Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Экономический обзор

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Экономический обзор


Информационный Канал Subscribe.Ru


NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Экономический обзор, 1 июля 2003 г.
Пенсионное обеспечение: переход к многоукладности
С 1 августа 2003 года пенсионная реформа в Российской Федерации переходит на новый этап своего развития. Как известно, к этой дате Пенсионный фонд России обязан поставить в известность более 40 миллионов будущих пенсионеров о размере их накопительной части пенсии (для справки: трудовая пенсия состоит из трех частей - социальной, страховой и накопительной). Они, в свою очередь, должны в течение двух последующих месяцев определиться - как распорядиться этими деньгами. Выбора вообще-то всего два. Во-первых, деньги можно оставить в Пенсионном фонде России. Во-вторых, отдать в один из негосударственных пенсионных фондов.

картинка с http://russian.people.com.cn/

Новые подходы

Что происходит? О пенсионном кризисе мы уже рассказывали. Государству его разрешение видится в одном направлении. Это переход от всеобщей распределительной к смешанной системе пенсионного обеспечения, которая совмещает в себе, как государственное, так и негосударственное начало. Новая национальная концепция в этой социальной сфере строится на основе трехукладной модели защиты старости, а именно - государственного пенсионного страхования, государственного пенсионного и дополнительного пенсионного обеспечения.

По государственному пенсионному страхованию граждане получают так называемую трудовую пенсию, главным образом, формируемую за счет страховых взносов работодателей и граждан в Пенсионный фонд РФ.

Государственное же пенсионное обеспечение назначается лицам, которые по тем или иным причинам не смогли приобрести права на государственное пенсионное страхование. В эту категорию попадают государственные служащие, военнослужащие, работники МВД, прокуратуры и другие. По сути, она является социальной пенсией, и ее источником финансирования выступает федеральный бюджет.

Дополнительное пенсионное страхование строится на накопительном принципе. Оно формируется за счет добровольных взносов, как работодателей, так и граждан в негосударственные пенсионные фонды. И когда у участника НПФ наступает пенсионное основание (старость, инвалидность и т.д.), то из их фондов выплачивается ежемесячно дополнительная пенсия.

В целом последние действия государства направлены не только на упорядочение работы всего ПФ России, но и на то, чтобы стимулировать граждан на сотрудничество с НПФ. Правительство надеется, что с их помощью будущие пенсионеры будут получать более достойное денежное содержание.

И если оценивать пенсионные перспективы с экономической точки зрения, то получается, что безбедную старость российских пенсионеров может обеспечить только совокупность государственных и дополнительных пенсий.

Российский опыт

Первые субъекты негосударственного пенсионного обеспечения в постсоветской России появились еще в начале 1991 года. Тогда было создано свыше 10 НПФ. Но реальность была такова, что они действовали в своеобразном правовом вакууме. И только в сентябре 1991 года вышел знаменитый Указ Президента РФ "О негосударственных пенсионных фондах", который и стал основным нормативным документом, регулирующим эту сферу финансового рынка.

Указ структурировал негосударственную пенсионную систему и определил правила игры. Это в совокупности стимулировало формирование национального альтернативного пенсионного рынка. В результате к концу 1993 года в России действовало уже 1000 НПФ.

Бурный количественный рост пенсионных институтов проходил на первых этапах без надлежащего контроля со стороны государства. Только в 1994 году был создан главный государственный регулирующий орган - Инспекция негосударственных пенсионных фондов. Она стала выдавать не только лицензии на открытие фондов, но и требовать от них предоставления квартальных и годовых отчетов. Это позволило наладить постоянный мониторинг этой сферы финансового рынка.

К 1996 году порядок в основном был наведен. И только 211 фондов получили лицензии, а остальные прекратили свое существование. В последующие годы количество НПФ росло медленно, но зато они улучшились качественно. Так, на 1 января 1999 года у 270 фондов, действовавших в 47 субъектах Российской Федерации, величина активов превысила 7,8 млрд. рублей, что почти в 4 раза больше, чем на начало 1996 года. Кроме того, размер собственных средств у 100 НПФ достиг суммы в 1 млн. рублей, а у 12 этот показатель составил 10 млн. рублей.

Сегодня в стране действуют 287 НПФ, которые объединяют в своих рядах 4,54 млн. человек. Но и здесь не надо сильно обольщаться: на пять крупнейших НПФ приходится 70% рынка, на двадцать - до 88%. Эта элита образовалась за счет того, что их учредителями выступили крупные финансово-промышленные группы и естественные монополии, в том числе Газпром, РАО ЕЭС России, ЛУКОЙЛ, МПС, Сбербанк и т.д.

С экономической точки зрения НПФ постепенно превращаются в крупнейших игроков на финансовом рынке. На 1 апреля 2003 года собственное имущество НПФ увеличилось до 81,2 млрд. рублей, а пенсионные резервы - до 55,9 млрд. рублей. Причем большинство пенсионных взносов поступило от юридических лиц. Это свидетельствует о том, что подавляющая часть средств привлекается нерыночными способами. Нельзя не заметить и того, что НПФ теряют физических лиц, которые по собственной инициативе вкладывали в них деньги. Их общее количество за 2002 год снизилось на 20 тысяч человек.

Если говорить об инвестиционной политике, то структура размещения российских пенсионных резервов достаточно агрессивна. В частности, в 2002 году на федеральные государственные ценные бумаги приходится около 11% от их общего объема, на ценные бумаги субъектов Российской Федерации - 3%, на депозиты - 12%, на акции и облигации - 40%, на векселя - 25% и т.д.

По срокам размещения активы в основном краткосрочные. Так, активы до востребования составляют 4% от всех вложений, до 3 месяцев - 4%, на срок до одного года - 42% и свыше одного года - 50%. Такая временная структура, главным образом, связана с нестабильной экономической ситуацией в стране.

Местные возможности

Надо сказать, что Красноярский край не был в стороне от прошедшего пенсионного бума. В регионе в 1993 году действовало 24 фонда. Но после того, как начался процесс лицензирования, число региональных участников пенсионного рынка сократилось до 8. На сегодня реально в Красноярском крае работает только один самостоятельный фонд - НПФ "Сибирский межрегиональный". В то же время в Иркутской области таких институтов 4, Кемеровской области - 3, в Республике Хакасия - 1.

Помимо местного фонда в крае действует ряд филиалов НПФ. В частности, филиал "Телеком-союз", "Социум", НПФ Сбербанка РФ, "Благоденствие" и НПФ "Интеррос-достоинство" (действует в Норильском промышленном районе). Кроме них пытаются внедриться в регион и НПФ "Благо" Минатома России, а также ряд других структур (в основном, московских). Печальным является и тот факт, что Красноярская железная дорога направляет свои пенсионные взносы в Иркутский НПФ "Благоденствие".

Такая активность иногородних структур в Красноярском крае не случайна. По сути, НПФ являются своеобразным финансовым аккумулятором, накапливающим огромные внебюджетные средства. И это можно подтвердить простым расчетом.

Так, в Красноярском крае проживают около 3 млн. человек, среди которых более 1,3 млн. человек работают. В 2002 году средняя месячная заработная плата в регионе составляла 5998,2 рублей. И если все работающее население будет, согласно пенсионной реформе, добровольно платить хотя бы 9% (минимальная ставка, которую можно относить на себестоимость) от своей заработной платы в качестве взносов в НПФ, (а это опять-таки в среднем 540 рублей), то общая пенсионная сумма может составить 8,42 млрд. рублей. Она практически равняется половине бюджета края.

картинка с http://www.npf-strategy.ru/wwwimages/strategy_visual.jpg

Это, конечно, только возможности. Но про них забывать нельзя. И, на мой взгляд, этот потенциал должен работать все же, в первую очередь, на экономику и социальную сферу Красноярского края. Но для этого необходимы совместные усилия не только негосударственного пенсионного обеспечения, но и работодателей, и органов государственной власти.

Виктор Прохоров



Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное