В
России в рамках мирового финансового кризиса вчера было
национализировано первое предприятие. Специальный корреспондент "Ъ"
АНДРЕЙ КОЛЕСНИКОВ считает, что премьер Владимир Путин намеренно сделал
это публично: он продемонстрировал схему, по которой это будет
происходить и впредь.
Владимир Путин вошел в цех совместного
предприятия "Волгаэро" в черной рубашке и черном костюме — скорее
всего, потому, что утром стало известно, что умер полпред президента по
Уральскому федеральному округу Петр Латышев (см. стр. 3).
— До вас мировой финансовый кризис докатился? —
на всякий случай спросил я одного из сотрудников предприятия, который
до сих пор обтачивал одну деталь на приборе, до боли похожем на аппарат
зубного техника.
— До нас сатурновский кризис докатился,—
отвечал рабочий.— Французская Snecma деньги на запчасти дает (то есть
обтачивать есть что.— А. К.), а наши — не дают (то есть обтачивать не на что.— А. К.).
У рабочего была непроверенная информация. Более
или менее проверенной обладал губернатор Ярославской области Сергей
Вахруков. На совещании он сказал, что в целом ситуация на рыбинском НПО
"Сатурн", которое занимается производством двигателей для гражданских и
военных самолетов и для других объектов, которые язык не поворачивается
назвать вслух, неплохая.
— Но по ряду проблем,— оговорился губернатор,— надо принимать совместные решения.
Тут быстро выяснилось, что предприятие —
банкрот и что правительственный десант, высадившийся вчера в Рыбинске
во главе с Владимиром Путиным,— команда то ли ликвидаторов, то ли
спасателей.
В зале, где шло совещание, Владимир Путин сидел
между министром промышленности и торговли Виктором Христенко и
министром здравоохранения и социального развития Татьяной Голиковой. То
есть, проще говоря, он сидел между мужем и женой как посаженный (прошу
понять правильно) отец.
— Имея большой кредитный ресурс, предприятие не
имеет больше возможности кредитоваться. На днях,— заявил губернатор,—
предприятие направило заявку на сокращение 4 тыс. работающих. Но я
уверен, что меры, которые мы обсудили, могут быть приняты и что
предприятие будет спасено.
Владимир Путин кивнул. Казалось, все, что здесь
происходило, было призвано продемонстрировать, что правительство, если
навалится на какую-то проблему, просто не сможет не решить ее. Здесь
вот-вот должны были показать, как и с каким размахом это делается, и
поэтому за столом с таким торжественным видом сидели вице-премьер
Сергей Собянин, вице-премьер Игорь Сечин, вице-премьер Дмитрий Козак,
заместители министров...
Казалось, вся мощь государственного аппарата
обрушилась на бедное во всех смыслах НПО "Сатурн" — и могло, просто по
неосторожности, смести его с лица земли.
Но нет, оно было нужно государству. Это
выяснилось из краткого вступительного слова Владимира Путина. Все
оказалось не так просто и не так пропагандистски однозначно.
Финансовый кризис долетел до "Сатурна" со
скоростью света, и государство воспользовалось этим на первый взгляд
безжалостно и цинично. Владимир Путин объявил, что мажоритарные
акционеры решили продать свои акции миноритарному - государству (ему
принадлежали до сих пор только 37% акций). Все как один, и они, добавил
Владимир Путин, продадут эти акции "по рыночной цене".
Правда, непонятно было, по какой именно: по
той, которая была месяц назад, по той, которая сейчас, или по той,
которая будет через месяц, то есть по, как бы это сказать, остаточной
рыночной цене.
— Нельзя не отметить,— говорил, между тем,
премьер,— что предприятие проводило рискованную финансовую политику,
когда брало большие кредиты за рубежом... Возникла угроза испытаниям и
сертификации двигателя самолета "Суперджет 100" (эти испытания проходят
на "Сатурне".— А. К.). Будет проведено,— добавил господин
Путин,— рефинансирование всех долгов предприятия, и эту работу берет на
себя ВТБ (его президент Андрей Костин был в зале.— А. К.). В
кратчайшее время предстоит решить, как будет организовано
перекредитование предприятия. Кроме того, "Роснанотех" уже подготовил
проект производства на "Сатурне" современных наноматериалов и готов
гарантировать заказ на 1 млрд рублей.
Сам "Сатурн", став государственным, поступит в
распоряжение "Оборонпрома", будет объединен с Уфимским
моторостроительным производственным объединением, и вместе они образуют
государственную двигателестроительную корпорацию.
Выступил заместитель министра промышленности и
торговли Денис Мантуров. Он объявил, что предприятию для организации
плановых испытаний двигателей нужно сейчас 3 млрд рублей. Совладелец и
гендиректор НПО "Сатурн" Юрий Ласточкин (топ-менеджерам завода господин
Путин гарантировал прежнюю работу) уточнил эту цифру — надо 4 млрд.
Владимир Путин сказал, что он согласен и что во
имя сертификации двигателей по европейским нормам надо гарантировать не
меньше 4,5 млрд рублей.
Выиграл этот аукцион господин Христенко: он сказал, что, по его подсчетам, это не 4,5 млрд, а 5 млрд.
Желающих поднять цену не нашлось.
Один за другим выступили представители
заказчиков. Они были едины в том, что продукция предприятия уникальна,
суперсовременна и остро необходима им.
— Итак,— подвел итог господин Путин,— на 10 млрд рублей заказы гарантированы, еще на 15 млрд — возможны.
— Насчет перекредитования,— отметил господин Костин,— будет правильно прямо завтра сесть с руководством завода и все решить!
Так в рамках мирового финансового кризиса вчера
в России было публично национализировано первое предприятие.
Государство продемонстрировало, что оно, как и обещало все последнее
время, переходит на "ручное управление" экономикой, и я хоть понял,
почему с таким искренним интересом премьер перед началом совещания
ходил по цехам: он уже знал, что это его предприятие.
О чем договорились с Юрием Ласточкиным
Как
рассказал "Ъ" источник, знакомый с ходом переговоров, государственная
ОПК "Оборонпром" приобретет у Юрия Ласточкина и его партнера Александра
Артюхова 48,76% акций НПО "Сатурн" и 58,65% Уфимского
моторостроительного производственного объединения (УМПО). В результате
сделки "Оборонопром" получит контроль над обеими компаниями. Ранее
госхолдингу принадлежало 28% акций УМПО и 37% акций НПО "Сатурн". По
словам собеседника "Ъ", общая сумма сделки составит 1,6 млрд руб.
Источник в Объединенной авиастроительной компании (ОАК) добавляет, что
ОАК будет рекомендовать оставить Юрия Ласточкина на посту гендиректора
НПО "Сатурн".
НПО "Сатурн" и Юрий Ласточкин
НПО
"Сатурн" образовано в 2001 году слиянием ОАО "Рыбинские моторы" и
конструкторского бюро "Люлька-Сатурн". С момента создания предприятие
возглавляет Юрий Ласточкин, который является бенефициаром ряда
юридических лиц, владевших НПО.
За время работы господина Ласточкина в
"Сатурне" выручка компании возросла с 6,42 млрд руб. в 2002 году до
10,37 млрд руб. в 2007 году, чистая прибыль — с 755,1 млн руб. до 1,98
млрд руб. С 2003 года акции НПО торгуются на РТС. Капитализация с
начальных 5 млрд руб. поднималась до 12 млрд руб. в 2007 году.
Сам "Сатурн" стал одним из основных
производителей газотурбинных двигателей в России. В военной сфере НПО
является ведущим разработчиком реактивных двигателей пятого поколения
для авиации и газотурбинных установок для кораблей. С 2002 года
компания (единственная в стране) освоила выпуск двигателей для
стратегических крылатых ракет, которые раньше изготавливались только на
Украине. В том же году "Сатурн" совместно с французской компанией
Snecma выиграл конкурс на производство двигателей для пассажирского
самолета Sukhoi SuperJet. А в 2006 году НПО выделило в отдельную
структуру производство промышленных газотурбинных установок для
"Газпрома" и "дочек" РАО ЕЭС.
В 2006 году "Рособоронэкспорт" с помощью своей
дочерней структуры "Оборонпрома" начал процесс формирования нового
двигателестроительного холдинга. Его ведущим предприятием должен был
стать "Сатурн". В августе 2007 года поручение об интеграции НПО в
холдинг дал Владимир Путин. Однако Юрий Ласточкин отказался от всех
предложений по поглощению "Сатурна". Более того, в декабре 2007 года он
начал объединение с Уфимским моторостроительным производственным
объединением (на которое также претендовал "Оборонпром"), купив 19,98%
его акций и заявив о планах довести пакет до 51%. Эти планы были
выполнены. Тем временем сам "Оборонпром" вошел в госкорпорацию
"Ростехнологии", которая взялась за реализацию проекта по объединению и
подчинению себе двигателестроителей с удвоенной энергией. После этого у
господина Ласточкина практически не осталось шансов сохранить контроль
над своим "Сатурном".