Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Кто мешает бизнесу работать?


Экономика: обзор российских и зарубежных СМИ

14 июля 2010 г.

Без лицензии на смерть

Медиков освободят от лицензий, но судить будут строже.

Премьер Владимир Путин решил усовершенствовать чиновников. И быстро — до 2012 года. Бой объявлен коррупции, неэффективности и чрезмерному вмешательству органов исполнительной власти в регулирование бизнеса. Министр экономического развития Эльвира Набиуллина на последнем заседании президиума правительства отчиталась о потерях чиновников и о приобретениях рядовых граждан. Хит ее доклада — отказ от лицензирования врачебной деятельности. Обеспокоенным больным обещано ужесточение наказания проштрафившихся медиков и фармацевтов.

Первое масштабное сокращение лицензий было предпринято девять лет назад. По инициативе ведомства Германа Грефа (предшественника Эльвиры Набиуллиной) 1 июля 2001 года был принят закон, согласно которому из более чем 500 лицензируемых на федеральном уровне видов деятельности осталось немногим более 100. Тогда же появилось и первое “одно окно”. Правда, заглянуть в него могли только потенциальные инвесторы и некоторые налогоплательщики.

В Минэкономразвития так старались побыстрее исполнить тогдашние установки Путина на сокращение чиновничьего поголовья и ликвидацию очередей, что иногда допускали забавные промахи. В предварительный список ликвидируемых лицензий, уже подписанный Грефом и отправленный Путину, неожиданно для самих разработчиков (автор сам видел, как схватился за голову один из замминистров), вкрались предприятия, производящие и перевозящие взрывчатые вещества. Пришлось слать в Кремль еще одного курьера.

Впрочем, сейчас война с пережившими первый наскок лицензиями ведется Эльвирой Набиуллиной по всем правилам окопной войны, то есть тщательным измором. “МК” уже писал о планах правительства ввести с 1 января 2011 года электронное уведомление (с электронной же подписью) о начале предпринимательской деятельности. Планируется, что это можно будет сделать через уже действующий портал госуслуг. В Новой Зеландии, например, где такой интернетной схемой пользуются более 15 лет, на открытие нового предприятия, включая постановку на налоговый и страховые учеты, уходит максимум 20 минут. Обещано и расширить перечень бизнесов, которыми можно заняться без разрешения.

А вчера стало известно, что ведомство Набиуллиной предлагает к началу следующего года перейти “от лицензирования к уведомительному порядку осуществления фармацевтической, медицинской деятельности, деятельности по производству медицинской техники, по техобслуживанию медтехники, по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказам граждан”. Более того, медицинские производители освобождаются от получения санэпидемзаключений на изделия, уже прошедшие оценку соответствия.

Экономия казенных средств налицо. Высвобождается значительное число лицензионных и санитарных чиновников. Выгодно и производителям с потребителями — быстрее будут открываться новые медцентры, аптеки. А значит, и цены на лекарства будут сдерживаться не личными фармревизиями премьера, а банальной конкуренцией.

Одно плохо — страшно идти к не лицензионному врачу. Но в Минэкономразвития придумали ужесточить гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность юрлиц, индивидуальных предпринимателей, руководителей юрлиц и учредителей-лекарей. Так что за ошибку они ответят. Пережившим медицинскую либерализацию в Минэкономразвития советуют пользоваться “одним окном” в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг. “В перспективе, — как обещают в ведомстве Набиуллиной, — их откроют в каждом районном центре”.

Источник - Московский комсомолец - Константин Смирнов



Кто мешает бизнесу работать?


Несмотря на настоятельные предупреждения властей по поводу того, что госструктуры не должны «кошмарить бизнес», ситуация, похоже, заметно не изменилась. Российские предприниматели назвали главных своих недругов.

Из всех органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность, наибольшие претензии предприниматели предъявляют к налоговой инспекции: ее деятельность мешает 65% опрошенных. На втором месте - государственная противопожарная служба (она вызывает недовольство 50% респондентов), свидетельствует недавний опрос ВЦИОМа.

Несколько реже представители бизнес-сообщества указывают на препятствия со стороны местной администрации (42%), Ростехнадзора (41%) и Роспотребнадзора (40%), лицензирующего органа (38%), региональной администрации (31%). В наименьшей степени предпринимателям мешает деятельность МВД (24%), Общества по защите права потребителей (22%) и антимонопольных органов (20%).

По сравнению с 2007 годом недовольство большинством указанных органов возросло. В наибольшей степени это касается деятельности местной и региональной администраций (с 21 до 42% и с 16 до 31% соответственно).

Главной проблемой предприятия при проведении проверок остается требования избыточного по сравнению с законом пакета документов (33%). Значительно чаще нежели в 2008 году предприниматели стали упоминать намеки на необходимость оплаты услуг (с 16 до 30%), «заказные» проверки (с 18 до 25%), нарушения правил проведения проверок (с 8 до 12%) и несоответствие предмета проверки указанному в распоряжении о проверке (с 4 до 9%).

С 2007 года постепенно растет доля тех, кто указывает на недостаточную компетентность должностных лиц, осуществляющих проверки (с 17 до 24%). Напротив, чуть реже стали говорить об избыточной частоте проверок (с 32 до 29%).

Источник - Московский комсомолец - Геннадий Печёнкин


В избранное