С 1 августа 2003 года пенсионная реформа в Российской Федерации переходит на новый этап своего развития. Как известно, к этой дате Пенсионный фонд России обязан поставить в известность более 40 миллионов будущих пенсионеров о размере их накопительной части пенсии (для справки: трудовая пенсия состоит из трех частей - социальной, страховой и накопительной). Они, в свою очередь, должны в течение двух последующих месяцев определиться - как распорядиться этими деньгами. Выбора вообще-то всего два. Во-первых, деньги можно оставить в Пенсионном фонде России. Во-вторых, отдать в один из негосударственных пенсионных фондов.
Новые подходы
Что происходит? О пенсионном кризисе мы уже рассказывали. Государству его разрешение видится в одном направлении. Это переход от всеобщей распределительной к смешанной системе пенсионного обеспечения, которая совмещает в себе, как государственное, так и негосударственное начало. Новая национальная концепция в этой социальной сфере строится на основе трехукладной модели защиты старости, а именно - государственного пенсионного страхования, государственного пенсионного и дополнительного пенсионного обеспечения.
По государственному пенсионному страхованию граждане получают так называемую трудовую пенсию, главным образом, формируемую за счет страховых взносов работодателей и граждан в Пенсионный фонд РФ.
Государственное же пенсионное обеспечение назначается лицам, которые по тем или иным причинам не смогли приобрести права на государственное пенсионное страхование. В эту категорию попадают государственные служащие, военнослужащие, работники МВД, прокуратуры и другие. По сути, она является социальной пенсией, и ее источником финансирования выступает федеральный бюджет.
Дополнительное пенсионное страхование строится на накопительном принципе. Оно формируется за счет добровольных взносов, как работодателей, так и граждан в негосударственные пенсионные фонды. И когда у участника НПФ наступает пенсионное основание (старость, инвалидность и т.д.), то из их фондов выплачивается ежемесячно дополнительная пенсия.
В целом последние действия государства направлены не только на упорядочение работы всего ПФ России, но и на то, чтобы стимулировать граждан на сотрудничество с НПФ. Правительство надеется, что с их помощью будущие пенсионеры будут получать более достойное денежное содержание.
И если оценивать пенсионные перспективы с экономической точки зрения, то получается, что безбедную старость российских пенсионеров может обеспечить только совокупность государственных и дополнительных пенсий.
Российский опыт
Первые субъекты негосударственного пенсионного обеспечения в постсоветской России появились еще в начале 1991 года. Тогда было создано свыше 10 НПФ. Но реальность была такова, что они действовали в своеобразном правовом вакууме. И только в сентябре 1991 года вышел знаменитый Указ Президента РФ "О негосударственных пенсионных фондах", который и стал основным нормативным документом, регулирующим эту сферу финансового рынка.
Указ структурировал негосударственную пенсионную систему и определил правила игры. Это в совокупности стимулировало формирование национального альтернативного пенсионного рынка. В результате к концу 1993 года в России действовало уже 1000 НПФ.
Бурный количественный рост пенсионных институтов проходил на первых этапах без надлежащего контроля со стороны государства. Только в 1994 году был создан главный государственный регулирующий орган - Инспекция негосударственных пенсионных фондов. Она стала выдавать не только лицензии на открытие фондов, но и требовать от них предоставления квартальных и годовых отчетов. Это позволило наладить постоянный мониторинг этой сферы финансового рынка.
К 1996 году порядок в основном был наведен. И только 211 фондов получили лицензии, а остальные прекратили свое существование. В последующие годы количество НПФ росло медленно, но зато они улучшились качественно. Так, на 1 января 1999 года у 270 фондов, действовавших в 47 субъектах Российской Федерации, величина активов превысила 7,8 млрд. рублей, что почти в 4 раза больше, чем на начало 1996 года. Кроме того, размер собственных средств у 100 НПФ достиг суммы в 1 млн. рублей, а у 12 этот показатель составил 10 млн. рублей.
Сегодня в стране действуют 287 НПФ, которые объединяют в своих рядах 4,54 млн. человек. Но и здесь не надо сильно обольщаться: на пять крупнейших НПФ приходится 70% рынка, на двадцать - до 88%. Эта элита образовалась за счет того, что их учредителями выступили крупные финансово-промышленные группы и естественные монополии, в том числе Газпром, РАО ЕЭС России, ЛУКОЙЛ, МПС, Сбербанк и т.д.
С экономической точки зрения НПФ постепенно превращаются в крупнейших игроков на финансовом рынке. На 1 апреля 2003 года собственное имущество НПФ увеличилось до 81,2 млрд. рублей, а пенсионные резервы - до 55,9 млрд. рублей. Причем большинство пенсионных взносов поступило от юридических лиц. Это свидетельствует о том, что подавляющая часть средств привлекается нерыночными способами. Нельзя не заметить и того, что НПФ теряют физических лиц, которые по собственной инициативе вкладывали в них деньги. Их общее количество за 2002 год снизилось на 20 тысяч человек.
Если говорить об инвестиционной политике, то структура размещения российских пенсионных резервов достаточно агрессивна. В частности, в 2002 году на федеральные государственные ценные бумаги приходится около 11% от их общего объема, на ценные бумаги субъектов Российской Федерации - 3%, на депозиты - 12%, на акции и облигации - 40%, на векселя - 25% и т.д.
По срокам размещения активы в основном краткосрочные. Так, активы до востребования составляют 4% от всех вложений, до 3 месяцев - 4%, на срок до одного года - 42% и свыше одного года - 50%. Такая временная структура, главным образом, связана с нестабильной экономической ситуацией в стране.
Местные возможности
Надо сказать, что Красноярский край не был в стороне от прошедшего пенсионного бума. В регионе в 1993 году действовало 24 фонда. Но после того, как начался процесс лицензирования, число региональных участников пенсионного рынка сократилось до 8. На сегодня реально в Красноярском крае работает только один самостоятельный фонд - НПФ "Сибирский межрегиональный". В то же время в Иркутской области таких институтов 4, Кемеровской области - 3, в Республике Хакасия - 1.
Помимо местного фонда в крае действует ряд филиалов НПФ. В частности, филиал "Телеком-союз", "Социум", НПФ Сбербанка РФ, "Благоденствие" и НПФ "Интеррос-достоинство" (действует в Норильском промышленном районе). Кроме них пытаются внедриться в регион и НПФ "Благо" Минатома России, а также ряд других структур (в основном, московских). Печальным является и тот факт, что Красноярская железная дорога направляет свои пенсионные взносы в Иркутский НПФ "Благоденствие".
Такая активность иногородних структур в Красноярском крае не случайна. По сути, НПФ являются своеобразным финансовым аккумулятором, накапливающим огромные внебюджетные средства. И это можно подтвердить простым расчетом.
Так, в Красноярском крае проживают около 3 млн. человек, среди которых более 1,3 млн. человек работают. В 2002 году средняя месячная заработная плата в регионе составляла 5998,2 рублей. И если все работающее население будет, согласно пенсионной реформе, добровольно платить хотя бы 9% (минимальная ставка, которую можно относить на себестоимость) от своей заработной платы в качестве взносов в НПФ, (а это опять-таки в среднем 540 рублей), то общая пенсионная сумма может составить 8,42 млрд. рублей. Она практически равняется половине бюджета края.
Это, конечно, только возможности. Но про них забывать нельзя. И, на мой взгляд, этот потенциал должен работать все же, в первую очередь, на экономику и социальную сферу Красноярского края. Но для этого необходимы совместные усилия не только негосударственного пенсионного обеспечения, но и работодателей, и органов государственной власти.
Виктор Прохоров
Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.