Минфин
опубликовал вчера проект базового документа для бюджетных проектировок
на 2010-й и два последующих года — "Основные направления бюджетной
политики". Базовые принципы бюджета на 2010 год — "адаптация" экономики
госрасходами к снижению доходов, продолжение обвала импорта и экспорта
в ситуации стагнации, быстрый рост госзаимствований, проведение
пенсионной реформы в разгар экономического кризиса.
Вчера Минфин опубликовал доработанный после его
утверждения 30 июля правительством проект "Основных направлений
бюджетной политики" — "идеологической" части бюджета на 2010 и
2011-2012 годы (в октябре 2009 года его должна принять Госдума).
Последний прогноз Минфина ранее был известен лишь в версии
двухнедельной давности.
Формально изменения цифр в прогнозах Минфина
невелики. Прогноз дефицита федерального бюджета-2010 зафиксирован в 3,4
трлн руб. (в прежней версии 3,2 трлн руб.), или 7,5% ВВП. Доходы
снизятся с 17,1% ВВП в 2009 году до 15,7% ВВП в 2010-2011 годах и 15,5%
ВВП в 2012 году. При этом расходы бюджета, в 2009 году оцениваемые в
25,9% ВВП (в 2007-2008 гг.— 18,1-18,2% ВВП), в 2010 году составят 23,2%
ВВП, далее запланировано их снижение до 20% ВВП в 2011 году и почти до
предкризисного уровня в 18,5% ВВП в 2012 году. Минфин объясняет эту
стратегию необходимостью адаптации экономики к кризисным условиям.
Парадоксально, но крупнейшей антикризисной
тратой-2010 станет финансирование возросшего дефицита Пенсионного
фонда, возникшего из-за решения правительства увеличивать ставки
платежей в социальные фонды (в первую очередь пенсионный) лишь с 2011
года. Отказ от повышения в 2010 году бывшего ЕСН и дальнейшее
финансирование дефицита расширенного бюджета в 2010-2012 году за счет
резервного фонда и фонда национального благосостояния (первый
исчерпается в 2010 году полностью, от второго в 2012 году останутся 655
млрд руб. "неснижаемого остатка" средств, размещенных в ВЭБе, и около
300 млрд руб. свободных средств) преследуют, по сути, одну цель: рост
средней пенсии в 2010 году на уровень 38% к средней зарплате против 24%
сейчас. Причем Минфин прямо говорит об опасности новых проблем
пенсионной системы уже в 2014-2015 годах: перспективы долгосрочного
баланса в ней туманны.
Обязательства РФ, "подлежащие исполнению в
полном объеме" (в бюджетной росписи они на первом месте), увеличатся в
2010 году на 23% — с 3,192 трлн руб. до 3,925 трлн руб. Максимальный
рост расходов — более чем вдвое, на 129% — предусмотрен как раз на
обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда (1,166 трлн руб.
против 354 млрд руб. в 2009 году, рост на 812 млрд руб.); далее идет
выплата госпенсий — 253 млрд руб. против 180 млрд руб. в 2009 году,
рост на 40%. Но и вне пенсионного проекта бюджет на 2010 год остается
весьма напряженным: концепция "адаптации к кризису" не позволяет резко
сократить расходы, ожидания на которые и в обществе, и в госаппарате
сформированы на пике цен на нефть. В системе межбюджетных трансфертов
решено сохранить объемы трансфертов регионам в 2010 году на уровне 1
трлн руб.
Далее в списке расходов — выделение бюджетных
ассигнований на реализацию приоритетных направлений госполитики
(раздел, в котором предполагалась экономия бюджетных средств и
перераспределение расходов). Однако и тут расходы вырастут к 2009 году
на 94 млрд руб., или 2,9%, с 3,245 до 3,339 трлн руб. Так, ассигнования
по нацпроекту "Здоровье" увеличены на 12% со 102 до 115 млрд руб.
"Образование" потеряет 41% финансирования, или 11,1 млрд руб.— после
27,1 млрд в 2009 году в 2010-м на него намерены потратить лишь 16 млрд
руб., но во многом резервы в финансировании обоснованы демографическими
особенностями 2010-2012 годов). Сокращены расходы на "развитие
транспортной системы" (-25 млрд, или 8% средств 2009 года), "поддержку
АПК" (-0,6 млрд), но статья "подготовка особо значимых международных
проектов" (проведение Олимпийских игр в Сочи, Универсиады в Казани,
саммита АТЭС во Владивостоке) вырастет со 136 до 226 млрд руб.
Отдельно стоит отметить гособоронзаказ: его
финансирование в 2010 году составит 101,2% к уровню 2009 года с
сохранением этого уровня в 2011 и 2012 годах. При этом закупки
продовольствия увеличат на 25,6% от уточненного гособоронзаказа 2009
года, что "связано с увеличением числа военнослужащих" и ростом цен.
Остальные оборонные расходы попали под "оптимизацию" и составят 76,2%
от объема 2009 года. Наконец, расходы на федеральную адресную
инвестиционную программу (ФАИП) и ФЦП сокращаются, но крайне медленно —
с 1,15 трлн руб. в 2009 году до 1,032 трлн руб. в 2010 году. Столь
мягкое сокращение расходов на ФЦП и ФАИП — компромисс между идеологами
"плана-2020" в Белом доме и сторонниками экономии. При этом в 2010 году
восстановится финансирование инвестфонда — по этой линии израсходуют
35,4 млрд руб.
Несущественное, учитывая масштабы падения
доходов бюджета, сокращение расходов Белый дом предполагает оплатить
быстрым ростом госдолга. В 2010 году предполагается привлечь внешних
займов на 649 млрд руб. (около $20 млрд), на внутреннем — 962 млрд руб.
(около $30 млрд, в сумме, очевидно, учитывается эмиссия ОФЗ для
докапитализации банковской системы). В 2010 году займы составят 2,3%
ВВП, в 2011 году — 2,7%, в 2012 году Минфин предполагает снижение до
1,6% ВВП. При этом ведомство указывает: активные займы РФ на рынке
могут повредить интересам компаний, также предполагающих занимать.
Хотя Минфин считает уровень долговой нагрузки
бюджета низким, резкий рост займов к 2011 году вызывает наибольший
скепсис экономистов. Юлия Цепляева из Merrill Lynch считает, что
технически займы такого размера возможны, но переход РФ к "агрессивной"
политике займов может привести и к снижению кредитного рейтинга страны,
и к росту ставок выше 8% годовых. Она полагает, что долгосрочная
стратегия "хронического" дефицита бюджета РФ в 3-4% ВВП в год при
финансировании его займами вполне вероятна: "К 20-му году Россия вполне
может иметь суверенный долг в размере 45% ВВП". А Евгений Гавриленков
из "Тройки Диалог" считает такого размера займы РФ "нереальными" и
предлагает не относиться к документу Минфина всерьез. По его мнению, в
марте 2010 года "начнется новый бюджетный процесс" — пересмотр уже
принятого бюджета.
Пока же корректируются даже цифры 2009 года.
Так, вчера начальник управления таможенных доходов ФТС Борис Шкуркин
сообщил "Прайм-ТАСС", что Минфин согласился снизить ведомству годовой
план сборов с 3,47 трлн до 3,17 трлн руб. (на 9%). Причина — большее,
чем предполагало правительство, сокращение импорта. Минфин уже заложил
в прогноз на 2010 год сокращение импорта еще на 55-58% к уровням 2009
года. Даже с учетом обвала импорта в первом полугодии 2009 года на 50%
такой прогноз выглядит крайне резким — в отличие от прогноза сокращения
экспорта в 2010 году на 45% от уровня прошлого года.