Перспективы вылета Греции из зоны евро, несмотря на бодрые заявления европейских чиновников, остаются не такими уж и эфемерными. Серьезные проблемы этой страны с бюджетным дефицитом и внешним долгом ставят под удар всю зону евро. Невозможность использования для стабилизации положения в стране девальвирования национальной валюты (которой нет) неизбежно ставит дилемму: либо исключение Греции из еврозоны с возвращением ее прежней валюты - драхмы, - либо постепенная девальвация самого евро. Эта девальвация очевидна
уже сейчас. С конца прошлого года, со своего локального пика $1,51 за €1, евро обрушился до отметки $1,37 за €1.
Впрочем, многие эксперты, включая известного финансиста Джорджа Сороса, высказывают надежду на то, что Греции удастся сохранить свое членство в зоне евро. "Я действительно уверен, что Греция будет делать все необходимое, чтобы соответствовать критериям страны зоны евро, а ЕЦБ откроет финансирование под залог греческих гособлигаций", - заявил Сорос, выступая сегодня перед журналистами в Джакарте.
В настоящий момент мировые финансовые круги серьезно обеспокоены ситуацией вокруг Греции и связанной с этим неопределенностью в отношении евро. Инвесторы опасаются, что финансовые проблемы этой страны подорвут глобальное восстановление экономики и приведут к ослаблению роли единой европейской валюты. В связи с этим завтра, 11 февраля, в Брюсселе должна будет состояться встреча на высшем уровне, где представители ЕС попытаются найти выход из сложившейся ситуации. "Поддержка Греции отвечает их целям. Я надеюсь,
что Европейский союз и ЕЦБ найдут такой способ финансирования правительства Греции, чтобы это не стало слишком дорогим для этой страны и оказало ей помощь", - отмечает Сорос.
Между тем европейские финансовые структуры пока не демонстрируют особого желания спасать Грецию. Вчера Европейский инвестиционный банк (EIB) исключил возможность оказания финансовой помощи этой стране, сославшись на устав организации. По заявлению представителя EIB, банк может финансировать "лишь экономически конкурентные проекты", а помощь государствам ЕС, обремененным бюджетными дефицитами, не предусмотрена положением о деятельности банка.
Между тем Греция продолжает оставаться очевидным "слабым звеном" в еврозоне, и ее фискальные проблемы вызывают опасения возможного дефолта страны. Бюджетный дефицит Греции достиг по итогам минувшего года 12,7% от ВВП при установленной планке для стран зоны евро в 3% ВВП. Удержаться в установленных пределах Греции удалось лишь однажды, в 2006 году. Более того, в 2004 г. страна призналась, что, начиная с 2000 г., ни разу не давала правдивых данных об уровне дефицита бюджета. В ноябре же прошлого года выяснилось,
что данные о дефиците по итогам 2008 г. и прогнозах на 2009 г. вновь были искажены.
Ситуация, порожденная Грецией, усугубляется тем, что ликвидировать проблемы одним лишь исключением этой страны из еврозоны с последующей девальвацией возрожденной национальной валюты вряд ли возможно. Помимо Греции серьезные проблемы испытывают и другие страны зоны евро - Испания и Португалия. Таким образом, созданный прецедент может привести к развалу всей еврозоны. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что власти ЕС и ЕЦБ пойдут на все, чтобы не допустить выпадения Греции из еврозоны. Это может означать
предоставление кредитов на ранее абсолютно недопустимых условиях и общее снижение требований к странам-членам еврозоны. Все это будет и дальше способствовать ослаблению евро, то есть, по сути, дальнейшей его девальвации.
УТРО.РУ - Сергей СЕРЕБРОВ
В минувший уик-энд в канадском арктическом поселке Икалуит встречались главы финансовых ведомств и центробанков стран "большой семерки". Россию не пригласили: элитный клуб захлопнул перед нею двери, указав, что для таких, как она, существует G20.
О том, что Россию в Икалуит не позовут, было известно почти месяц назад. В середине января источники в Минфине сообщили, что приглашения нет и, скорее всего, не будет, но ничего страшного не произошло. Как резюмировал замминистра финансов Дмитрий Панкин, "Канада не собиралась приглашать Россию. И это не связано с понижением роли России. Сейчас саммиты министров финансов "большой семерки" превращаются в обычные "посиделки", а все основные решения принимаются на саммитах "большой двадцатки".
Однако это больше походило на попытку сохранить хорошую мину при плохой игре. Члены G7 намерены были обсуждать в Икалуите ключевые темы международного экономического развития: курсы валют, пути оживления мировой экономики, антикризисные меры правительств и т.п. И было ясно, что сплоченная и организационно зрелая "семерка" (ей уже более 30 лет) способна сформулировать по этим вопросам куда более четкие и судьбоносные ответы, чем едва сформировавшаяся "двадцатка". Так что Россию явно понизили в статусе. Справедливости
ради следует заметить, что полноправным членом "семерки" она никогда и не была. Ее появление на этом форуме было сперва эпизодическим, а потом вызвало его "раздвоение" на "большую восьмерку", занимающуюся вопросами глобальной безопасности, и "финансовую семерку" с участием РФ в качестве гостя. Была надежда, что Россия вот-вот станет полноправным членом этого клуба. Теперь такой надежды не осталось.
Поэтому накануне встречи в Икалуите, когда стало ясно, что приглашения не дождаться, российский МИД высказался в совершенно ином духе. "Решение не приглашать Россию на очередную встречу "большой семерки" является неверным", – заявил официальный представитель МИД Андрей Нестеренко. Это, по его словам, стало проявлением "старых политических стереотипов".
Запад сегодня стоит перед необходимостью отвечать на новые вызовы, которые исходят уже не от России. Восток, как олицетворение бурно развивающихся молодых экономик, борется за мировую власть (или хотя бы часть этой власти). Стороны уже почти равны по экономическому потенциалу, однако у Запада сохраняется безусловное политическое превосходство и доминирование на мировой арене. И стремясь его сохранить, ведущие западные державы закрывают свой элитный клуб для посторонних посетителей. Эти пусть выпускают пар на
саммитах "двадцатки", считая, что именно она отныне будет вершить судьбы мировой экономики.
На самом деле "семерка" вовсе не собирается упускать бразды правления: на предпоследней встрече (в Стамбуле в октябре 2009 г.) она это четко дала понять. Вопреки некоторым ожиданиям, в коммюнике встречи ничего не говорилось о возможности "самоликвидации" G7, хотя к тому моменту уже состоялся знаменитый саммит G20 в Питтсбурге, на котором "большая двадцатка" объявила себя главной в вопросах экономики. Видимо, у G7 иное видение ее места и роли. И, кстати, именно на встрече в Стамбуле члены "семерки" решили избавиться
от "наблюдателей" типа России.
Прошлой осенью в СМИ появилась информация о том, что администрация Барака Обамы подготовила план превращения "семерки" в "четверку": Европа (еврозона плюс Великобритания), Япония, США и Китай. Последний давно стал важнейшим партнером США в их глобальной игре в доллары и очень преуспел в этой игре, скопив у себя уже около $2 трлн активов. Такого игрока лучше держать при себе, чтоб не натворил чего-нибудь с этим "богатством". Кроме того, введя Китай в свой клуб, западные страны ослабят все структуры "восточной
оппозиции": БРИК, "группу 77", Е7, а также авторитет G20.
Будут ли США на самом деле создавать G4, не известно. В последнее время между Вашингтоном и Пекином усилились разногласия политического характера, и это может иметь принципиальное значение. Ведь в элитный клуб берут отнюдь не только за экономические достижения. "Большая семерка" была и остается обществом единомышленников. Китай в их число пока не входит. И Россию после "испытательного срока" туда не приняли. Выходит, мы с Западом действительно разные цивилизации.
УТРО.РУ - Андрей МИЛОВЗОРОВ