По данным исследования Nielsen, в 2008 году российский рынок упакованных
продуктов питания и напитков «выстрелил» почти на 23% (22,5%) по
стоимости, подстегнутый высокой продовольственной инфляцией. При этом в
последние месяцы 2008 года рост рынка, который стабильно развивался в
течение докризисного периода, фактически остановился, и впервые за
последние несколько лет розничные продажи продемонстрировали тенденцию к
отрицательной динамике. По данным Nielsen, c августа по ноябрь 2008 года, потребление
упакованного продовольствия снизилось на 0,3%. Потеря в динамике продаж в
натуральном выражении, по сравнению с периодом апрель-июль 2008, составила
порядка пяти (4,8) процентных пунктов. В результате этого прирост рынка в
натуральном объеме за совокупный период с декабря 2007 по ноябрь 2008 не
дотянул и до 5%».
«В 2009 году сохранить темпы роста даже на
уровне 2008 года будет непросто, - говорит Дуайт Уотсон, Генеральный
директор компании «Nielsen Россия». Уровень потребительского доверия в
России продолжает стремительно снижаться, потеряв в феврале 2009 года еще
6 пунктов».
Индекс потребительского доверия рассчитывается Nielsen на основе
данных онлайн исследований исходя из таких показателей, как уверенность
потребителей в перспективах трудоустройства, оценка ими состояния личных
финансов и готовность покупать новые товары. Результаты недавнего онлайн
опроса, который был проведен 16-20 февраля 2008 года только в России,
стали частью второй волны масштабного исследовательского проекта ‘Russians
Through Crisis´.
Первое резкое падение Индекса
потребительского доверия в России (на рекордные 16 (!) пунктов) произошло
в ноябре 2008. Набирающая обороты рецессия в экономике, рост безработицы,
девальвация рубля и бремя кредитов, набранных в «оптимистичные» годы,
накладывает отпечаток на настроения потребителей. По данным
онлайн-исследования Nielsen, в феврале 2009 года Индекс потребительского
доверия в России, и без того низкий, потерял еще 6 пунктов по сравнению с
ноябрем 2008, составив 82 пункта.
Один из главных источников
беспокойства для российских потребителей - трудоустройство. Рынок
кандидата ушел в небытие. По сравнению с сентябрем 2008 г., число
потребителей, для которых нынешняя ситуация открывает хорошие перспективы
трудоустройства, сократилось в 2,5 раза - с 50% в сентябре 2008 до 20% в
феврале 2009. Практически каждый пятый (18%) сегодня считает свои
перспективы в области трудоустровства плохими, что в три раза больше, чем
всего полгода назад - в сентябре 2008 года. Всего обеспокоены своей
работой, по данным на февраль 2009 года, - 75% участников исследования Nielsen (тех, кто
считает свои перспективы в области трудоустройства не слишком
хорошими/плохими).
Стоит отметить, что наиболее заметное
снижение оптимизма по поводу трудоустройства у россиян произошло в ноябре
2008 года, и по сравнению с этим периодом в феврале 2009 падение оказалось
не столь знательное.
Аналогичным образом меняется восприятие
российскими потребителями и состояния собственных финансов. Наибольшее
снижение по этому показателю было зарегистрировано Nielsen в ноябре 2008
года. В феврале 2008 года же значительного падения не наблюдалось. Меньше
половины российских онлайн-пользователей (47%) сегодня уверены в своих
финансах. В ноябре их было 51%.
Однако, что касается
готовности тратить, то, похоже, именно сейчас российский потребитель,
позволивший себе «погулять» на Новый год и Рождество, всерьез берется за
экономию.
Согласно результатам второй волны исследования
Nielsen ‘Russians through crisis´, готовность российских потребителей
тратить неуклонно снижается. 47% респондентов считают ближайшие 12 месяцев
не очень хорошим временем для покупок, а 20% - и вовсе плохим. Если в
ноябре 2008 года тех, кто отметил ближайший год как «хорошее» и «отличное»
время для покупок новых товаров, было 41%, то в феврале 2009 года это
цифра составила уже 30%. В то же время доля потребителей, для которых
время для покупки новых вещей «не очень хорошее» и «плохое» с ноября 2008
по февраль 2009 года выросла почти на 20%.
Интересно отметить
еще один факт, который характеризует развитие российского
продовольственного рынка: если в течение первых месяцев 2008 года
потребление традиционных молочных продуктов в Городской России неуклонно
снижалось, то с наступлением кризиса, в IV квартале 2008 года ситуация в
молочной индустрии начала меняться, и уже в октябре и ноябре 2008 года
наблюдался рост розничных продаж молока.
«Пока рано говорить о
том, что из-за снижения покупательной способности, часть потребителей
переориентируется в своих предпочтениях на базовые продукты, однако
возможно, что углублении кризиса эта тенденция продолжит развитие в
отдельных категориях», - говорит Дуайт Уотсон.
400 лет назад, в 1609 году, началась политическая карьера простого
монаха-капуцина отца Жозефа, чье прозвище "серый кардинал" дало название
типу управленцев, предпочитавших править, оставаясь в тени официальных
властителей. Помимо власти близость к правящим персонам приносила серым
кардиналам и существенные доходы. Шотландцу Джону Лоу удалось стать
министром финансов и богатейшим человеком Франции. А прусский банкир
Блейхредер создал крупнейшие состояния себе и своему покровителю Бисмарку.
Однако далеко не всем серым кардиналам удавалось сохранить созданные
тяжелым теневым трудом грандиозные накопления.
http://www.rokf.ru/sosial/2009/03/13/103158.html
Ферма гарантирует
На фоне всего плохого может случиться и хорошее, говорят
чиновники: отечественный производитель поднимется, замещая подорожавший
импорт. Крупные производства, не зависящие от импорта, вообразить
непросто. Но что-то подобное можно сделать на своем приусадебном участке.
Оказывается даже маленькие птички способны приносить существенный доход
при инвестициях вполне кризисного размера.
http://www.rokf.ru/investment/2009/03/13/102219.html
Распад СССР. Российские параллели
Не стоит переоценивать значение цен на нефть при анализе
современных проблем России. В 1999 году, когда в России начался
экономический бум, продолжавшийся десятилетие, цена на нефть составляла
только $32 за баррель. Сегодня цена нефти составляет $45 - но Россия в
кризисе. Цены на нефть влияют на нынешнюю ситуацию в России, однако
намного более важно влияние экономической модели. Эта модель не поощряет
развитие малого и среднего бизнеса, но чрезмерно опирается на большой
бизнес, которым владеет государство или олигархи.
http://www.rokf.ru/different/2009/03/13/094016.html