называется франчайзингом. В целом же под ним понимается производство и продажа товаров, а также оказание услуг местными предприятиями под марками известных международных компаний, таких, например, как «Баскин Роббинс», «Сабвей», «АльфаГрафикс», «Кока-Кола», «Мистер Дорз», «Грильмастер» и др.


Кока-Кола

Зингер и другие

Надо отметить, что при покупке френчайзы (исключительного права) не приобретается бизнес как таковой. Приобретается только лицензия на использование торговой марки, а также всех отличительных фирменных знаков известной и уже преуспевающей компании. Это позволяет местным предприятиям действовать от ее имени, но одновременно с этим требует от них качества товара или услуг не хуже «фирменного».

Получается, что предприятие приходит в бизнес уже раскрученной компании, которая утвердилась на рынке. При этом оно экономит по всем видам затрат и вложений, в том числе на разработку новой технологии, выбора оборудования, ведения рекламы и т.д.

Франчайзинг особенно развит в Северной Америке, хотя, по сути дела, он не является изобретением американцев. Данный механизм впервые был использован еще в средние века во Франции. Им называлась особая привилегия, которая давалась французскими королями своим вассалам, в том числе право охотиться в королевских лесах, торговать какими-то товаром, организовывать ярмарки и т.д. В дальнейшем главы многих городов Европы стали давать френчайзы рыночным продавцам: торговать чем-то в пределах того или иного городского рынка.

В сегодняшнем понимании франчайзинг впервые был применен в середине XIX века. Именно тогда знаменитая немецкая компания «Зингер», стала выдавать исключительное право на продажу своей продукции специально отобранным дистрибьюторам. В начале прошлого века франшизные системы появились уже в нефтяной сфере, а также в среде бакалейных, мотельных и закусочных заведений.


Зингер

Но все же широкое распространение франчайзинг получил только после окончания Второй мировой войны. И бесспорным лидером в этом направлении стали США. Десятки тысяч американцев создавали небольшие предприятия, на которых стали применяться френчайзы знаменитых американских компаний. С использованием их имени малый бизнес Америки открыл большое количество предприятий, в сфере производства продуктов питания, продажи автомобилей, автостанций технического обслуживания и т.д. В качестве классического примера можно привести историю развития известной компании по продаже мороженого «Баскин-Роббинс». Серьезные проблемы с управлением сбытовой сетью начались там в середине 40-х годов прошедшего столетия. В отсутствие хозяев эффективность работы всех восьми магазинов, входящих в систему «Баскин-Роббинс», в значительной мере снижалась.


Баскин-Роббинс

Хозяева поняли, что нанятый ими управляющий никогда не будет относиться к делу так, как относится они сами. Поэтому они решили продать магазины управляющим, а самим заниматься только поставкой туда мороженого. Идея не только была реализована на практике, но и получила дальнейшее развитие. Через короткое время компания "Баскин-Роббинс" вышла на лидирующие позиции в стране и стала национальной.

Малый бизнес

В последствии в общей массе франчайзинга стали различаться две большие группы. В первую вошли предприятия, которые использовали просто «торговое имя», в том числе кафе типа «Seven Eleven», «Burger King», «KFC», «Wendy's» и т.д. Вторая же состояла из предприятий (ремонт автомашин, обслуживанию гостиниц и т.д.), которые использовали не только конкретную торговую марку, но еще и концепцию ведения самого бизнеса.

В целом, франчайзинг позволил сделать малый бизнес крупнейшим источником доходов для большинства наемных рабочих в США. Ежегодно прибыль от реализации продуктов и услуг через сеть предприятий, использующих данный механизм, только в Соединенных Штатах составляет около 750-800 миллиардов долларов.


Бургер Кинг

Всего же в США и Канаде действуют более 3300 компаний-френчайзеров, в том числе до 2400 в США, имеющих 650 тысяч представительств в десятках стран мира. Среди них классическим примерам является «McDonald's».

Крупнейшими экспортерами, осуществляющими торговлю по соглашениям о франчайзинге, кроме США, считаются еще Канада, Япония, Австралия, Франция, Германия и Великобритания. Сам же данный бизнес в той или иной форме существует более чем в 85 странах.

Если оценивать предприятия, использующие данный механизм, по финансовой устойчивости, то по сравнению с другими процент банкротства в их среде меньше в 5 раз. Это подтверждают статистические данные США. Там, как правило, в течение первых пяти лет после создания по тем или иным причинам ликвидируется более 68% предприятий малого бизнеса, но только 13-14% из них относится к системе франчайзинга. Можно сделать вывод о том, что данный путь развития является более эффективным для небольших предприятий, так как «прародитель» помогает свои «дочкам» методологией и практическими советами.

Россия

Следует отметить, что понятие «франчайзинг» в действующем российском законодательстве отсутствует. Но в то же время сущность этой системы ведения бизнеса полностью определена Гражданским кодексом РФ и носит название "коммерческая концессия".

Российским первопроходцем в этой сфере стала научно-производственная фирма "Дока", которая возникла в 1990 году. Она специализировалась на производстве и реализации оборудования для изготовления хрустящего картофеля и мини-пекарен. В 1993 году ею впервые был использован франчайзинг, который затем распространился по стране под общим названием "Дока-Пицца".

Если же говорить о крупных российских корпорациях, то первым франчайзинг использовала нефтяная компания "ЛУКОЙЛ", а затем и «ЮКОС» и др. Коммерческая концессия стала использоваться ими для реорганизации структуры нефтепродуктообеспечения. С ее помощью проводилось снижение издержек производства за счет передачи нерентабельных объектов в аренду сторонним лицам. В результате компаниям удавалось снизить удельные затраты на тонну реализованных нефтепродуктов в 2-3 раза.


Лукойл

Как отмечают руководители крупных нефтяных компаний, использование коммерческой концессии позволило, помимо всего прочего, решить еще ряд задач. Во-первых, новые хозяева ранее нерентабельных объектов получили все преимущества работы под эгидой крупной компании-производителя нефтепродуктов, сохраняя при этом конъюнктурную и коммерческую гибкость, свойственные небольшим фирмам. Во-вторых, в ряде случаев арендаторами стали структуры, связанные с региональными администрациями, что значительно упростило взаимоотношения компаний с властью. В-третьих, они сохранили контроль за деятельностью переданных объектов, что позволило исключить возможность последующей потери своего влияния на уже освоенных рынках. Сегодня механизм франчайзинга в массовом порядке только начинает внедряться в России. Наиболее яркими представителями этой сферы бизнеса являются все же иностранные предприятия, такие как «Макдональдс», «Пицца Хат», «Баскин-Роббинс», «Рибок» и т.д. Но есть уже и русские франчайзинговые системы, представленные, кстати, и в Красноярске. К ним можно отнести "1С" (программные продукты по бухгалтерии), «Смак» (быстрое питание), заправочные станции «ЮКОС» и др.


Юкос

В Красноярском крае имеются определенные перспективы по развитию данных фирменных систем. К ним, в первую очередь, можно отнести сферу питания, строительства, услуг по трудоустройству, бытовому обслуживанию населения, упаковке продовольствия и напитков, заправке и обслуживанию автомобилей и т.д.

На мой взгляд, для малого бизнеса края, сегодня франчайзинг является наилучшей возможностью организовать надежное собственное дело. С другой стороны, конечно, он не является универсальным инструментом по развитию всего регионального малого бизнеса, но при определенных условиях его использование может быть достаточно эффективным.

Виктор Прохоров


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное